Автор: Фаткулина Валентина Федоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №50" Населённый пункт: г.Курск Наименование материала: методическая разработка Тема: урок математики в 3 классе Раздел: начальное образование
Валентина Федоровна Фаткулина,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 50» г. Курска
Урок математики в 3 классе
по теме «Многозначные числа. Выражение многозначных именованных чисел в разных счетных единицах»
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.
Форма проведения: групповая с элементами метода субъективизации (организационно-мотивационный и оценочно-
рефлексивный этап урока проводит ученица класса)
Технология: социо-игровая
Цель: Закрепить знание нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение, выражение в разных счетных
единицах; переводить величины из одних единиц измерения в другие по аналогии выражения многозначных чисел в
других единицах счета.
Задачи:
- формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации
(фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания); понимать значение величин и способы
их измерения; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- формировать навыки совместной деятельности: распределять роли для поиска доказательства, выбора рационального
способа, поиска и анализа информации; проявлять инициативу и самостоятельность;
- учиться осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль поэтапно и в целом.
Структура урока:
1.
Организационно-мотивационный этап (5мин).
2.
Постановка учебной задачи (3 мин)
3.
Операционно-исследовательский этап (34мин).
4.
Оценочно-рефлексивный этап (3мин).
Планируемые результаты: научатся обнаруживать и формулировать учебную проблему; переводу величин из одних
единиц измерения в другие; установят аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной системой
мер; включатся в диалог и коллективное обсуждение с учителем и одноклассниками проблем и вопросов с
аргументами и доказательством своего мнения.
Используемые источники:
- компьютер, проектор;
- карточки для работы в группах;
- измерительные инструменты (линейки, метры, рулетки);
- учебник «Математика», Л.Г.Петерсон, 3 кл., ч.1
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I
Организационно-
мотивационный этап
- Доброе утро, уважаемые гости,
Валентина Федоровна и
одноклассники. Урок математики
будем проводить мы; Валентина
Федоровна и я, Шаталова Арина,
ученица нашего класса.
Попробуем учиться легко и
весело в группах. Сегодня
изменим условия выбора лидера
группы. Лидера не группа
выбирает, а лидер выбирает
группы. Задача каждой группы
представить себя как можно
лучше в форме синквейна с
использованием математических
терминов. Если одну группа
выбирают несколько лидеров,
последнее слово остается за
группой.
- Группы выбраны, желаю нам
успехов. Дальше урок будет
вести Валентина Федоровна.
Группы моделируют
представление команды:
вспоминают, что такое
синквейн и распределяют,
кто какую строку говорит
и как (каждый ученик
встает, говорит и садится).
Например:
Задания ( Встает 1
ученик, говорит, садится)
Простые и сложные. (2
ученик встает, говорит,
садится)
Анализируем,
сравниваем, решаем. (3
ученик)
Один за всех и все за
одного. (4 ученик)
Успех. (5 ученик)
Познавательные:
- преобразование
синквейна в другую
предметную область;
- подведение под
понятие;
- построение
логической цепи
рассуждения;
-осознанное
построение устного
речевого
высказывания.
Коммуникативные:
- согласование
усилий по
достижению общей
цели;
- умение слушать и
слышать
собеседника;
Регулятивные:
- принимать цель и
следовать ей;
- умение действовать
по плану;
- выполнять и
заканчивать работу в
требуемый
временной
отрезок.
- Арина, спасибо за
сотрудничество. Желаю тебе
успехов в работе группы.
- Работа на уроке всегда
оценивается. Сегодня она
оценивается по двум
направлениям: 1)работа группы –
фишками; 2) работу каждого
ученика будут оценивать
эксперты, для них подготовлены
листы оценки. (Ученики с
бейджами)
- Уважаемые эксперты, возьмите
листы оценки вашей группы и
займите удобное для Вас место.
Обучающиеся выбирают
экспертов из учителей-
гостей.
Коммуникативные:
- сотрудничество с
другими людьми,
доверие к ним.
II.
Постановка учебной
задачи
- Что изучали на прошлом уроке?
- У каждого дела должна быть
цель. Определим цели
сегодняшнего урока, для этого
откройте учебник, страница 71-
ая, урок 22-ой. Каждая группа
определяет цель задания в
соответствии с номером группы
За правильные ответы группы
получают фишку; эксперты
оценивают индивидуальные
работы
- Складывали и вычитали
многозначные числа без
перехода и с переходом
через разряд.
- Решали задачи с
многозначными данными.
