Напоминание

Сценарий интерактивно-познавательной программы «Легко о музыке серьезной. Классика в современной обработке»


Автор: Гасанова Басират Бадирхановна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий интерактивно-познавательной программы «Легко о музыке серьезной. Классика в современной обработке»
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Государственного бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Сценарий интерактивно-познавательной программы

«Легко о музыке серьезной. Классика в современной обработке»

Разработчик:

Гасанова Басират Бадирхановна,

педагог - организатор

Санкт-Петербург

2019 г.

1

2

На экране название мероприятия: «Классическая музыка в современной обра-

ботке».

Транслируется презентация. Звучит отрывок из классической музыки.

Ведущая 2.

Добрый день, дорогие друзья! Мы, вновь, рады приветствовать вас

на музыкальном абонементе «Легко о музыке серьезной». Сегодня

нас ожидает новое путешествие в музыкальный мир, и снова будут

творческие задания, и компьютерная викторина.

Ведущая 1.

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Понятие «классическая музыка» (англ. classic music ) очень

широкое и многогранное. К классической музыке относятся музы-

кальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, на-

писанные в определённый исторический период, по определённым

правилам и канонам для исполнения симфоническим оркестром, ан-

самблем, солистами.

Жанры классической музыки разнообразны, это симфонии,

сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, токкаты, фуги, оперы,

балеты, духовная музыка.

Эпохи сменяли друг друга. Изменялись времена, люди, меня-

лась и музыка!

Современная классическая музыка – довольно странное соче-

тание слов… «Осовременивание» классики на сегодняшний день яв-

ляется достаточно распространенной и модной тенденцией. Услы-

шать давно знакомые и любимые классические вещи в обновленном

варианте не составляет особого труда: звучат они повсеместно.

Классическая музыка в современной обработке пользуется

большой популярностью. Давно знакомые и любимые многими му-

зыкальными ценителями классические вещи обретают новое звуча-

ние, новый стиль, новый характер благодаря интеграции различных

жанров. Вовлечение непривычных для классики музыкальных

инструментов, смелые аранжировки, вокальные партии дают еще

одну жизнь музыкальному произведению, доносят его к той аудито-

рии, которая еще не была знакома с ним, посвящая тем самым все

большее количество людей в таинственный и прекрасный мир клас-

сики.

Однако не надо считать, что классическая музыка в своей тра-

диционной форме отошла в прошлое. Концерты симфонических ор-

кестров становятся все популярнее и, теперь довольно часто в науш-

никах рядом стоящего человека слышится фрагмент произведения

Вивальди, Моцарта или другого классика, вместо популярного поп-

певца.

Сегодня, мы с вами познакомимся с творчеством известных

композиторов, чьё музыкальное творчество популярно сегодня.

И начнём наше знакомство с творчества великого немецкого

композитора И.С. Баха.

2

3

Сейчас на экране мы увидим выступление знаменитой бри-

танской скрипачки, талантливого композитора, актрисы и спорт-

сменки – Ванессы Мэй.

Ванесса Мэй родилась в 1978 году в Сингапуре. С трех лет на-

чала профессионально заниматься музыкой. Мама заставляла девоч-

ку заниматься музыкой по 4 часа в день. С 12 лет беспрерывно га-

стролировала. Является призёром многочисленных конкурсов, фе-

стивалей, премий. Особый успех в ее исполнении имела композиция

И.С. Баха «Токката и фуга ре минор». На своих концертах использу-

ет как скрипку мастера Гвадангини, сделанную в 1761 году, так и

электронную скрипку «Zeta Jazz Model» производства США.

Видео 1. Ванесса Мэй «И.С. Бах Токката и фуга ре минор»

Ведущая 1.

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750), великий немецкий компози-

тор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Его творче-

ство включает более 1000 произведений различных жанров.

Бах — род немецких музыкантов и композиторов, оказывавший в

течение двух веков большое влияние на развитие европейской музы-

ки. Из этой семьи происходит более 50 известных музыкантов и

несколько композиторов.

Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность

придворного музыканта. Рано потеряв родителей в десятилетнем

возрасте, мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну

Кристофу, у которого и учился игре на клавире, органе.

В период с 1700-1703 года начинается музыкальная биография

Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музы-

ка.

Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения

во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, канта-

ты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и клавира.

В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию ор-

ганных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная). В Лейпци-

ге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе испол-

нять новую кантату.

Таким образом, он стал автором 265 кантат (пять годовых цик-

лов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Кре-

стьянская» и др.).

Скончался 28 июля 1750 г. в Лейпциге. Современники ценили

творчество Баха, однако масштаб его дарования был осознан лишь

спустя полвека после смерти композитора.

Существует множество переложений токкаты и фуги. В

частности, для фортепиано, гитары, электрогитары, баяна, струнно-

го, джазового оркестра и других исполнительских сочинений.

