Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: А.Куприн «Слон»
Цель: учить рассуждать, делать выводы о том, что происходит в душе ге-
роев рассказа, что их волнует и что является мотивом поступков; развивать
навык осознанного чтения, умения анализировать, доказывать свою точку
зрения.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся отличать жанр рассказа от других литературных жан-
ров;
-давать характеристику героев рассказа;
-определять цель и идею произведения;
-читать текст выразительно;
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока.
1.Организационный момент. (слайд №2)
Пора, друзья, урок начать,
Ведь дорога минутка каждая:
Нас дело ждёт немаловажное-
Домашнее заданье проверять.
2.Актуализация знаний.
(проверка домашнего задания)
3.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
-Вспомните какую тему мы изучаем.
-С какими произведениями уже познакомились?
-Чему научили нас герои этих произведений?
-Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост.
Спереди у зверя хвост большой.
Кто же это? Кто такой? (Слон)
-Что вы знаете об этом животном? (слайд №3)
-Нравятся вам эти животные?
-Найдите в содержании автора произведения, которое мы будем сегодня изу-
чать. Знаком ли он вам?
Рассказ о писателе А.Куприне (слайд №4-8)
-С каким произведением мы познакомимся на уроке? (слайд №9)
-Предположите, о чём произведение.
-Какие цели мы ставим перед собой?
4.Работа по теме урока.
-Откройте учебник на стр.151.
-Какие слова нужно найти в толковом словаре? Прочитайте их значение.
(словарная работа)
Чтение 1 части рассказа стр.151-154 до слов «Через два часа…»
-Кто герой? Что вы узнали о девочке?
-Давно ли больна девочка? Подтвердите словами из текста.
-Чьими глазами мы смотрим на доктора в начале рассказа?
-С какой проблемой столкнулся доктор?
-Что же он посоветовал родителям? Найдите и зачитайте эти строки.
Чтение диалога мамы и Нади по ролям
-Найдите подтверждение тому, что с девочкой что-то не так.
-Так чем же больна девочка Надя?
-Как же помочь девочке?
-Что бы вы посоветовали родителям?
-Когда же произошёл переломный момент в состоянии девочки?
-Поняли ли родители просьбу Нади?
- В какой момент просьба дочери кажется папе прихотью? Подтвердите сло-
вами из текста.
-Как вы думаете, приведёт ли папа живого слона? Прочитаем и узнаем.
Чтение первой части до конца на стр. 154-157
5. Физминутка (мини-пауза для глаз)
1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), затем
открыть (3-5 сек.)
2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 3-5 сек., закрыть гла-
за (3-5 сек.)
Повторить 4-5 раз.
3.Выполняется стоя. Вытяните правую руку вперёд. Следите глазами
за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево-
вправо, вверх-вниз. Голову не поворачивать. Повторить 4-5 раз.
6. Работа с текстом.
-Что заставило папу изменить решение?
-Как хозяин зверинца отнёсся к просьбе отца привести слона в дом? Пере-
читайте этот эпизод и подчеркните нужные слова и выражения.
-Перескажите этот эпизод: 1 вариант -от лица хозяина, 2 вариант -от лица
папы.
-Почему же хозяин зверинца передумал?
-Что вы можете сказать о родителях Нади?
-Просмотрите 1 часть текста и найдите отрывки-подтверждения родитель-
ской любви.
7.Работа в парах. (слайд №10)
- Восстановите последовательность событий
5. Папа купил большого игрушечного слона.
2.Девочка ничего не хотела.
6.К игрушке девочка была равнодушна.
1. Надя заболела странной болезнью.
7. Надин папа отправился в зверинец.
4.Наде приснился необычный сон.
3.Доктор посоветовал маме исполнять все её капризы.
-У нас получился план. Закончите его.(Слона приводят в дом Нади)
(проверка задания)
8.Творческое задание (работа в группе)
-Выразим наши чувства к Наде, составив синквейн.
-Кто вспомнит, что такое синквейн?
Синквейн - слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из
пяти строк, которое строится по правилам.
Правила написания синквейна (слайд №11)
1.
В первой строке тема называется одним словом (обычно существи-
тельным)
2.
Вторая строка-это описание темы в двух словах (двумя прилагатель-
ными)
3.
Третья строка-это описание действия в рамках этой темы тремя слова-
ми.
4.
Четвёртая строка-это фраза из четырёх слов, показывающая отноше-
ние к теме.
5.
Последняя строка-это синоним из одного слова. Который повторяет
суть темы.
Например:
Надя.
Милая славная.
Заболела, попросила, выздоровела.
Девочка бодрая и здоровая.
Счастье.
9.Рефлексия.(слайд №12)
-Перед вами лицо девочки, у которой меняется настроение: весёлое, равно-
душное, грустное. Если урок прошёл для вас с пользой. То поставьте точку
около лица с весёлым настроением, если что-то не понравилось на уроке,
поставьте точку рядом с безразличным лицом. Если совсем недовольны уро-
ком, то точка должна быть около грустного лица.
10.Подведение итогов урока.
-Какое произведение читали?
-Кто автор этого произведения?
-Какой эпизод особо взволновал вас?
-Что удалось на уроке?
11. Домашнее задание (слайд №13)