1 группа определяет цель
первого задания
(прочитать числа и
определить, сколько
единиц в разряде сотен
миллионов в них
содержится)
2 группа – № 2 (перевод
величин из одних единиц
в другие)
3 группа - № 3
(аналогично № 2, дан
образец письменного
оформления задания)
4 группа - № 4 (повторим
письменные приемы
сложения и вычитания
многозначных чисел)
Познавательные:
- самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
- анализ объектов с
целью выделения
существенных
признаков;
- инициативное
сотрудничество,
формирование
умения работать в
группе
Регулятивные:
-удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата;
III.
Операционно-
исполнительский этап
1.Чтение многозначных
чисел и определить,
сколько единиц в
разряде сотен
миллионов в них
содержится (учебник,
№ 1, с.71)
- Задание простое, усложните
его. Выполняйте в учебнике.
- Когда группа будет готова,
отправьте посыльного (выбирают
считалкой, голосованием,
назначением и т.д.) в другие
группы, чтобы узнать, какие
задания они придумали. Если
задания окажутся одинаковыми,
сообща найдите выход из
ситуации.
- Оцените работу.
- Предложите нетрадиционную
проверку, работая попарно
группами (1-2, 3-4)
- Да.
-Согласна.
(Если выполнили правильно –
фишки остаются, если нет –
Возможные задания:
1) Подчеркните и
прочитайте числа, в
которых отсутствует класс
тысяч.
2)Подчеркните и
прочитайте
двенадцатизначные числа.
3)Подчеркните и
прочитайте четные числа.
4) Подчеркните и
прочитайте числа, в
которых есть цифра 6.
Если ученики считают,
что выполнили
правильно, кладут фишку.
Возможные варианты:
1)1-2 группы – мы
прочитаем по одному
ответу в соответствии с
заданием, Вы поверите,
что мы выполнили
правильно.
2)Вы проверьте у одного,
если правильно – у всех
правильно, так как
работали вместе.
Познавательные:
- участие в
обсуждении учебного
задания;
- речевое
высказывание в
устной форме;
- применение знаний
в новой ситуации
Регулятивные:
- Внесение
изменений в оценку
после самопроверки
без учета ошибок;
- адекватное
восприятие оценки
учителя
2. Игра «Почтальон»
возвращают)
Эксперты оценивают
индивидуально.
- С какого класса читают числа?
- А записывать?
Помните об этом, выполняя
следующее задание.
- Выберите почтальона, который
получит задание у меня.
Выполните задание, после
выполнения, группа выбирает
второго почтальона, который
идет за ответом. Ответы
находятся в мешке, надо найти
свой ответ и прикрепить на
доску рядом с номером команды.
В данном задании есть ловушка.
У одной из команд будет
неправильный ответ. Сможет ли
группа это заметить, или
оставшийся ответ станет их
результатом. Если группа не
выберет неправильный ответ и
объяснит почему, получит
дополнительную фишку.
- С высшего.
- С высшего.
1 группа – запишите
число, состоящее из цифр
сегодняшней даты
(16.10.2015 – 16 102 015)
2 группа – запишите
число, состоящее из цифр
дата открытия нашей
школы (1.09.1981 –
1 091 981)
3 группа – запишите
число, состоящее из цифр
даты начала второй
четверти (1.11.2015 –
1 112 015)
4 группа – запишите
число, состоящее из
номеров кабинетов в
порядке убывания,
расположенных на нашем
этаже (8081828384 –
8 483 828 180)
Коммуникативные:
- участие в работе
группы,
распределение ролей;
- построение
монологического
высказывания и
владение
диалогической
формой речи
Личностные:
- принятие
ответственности за
выбор правильного
результата;
- сопоставление
самооценки
собственной
деятельности с
оценкой её
товарищами
3.Игра «Торг»
№ 2(а), с.71
4. Практическая
работа (у каждой
группы лист А-4,
карандаш, линейки; у
учителя есть другие
измерительные
инструменты – метр,
Проверка
1 место – 4 балла;
2 место – 3 балла;
3 место – 2 балла;
4 место – 1 балл
Эксперты оценивают активных
учеников
-Прочитайте № 2(а), я
предлагаю игру «Торг» -
выполнение задания на время (30
мин, 40 мин, 45сек, 1 мин)
Каждая группа выбирает время.
Проверка ( презентация)
- Что вы заметили?
