Автор: Осипова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №75
Населённый пункт: Город САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: программа внеурочной деятельности 2Удивительный мир слов" 2 класс
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
2 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
внеурочной
деятельности
общеинтеллектуального
направления
разработана
на
основе
авторской
программы
факультатива
«Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4
классы)
Л.В.
Петленко,
В.Ю.
Романова
(Сборник
программ
внеурочной
деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. :Вентана-Граф, 2011. –
192 с. – (Начальная школаXXI века).
Цели и задачи:
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной
школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства
человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной
речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых
языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического
использования знаний.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его
изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие
и
усвоение знаний; создавать условия
для
высказывания
младшими
школьниками
суждений
художественного,
эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать
универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным,
духовно-нравственным и эстетиским принципам и нормам общения и
деятельности.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами
и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в
содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое
многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается
языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения
учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как
важного компонента языковой культуры.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю,
продолжительность занятия
40
минут.Начало занятий через 45 минут после
окончания уроков.
В авторскую программу Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Удивительный мир слов»,
изменений не внесено.
Ценностными ориентирами содержания
данной программы являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку,
развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие
представлений
о
различных
методах
познания
языка
(исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы
наблюдения, анализа и т.п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение
учащихся
в
практическую
деятельность
по
изучению
и
сохранению чистоты русского языка.
2.Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
программы факультатива
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории
русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с
происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за
красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании
языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых
единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи
единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и
правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в
курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для
углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка
дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и
творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями,
устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы
самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность
позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и
обобщения,
установления
причинно-следственных
связей
и
аналогий,
классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания,
активизирующие
интеллектуальную
деятельность
учащихся:
предлагается
сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы
старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые
связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с
членами предложения и т.п.
Активная
исследовательская
работа
(индивидуальная,
парная,
групповая)
формирует умение использовать различные способы поиска информации (в
справочной литературе, с помощью родителя и учителя); аргументированно
представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и
делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные
представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.
Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа
решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем,
содержащих
лексический
материал,
помогает
представить
«единство
и
многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего
формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и
письменной речи, что, в сою очередь, является показателем общей культуры
ученика.
3.Учебно - тематический план
2 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во уроков
Мир полон звуков (6 ч)
1.
Звуки вокруг нас
1
2.
Фабрика речи
1
3.
Бессмыслица + бессмыслица = смысл
1
4.
Полоса препятствий
1
5.
Рисуем звуками
1
6.
Трудности словесного ударения
1
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)
7.
Буквы старые и новые
1
8.
Так считали наши предки
1
9.
Страницы древних книг
1
10.
Живая и весёлая буква алфавита
1
11.
Загадки русской графики
1
Всему название дано (5 ч)
12.
Рождение языка
1
13.
Сколько слов в языке?
1
14.
Имена, имена, имена…
1
15.
Увлекательные истории о самых простых
вещах
1
16.
Словари – сокровищница языка
1
Как делают слова (7 ч)
17.
«Дальние родственники»
1
18.
Слова «готовые» и «сделанные»
1
19.
Есть ли «родители» у слов?
1
20.
Внимание, корень!
1
21.
Такие разные суффиксы
1
22.
Когда нужно «приставить», «отставить» и
«переставить»?
1
23.
Что нам стоит слово построить
1
Секреты правильной речи (10 ч)
24.
Словарное богатство русского языка
1
25.
Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать
«молодой старик»
1
26.
Выбираем точное слово
1
27.
Одно или много?
1
28.
Когда у слов много общего?
1
29.
Когда у слов много общего?
1
30.
Когда значения спорят?
1
31.
Слова одинаковые, но разные
1
32.
«Местные жители» и «иностранцы»
1
33.
Когда рождаются фразеологизмы?
1
34.
Выбор фразеологизма в речи
1
Итого
34
4.Содержание программы (2 класс)
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение
слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»
Универсальные учебные действия:
участвовать
в
обсуждении
проблемных
вопросов,
формулировать
собственное мнение и аргументировать его;
анализировать информацию, представленную на рисунке;
сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
наблюдать за функцией и ударением в слове;
контролировать правильность постановки ударения в словах;
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
находить необходимую информацию и строить на её основе связное
монологическое высказывание.
