Напоминание

программа внеурочной деятельности 2Удивительный мир слов" 2 класс


Автор: Осипова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №75
Населённый пункт: Город САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: программа внеурочной деятельности 2Удивительный мир слов" 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

2 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая

программа

по

внеурочной

деятельности

общеинтеллектуального

направления

разработана

на

основе

авторской

программы

факультатива

«Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4

классы)

Л.В.

Петленко,

В.Ю.

Романова

(Сборник

программ

внеурочной

деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. :Вентана-Граф, 2011. –

192 с. – (Начальная школаXXI века).

Цели и задачи:

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной

школе, направлена на достижение следующих целей:

осознание языка как явления национальной культуры и основного средства

человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной

речи как показателю общей культуры человека;

знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых

языковых средств для решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического

использования знаний.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его

изучения ряд взаимосвязанных задач:

обеспечивать восприятие

и

усвоение знаний; создавать условия

для

высказывания

младшими

школьниками

суждений

художественного,

эстетического, духовно-нравственного характера;

уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать

универсальные (всеобщие) ценности;

использовать возможности для становления навыков следования научным,

духовно-нравственным и эстетиским принципам и нормам общения и

деятельности.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами

и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в

содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое

многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается

языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.

Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения

учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как

важного компонента языковой культуры.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю,

продолжительность занятия

40

минут.Начало занятий через 45 минут после

окончания уроков.

В авторскую программу Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Удивительный мир слов»,

изменений не внесено.

Ценностными ориентирами содержания

данной программы являются:

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку,

развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

развитие

представлений

о

различных

методах

познания

языка

(исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы

наблюдения, анализа и т.п.);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного

лингвистического исследования;

развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

включение

учащихся

в

практическую

деятельность

по

изучению

и

сохранению чистоты русского языка.

2.Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

программы факультатива

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории

русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с

происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за

красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании

языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых

единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи

единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и

правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в

курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для

углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка

дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и

творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями,

устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы

самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность

позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и

обобщения,

установления

причинно-следственных

связей

и

аналогий,

классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания,

активизирующие

интеллектуальную

деятельность

учащихся:

предлагается

сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы

старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые

связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с

членами предложения и т.п.

Активная

исследовательская

работа

(индивидуальная,

парная,

групповая)

формирует умение использовать различные способы поиска информации (в

справочной литературе, с помощью родителя и учителя); аргументированно

представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и

делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные

представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.

Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа

решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем,

содержащих

лексический

материал,

помогает

представить

«единство

и

многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего

формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и

письменной речи, что, в сою очередь, является показателем общей культуры

ученика.

3.Учебно - тематический план

2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во уроков

Мир полон звуков (6 ч)

1.

Звуки вокруг нас

1

2.

Фабрика речи

1

3.

Бессмыслица + бессмыслица = смысл

1

4.

Полоса препятствий

1

5.

Рисуем звуками

1

6.

Трудности словесного ударения

1

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7.

Буквы старые и новые

1

8.

Так считали наши предки

1

9.

Страницы древних книг

1

10.

Живая и весёлая буква алфавита

1

11.

Загадки русской графики

1

Всему название дано (5 ч)

12.

Рождение языка

1

13.

Сколько слов в языке?

1

14.

Имена, имена, имена…

1

15.

Увлекательные истории о самых простых

вещах

1

16.

Словари – сокровищница языка

1

Как делают слова (7 ч)

17.

«Дальние родственники»

1

18.

Слова «готовые» и «сделанные»

1

19.

Есть ли «родители» у слов?

1

20.

Внимание, корень!

1

21.

Такие разные суффиксы

1

22.

Когда нужно «приставить», «отставить» и

«переставить»?

1

23.

Что нам стоит слово построить

1

Секреты правильной речи (10 ч)

24.

Словарное богатство русского языка

1

25.

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать

«молодой старик»

1

26.

Выбираем точное слово

1

27.

Одно или много?

1

28.

Когда у слов много общего?

1

29.

Когда у слов много общего?

1

30.

Когда значения спорят?

1

31.