- Для выполнения этого задания
каждая группа выбирает
одноклассника, обладающего
хорошей памятью и правильной
речью. Посыльные подходят ко
мне, по команде в течение 15
секунд читают задание на
- Выполняют в учебнике-
тетради: анализируют,
делают вывод
-Многозначные числа
выразили в других
единицах счета (в тысячах
и единицах)
1 группа – измерить длину
и ширину одной спинки
скамейки в коридоре;
2 группа – измерить длину
и ширину батареи около
учительского стола;
3 группа – измерить длину
и ширину плинтуса под
Познавательные:
- анализ объектов с
выделением
существенных
признаков;
Регулятивные:
- прогнозирование –
уверенность в
результате и знаниях,
его временной
характеристике
Познавательные:
- выбор наиболее
эффективного
способа решения
задачи в зависимости
от конкретных
условий;
рулетка, песочные
часы). Компьютер
мониторе компьютера,
возвращаются в группы,
выполняют задание, результаты
записывают на листах и
закрепляют на доске. Оценка по
очередности: 1 – 4 балла; 2 – 3
балла; 3 – 2 балла; 4 – 1 балл при
условии правильного
выполнения.
- Проверка
Каждая группа объясняет, что
измеряли, чем и почему.
- Как называются эти записи?
- А еще?
- Установите причинно-
следственные связи между № 2
(б) и практической работой?
-Что связывает единицы длины с
номером 2 (б)?
доской;
4 группа – измерить длину
и ширину дверцы шкафа
около двери.
Вариант ответа:
Мы измеряли длину и
ширину плинтуса
рулеткой, потому что
плинтус длинный и узкий,
нам нужен был гибкий
инструмент. Длина –
2м45см, ширина – 12см.
-Величины (за
правильный ответ группа
получает фишку).
- Единицы длины
(фишка).
- Именованные числа
(фишка).
- Именованные числа –
единицы длины.
-Километр – это тысяча
метров, поэтому число
километров – это число
- построение
логической цепочки
рассуждения
Коммуникативные:
- применение правил
ведения диалога и
правила поведения в
позиции «критик»
при коммуникации в
практической работе;
Личностные:
- планирование
( составление плана
и последовательности
действий)
5. Самостоятельная
работа (работа в
учебнике), № 2 (б), с.
71
6.Повторение
(разноуровневые
задания)
- № 2 выполните
самостоятельно.
- Прочитайте задание, есть
вопросы.
- Задание выполняете в учебнике,
после выполнения
взаимопроверка по группам (1-2,
3-4), меняетесь местами, оценку
ставите карандашом.
За правильно выполненную
работу группа получает фишку,
эксперты оценивают
индивидуальную работу.
Предлагаю проверку по образцу с
ловушкой (проверить по
презентации №2(а))
- Почему?
- С какими числами работали на
уроке?
- Какие числа называются
многозначными?
тысяч метров.
- Нет.
- Вы неправильно
выбрали слайд. Это слайд
для №2 (б).
- По этому слайду можно
тоже проверить.
- 1км = 1000 м, поэтому
число километров – это
число тысяч метров.
- С многозначными.
- Числа больше тысячи
называются
многозначными.
- Складывать и вычитать.
Познавательные:
- рефлексия способов
и условий действия,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности
Регулятивные:
- сличение результата
с заданным эталоном
с целью обнаружения
отклонений и
отличий от эталона
Коммуникативные:
- взаимопомощь и
взаимоконтроль в
группе;
- взаимопроверка
между группами
Познавательные:
- выбор задания на
круг своего знания;
-Какие математические действия
вы можете выполнить с
многозначными числами?
- Как выполняется сложение и
вычитание?
- Предлагаю вам, ребята,
выполнить задание по выбору:
1) №4,с.71;
2) Используя данные
практической работы, найдите
площадь и периметр
прямоугольника. Вычислите с
помощью калькулятора.
- Почему я разрешила вам
воспользоваться калькулятором?
- Правильно. Это темы
следующих уроков.
- Урок подходит к концу,
наступила время подведения
итогов. Этот этап урока проведет
Арина Шаталова.
- Как сложение и
вычитание трехзначных
чисел – поразрядно.
- Умножать многозначное
число на многозначное
число мы еще не умеем.
Личностные:
- адекватная
самооценка
IV
Оценочно-
рефлексивный
- Каждая команда считает баллы,
эксперты передают учителю
листы оценки. Валентина
Федоровна раздаст их нам, и мы
узнаем свои результаты.
Считают баллы,
определяется победитель.
Личностные:
- понимание причин
успеха в учебной
деятельности, в том
числе на самоанализ
- Баллы посчитаны, наступил
момент рефлексии. Можете
воспользоваться подсказкой (у
каждого ребенка есть памятка с
несколькими вариантами
рефлексии). А можете проявить
творчество, тогда за
оригинальность получите
дополнительные 4 балла,
возможно, станете новым
победителем.
- Спасибо за сотрудничество!
Мы команда!
- По 1 человеку от группы
озвучивают рефлексию.
и самоконтроль
V.