Напоминание

Эстрадный вокал: приемы и техники


Автор: Цубан Виктория Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: Тульская область, г. Алексин
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Эстрадный вокал: приемы и техники
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Алексинская детская школа искусств им. К.М. Щедрина»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Тема «Эстрадный вокал: приемы и техники»

Выполнил преподаватель МАУ ДО

«АДШИ им. К.М. Щедрина»

Цубан Виктория Андреевна

г. Алексин

2020 год

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Раздел 1. Теория эстрадного вокала..................................................................4

1.1 Истоки эстрадного пения..............................................................................4

1.2. Приемы и техники эстрадного вокала.........................................................6

Раздел 2. От теории к практике........................................................................13

Заключение...........................................................................................................15

Список литературы.............................................................................................16

2

Введение

В настоящее время в России понятие «эстрада» является обобщающим

понятием, включающим множество музыкальных и специфических вокальных

стилей.

На

Западе

обобщающее

понятие

«эстрада»

не

используется,

и

применяются четкие стилевые градации: поп-музыка, соул и фанк, госпел и др. Во

многом из-за отсутствия четкого разделения стилей при преподавании вокала

существует расхожее мнение о том, что для того, чтобы выступать в любом

вокальном жанре, достаточно получить навыки классического пения. Нужно

учитывать, что стандартизация вокальной техники по академическим принципам

может негативно сказаться на развитии жанровой индивидуальности. Это связано

с тем, что в академической музыке существуют каноны, которые нельзя

нарушать. В современной эстрадной музыке приветствуется уникальность.

Добиться этой уникальности певцу во многом помогают специфические приемы и

техники, которые способны подчеркнуть красоту певческого голоса и показать

истинное мастерство певца.

Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом в наши

дни к эстрадному вокалу в целом и к вокальным приемам и техникам в частности.

Целью работы является изучение и описание основных приемов и техник

эстрадного вокала.

Цель работы определила постановку конкретных задач:

изучить точки зрения на происхождение и истоки эстрадного вокала;

изучить различные приемы и техники, характерные для эстрадного

вокала;

подобрать несколько упражнений, которые могут помочь в освоении

той или иной техники эстрадного вокала.

3

Раздел 1. Теория эстрадного вокала

1.1 Истоки эстрадного пения

Прежде чем говорить об особенностях эстрадной музыки, о специфических

приемах, определим, что же мы считаем эстрадным пением в современной

культуре. Сделать это не так просто, т.к. нет четких критериев. Одни считают, что

эстрадное пение – всё, что относится к легкой музыке; другие, что эстрадное

пение – всё, что возникло на основе блюзовой культуры. Всё это не позволило

сформироваться единой школе обучению эстрадному пению. Своими корнями

эстрадный вокал уходит в бытовое (народное) пение. Западноевропейские

менестрели,

русские

скоморохи

являлись

хранителями

древних

традиций

бытового пения. Развитие этого творчества шло параллельно с классической

культурой, но не пересекалось с ней, так как искусством, собственно, не

считалось. Аристократическая культура продолжала развиваться, но всё сильнее

возрастал

интерес

к

более

легкой,

доступной

для

восприятия

музыке.

Стремительное развитие массовой культуры началось в начале XX

века с

появлением на мировых сценах афроамериканской музыки.

Существует точка зрения, что эстрадное пение – это пение, которое возникло

на основе джазовой музыки, а остальное – «облагороженное» народное пение.

Объединяющий момент в манерах пения является характер самого сценического

выступления певца. В отличие от других, эстрадный певец может предстать перед

публикой как «певец-актер», «певец-музыкант», «певец-танцор».

По мнению А. Полякова, преподавателя эстрадного вокала РАМ им.

Гнесиных, можно выделить основные общие моменты, ограничившись понятием

профессиональное эстрадное пение, исключив нетрадиционные способы:

Эстрадный

вокал

обогащен

профессиональными

певческими

традициями, выраженными в благородном звучании;

4

Почти

во всех формах эстрадного пения

чувствуется влияние

афроамериканской культуры, блюза (свинг, фразировка);

Одно из отличий от академической музыки – отношение к музыке и

речи. В эстрадном пении они равноправны.