Слова одинаковые, но разные

1

32.

«Местные жители» и «иностранцы»

1

33.

Когда рождаются фразеологизмы?

1

34.

Выбор фразеологизма в речи

1

Итого

34

4.Содержание программы (2 класс)

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение

слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»

Универсальные учебные действия:

участвовать

в

обсуждении

проблемных

вопросов,

формулировать

собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное

монологическое высказывание.

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и

предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Практическая и игровая деятельность:

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и

запись чисел с помощью букв кириллицы;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками

письменности);

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной

строки);

рисование: «Весёлая буква Ё».

Универсальные учебные действия

сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и

современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух

алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать

эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого

строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют

прописных вариантов.

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый

словарь великорусского языка» В.И. Даля.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…»;

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо

и его название»;

конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Универсальные учебные действия:

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и

приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью

заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного

задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать свои действия по

выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий,

осуществлять итоговый

контроль по результату выполнения задания.

Как делают слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень – главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей»

частей слова.

Практическая и игровая деятельность:

игры

«Что

раньше,

что

потом»,

«Словообразовательное

лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,

«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

конструирование слов по словообразовательным моделям;

проект «Как конфеты получают свои названия».

Универсальные учебные действия:

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания

о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в

справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать

пары

слов,

связанные

словообразовательными

связями.

Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать

вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать

значения

приставок

и

суффиксов,

объяснять

значение

(происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по

способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе связное

монологическое высказывание.

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе

фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Практическая и игровая деятельность:

игры «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи

пословицы»;

решение кроссвордов;

составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы»,

«Собираю фразеологизмы»;

составление шуточных рассказов и стихов.

Универсальные учебные действия:

наблюдать слова, сходные по значению,

уточнять значение слова по

толковому словарю;

выбирать

адекватные

языковые

средства

для

успешного

решения

коммуникативной задачи;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.

Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать

антонимы

для

точной

характеристики

предметов

при

их

сравнении;

оценивать уместность использования слов в тексте;

наблюдать

слова, сходные по звучанию,

анализировать результаты их

использования в юмористических текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и

оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления

необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за

помощью к учителю.

5.Календарно тематическое планирование

п/

п

Дата

Тема учебного

занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Воспитательная

работа

Теоретическая часть

занятия /форма

Практическая

часть занятия /

организации

деятельности

форма

организации

деятельности

Мир полон звуков (6 ч)

1

Звуки вокруг

нас

1

участвовать

в

обсуждении

проблемных вопросов,

формулировать

собственное мнение и

аргументировать его

Разгадывание

анаграмм,

шарад,

кроссвордов;

Содействовать

воспитанию

интереса к

изучению родного

языка

2

Фабрика речи

1

Сравнивать

произношение гласных

и согласных звуков;

наблюдать

за

функцией и ударением

в слове;

игры: «Диктор»

(произнесение

скороговорок),

«Наборщик»,

3

Бессмыслица +

бессмыслица =

смысл

1

разгадывание

анаграмм,

шарад,

кроссвордов;

Игра

«Слоговой

аукцион

4

Полоса

препятствий

1

разгадывание

анаграмм,

шарад,

кроссвордов;

игра:

«Превращение

слов»

5

Рисуем звуками

1

анализировать

информацию,

представленную

на

рисунке;

мини-

исследование

«Сколько

может быть в

слове

согласных букв

подряд?»

6

Трудности

словесного

ударения

1

контролировать

правильность

постановки ударения в

словах;

проект «Как я

говорил, когда

был

маленьким»;

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

1

Буквы старые и

новые

1

сравнивать названия,

графический облик и

количество букв

кириллицы и

современного русского

алфавита, делать

вывод о сходстве и

различии двух

алфавитов;

чтение слов и

отрывков

текстов,

написанных

кириллицей,

а

также чтение и

запись чисел с

помощью букв

кириллицы;

чтение

р.н.сказок

Прививать любовь к

русским народным

сказкам

2

Так считали

наши предки

1

интерпретировать

информацию,

чтение слов и

отрывков

Воспитывать

любовь и интерес к

представленную

в

таблице,

использовать

эту

информацию

в

практической

деятельности

текстов,

написанных

кириллицей,

а

также чтение и

запись чисел с

помощью букв

кириллицы;

истории родного

языка своей Родины.

