Напоминание

"Лад: мажор, минор"


Автор: Фёдорова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО
Населённый пункт: с. Ильинка Прибайкальский район РБ
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Лад: мажор, минор"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект занятия

«Лад: мажор, минор»

Название

детского

объединения:

вокальная

студия

«Музыкальная

карусель»

Педагог дополнительного образования: Фёдорова Ольга Николаевна

Возраст детей: 8-10 лет.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Место проведения: МОУ ДО «Ильинский Дом детского творчества».

Тема занятия: «Лад: мажор, минор».

Цель занятия: Ознакомление обучающихся с музыкальными ладами: мажор и

минор.

Задачи:

Обучающие:

-

научить различать мажор и минор, как веселое и грустное настроение;

- научить различать мажорный и минорный лады в музыке.

Развивающие:

- развивать слуховое восприятие посредством музыкальных

произведений;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать творческие способности, ассоциативное мышление.

Воспитательные:

- воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной

деятельностью;

- воспитывать интерес к классической музыке через слушание.

Тип занятия: изучение нового материала.

Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, синтезатор.

Дидактический материал:

карточки с изображением смайликов, нотный

материал.

Наглядный материал: презентация по теме занятия.

Музыкальный материал:

1.Роберт Шуман «Смелый наездник»;

2. Роберт Шуман «Первая утрата»;

3. Людвиг Бетховен «Грустно – Весело»;

4. Людвиг Бетховен « К Элизе»;

5. А. Петров «Осенний марафон»;

6. И. Филипенко «Полька зайцев» и т. д.

Структура занятия:

1. Орг. момент - 5 мин.

2. Изучение нового материала – 25 мин.

2.2. Сообщение темы занятия

2.3. Работа по теме занятия

3. Вокальная работа – 13 мин.

4. Подведение итогов – 2 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Я рада всех вас

видеть на нашем занятии, и, надеюсь, что вам будет интересно!

Мы с вами сегодня поговорим об удивительном мире Музыки. Но сначала у

меня будет один вопрос. Скажите, пожалуйста, какое настроение у вас

сегодня? (Ответы детей) Да, вижу, вы сегодня в прекрасном настроении и

готовы получать знания! Но ведь не всегда у вас настроение бывает хорошее,

бывает, что настроение у вас немного грустное. И это неудивительно, ведь

настроение может быть самым разным: когда-то весело и хорошо, а когда-то

просто грустно. У меня же настроение сегодня просто замечательное! А вы

знаете, что у музыки тоже бывает настроение? И, как у каждого из нас, оно

может быть как радостным, так и грустным и печальным. И называется это

настроение – лад. Сегодня, ребята, наше занятие будет посвящённо

разучиванию темы: «Лад: мажор и минор в музыке».

2. Изучение нового материала

Лад в музыке создает настроение. Лад - славянское слово и переводится

как «мир», «порядок», «согласие».

В музыке есть два лада: мажор и минор. Веселый и радостный лад –

называется МАЖОР). Лад грустный, печальный называется МИНОР.

Послушайте ребята, вот такую Сказку о Мажоре и Миноре.

Жили-были братья-гномы,

Дом их рядом с нотным домом,

Брат-мажор с минором-братом,

Два различных брата-лада.

Я – Мажор, бегу, кричу.

Я – Минор, иду, грущу.

Я – Мажор, смеюсь, шумлю.

Я – Минор, шепчу и сплю.

Я – Мажор, веселый гном,

Счастлив даже под дождем,

Я – Минор, печальный гном,

Грустный прихожу я в дом.

Интересный разговор?

Вот ребята мы узнали

Про минор и про мажор!

Веселый Мажор дружит с грустным Минором. И за то, что они ладят

друг с другом их называют: Мажорный лад и Минорный лад.

Давно, двести лет назад в стране Германии жил очень талантливый

композитор Роберт Шуман, который сочинял разные красивые музыкальные

произведения. Сочинял он и детскую музыку. Я предлагаю вам прослушать

его произведение, которое носит название «Смелый наездник».

Кого

называют наездником? (ответы детей) Человека, который ездит верхом на

лошадях. Итак. Слушаем пьесу.

Слушание: «Смелый наездник» Р. Шумана

Какой характер музыки? Какое настроение? (ответы детей)

Смелая, веселая, отважная, решительная, радостная. Значит, лад тут будет

МАЖОРНЫЙ.

А сейчас давайте послушаем произведение уже знакомого нам

немецкого композитора – Шумана. Оно называется «Первая утрата».

Слушание: «Первая утрата» Р. Шумана.

Какая по характеру была музыка? (ответы детей)

Грустная, печальная, жалобная, жалостливая, задумчивая. Все правильно. А

правильнее сказать – музыка МИНОРНАЯ! Лад – минорный.

Но обычно в жизни мы грустим не всегда, наша грусть быстро

сменяется радостью и весельем. Поэтому другой композитор Людвиг Ван

Бетховен сочинил муз. произведение под названием «Грустно - Весело». Тут

есть и минор, и мажор, они сменяют друг друга, как и в нашей жизни.

(Раздаются карточки с изображением смайликов – веселого и грустного.)

Когда музыка будет мажорной и веселой, вы поднимаете смайлик веселый,

когда минорной – грустный смайлик. Итак, приступим.

Слушание: «Грустно – Весело» Л. Бетховена.

Людвиг Бетховен « К Элизе»;

А. Петров «Осенний марафон»;

И. Филипенко «Полька зайцев»

П.И. Чайковский « Болезнь куклы»

Во

́

льфганг Амадéй Мо

́

царт» (австрийский

композитор) «Соната соль- мажор»

Молодцы, вы справилась с заданием на отлично!

А как вы, ребята, думаете, музыку в каком характере, в каком ладе написали

бы композиторы, глядя вот на это картинки?

Просмотр картинок разного характера

Молодцы, ребята, вы снова справились с заданием на отлично!

3. Вокальная работа

А теперь продолжим работу над песнями «Все еще впереди» и « Добрые

сказки». Но перед этим мы распоёмся.

(дети исполняют распевки в

минорном и мажорном ладах, песни «Все еще впереди» и « Добрые сказки»)

4. Подведение итогов.

Ребята, давайте подведем итог нашего занятия:

Что нового вы сегодня узнали?

Чем отличаются мажор и минор?

Что такое лад?

Помогла ли нам музыка прочувствовать веселое и грустное настроение?

(ответы детей)

Да, вы все – молодцы! Теперь вы знаете, что у любого произведения есть

свой характер, свое настроение, которое соответствует или мажору, или

минору. Вам понравилось занятие? (ответы детей) Мне понравилось, что

вы сегодня на уроке ладили друг с другом, очень старались и хорошо

работали. Всего вам доброго! И чтобы у вас всегда настроение было только

мажорное. До свидания!



В раздел образования