Автор: Толстова Ирина Геннадьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Современные информационные технологии в деятельности концертмейстера»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Современные информационные
технологии в деятельности концертмейстера»
Разработала
Толстова Ирина Геннадьевна,
концертмейстер
ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»
Санкт-Петербург
2020г.
Введение
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-
ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике
обучения и воспитания детей:
обновление содержания образования;
внедрение
новых
педагогических
технологий,
обеспечивающих
развитие
личности ребёнка.
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на
деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы
на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно
работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего
труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие
"технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением
новых компьютерных технологий.
Сегодня можно говорить о достаточно пристальном внимании и теоретиков, и
практиков в области педагоги к такому явлению как педагогические технологии. Начиная
со второй половины восьмидесятых годов прошлого столетия и до сегодняшнего времени,
выходит немало работ, посвященных исследованию этого направления педагогической
деятельности.
Однако прежде чем раскрывать данное понятие, необходимо напомнить, что,
несмотря на то, что термин "педагогические технологии" сегодня активно используется в
педагогической деятельности, его содержание остается дискуссионным. Причем ряд
ученых придерживаются точки зрения о том, что само понятие "технология" не всегда
уместно в педагогической лексике.
Педагогические технологии
Само это слово - «технология» происходит от греческих techno
– это значит
искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о
мастерстве.
2
В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая
технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время
распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и
направления исследований в педагогике не являются случайностью.
В современной педагогике прочно вошли такие понятия, как педагогические
технологии.
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели,
содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей,
содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса,
функционирование всех личностных, инструментальных и методологических
педагогических средств.
Концертмейстер хореографического класса
«Концертмейстер» — от немецкого слова «konzertmeister» (мастер концерта) - это
пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать
партии и аккомпанирующий им в репетициях и в концертах.
Деятельность концертмейстера затрагивает применение в работе современных
педагогических
технологий.
В
функционал
концертмейстера
входит
не
только
аккомпанирование занятия.
Ещё с древних времен, люди аккомпанировали себе на разных музыкальных
инструментах. Сначала эти мелодии были просты и примитивны, но аккомпаниаторское
искусство развивалось на протяжении длительного времени и совершенствовалось.
Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства сформировался во второй
половине XIX века.
Хороший аккомпаниатор должен хорошо владеть инструментом, профессионально
развираться в нотном материале, уметь импровизировать. Аккомпанемент хору и солисту,
хореографическому коллективу, работа в театре, камерное музицирование - все эти
творческие области имеют свои особенности, связанные с умениями и возможностями
3
аккомпаниатора. Для того, чтобы профессионально овладеть профессией, музыкант
должен был пройти основательную школу в обучении этому мастерству.
Большие коррективы в развитие концертмейстерства внесло появление такого
инструмента,
как
фортепиано,
которое
многие
музыканты
считали
лучшим
аккомпанирующим инструментом.
С развитием романсового творчества, партия фортепиано становится частью
художественного образа произведения.
На рубеже XIX-XX веков профессия концертмейстера выделяется в отдельную
профессию.
Специфика
концертмейстеров
хореографии
представляет
собой
весьма
ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной
творческой работе преподавателей-хореографов, балетмейстеров-постановщиков.
Хореографическое искусство изначально синтетично, ибо вне музыкального
сопровождения оно не существует. И связующим звеном между музыкальным и
хореографическим искусством выступает здесь именно концертмейстер.
Как известно, концертмейстеров именно хореографии не готовят в учебных
музыкальных заведениях. А ведь у хореографического искусства имеются свои
специфические требования, которые музыкантам приходиться постигать на практике. И
стоит отметить, что концертмейстер хореографического класса, должен прилагать
максимум усилий для своего самообразования и самосовершенствования. Только тогда
возможна успешная и плодотворная работа в этой области концертмейстерской
деятельности.
Прежде всего, работа концертмейстера хореографии делится на две части: освоение
музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее
хореографической специфики. Освоение музыкальной специфики возможно только при
параллельном изучении специфики хореографического искусства.
Информационные технологии в работе концертмейстера
В начале XX
века происходят большие изменения в области способов передачи
информации.
Компьютерные
технологии
всё
глубже
проникают
во
все
сферы
человеческой деятельности, в области культуры, музыкального творчества и образования.
4
Использование компьютерных музыкальных технологий наблюдается сейчас у многих
музыкантов. Не является исключением и деятельность концертмейстера.
Мы понимаем, что работа концертмейстера – это нечто большее, чем просто игра по
нотам. С помощью компьютерных музыкальных программ за достаточно короткий
промежуток
времени
можно
подготовить
разнообразный
музыкальный
материал,
насытить его красочными эффектами.
Следует также отметить, что современные информационные технологии требуют
формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной
умственной
деятельности,
позволяющей
эффективно
использовать
обширную
информацию, которая все более доступна. Здесь на помощь концертмейстеру приходят
разные Интернет — ресурсы.
Можно выделить в этом направлении несколько этапов работы концертмейстра:
1.
использование интернет-ресурсов для подготовки образовательного процесса
(подбор репертуара, использование нотных редакторов);
2.
создание собственных мультимедийных продуктов;
3.
создание презентаций, видеоматериалов, иллюстративного материала;
4.
работа
с
музыкальными
произведениями
(запись
фонограммы,
изменение
звуковысотности,
темпа
для
музыкально-хореографических
композиций)
в
программах Adobe Audition 3.0., Sound Forge 10, Nuendo 4
,
TimeFactory
.
5.
создание и хранение фонограмм, аудио и видеофайлов.
Заключение
Работа современного концертмейстера, во многом отличается от той, которая была
еще примерно несколько лет назад. Сегодня необходимо идти в ногу со временем,
осваивая новые технологии в области развития исполнительского музыкального
искусства, использовать в повседневной работе то новое, что делает процесс обучения
детей более захватывающим, интересным и продуктивным.
Работа концертмейстера в классе хореографии является достаточно специфичной и
сложной. Она требует от музыканта виртуозного владения инструментом, знания основ
хореографии,
наличия
импровизационных
навыков,
знания
большого
количества
музыкального материала.
5
Сегодня с развитием информационных технологий концертмейстер должен
обладать определенными компетенциями, что в целом будет способствовать приобщению
его к современного цифровому миру, повышению его информационной культуры,
повышению качества иллюстрируемого музыкального материала.
Использование
в
образовательном
процессе
мультимедийных
технологий
помогают расширить доступ к информации, способствуют повышению профессиональной
компетенции концертмейстера.
Список литературы:
1.
Концертмейстерский класс: Метод. разработка по курсу / Моск. ин-т культуры.
Сост. Курасова Т. И., Норинская Л. Д. - М., 1993. - 44 с.
2.
Рахимов Р.Г. Компьютерные технологии в музыке:– Уфа: ООО «Вагант», 2007.
3.
Работа с программой Adobe Aydition (интернет ресурс)
4.
Работа с программой NUENDO (интернет ресурс)
6