Автор: Полюдова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Доклад
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей через различные виды деятельности в условиях детского дома
Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Детский дом №34»
Доклад
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей через различные виды деятельности
в условиях детского дома»
Составила: Полюдова Наталья Александровна,
Воспитатель КГКУ Детский дом 34.
г. Комсомольск-на-Амуре
2020 год.
Отчизна, Родина, гордость за страну и патриотизм – слова, которые
знакомы с детства и казалось, что они давно канули в прошлое.
Современные
воспитанники имеют о своей Родине лишь общее
представление.
Патриотизм определяется, как нравственный и политический
принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к
Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные
интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и
культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные
особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание
своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку,
традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы
Родины и своего народа.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда
являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь
детство и юность — самая благодатная пора для привития священного
чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается
постепенное и неуклонное формирование у воспитанников любви к
своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне
развитой личности. У воспитанников должно вырабатываться чувство
гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим
свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от
образовательного учреждения: его роль в этом плане невозможно
переоценить., а для детского дома это важно вдвойне, поскольку это еще
и семейное воспитание детей. Поэтому хотелось рассмотреть средства и
методы для решения задачи патриотического воспитания.
ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО-
ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Формирование заинтересованности русскими
промыслами и традициями
1.
Воспитание бережного отношения ко всему живому, к
окружающему миру, к природе родного края – и природе в
целом
2.
3.
Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к
своей семье, окружающим людям.
Целевые прогулки, экскурсии по
местам воинской славы, к
памятникам, монументам, в
краеведческий музей и т.д.
Демонстрация тематических
слайдов, видеороликов,
иллюстраций
Прослушивание тематических
аудиозаписей, это могут быть
голоса птиц русского леса или
гимн Российской Федерации
Знакомство с русским фольклором
– сказками, пословицами,
поговорками, песнями, играми
Знакомство с народным
творчеством, культурой
Российского государства
Знакомство с творчеством
отечественных писателей,
композиторов и художников
Посещение тематических выставок
или их самостоятельная
организация
Участие в посильных общественно-
полезных работах, социально-
значимых акциях, волонтерском
патриотическом движении.
Воспитание любви и уважительного отношения к труду
4.
5.
Формирование у ребенка базовых представлений о
правах человека.
6.
Знакомство с государственными символами России –
гербом, флагом, гимном. Знание государственной атрибутики
Хабаровского края и города.
7.
Воспитание в детях толерантного (терпимого) отношения
к традициям других народов
Развитие чувства гордости за достижения Родины, края и
города.
8.
МЕТОДЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Различного рода познавательные занятия, изучение
государственных символов Российской Федерации, получение
детьми знаний о расположении, климате родного города, о его
истории. Изучение курса «краеведения – исторического,
географического, литературного».
Знакомство школьников в с культурой и традициями родного
края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых
праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация
тематических досугов.
Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной
природе, формирование у них чувства ответственности перед
природой.
Знакомство обучающихся с героическим прошлым Отечества.
Донесение до обучающихся мысли о том, что о грозных военных
событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших,
окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой.
Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому
воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники
Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а
также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к
подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное
мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение
«Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и
поздравительных открыток для ветеранов, проведение праздника
«День Победы», с исполнением песен тех лет, просмотром военных
фильмов, экскурсиями к монументам.
В рамках внеурочной деятельности можно проводить
экскурсы в историю патриотического воспитания:
Посещать краеведческие музеи «Военные награды», где ребятам
представят медали различного уровня, расскажут о героях,
которые участвовали в сражениях Великой Отечественной войны.
Ежегодно к неделе методического мастерства воспитанники
занимаются подготовкой стен газет, где берут в основном
юбилейные даты военных событий
На воспитательных часах с воспитанниками можно
просматривать военные фильмы, в дальнейшем обсуждать. Ребята
смогут прочувствовать и высказывать своё отношение к военным
событиям прошлых лет. На сегодняшний день есть серия
документальных фильмов «Священная война». Считаю нужным
показывать не только познавательные фильмы, но и фильмы с
ФОРМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
сильным психологическим давлением, например «Обыкновенный
фашизм», для старших классов.
Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
Ребята приносят воспоминания о своих предках, участниках
войны
Также посещать открытые мероприятия, такие как месячник
оборонно-массовых мероприятий, приуроченный к 75-летию
победы в ВОВ, где представлена история боевых сражений,
начиная с Александра Невского (1240, 1242)
Участие в традиционном в нашем детском доме «Смотре строя и
песни», посвященного Дню Защитника Отечества.
Регулярно обучающиеся нашего детского дома готовят
поздравительные открытки для ветеранов и т.д.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых,
трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается
важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма,
чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать
военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение
приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на
лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и
деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному
служению Отчеству, готовности встать на его защиту. Историческая
подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-
нравственного и патриотического воспитания. На мой взгляд, духовно-
нравственное и патриотическое воспитание должно начинаться с
детства, т.е. ещё с дошкольного возраста.