3

Страницы

древних книг

1

наблюдать

использование

строчных и прописных

букв,

на

основании

этого

строить

логические

рассуждения

о

том,

почему

некоторые

буквы

не

имеют

прописных вариантов.

экскурсия

в

краеведческий

музей

(знакомство

с

древними

памятниками

письменности);

Воспитывать

интерес

древними

памятникам и

письменности

4

Живая и весёлая

буква алфавита

1

наблюдать

использование

строчных и прописных

букв

конкурс

«Самая

красивая

буква»

(варианты

оформления

букв

для

красной

строки);

Воспитывать

дружеские

отношение,

взаимопомощь

5

Загадки русской

графики

1

сравнивать

названия,

графический облик и

количество

букв

кириллицы

и

современного русского

алфавита,

делать

вывод

о

сходстве

и

различии

двух

алфавитов;

рисование:

«Весёлая буква

Ё».

Воспитывать

чувство

ответственности за

сохранение и

развитие

художественных

традиций

Всему название дано (5 ч)

1

Рождение языка

1

формулировать

собственное

мнение,

аргументировать его,

договариваться

и

приходить к общему

решению

при

совместном

обсуждении проблемы;

игра:

«Найди

слово»

Воспитывать

дружеские

отношение,

взаимопомощь

2

Сколько слов в

языке?

1

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения

учебного

задания;

Игра:«Отгадай

по признакам»

Воспитывать

дружеские

отношение,

взаимопомощь

3

Имена, имена,

имена…

1

составлять

устно

небольшое

монологическое

высказывание

с

помощью

заданных

языковых средств

;

проект:

«Моё

имя»

Воспитывать

аккуратность,

дисциплинированно

сть

4

Увлекательные

истории о самых

простых вещах

1

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения

учебного

задания;

мини-

сочинение «Я –

сын,

ученик,

спортсмен…»;

Воспитывать

любовь к

художественному

творчеству

5

Словари –

сокровищница

языка

1

сравнивать толкование

слова в различных

словарях;

конкурс

«Придумываем

название

для

новых конфет».

Воспитывать

чувство прекрасного

Как делают слова (7 ч)

1

«Дальние

родственники»

1

анализировать

значение и строение

слова и на основании

анализа делать вывод

о том, являются ли

слова родственными;

игра «Что раньше,

что потом»

Взаимодейство

вать и

договариваться

в процессе игры

2

Слова

«готовые» и

«сделанные»

1

моделировать

на

основе

полученной

информации

собственные

высказывания

о

происхождении

выбранного слова;

игра

«Словообразовате

льное домино»,

Взаимодействова

ть и

договариваться в

процессе игры

3

Есть ли

«родители» у

слов?

1

анализировать

значение и строение

слова и на основании

анализа делать вывод

о том, являются ли

слова родственными

игра «Найди

родственное

слово»

Воспитывать

дружеские

отношение,

взаимопомощь

4

Внимание,

корень!

1

наблюдать

образование

слов

в

русском языке

лингвистический

эксперимент

«Свойства корня»

Воспитывать

аккуратность,

дисциплинирован

ность

5

Такие разные

суффиксы

1

наблюдать значения

приставок и

суффиксов,

объяснять значение

(происхождение)

слова

игра «Весёлые

превращения»

Взаимодейство

вать и

договариваться

в процессе игры

6

Когда нужно

«приставить»,

«отставить» и

«переставить»?

1

наблюдать значения

приставок и

суффиксов,

объяснять значение

(происхождение)

слова

конструирование

слов

по

словообразователь

ным моделям;

7

Что нам стоит

слово построить

1

проект

«Как

конфеты

получают

свои

названия».

