Напоминание

Работа в группе: формирование у воспитанников навыков взаимодействия.


Автор: Мотаева Валентина Санджиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр восстановительного лечения
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Работа в группе: формирование у воспитанников навыков взаимодействия.
Раздел: начальное образование





Назад




Работа в группе: формирование у воспитанников навыков

взаимодействия. (из опыта работы)

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является

способность плодотворно работать в команде, находить способы

взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И,

безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка

будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его

взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том

коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать.

Поэтому, в настоящее время социализации уделяется особое внимание.

В соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного образования

воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать

со сверстниками и взрослыми.

Мы решили проанализировать ситуацию по данному вопросу в нашем

детском саду. Диагностика показала, что воспитанники имеют средний

уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и

взаимодействие носит ситуативный и импульсивно

непосредственный

характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой

конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и

вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях

проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне

адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В

результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники

решить не могут.

Поэтому, педагогический коллектив принял решение изучить

педагогическую и психологическую литературу по данному вопросу. Анализ

литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия

показал, что данная задача решается разрознено, либо психологом,

занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо

воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на

формирование межличностных отношений дошкольников. В

действительности, мы считаем, решение задачи по формированию навыков

сотрудничества должна решаться в комплексе, совместными усилиями.

Для построения системы работы педагогический коллектив изучил

методические подходы Е. М. Фадеевой. Авторская концепция, которой

заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения

со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с

другими людьми.

Для изучения методических подходов Е.М.Фадеевой в детском саду

прошли педагогический совет, мастер – классы, методический и

психологический семинары, смотр – конкурс.

В соответствии с этими подходами была разработана дорожная карта

инновационной деятельности, ориентированной на формирование у

дошкольников умения строить взаимоотношения с окружающими на основе

сотрудничества и взаимопонимания.

Работа воспитателей по формированию опыта совместной

деятельности.

1.Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей 3 –

7 лет необходима специальная организация занятий, на которых дети

приобретают опыт взаимодействия. В непосредственно образовательной

деятельности воспитатели обучают воспитанников навыкам взаимодействия,

используя технологию сотрудничества.

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых

образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск

на решение поставленной проблемы.

2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном

материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3. Эффективным толчком является проблемная

ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов

эффективного сотрудничества.

4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и

ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения

задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится

рефлексия.

5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся

специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

На младшей группе педагог обучает детей способам установления

контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления

цели в продуктивных видах деятельности: аппликации, конструировании,

лепке в совместно – индивидуальной деятельности.

На средней группе педагог обучает детей способам распределения

действий, планированию отдельных действий, способам разрешения

конфликтов, развитие навыков контроля в продуктивных видах

деятельности: аппликации, конструировании, лепке, рисовании, в совместно

– последовательной деятельности, организуя детей в микрогруппы по 2-3

человека.

На старшей группе педагог обучает детей способам объединения с

партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из

конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие

контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за

коллективный результат.

Он проводит работу не только в продуктивной, но и других видах

деятельности: познавательной, физической. Для этого организует совместно

– взаимодействующую деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.

На подготовительной группе педагог обучает детей самостоятельно

использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками

деятельности, включая задания во все виды занятий при изучении новой

темы, «открытии» нового знания, способа деятельности и организуя

микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

2. Обучение навыкам сотрудничества осуществляется в детском саду

не только во время непосредственно образовательной деятельности

воспитанников, но и в течение всего дня. Для этого в образовательном

процессе дошкольных групп широко используются такие методические

приемы обучения сотрудничеству, как:

демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов

взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и

последующее их обсуждение;

переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;

создание ситуации недостатка материала;

создание ситуации выбора: задания, способа выполнения,

материала, партнера;

выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью

условных обозначений.

В образовательный процесс включаются:

- творческие задания, предполагающие высокую степень

самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и

умения для решения нестандартных ситуаций;

- нетрадиционные формы организации совместной деятельности

( конкурсы, викторины, интеллектуальные игры);

- организация детей в парах, тройках, малых группах;

- для организации совместной деятельности следует использовать такие

задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных

действий.

3.Кроме того, в течение дня воспитатели планируют дидактические

игры со сверстниками. Они способствуют выработке уверенности в себе и

внимательного отношения к окружающим. С помощью этих игр дети учатся:

устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние

и настроение окружающих; использовать мимику и пантомимику в общении;

быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу;

прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать

интонацию других.

При организации дидактических игр существует определенная

последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие

интереса к партнеру по общению, в средней группе - игры на развитие

умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе - игры на развитие

навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе - игры на

сплочение детского коллектива.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники