Автор: Мотаева Валентина Санджиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр восстановительного лечения
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Работа в группе: формирование у воспитанников навыков взаимодействия.
Раздел: начальное образование
Работа в группе: формирование у воспитанников навыков
взаимодействия. (из опыта работы)
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является
способность плодотворно работать в команде, находить способы
взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И,
безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка
будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его
взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том
коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать.
Поэтому, в настоящее время социализации уделяется особое внимание.
В соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного образования
воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми.
Мы решили проанализировать ситуацию по данному вопросу в нашем
детском саду. Диагностика показала, что воспитанники имеют средний
уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и
взаимодействие носит ситуативный и импульсивно
‐
непосредственный
характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой
конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и
вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях
проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне
адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В
результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники
решить не могут.
Поэтому, педагогический коллектив принял решение изучить
педагогическую и психологическую литературу по данному вопросу. Анализ
литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия
показал, что данная задача решается разрознено, либо психологом,
занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо
воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на
формирование межличностных отношений дошкольников. В
действительности, мы считаем, решение задачи по формированию навыков
сотрудничества должна решаться в комплексе, совместными усилиями.
Для построения системы работы педагогический коллектив изучил
методические подходы Е. М. Фадеевой. Авторская концепция, которой
заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения
со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с
другими людьми.
Для изучения методических подходов Е.М.Фадеевой в детском саду
прошли педагогический совет, мастер – классы, методический и
психологический семинары, смотр – конкурс.
В соответствии с этими подходами была разработана дорожная карта
инновационной деятельности, ориентированной на формирование у
дошкольников умения строить взаимоотношения с окружающими на основе
сотрудничества и взаимопонимания.
Работа воспитателей по формированию опыта совместной
деятельности.
1.Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей 3 –
7 лет необходима специальная организация занятий, на которых дети
приобретают опыт взаимодействия. В непосредственно образовательной
деятельности воспитатели обучают воспитанников навыкам взаимодействия,
используя технологию сотрудничества.
Основными принципами технологии сотрудничества являются:
1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых
образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск
на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном
материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является проблемная
ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов
эффективного сотрудничества.
4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и
ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения
задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится
рефлексия.
5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся
специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.
На младшей группе педагог обучает детей способам установления
контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления
цели в продуктивных видах деятельности: аппликации, конструировании,
лепке в совместно – индивидуальной деятельности.
На средней группе педагог обучает детей способам распределения
действий, планированию отдельных действий, способам разрешения
конфликтов, развитие навыков контроля в продуктивных видах
деятельности: аппликации, конструировании, лепке, рисовании, в совместно
– последовательной деятельности, организуя детей в микрогруппы по 2-3
человека.
На старшей группе педагог обучает детей способам объединения с
партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из
конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие
контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за
коллективный результат.
Он проводит работу не только в продуктивной, но и других видах
деятельности: познавательной, физической. Для этого организует совместно
– взаимодействующую деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.
На подготовительной группе педагог обучает детей самостоятельно
использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками
деятельности, включая задания во все виды занятий при изучении новой
темы, «открытии» нового знания, способа деятельности и организуя
микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.
2. Обучение навыкам сотрудничества осуществляется в детском саду
не только во время непосредственно образовательной деятельности
воспитанников, но и в течение всего дня. Для этого в образовательном
процессе дошкольных групп широко используются такие методические
приемы обучения сотрудничеству, как:
демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов
взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и
последующее их обсуждение;
переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
создание ситуации недостатка материала;
создание ситуации выбора: задания, способа выполнения,
материала, партнера;
выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью
условных обозначений.
В образовательный процесс включаются:
- творческие задания, предполагающие высокую степень
самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и
умения для решения нестандартных ситуаций;
- нетрадиционные формы организации совместной деятельности
( конкурсы, викторины, интеллектуальные игры);
- организация детей в парах, тройках, малых группах;
- для организации совместной деятельности следует использовать такие
задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных
действий.
3.Кроме того, в течение дня воспитатели планируют дидактические
игры со сверстниками. Они способствуют выработке уверенности в себе и
внимательного отношения к окружающим. С помощью этих игр дети учатся:
устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние
и настроение окружающих; использовать мимику и пантомимику в общении;
быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу;
прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать
интонацию других.
При организации дидактических игр существует определенная
последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие
интереса к партнеру по общению, в средней группе - игры на развитие
умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе - игры на развитие
навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе - игры на
сплочение детского коллектива.