Секреты правильной речи (10 ч)

1

Словарное

богатство

русского языка

1

наблюдать

слова,

сходные по значению,

уточнять

значение

слова

по

толковому

словарю;

игра «Не

повторяться»,

Воспитывать

дружеские

отношение,

взаимопомощь

2

Вместе и врозь,

или Почему

нельзя сказать

«молодой

старик»

1

выбирать адекватные

языковые средства для

успешного решения

коммуникативной

задачи

составление

шуточных

рассказов и

стихов

Воспитывать чувство

ответственности за

сохранение и развитие

художественных

традиций

3

Выбираем

точное слово

1

наблюдать

слова,

сходные по значению,

уточнять

значение

слова

по

толковому

словарю;

игра «Объясни

слово, не

называя его»

Воспитывать

дружеские

отношение,

взаимопомощь

4

Одно или

много?

1

выбирать адекватные

языковые средства для

успешного решения

коммуникативной

задачи

составление

мини-

словариков:

«Собираю

синонимы»,

«Собираю

антонимы»

Формирование

бережного и

внимательного

отношения к

правильной

устной и

письменной речи

5

Когда у слов

много общего?

1

наблюдать слова,

сходные по звучанию,

анализировать

результаты их

использования в

юмористических

текстах

составление

шуточных

рассказов

и

стихов

.

Формирование

бережного и

внимательного

отношения к

правильной

устной и

письменной речи

6

Когда у слов

много общего?

1

различать

употребление в тексте

слов в прямом и

переносном значении.

Подбирать синонимы

для устранения

повторов в тексте

решение

кроссвордов

Прививать интерес к

разгадыванию

кроссвордов

7

Когда значения

спорят?

1

наблюдать слова,

сходные по значению,

уточнять значение

слова по толковому

словарю

составление

мини-

словариков:

«Собираю

антонимы

»

Формирование

бережного и

внимательного

отношения к

правильной

устной и

письменной речи

8

Слова

одинаковые, но

разные

1

различать

употребление в тексте

слов в прямом и

переносном значении.

Подбирать синонимы

для устранения

повторов в тексте

решение

кроссвордов

Воспитывать

чувство

ответственности за

сохранение и

развитие

художественных

традиций

9

«Местные

жители» и

«иностранцы»

1

соблюдать нормы

русского

литературного языка в

собственной речи и

оценивать соблюдение

этих норм в речи

собеседника

игра «Закончи

пословицы»

Воспитывать

дружеские

отношение,

взаимопомощь

10

Когда

рождаются

фразеологизмы?

1

наблюдать слова,

сходные по звучанию,

анализировать

результаты их

использования в

юмористических

текстах

игра «Собираю

фразеологизмы

Воспитывать

чувство

ответственности за

сохранение и

развитие

художественных

традиций

6.Средства контроля

Оценка освоения обучающимися планируемого содержания: итоговая комплексная

письменная работа (О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые

комплексные работы : 2 класс. М. : Просвещение, 2012.), которая позволяет выявить

и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов

обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Индивидуальное сопровождение развития личностных результатов обучающихся:

диагностика успешности обучения учащихся Л.Е. Журовой (сентябрь,

декабрь, май).

7. Учебно-методические средства обучения

Учебные методические пособия:

электронный образовательный ресурс «Русский язык. 2 класс»;

раздаточные

средства обучения;

игральные кубики;

наборы счётных палочек;

демонстрационная оцифрованная линейка;

наборное полотно.

Основная и дополнительная литература:

Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н.

Путешествие по стране Геометрии. – М.:

Педагогика, 1991.

Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) : Книга для

учителей и родителей. – М.: Знание, 1993.

Занимательные задачи для маленьких. – М., Омега, 1994.

Математика: внеклассные занятия в начальной школе / авт.-сост. Г.Т. Дьячкова. –

Волгоград: Учитель, 2007.

Раз, два, три – отвечай – (Методические рекомендации для учителей начальных

классов). – Москва: 1994.

Логика. 1 класс. Занимательные материалы для развития логического мышления /

Сост. О.Ю. Нежинская. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.

8.Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

просторный оборудованный кабинет;

предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ,

сменная информация);

2. Методическое обеспечение:

пополнение периодической литературы и книг по темам;

дидактический материал;

наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);

методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.

3. Наличие кадровых работников:

педагог дополнительного образования.

4. Организационно-педагогические условия:

сотрудничество с другими коллективами;

организация комплексных занятий.



В раздел образования