Эстрадное пение как профессиональное искусство требует владения голосом,

манерой, музыкальной фразировкой. Манера пения часто доминирует над

вокальностью голоса, а некоторые приемы противоречат основам вокальной

техники.

Говоря о современной эстрадной музыке нельзя не упомянуть «соул» -

музыкальный стиль, возникший в США в 1950-х годах и ставший основой

современного эстрадного вокала. Поначалу это была музыка чернокожих (Aretha

Franklin, Ray Charles и т.д.). Позже стиль получил популярность, и многие белые

исполнители

стали

отваживаться

и

осваивать

это

направление.

Яркими

примерами современных белых исполнителей данного стиля являются Amy

Winehouse (увы, безвременно ушедшая), Mariah Carrey, Alicia Keys, Christina

Aguilera, а также находящаяся в данный момент на пике своей популярности

британская певица Adele.

На мой взгляд, достаточно сложно разграничивать эстрадный и джазовый

вокал, так как многие специфические приемы могут использоваться как в одном

случае, так и в другом, а приемы, в свою очередь, пришли из вышеупомянутого

стиля «соул».

5

1.2. Приемы и техники эстрадного вокала

Прежде чем говорить о конкретных приемах и техниках эстрадного вокала

стоит отметить, что их освоение возможно только тогда, когда получены базовые

вокальные навыки, такие как: постановка певческого дыхания, певческая опора

звука, чистое интонирование, развитый диапазон голоса и др. В этом случае

работа над приемами будет результативна и наиболее безопасна.

Осваивать приемы и техники эстрадного вокала можно в любом возрасте,

однако очень важно, заложить основы вокальной техники еще в детском возрасте,

например, в классе эстрадного вокала ДМШ или ДШИ. Чем раньше ребенок

усвоит базовые знания и навыки, тем быстрее он сможет перейти к освоению

специфики эстрадного вокала, а именно к приемам и техникам. Стоит также

отметить, что большинство приемов осваиваются не в процессе изучения песни, а

в процессе распеваний, упражнений. Именно такая работа позволит изучить

каждый прием и подойти к нему осмысленно, а не просто «скопировать» манеру

исполнения любимого исполнителя.

В эстрадном вокале существует множество интересных приемов и техник.

Основные из них:

1.

Scale

Первый прием называется scale («ноты с подтяжкой»). Овладению первым

приемом, то есть взятию нот с «подтяжкой», хорошо помогает пение гаммы До

мажор с форшлагами. Можно взять и пониже, если ваш голос переходит на

фальцет до ноты «до» второй октавы (для женского голоса). Мужчины могут

использовать другую тональность, здесь важно спеть гамму, которая вся

«поместится» в грудной диапазон голоса. При этом форшлагируются все ноты

гаммы: в восходящем и нисходящем движении полутоновыми форшлагами снизу.

При работе над каждым приемом (не только этим) необходимо развивать

специальный слух, не просто музыкальный, а, скорее, стилистический. Прежде

6

чем копировать исполнителя, надо не один раз послушать, как он это делает,

уметь уловить все нюансы, услышать их, а это приходит не сразу.

2.

Тремоло

Второй прием - тремоло или переходы с грудного голоса на фальцет и обратно.

Сначала, правда, надо уяснить для себя на физическом уровне, что же такое

грудной голос и что такое фальцет. Многие думают, что фальцет проявляется

только на высоких нотах после переходного участка, но это не так. Фальцет

вполне воспроизводим и в среднем регистре, достаточно только облегчить голос,

соответственно «срезав грудной регистр». Очень удобно уловить эту разницу,

приложив ладонь ребром над верхней губой, точно под носом и попробовать петь.

При пении, в какие-то моменты вы будете слышать ноты как бы под ладонью -

это грудной регистр, и над ладонью - это головной регистр или фальцет. В нем

нет низов, он легкий и довольно слабый при условии, что вы не практикуете

лирический вокал, который здесь не совсем кстати, так как вся современная

музыка поется в разговорном режиме, то есть натуральным голосом.

