Напоминание

Организация проектной деятельности в начальной школе.Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения проекта.


Автор: Гатилова Ирина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №175 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности в начальной школе.Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения проекта.
Раздел: начальное образование





Назад




Организация проектной деятельности в начальной школе.

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения проекта.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную

деятельность. Включение учащихся в проектную деятельность учит их размышлять,

прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Вовлекать учащихся

начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, так как именно в

младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных

качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе

необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические

особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого

класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим

интересом выполняют довольно сложные проекты.

Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них

факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они

каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для

них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод

проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать

личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная

деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к

ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела

зависит от личного вклада каждого.

Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины.

Совсем нелегко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно

воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в

справочник, что – то обследовать, проанализировать.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-

урочную систему. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов

образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием

личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно

мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и

четко планировать действия. Но необходимо отметить, что данная технология не должна

вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение использую как дополнение к

другим видам обучения

В

ходе

проектной

деятельности

учащиеся

получают

возможность

развивать

универсальные учебные действия:

ПОИСКОВЫЕ (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках,

анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные

связи, находить несколько вариантов решения проблемы).

МЕНЕДЖЕРСКИЕ

(проектировать

изделие,

планировать

процесс,

анализировать

собственную деятельность).

РАБОТАТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ (умение оказывать помощь товарищам и принимать

их помощь, следить за ходом совместной работы).

КОММУНИКАТИВНЫЕ (умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы,

отстаивать свою точку зрения).

РЕФЛЕКСИВНЫЕ (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других,

отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать

различные средства наглядности.)

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым

непосредственным

образом

включён

в

активный

познавательный

процесс;

он

самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой

информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою

деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и

жизненный опыт. Опыт учителя является актуальным и перспективным, так как в

процессе

проектирования

изменяется

тип

отношений,

повышается

уровень

ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально

меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и

разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества.

Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней

мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это

сделать самому, и это станет моим навсегда».

Цели проектной деятельности:

1.воспитывать гражданскую позицию учащихся;

2.способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире; 3.формировать

систему интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся;

4.развивать значимые личностные качества младших школьников;

5.развивать моторику;

6.воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность

Этапы проектной деятельности:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность.

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может,

как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме.

Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью,

открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных

ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов,

энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в

компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при

поиске информации сотрудничают с родителями.

Главное для учителя в этой

деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности,

вселить уверенность в себя и свои силы.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с

графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты,

оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят

создаваемый

продукт:

аппликации,

модели,

поделки.

На

этом

этапе

хорошо

прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита

проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка

обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии,

о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации

данного проекта.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме

альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия,

плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту,

достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть

посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Проекты

младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго

соответствовать выбранной теме.

Существующие типы проектов:

Практико-ориентированный

проект

(решение

практических

задач,

проведение

исследований);

Учебный проект (воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических

объектов)

Творческий проект (проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических

талантов)

Игровые проекты (организация мероприятия- игры, состязания, викторины, экскурсии);

Информационный

проект

(результаты

опроса

общественного

мнения,

обобщение

высказываний различных авторов. Одна из разновидностей проекта - реферат);

Социальные проекты (помощь социально незащищённым членам общества -концерт для

ветеранов, игрушки, поделки, плакаты для детей детского сада; акции по уборке

территории,

пропаганде

здорового

образа

жизни,

помощь

часто

болеющим

одноклассникам.)

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения

проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение,

книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д. Если совсем коротко, то суть работы

над проектом и этапы этой работы можно свести к «пяти П»:

1. Проблема.

2. Проектирование.

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект., разработка проектного задания

1) Выбор проблемы (темы) проекта

Блок проблемы выбор и обоснование проекта

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Обсуждение и принятие общего решения по теме

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для

обсуждения

2)

Самостоятельный

подбор

тем

и

их обсуждение

с

товарищами.

Анализ

предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта.

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Вместе с учащимися проводит эту работу.

Каждый ученик выбирает себе подтему.

Активное обсуждение н предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них

для себя (т.е. выбирает себе роль)

3) Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе

конкретные подтемы и виды деятельности.

После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними и малые группы.

2. Проектирование (планирование и организация деятельности)

1) Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на

которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы.

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы

для поисковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия

учащихся будет разная.

Участие н разработке заданий для младших, определение их сильных и слабых сторон,

возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов.

2) Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей.

3. Поиск.

1)Информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем и т.п.

2)

Разработка

документации.

Определение форм

выражения

итогов (результатов)

проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям.

В группах, а затем в классе обсуждаются план деятельности, формы представления

результата

исследовательской

деятельности:

видео-1 фильм,

альбом,

натуральные

объекты, литературная гостиная и т.д.

4. Продукт. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

1) Организация рабочего места

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда.

Самоактуализация

деятельности.

Исследовательская,

творческая,

информационная,

социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости.

2) Выполнение технологических действии

3) Моделирование

5. Презентация. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

1) Оформление результатов.

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление

результатов и соответствии с принятыми формами.

2) Защита, презентация (контроль и испытание) результатов.

Организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников

или параллельный класс, родителей и т.д.

Доклад о результатах своей работы, демонстрируя их.

3) Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей,

учитывая их оценки.

Самооценка результатов, процесса себя в нём с учётом оценки других. Участие в

коллективном обсуждении, групповая рефлексия

Организация образовательного пространства

Важнейшее условие

успешного формирования у

детей проектной

деятельности-

дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной работы к

работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы

под руководством к самостоятельной работе - всё это требует не кабинетного, а

содержательного

оформления

пространства

основной

школы.

Образовательное

пространство основной школы должно включать в себя наряду с традиционными

кабинетами

(где

идёт

учебная

деятельность

по

учебным

предметам) места

для

самостоятельной работы:

-достаточно обширную библиотеку (инфотеку), а в классах и других рабочих комнатах

достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки, в любую минуту

доступных ученикам и учителям;

- лаборатории для свободных опытов;

- компьютеры с доступом к разнообразным базам данных;

удобную для работы в группах расстановку мебели в классах;

выделенные внутри классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки, где

дети могут работать индивидуально или в небольших группах.

Оценка деятельности

Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников будут:

- владение способами познавательной деятельности;

-умение

использовать

различные

источники

информации,

методы

исследования, символотворчество и т.д.;

- коммуникативные

и

адаптивные

качества:

умение

работать

в

сотрудничестве,

принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

-самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить

рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении

Тьютор помогает ребёнку не только при определении темы и цели проекта, но всех

дальнейших этапах его реализации:

-владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по

методологии и технологии проектной деятельности;

- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и

воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);

- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (тьютор вместе с

учеником «проживает» его проект);

- помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;

-

является

«проводником»

ученика

по

странам

и

культурам,

помогает

детям сформулировать вопросы к культуре и организовать работу над этими вопросами. ]

Появление тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования, он

выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного образования.

Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации

работы с материалом культуры. Задача тьютора — не ответ на информационные вопросы

(когда? кто?), а помощь ребёнку в поиске своего исследовательского вопроса, составление

исследовательской программы, осуществление её (с возможной корреляцией темы, целей

и задач исследования), организация рефлексии ребёнком проделанного пути.

«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком,

последнее – за учителем» Э. Коллингс.



В раздел образования