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и
предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Практическая и игровая деятельность:
чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и
запись чисел с помощью букв кириллицы;
экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками
письменности);
конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной
строки);
рисование: «Весёлая буква Ё».
Универсальные учебные действия
сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и
современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух
алфавитов;
интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать
эту информацию в практической деятельности;
наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого
строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют
прописных вариантов.
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый
словарь великорусского языка» В.И. Даля.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…»;
проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо
и его название»;
конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и
приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью
заданных языковых средств;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного
задания;
воспринимать на слух и понимать информационный текст;
сравнивать толкование слова в различных словарях;
самостоятельно или при помощи учителя планировать свои действия по
выполнению учебного проекта;
оценивать правильность выполнения действий,
осуществлять итоговый
контроль по результату выполнения задания.
Как делают слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень – главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей»
частей слова.
Практическая и игровая деятельность:
игры
«Что
раньше,
что
потом»,
«Словообразовательное
лото»,
«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,
«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
конструирование слов по словообразовательным моделям;
проект «Как конфеты получают свои названия».
Универсальные учебные действия:
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания
о происхождении выбранного слова;
самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в
справочниках и словарях;
наблюдать образование слов в русском языке;
анализировать
пары
слов,
связанные
словообразовательными
связями.
Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать
вывод о том, являются ли слова родственными;
наблюдать
значения
приставок
и
суффиксов,
объяснять
значение
(происхождение) слова;
группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по
способу словообразования);
взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
находить необходимую информацию и строить на её основе связное
монологическое высказывание.
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе
фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Практическая и игровая деятельность:
игры «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи
пословицы»;
решение кроссвордов;
составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы»,
«Собираю фразеологизмы»;
составление шуточных рассказов и стихов.
Универсальные учебные действия:
наблюдать слова, сходные по значению,
уточнять значение слова по
толковому словарю;
выбирать
адекватные
языковые
средства
для
успешного
решения
коммуникативной задачи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.
Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать
антонимы
для
точной
характеристики
предметов
при
их
сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
наблюдать
слова, сходные по звучанию,
анализировать результаты их
использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления
необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за
помощью к учителю.
5.Календарно тематическое планирование
№
п/
п
Дата
Тема учебного
занятия
Всего
часов
Содержание деятельности
Воспитательная
работа
Теоретическая часть
занятия /форма
Практическая
часть занятия /
организации
деятельности
форма
организации
деятельности
Мир полон звуков (6 ч)
1
Звуки вокруг
нас
1
участвовать
в
обсуждении
проблемных вопросов,
формулировать
собственное мнение и
аргументировать его
Разгадывание
анаграмм,
шарад,
кроссвордов;
Содействовать
воспитанию
интереса к
изучению родного
языка
2
Фабрика речи
1
Сравнивать
произношение гласных
и согласных звуков;
наблюдать
за
функцией и ударением
в слове;
игры: «Диктор»
(произнесение
скороговорок),
«Наборщик»,
3
Бессмыслица +
бессмыслица =
смысл
1
разгадывание
анаграмм,
шарад,
кроссвордов;
Игра
«Слоговой
аукцион
4
Полоса
препятствий
1
разгадывание
анаграмм,
шарад,
кроссвордов;
игра:
«Превращение
слов»
5
Рисуем звуками
1
анализировать
информацию,
представленную
на
рисунке;
мини-
исследование
«Сколько
может быть в
слове
согласных букв
подряд?»
6
Трудности
словесного
ударения
1
контролировать
правильность
постановки ударения в
словах;
проект «Как я
говорил, когда
был
маленьким»;
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)
1
Буквы старые и
новые
1
сравнивать названия,
графический облик и
количество букв
кириллицы и
современного русского
алфавита, делать
вывод о сходстве и
различии двух
алфавитов;
чтение слов и
отрывков
текстов,
написанных
кириллицей,
а
также чтение и
запись чисел с
помощью букв
кириллицы;
чтение
р.н.сказок
Прививать любовь к
русским народным
сказкам
2
Так считали
наши предки
1
интерпретировать
информацию,
чтение слов и
отрывков
Воспитывать
любовь и интерес к
представленную
в
таблице,
использовать
эту
информацию
в
практической
деятельности
текстов,
написанных
кириллицей,
а
также чтение и
запись чисел с
помощью букв
кириллицы;
истории родного
языка своей Родины.