3.

Runs

Третий прием – самый известный и популярный - runs или running, оба термина

правильны (по сути короткие повторяющиеся и более длинные мелизмы). –

имеют в своей основе пентатонику, ее отдельные фрагменты или вариации. Стоит

заметить, что в джазовом вокале нет понятия «мелизм». Именно Runs, riffs

заменяют его.

Ниже представлено упражнение на мажорную пентатонику:

4.

Drift

Четвертый прием – drift (глиссандо). Его следует потренировать, так как

несмотря на кажущуюся простоту, в нем есть подводные камни. Точнее, один

7

подводный камень - глиссандо должно быть постепенным, скольжение должно

проходить плавно через все ноты.

Самой распространенной ошибкой является начальное плавное глиссандо от

стартовой ноты и быстрое «прибытие к месту назначения», то есть к конечной

ноте. А это уже не глиссандо, а полускачок. Чтобы избежать этой ошибки, как и в

случае с предыдущими упражнениями, его надо осваивать в медленном темпе.

У этого приема нет четко определенных границ, drift может использоваться

на любые интервалы, в том числе и превышающие октаву, главное, чтоб это было

убедительно в произведении, ну и чтоб вокалист мог свободно взять конечную

ноту, как правило, высокую, и удержаться на ней, так как подобное скольжение

всегда заканчивается кульминацией, тем пиком, к которому, собственно,

стремимся, скользя.

5.

Rattle

Пятый прием - самый запрашиваемый певцами - это знаменитый rattle, хотя

для соула больше подходит название raspy voice (то есть скрипучий, в дословном

переводе, хриплый голос). Часто этот прием в России называют рычанием (от

англ. to growl - рычать), хотя тот вид звука, который мы все помним по

знаменитому вокалу Луи Армстронга, называется не growling, а rattle (хрип,

хрипение). Еще его ошибочно называют screaming, приемом, хоть и похожим по

сути, но не имеющим ничего общего с блюзовой (джазовой и соул) техникой по

звучанию.

По сути screaming - это хриплый вопль, используемый в музыке heavy metal,

чаще на высоких нотах, обычно довольно продолжительный, при этом эффект

хрипа перекрывает тоновую высоту ноты.

Что же касается интересующего нас приема rattle или raspy voice - это

короткое вторжение (часто на «подтяжке» к ноте) характерным именно для блюза

хриплым голосом, с одновременным звучанием и голоса тоже. Часто rattle

предшествует пассажам runs или какой-то певческой фразе, иногда «вкрапляется»

посередине.

8

6.

Субтон

Шестой прием или пение субтоном обычно кажется сущим пустяком, так как

никто никогда не прилагал особых усилий к тому, чтобы говорить шепотом. Но

говорить - это одно, а петь - все же совершенно другое.

Во-первых, потому что певческий шепот должен быть услышан не

единственным адресатом, а целым залом, если вы поете live, ну или в записи.

Несмотря на развитую технику, если просто прошептать разговорным шепотом

фразу песни, то вряд ли это будет услышано так, как должно быть.

Ну и, во-вторых, данный прием, в отличие от остальных перечисленных,

обычно не вызывает ни малейшего опасения в том, что певец рискует повредить

связки, но это совершенно не так. Дело в том, что голосовые связки, работая в

нормальном режиме, должны быть хорошо натянуты и абсолютно смыкаться, и

это - общеизвестный факт.

Когда мы говорим шепотом, то они не смыкаются полностью, так как между

связками проходит воздух. Это происходит потому, что при таком режиме работы

связки не эластичные, а жесткие, не прилегают хорошо друг к другу во время

вибрации и пропускают воздух. Таким образом, при таком режиме происходит и

огромный расход воздуха, именно в связи с тем, что голосовые связки его с

легкостью пропускают. Именно поэтому внешнее впечатление о том, что при

шепоте голос совершенно не напрягается, так как никто его не форсирует -

обманчиво, и в корне неверно.