Видео 2. И.С. Бах «Шутка» (Сюита № 2 си-минор для флейты с

3

4

11 слайд

12 слайд

оркестром)

И.С. Бах был очень серьезный композитор, но и он любил шу-

тить, веселиться, радоваться. Радость – это свет, веселье… Это му-

зыкальное произведение написано доступно и понятно, т. к. его оно

написано для детей.

Оно воплощает всё то, что хотел принести композитор детям.

Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный се-

ребристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная, скры-

вающая за своим звучанием урок красоты и вызывающая к жизни

сказочные образы, доступные в полной мере только детскому, неза-

мутненному воображению.

Ведущая 1.

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

Моцарт Вольфганг Амадей (1756— 1791), австрийский компози-

тор «венской классической школы».

Его жизнь удивительна и

необычна.

Родился В. А. Моцарт 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учи-

телем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. Он был

«чудо-ребёнком», музыкальным гением. Моцарт обладал необыкно-

венной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз

услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совер-

шенно точно записать его. В 5 лет сочинил первое произведение –

клавесинные пьесы.

Слава пришла к Моцарту очень рано. С детства много гастролиро-

вал по Европе. Его выступления имели большой успех. Он виртуоз-

но играл на клавесине, органе, скрипке. В 10 лет В Лондоне им были

сочинены первые симфонии.

В 14 лет Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье

(Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золо-

той шпоры.

Музыкальное наследие В.А. Моцарта многожанрово и разно-

образно. За свою короткую жизнь он написал более 600 произведе-

ний: около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, по-

следнее произведение – реквием.

Умер композитор в возрасте 35 лет. Несмотря на все свои заслуги и

величайший талант, был похоронен в общей могиле. До сих пор

неизвестно точное место захоронения В.А. Моцарта.

3. Видео В. А. Моцарт «Турецкий марш»

Авторское название этой музыки «Rondo

Alla

Turca», что

переводится как «Турецкое рондо», или «Рондо в турецком стиле».

В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную

композицию под названием «Соната для фортепиано № 11 ля ма-

4

5

жор», состоявшую из трёх частей, где третья и заключительная

часть называлась «Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле».

Впервые ноты моцартовской «Сонаты для фортепиано № 11

ля мажор» были изданы в австрийской столице – Вене в 1784 году.

Как только эту музыку стали исполнять различные австрий-

ские музыканты, третья часть - «Rondo Alla Turca» - приобрела ги-

гантскую популярность, при этом и музыканты, и слушатели само-

вольно переименовали «Турецкое рондо» в «Турецкий марш», и это

название закрепилось за данной музыкой, и стало общепринятым.

Дело в том, что звуки «Турецкого рондо» сразу же напомнили

австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей -

стилистика у моцартовского произведения была точно такая же.

Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия

(Osterreich, Восточная империя - именно так переводится с немецко-

го языка название страны) были давними и злейшими врагами, и во-

евали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. В 1529 и

1683 годах турки даже брали в осаду Вену. Однако, несмотря на та-

кую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к

турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музы-

кантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, что-

бы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, за-

вершившего очередную австро-турецкую войну, длившуюся 16 лет.

Охрану делегации Османской империи несли янычары - ту-

рецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопрово-

ждал и янычарский военный оркестр, который дал несколько пуб-

личных концертов для жителей Вены.

Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг,

что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать ту-

рецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже

появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрия-

ки надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых

из Турции инструментах.

И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли

уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. А в 1741 году

австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с

просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для импера-

торского придворного оркестра. Инструменты были присланы.

Кроме того, фортепиано в Австрии стали делать со специаль-

ной «янычарской педалью», позволявшей приблизительно имитиро-

вать звучание турецкого барабана.

Чем же так зацепила австрийцев янычарская музыка? В пер-

вую очередь, своей необычностью. Это очень живая, бодрая, весёлая

музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить

строем и маршировать по плацу - она как бы не совсем для этого

5

6

подходит.

И действительно, турецкие янычары никогда под музыку

строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после

боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных

мероприятий. Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал «Турецкое

рондо», переложил традиционную оркестровую турецкую военную

музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать

музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный

янычарский оркестр, в любом доме, где были рояль или пианино.

Хотя существуют и аранжировки «Турецкого марша» для оркестро-

вого исполнения.

И что особенно важно, Моцарта очень любят в Турции - там

это самый известный среди западных композиторов-классиков. В

Стамбуле проводится ежегодный Фестиваль классической музыки

имени Моцарта. В некоторых стамбульских школах мелодию «Ту-

рецкого марша» даже используют вместо школьного звонка - счита-

ется, что у музыки Моцарта есть лечебный эффект, и она помогает

предотвращать стрессы у детей.

2006 год был объявлен турецким министерством культуры

«Годом Моцарта». В честь этого события в Турции выпускался шо-

колад «Моцарт», полотенца, стаканы и турецкие ковры с портретом

Моцарта.