3
Страницы
древних книг
1
наблюдать
использование
строчных и прописных
букв,
на
основании
этого
строить
логические
рассуждения
о
том,
почему
некоторые
буквы
не
имеют
прописных вариантов.
экскурсия
в
краеведческий
музей
(знакомство
с
древними
памятниками
письменности);
Воспитывать
интерес
древними
памятникам и
письменности
4
Живая и весёлая
буква алфавита
1
наблюдать
использование
строчных и прописных
букв
конкурс
«Самая
красивая
буква»
(варианты
оформления
букв
для
красной
строки);
Воспитывать
дружеские
отношение,
взаимопомощь
5
Загадки русской
графики
1
сравнивать
названия,
графический облик и
количество
букв
кириллицы
и
современного русского
алфавита,
делать
вывод
о
сходстве
и
различии
двух
алфавитов;
рисование:
«Весёлая буква
Ё».
Воспитывать
чувство
ответственности за
сохранение и
развитие
художественных
традиций
Всему название дано (5 ч)
1
Рождение языка
1
формулировать
собственное
мнение,
аргументировать его,
договариваться
и
приходить к общему
решению
при
совместном
обсуждении проблемы;
игра:
«Найди
слово»
Воспитывать
дружеские
отношение,
взаимопомощь
2
Сколько слов в
языке?
1
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебного
задания;
Игра:«Отгадай
по признакам»
Воспитывать
дружеские
отношение,
взаимопомощь
3
Имена, имена,
имена…
1
составлять
устно
небольшое
монологическое
высказывание
с
помощью
заданных
языковых средств
;
проект:
«Моё
имя»
Воспитывать
аккуратность,
дисциплинированно
сть
4
Увлекательные
истории о самых
простых вещах
1
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебного
задания;
мини-
сочинение «Я –
сын,
ученик,
спортсмен…»;
Воспитывать
любовь к
художественному
творчеству
5
Словари –
сокровищница
языка
1
сравнивать толкование
слова в различных
словарях;
конкурс
«Придумываем
название
для
новых конфет».
Воспитывать
чувство прекрасного
Как делают слова (7 ч)
1
«Дальние
родственники»
1
анализировать
значение и строение
слова и на основании
анализа делать вывод
о том, являются ли
слова родственными;
игра «Что раньше,
что потом»
Взаимодейство
вать и
договариваться
в процессе игры
2
Слова
«готовые» и
«сделанные»
1
моделировать
на
основе
полученной
информации
собственные
высказывания
о
происхождении
выбранного слова;
игра
«Словообразовате
льное домино»,
Взаимодействова
ть и
договариваться в
процессе игры
3
Есть ли
«родители» у
слов?
1
анализировать
значение и строение
слова и на основании
анализа делать вывод
о том, являются ли
слова родственными
игра «Найди
родственное
слово»
Воспитывать
дружеские
отношение,
взаимопомощь
4
Внимание,
корень!
1
наблюдать
образование
слов
в
русском языке
лингвистический
эксперимент
«Свойства корня»
Воспитывать
аккуратность,
дисциплинирован
ность
5
Такие разные
суффиксы
1
наблюдать значения
приставок и
суффиксов,
объяснять значение
(происхождение)
слова
игра «Весёлые
превращения»
Взаимодейство
вать и
договариваться
в процессе игры
6
Когда нужно
«приставить»,
«отставить» и
«переставить»?
1
наблюдать значения
приставок и
суффиксов,
объяснять значение
(происхождение)
слова
конструирование
слов
по
словообразователь
ным моделям;
7
Что нам стоит
слово построить
1
проект
«Как
конфеты
получают
свои
названия».