Певческий

же

шёпот

(или

субтон)

рассчитан

на имитацию этого

разговорного эффекта, который должен быть услышан аудиторией. То есть голос

мы выводим в активный режим с сильным давлением воздуха, при этом связки не

смыкаются полностью и работают в напряженном состоянии, в связи с их не

эластичностью.

9

7.

Бэлтинг

Термин «бэлтинг» появился из английского литературного жаргона: to belt,

являющегося синонимом to shout или to yell, оба эти слова означают «кричать,

орать». Теперь термин окончательно влился в современный вокальный язык и во

многих музыкальных словарях можно найти to belt - петь громко, в полную мощь.

Как видим, ни слова о пении в верхнем регистре, но, тем не менее, бэлтинг (в

современном его понимании) - это именно умение брать высокие ноты полным

голосом. Суть приема в том, что такое умение становится возможным только при

определенной комбинации составляющих: сила голоса, его проекция (или

направленность) на слушателя (а не на акустику зала оперного театра), и наличие

врожденного (или приобретенного) механизма здорового крика.

Одной из ведущих школ, вникнувших в физиологию бэлтинга, является Estill

Voice Craft (EVC).

Техника EVC занимается исследованием работы голосовых связок в

различных режимах, вокальностей, в том числе speech (речь), falsetto (фальцет),

sob (рыдание), cry (плач), twang (звон), opera, belting.

Исходя из вышесказанного, бэлтинг - это лишь один из компонентов

вокальных качеств голоса (или «фигур» по EVC) и не случайно, так как то, что мы

слышим у западных звезд - не что иное, как смесь разных компонентов, дающих в

результате те голоса, которые так нравятся публике.

8.

Тванг

Термин twang пришел в Россию из западных методик пения США и Европы.

Научиться твангу невозможно, если не изучить свою певческую анатомию, т.к.

достигается этот прием за счет особого положения гортани. Педагоги по вокалу

часто пытаются объяснить «тванговый» звук на простых примерах. Просят

ученика помяукать как кошка или покрякать как уточка. Изобразить, как

пронзительно кричит чайка. Или как громко плачет новорожденный ребенок.

10

Тванг бывает двух видов:

Назальный

тванг

или

носовой

тванг.

Так называемый «вокальный нос». Резкий «противный» звук, который хочет

услышать от вас педагог, когда просит помяукать на уроке вокала. При назальном

тванге звук резонирует в носоглотке и носовых пазухах. Этот вид подходит для

первых поисков «тванговости» в вокале. Распевки с назальным твангом очень

удобные, не вызывают зажимов и подходят для разогрева голоса. При носовом

звучании язык и гортань легко поднимаются в нужное положение. В основном на

буквы

«Н»

и

«М».

Однако, назальный тванг – это всегда прикрытый или закрытый звук, без объема.

Звучит он хоть и громко, но плоско. Не каждому певцу подойдёт такой тембр.

Оральный

тванг

или

гортанный

тванг.

Оральный тванг также называется ротовой. При ротовом тванге принцип

действия тот же, что и при назальном, но необходимо также широко открыть рот.

Звучит оральный тванг как громкое пение на открытом звуке. В голосе появляется

сила и мощность. Таким приемом поют все профессиональные певцы, включая

оперных.

Оральный тванг часто называют гортанным. Так как это резонирование звука во

рту и глотке. Благодаря чему в вокале создается дополнительный объем. К

оральному или гортанному твангу можно переходить, только когда освоен

назальный

тванг.

9.

Distortion

Дисторшн в звукорежиссуре - это искажение формы звукового сигнала

(формы волны), путем его жесткого ограничения по амплитуде.

В вокале distortion является одним из самых любимых и употребляемых

приемов, причем во всех музыкальных стилях, опять же кроме оперы. Этот прием

всегда содержит основную частоту (мелодию) и добавленный шум или

искажение.

11

Применяется для передачи самых разных эмоций, от агрессии до душевной

боли и страсти. Количество distortion прямо пропорционально количеству «шума»

в мелодии, и используется техничными вокалистами в различных процентных

соотношениях:

от

легкого

до

довольно

сильного,

а

также

с

самыми

разными вокальностями и разной динамикой.