Видео 4. Моцарт в современной обработке

Ведущая 1.

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

Иоганесс Брамс (1833-1897) выдающийся немецкий компози-

тор и пианист.

Вошёл в историю классической музыки, как наиболее яркий

представитель романтизма.

Родился в 1833 году в Гамбурге. Первым учителем музыки

был отец, который обучал сына игре на многих духовых и струнных

инструментах. Позже мальчик обучался игре на фортепиано.

В возрасте 10 лет начал выступать на концертах. Днем маль-

чик занимался музыкой, вечерами вынужден был играть в портовых

барах и тавернах, чтобы заработать на кусок хлеба. В 14 лет окончил

частное реальное училище. Много гастролировал. Был знаком с Ро-

бертом Шуманом. Постоянно переезжал в разные города германии и

Швейцарии.

В последние годы жизни много болел, но не прекращал рабо-

тать. Умер в Венев возрасте 64 лет.

За свою жизнь Брамс не написал ни одной оперы, однако он

работал практически во всех других жанрах. Им написано более 80

произведений, особую славу принесли композитору симфонии.

Одни из самых популярных произведений являются Венгер-

ские танцы. Это сборник, состоящий из 21 танцевальной мелодии,

созданной им на основе венгерской народной музыки. В оригинале

6

7

сборник был составлен для фортепиано в 4 руки.

Позже мы с вами услышим «Венгерский чардаш» Й. Брамса в

исполнении Александра Юрьевича Филиппова.

«Венгерский чардаш»

Ведущая 1.

27 слайд

28 слайд

29 слайд

30 слайд

31 слайд

32 слайд

Э

́

двард Хагеруп Григ – известный норвежский композитор и дири-

жер, популяризировавший народную культуру своей страны, при-

верженец романтизма. Биография Грига очень интересна уже тем,

что он является автором музыки 600 песен и романсов, двух сюит,

одного полноценного концерта и более чем 20 музыкальных пьес.

Эдвард Григ родился в городе Берген в 1843 году в состоятельной

семье. Предки Грига переехали в Норвегию еще в 1770 году и с тех

пор все старшие мужчины в семье исполняли обязанности бри-

танских вице-консулов. Дед и отец композитора, а также мать были

отличными музыкантами; самого Грига впервые посадили за

инструмент в 4 года. В 12 лет будущий «гений норвежского роман-

са» написал свое первое произведение, а после завершения учебы

в школе поступил в Лейпцигскую консерваторию, основанную са-

мим Мендельсоном.

В 1863 году Григ вернулся в родной город, но развивать успех и та-

лант в маленьком Бергене было сложно, и он уехал жить и работать

в Копенгаген. Именно там Григ начал задумываться о возрождении

национальной скандинавской культуры. В 1866 году переезжает в

Осло. Где создаёт свои лучшие произведения.

В 1871 году он основал в Осло Филармоническое общество,

которое существует до сих пор.

В 1874 году композитор получил от властей Осло пожизнен-

ную стипендию, а в 1876 году он получил мировое признание.

После нескольких музыкальных сезонов Григ смог позволить

себе оставить столичную жизнь и вернуться в Берген.

Умер композитор в 1907 году в своем родном Бергене от ту-

беркулеза. Похоронили Грига на берегу фьёрда, недалеко от его вил-

лы, на лоне любимой им норвежской природы.

Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а

впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую

коллекцию шедевров мирового искусства.

Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсе-

на с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную по-

становку, но и превосходную музыку.

Генрик Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных нор-

вежских легенд и сказок. Её герой, деревенский парень Пер Гюнт,

озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, попадает к злым

троллям, которые внушают ему своё жизненное правило: «будь все-

7

8

33 слайд

34 слайд

35 слайд

гда доволен самим собой». За дурные поступки односельчане прого-

няют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать.

Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая

умирает у него на руках. В деревне остаётся девушка Сольвейг, ко-

торая любит Пера и будет ждать его всю жизнь.

Сорок лет странствует Пер по разным странам. Был он и в

Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечест-

ным путём огромного богатства, но к концу жизни всё растерял.

Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Пригото-

вившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему

прощает. Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг

сохранила в своём сердце.

Первая

сюита

состоит

из

четырёх

частей:

«Утро»,

«Смерть Озе», Танец Анитры, «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей: «Жалоба

Ингрид», Арабский танец, «Возвращение Пера Гюнта» и Песня

Сольвейг.

Видео 5. Эдвард Григ «В пещере горного короля».

Как вы уже поняли, за большой исторический временной отрезок, поя-

вилось множество направлений и музыкальных жанров. Но каждый

композитор, автор музыки, несомненно, использует классику, интер-

претируя на свой манер, с творческой фантазией. Поэтому, во все вре-

мена появлялись шедевры, новинки и хиты у каждого народа.

А сейчас мы переходим к интерактивной части, где вы сможете испы-

тать свои силы и проверить, как внимательно вы слушали материал.

8



В раздел образования