Секреты правильной речи (10 ч)
1
Словарное
богатство
русского языка
1
наблюдать
слова,
сходные по значению,
уточнять
значение
слова
по
толковому
словарю;
игра «Не
повторяться»,
Воспитывать
дружеские
отношение,
взаимопомощь
2
Вместе и врозь,
или Почему
нельзя сказать
«молодой
старик»
1
выбирать адекватные
языковые средства для
успешного решения
коммуникативной
задачи
составление
шуточных
рассказов и
стихов
Воспитывать чувство
ответственности за
сохранение и развитие
художественных
традиций
3
Выбираем
точное слово
1
наблюдать
слова,
сходные по значению,
уточнять
значение
слова
по
толковому
словарю;
игра «Объясни
слово, не
называя его»
Воспитывать
дружеские
отношение,
взаимопомощь
4
Одно или
много?
1
выбирать адекватные
языковые средства для
успешного решения
коммуникативной
задачи
составление
мини-
словариков:
«Собираю
синонимы»,
«Собираю
антонимы»
Формирование
бережного и
внимательного
отношения к
правильной
устной и
письменной речи
5
Когда у слов
много общего?
1
наблюдать слова,
сходные по звучанию,
анализировать
результаты их
использования в
юмористических
текстах
составление
шуточных
рассказов
и
стихов
.
Формирование
бережного и
внимательного
отношения к
правильной
устной и
письменной речи
6
Когда у слов
много общего?
1
различать
употребление в тексте
слов в прямом и
переносном значении.
Подбирать синонимы
для устранения
повторов в тексте
решение
кроссвордов
Прививать интерес к
разгадыванию
кроссвордов
7
Когда значения
спорят?
1
наблюдать слова,
сходные по значению,
уточнять значение
слова по толковому
словарю
составление
мини-
словариков:
«Собираю
антонимы
»
Формирование
бережного и
внимательного
отношения к
правильной
устной и
письменной речи
8
Слова
одинаковые, но
разные
1
различать
употребление в тексте
слов в прямом и
переносном значении.
Подбирать синонимы
для устранения
повторов в тексте
решение
кроссвордов
Воспитывать
чувство
ответственности за
сохранение и
развитие
художественных
традиций
9
«Местные
жители» и
«иностранцы»
1
соблюдать нормы
русского
литературного языка в
собственной речи и
оценивать соблюдение
этих норм в речи
собеседника
игра «Закончи
пословицы»
Воспитывать
дружеские
отношение,
взаимопомощь
10
Когда
рождаются
фразеологизмы?
1
наблюдать слова,
сходные по звучанию,
анализировать
результаты их
использования в
юмористических
текстах
игра «Собираю
фразеологизмы
Воспитывать
чувство
ответственности за
сохранение и
развитие
художественных
традиций
6.Средства контроля
Оценка освоения обучающимися планируемого содержания: итоговая комплексная
письменная работа (О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые
комплексные работы : 2 класс. М. : Просвещение, 2012.), которая позволяет выявить
и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов
обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем.
Индивидуальное сопровождение развития личностных результатов обучающихся:
диагностика успешности обучения учащихся Л.Е. Журовой (сентябрь,
декабрь, май).
7. Учебно-методические средства обучения
Учебные методические пособия:
электронный образовательный ресурс «Русский язык. 2 класс»;
раздаточные
средства обучения;
игральные кубики;
наборы счётных палочек;
демонстрационная оцифрованная линейка;
наборное полотно.
Основная и дополнительная литература:
Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н.
Путешествие по стране Геометрии. – М.:
Педагогика, 1991.
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) : Книга для
учителей и родителей. – М.: Знание, 1993.
Занимательные задачи для маленьких. – М., Омега, 1994.
Математика: внеклассные занятия в начальной школе / авт.-сост. Г.Т. Дьячкова. –
Волгоград: Учитель, 2007.
Раз, два, три – отвечай – (Методические рекомендации для учителей начальных
классов). – Москва: 1994.
Логика. 1 класс. Занимательные материалы для развития логического мышления /
Сост. О.Ю. Нежинская. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
8.Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
просторный оборудованный кабинет;
предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ,
сменная информация);
2. Методическое обеспечение:
пополнение периодической литературы и книг по темам;
дидактический материал;
наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.
3. Наличие кадровых работников:
педагог дополнительного образования.
4. Организационно-педагогические условия:
сотрудничество с другими коллективами;
организация комплексных занятий.