Автор: Фёдорова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО
Населённый пункт: с. Ильинка Прибайкальский район РБ
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Лад: мажор, минор"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
«Лад: мажор, минор»
Название
детского
объединения:
вокальная
студия
«Музыкальная
карусель»
Педагог дополнительного образования: Фёдорова Ольга Николаевна
Возраст детей: 8-10 лет.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Место проведения: МОУ ДО «Ильинский Дом детского творчества».
Тема занятия: «Лад: мажор, минор».
Цель занятия: Ознакомление обучающихся с музыкальными ладами: мажор и
минор.
Задачи:
Обучающие:
-
научить различать мажор и минор, как веселое и грустное настроение;
- научить различать мажорный и минорный лады в музыке.
Развивающие:
- развивать слуховое восприятие посредством музыкальных
произведений;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческие способности, ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной
деятельностью;
- воспитывать интерес к классической музыке через слушание.
Тип занятия: изучение нового материала.
Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, синтезатор.
Дидактический материал:
карточки с изображением смайликов, нотный
материал.
Наглядный материал: презентация по теме занятия.
Музыкальный материал:
1.Роберт Шуман «Смелый наездник»;
2. Роберт Шуман «Первая утрата»;
3. Людвиг Бетховен «Грустно – Весело»;
4. Людвиг Бетховен « К Элизе»;
5. А. Петров «Осенний марафон»;
6. И. Филипенко «Полька зайцев» и т. д.
Структура занятия:
1. Орг. момент - 5 мин.
2. Изучение нового материала – 25 мин.
2.2. Сообщение темы занятия
2.3. Работа по теме занятия
3. Вокальная работа – 13 мин.
4. Подведение итогов – 2 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Я рада всех вас
видеть на нашем занятии, и, надеюсь, что вам будет интересно!
Мы с вами сегодня поговорим об удивительном мире Музыки. Но сначала у
меня будет один вопрос. Скажите, пожалуйста, какое настроение у вас
сегодня? (Ответы детей) Да, вижу, вы сегодня в прекрасном настроении и
готовы получать знания! Но ведь не всегда у вас настроение бывает хорошее,
бывает, что настроение у вас немного грустное. И это неудивительно, ведь
настроение может быть самым разным: когда-то весело и хорошо, а когда-то
просто грустно. У меня же настроение сегодня просто замечательное! А вы
знаете, что у музыки тоже бывает настроение? И, как у каждого из нас, оно
может быть как радостным, так и грустным и печальным. И называется это
настроение – лад. Сегодня, ребята, наше занятие будет посвящённо
разучиванию темы: «Лад: мажор и минор в музыке».
2. Изучение нового материала
Лад в музыке создает настроение. Лад - славянское слово и переводится
как «мир», «порядок», «согласие».
В музыке есть два лада: мажор и минор. Веселый и радостный лад –
называется МАЖОР). Лад грустный, печальный называется МИНОР.
Послушайте ребята, вот такую Сказку о Мажоре и Миноре.
Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.
Я – Мажор, бегу, кричу.
Я – Минор, иду, грущу.
Я – Мажор, смеюсь, шумлю.
Я – Минор, шепчу и сплю.
Я – Мажор, веселый гном,
Счастлив даже под дождем,
Я – Минор, печальный гном,
Грустный прихожу я в дом.
Интересный разговор?
Вот ребята мы узнали
Про минор и про мажор!
Веселый Мажор дружит с грустным Минором. И за то, что они ладят
друг с другом их называют: Мажорный лад и Минорный лад.
Давно, двести лет назад в стране Германии жил очень талантливый
композитор Роберт Шуман, который сочинял разные красивые музыкальные
произведения. Сочинял он и детскую музыку. Я предлагаю вам прослушать
его произведение, которое носит название «Смелый наездник».
Кого
называют наездником? (ответы детей) Человека, который ездит верхом на
лошадях. Итак. Слушаем пьесу.
Слушание: «Смелый наездник» Р. Шумана
Какой характер музыки? Какое настроение? (ответы детей)
Смелая, веселая, отважная, решительная, радостная. Значит, лад тут будет
МАЖОРНЫЙ.
А сейчас давайте послушаем произведение уже знакомого нам
немецкого композитора – Шумана. Оно называется «Первая утрата».
Слушание: «Первая утрата» Р. Шумана.
Какая по характеру была музыка? (ответы детей)
Грустная, печальная, жалобная, жалостливая, задумчивая. Все правильно. А
правильнее сказать – музыка МИНОРНАЯ! Лад – минорный.
Но обычно в жизни мы грустим не всегда, наша грусть быстро
сменяется радостью и весельем. Поэтому другой композитор Людвиг Ван
Бетховен сочинил муз. произведение под названием «Грустно - Весело». Тут
есть и минор, и мажор, они сменяют друг друга, как и в нашей жизни.
(Раздаются карточки с изображением смайликов – веселого и грустного.)
Когда музыка будет мажорной и веселой, вы поднимаете смайлик веселый,
когда минорной – грустный смайлик. Итак, приступим.
Слушание: «Грустно – Весело» Л. Бетховена.
Людвиг Бетховен « К Элизе»;
А. Петров «Осенний марафон»;
И. Филипенко «Полька зайцев»
П.И. Чайковский « Болезнь куклы»
Во
́
льфганг Амадéй Мо
́
царт» (австрийский
композитор) «Соната соль- мажор»
Молодцы, вы справилась с заданием на отлично!
А как вы, ребята, думаете, музыку в каком характере, в каком ладе написали
бы композиторы, глядя вот на это картинки?
Просмотр картинок разного характера
Молодцы, ребята, вы снова справились с заданием на отлично!
3. Вокальная работа
А теперь продолжим работу над песнями «Все еще впереди» и « Добрые
сказки». Но перед этим мы распоёмся.
(дети исполняют распевки в
минорном и мажорном ладах, песни «Все еще впереди» и « Добрые сказки»)
4. Подведение итогов.
Ребята, давайте подведем итог нашего занятия:
Что нового вы сегодня узнали?
Чем отличаются мажор и минор?
Что такое лад?
Помогла ли нам музыка прочувствовать веселое и грустное настроение?
(ответы детей)
Да, вы все – молодцы! Теперь вы знаете, что у любого произведения есть
свой характер, свое настроение, которое соответствует или мажору, или
минору. Вам понравилось занятие? (ответы детей) Мне понравилось, что
вы сегодня на уроке ладили друг с другом, очень старались и хорошо
работали. Всего вам доброго! И чтобы у вас всегда настроение было только
мажорное. До свидания!