Может присутствовать, как в чистом виде, так и смешиваясь с другими

эффектами: fry, rattle.

Звук фонации резкий, металлизированный, напоминает гитарный драйв (как

факт этот эффект частенько так и называют).

10.

Vocal fry (или просто fry).

Значение vocal

fry в

современном

вокале

трудно

переоценить.

Без

преувеличения

можно

сказать,

что

он

поистине

универсален,

являясь

одновременно и вокальным методом воспитания голоса, с целым комплексом

упражнений, и вокальным приемом, очень любимым и употребляемым многими

звездами.

Vocal fry (или просто fry) - это довольно резкий, трескучий голос с

металлическим оттенком.

12

Раздел 2. От теории к практике

Разберем приемы Scale и Runs более подробно. Для этого обратимся к

специальным упражнениям.

Работа над приемом Scale

Для работы над данным приемом возьмем гамму C-dur. Необходимо спеть

гамму в медленном темпе, чтобы все форшлаги-«подтяжки» были четкими,

увеличивая раз от раза скорость. Если начать сразу же петь гамму в быстром темпе,

то все ноты «размажутся», четкость не выработается, и цель упражнения не будет

достигнута. Форшлаги, правда, постепенно должны «отшлифоваться» и стать едва

уловимыми. В конечном итоге, форшлаги не поются ради форшлага, как в какой-

нибудь арии из классической оперы, а служат эффекту непрямого взятия ноты, то

есть этой самой «подтяжкой», как при игре на гитаре.

Работа над приемом Runs

Итак, все, абсолютно все без исключения пассажи runs имеют в своей основе

пентатонику, ее отдельные фрагменты или же вариации на ее нотах. При таком

специфическом строении runs, самый лучший способ научиться их петь - это петь

упражнения на основе пентатоник. Ниже даны примеры самых распространенных

упражнений, которые были разработаны с учетом наиболее частых мелодических и

ритмических движений, но, освоив их, можно далее придумать и множество других

вариантов, равно как и снимать фразы из произведений и тренироваться на их

основе.

13

Упражнение на длинные пассажи (мажор)

Упражнение на короткие пассажи

14

Заключение

Понятие «эстрадный вокал» очень многогранно. В России оно является

обобщающим понятием, включающим множество музыкальных и специфических

вокальных стилей. На Западе применяются четкие стилевые градации: поп-

музыка, соул и фанк, госпел и др. Существует мнение, что для того, чтобы

выступать в любом вокальном жанре, достаточно получить навыки классического

пения. Это не так, ведь в современной эстрадной музыке существует большое

количество приемов и техник, характерных только для эстрадной манеры пения.

Учиться этому лучше с раннего возраста в стенах ДМШ и ДШИ в классе

эстрадного вокала. Освоив базовые вокальные знания и навыки, можно начинать

работу над приемами и техниками эстрадного вокала. Для этого необходимо

грамотно подобрать комплекс упражнений, репертуар исходя из индивидуальных

особенностей обучающегося и целей, поставленных преподавателем. Освоение

приемов должно идти по пути усложнения, то есть от простых приемов к более

сложным. Именно такой подход позволит начинающему певцу или уже

состоявшемуся исполнителю применить уже полученные знания, умения и

навыки в освоении новых приемов. Освоенные приемы позволят певцу

подчеркнуть красоту голоса и показать истинное мастерство владения голосовым

аппаратом.

15

Список литературы

1.

Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод

диагностики проблем: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань»;

Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015 – 64 с.: ноты. – (Учебники для

вузов. Специальная литература).

2.

Карягина А.В. Современный вокал. /Методические рекомендации. –

СПб.: Композитор. – Санкт-Петербург, 2012 – 52 с.

3.

Поляков А. С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс /

А. С. Поляков. — М.: ООО «Издательство «Согласие», 2015. — 248 с.

4.

Сет Риггс. Как

стать

звездой./Сост.: “Guitar College” – М.: “Guitar

College”, 2000 – 104 с.:ил.

5.

Элизабет Ховард и Ховард Остин. Вокал для всех /. - Москва: Смолин К.

О., 2007. - 64 с.

16



В раздел образования