Напоминание

«Принципы подбора вокальных упражнений для распевания в хоре и ансамбле»


Автор: Ахметова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Принципы подбора вокальных упражнений для распевания в хоре и ансамбле»
Раздел: дополнительное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Детская школа искусств «Вдохновение»

____________________________________________________________

*

446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Миронова, д. 11-А,

(

/факс 8(846-35)35-200;

e-mail: School

-

art

@

mail

.

ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

«Принципы подбора вокальных упражнений для распевания в хоре и

ансамбле»

Выполнил(а) преподаватель

Ахметова Ольга Васильевна

преподаватель по классу хоровых дисциплин

МБОУ ДО ДШИ «Вдохновение»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.1.Основные вокальные навыки

1.2.Принципы вокально-хоровых упражнений

1.3.Комплекс вокальных упражнений для ансамбля и хора

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Данная методическая разработка составлена в помощь руководителям

хорового жанра, фольклорных и вокальных ансамблей, хоров народного плана,

преподавателям и студентам специальных учебных заведений при работе по

постановке голоса, исполнительской подготовке, хоровому классу.

Работа представляет собой краткое руководство по подготовке к

практической части тем, которые состоят из двух разделов.

В первом разделе представлены некоторые основные теоретические

аспекты, относящиеся к данным темам.

Во

втором

разделе

вниманию

читателей

представлен

комплекс

упражнений для работы на практике.

Особенность данной разработки заключается в том, что в практической

части авторы дают советы из личного опыта.

Виднейшие мастера хорового искусства акцентируют внимание на темах:

«хоровая звучность», «культура звука», которые являются краеугольными

камнями в хоровой культуре и опираются на вокально- хоровую технику. Сама

техника базируется на приобретении вокально- хоровых навыков.

Вокально-исполнительская техника – это умение распоряжаться своими

голосовыми данными; иметь развитое и послушное воле певца дыхание,

выровненный регистр; гибкую музыкальную фразировку; умение прикрывать

звук; хорошую дикцию; быть музыкально грамотным.

Музыкальная грамотность – это умение свободно и точно петь интервалы, иметь

развитое гармоническое чувство, неразрывно связанное с чувством ансамбля,

владеть точностью исполнения ритма, уметь слышать музыку всего исполняемого

произведения.

Работа

над

вокально-хоровой

техникой

это

сложная,

системная,

напряженная

работа,

требующая

от

хористов

осознанной,

кропотливой,

долговременной работы.

Эта работа начинается с обязательного распевания.

Именно

этому

разделу

вокально-хоровой

работы

посвящена

данная

методическая разработка.

1.1.Основные вокальные навыки.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и

развитием важнейших вокальных навыков: звукообразование, звуковедение,

артикуляция, дикция, дыхание, ансамбль, строй, изучение нотного и литературного

текста, постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей

детей.

Певческая установка. Главное условие пения – это полная физическая

свобода исполнителей. Она достигается естественной позой певца: прямой и

свободный

корпус,

расправленные

плечи,

прямое

положение

головы,

выпрямленные колени, ноги с опорой на пятки, спокойно лежащие на коленях

руки. Мышцы лица, шеи, плеч – также в спокойном состоянии. Все должно быть

просто и естественно.

Певческое дыхание.

Дыхание – нижнереберное, диафрагмальное, звук

упругий, на «опоре». Важный элемент правильного дыхания – это расходование

дыхания при пении. В вокально-педагогической практике существует понятие как

«опертый звук». Дыхание может быть легким, глубоким, но всегда эластичным.

Поющий должен усвоить, что искусство певческого дыхания заключается не в

количестве вдыхаемого воздуха, а в умении эластично и экономно расходовать,

распределять воздух.

Звукообразование. Атака звука. Резонаторы. Регистры. Сглаживание

регистров. Единая манера звукообразования. Под единой манерой формирования

звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью

округленности

гласных.

Атака

звука

переход

голосового

аппарата

от

дыхательного состояния к певческому /технический прием, связанный с началом

пения/.

В

пении

существует

три

вида

атаки

звука:

мягкая,

твердая

и

придыхательная. В начале обучения полезна спокойная, мягкая атака, но не вялая.

Певческий аппарат имеет нижние и верхние резонаторные полости

/усилители звука/. К верхним /головным/ резонаторам относятся: полость глотки,

ротовая полость, нос, придаточные пазухи носа, твердое небо, зубы, лобная пазуха.

Верхнее резонирование придает голосу яркость, полетность, звонкость, то есть

высокую певческую позицию. К нижним /грудным/ резонаторам относятся:

полости, лежащие в грудной клетке. Умение пользоваться грудными резонаторами

придает голосу теплоту, задушевность.

Часть диапазона голоса,

находящегося в определенных тесситурных

условиях и отличающаяся звуковой окраской, называется регистром. Существуют

головной, грудной и микстовый /смешанный/ регистры певческого голоса. Смысл

сглаживания регистров состоит в том, чтобы головное звучание проникло в

область грудного регистра, и наоборот. Сглаживание регистров певческого голоса

является важнейшим этапом в развитии диапазона певческого голоса.

Развитие диапазона голоса требует осторожной, строго систематической,

настойчивой работы над формированием качественного звучания.

Чистота

интонирования.

Развитие

вокального

слуха.

Воспитание

слухового контроля. Нечеткая интонация возникает при слабости голосового

аппарата, мышечной расслабленности, при вялой работе артикуляционных мышц,

отсутствия слухового внимания и контроля.

Артикуляция.

Педагог должен добиваться того, чтобы все гласные

звучали тембрально одинаково. При выравнивании гласных целесообразно пение

упражнений

на

«йотированные»

гласные,

которые

помогают

избежать

форсированного пения. Так же полезно пение на одном звуке. При активном

участии верхних резонаторов, дающих свободу движений мягкого неба, голос

приобретает подвижность.

Звуковедение.

Умение пользоваться дыханием обуславливает очень

важный момент – пение с различными приемами звуковедения, вытекающими из

характера данного произведения. Их можно свести к трем категориям: Legato

/пение без толчков, плавный, ровный переход от звука к звуку/. Non legato /прием

предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука/. Staccato /пение

отрывистое, короткими длительностями. Marcato /яркое подчеркивание каждого

звука мелодии/.

Осмысленность, эмоциональность и музыкальность исполнения.

Литературный текст следует прочитать целиком, необходимо понять замысел

автора поэтического текста. Полезно выделить основную идею произведения,

отметить эмоциональные контрасты. Составить разговор о средствах музыкальной

выразительности, используемых композитором, и помогающих полнее раскрыть

основную идею произведения.

Необходимым

условием

выработки

певческих

навыков

является

упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования

этих навыков. В процессе такой повторности усовершенствования способов

выполнения задания, его закрепление, уточнение.

1.2. Принципы вокально-хоровых упражнений.

В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является

правильное соотношение между работой над отдельными навыками или приемом и

соединением

этих

навыков

в

единый

комплекс

выразительных

средств

художественного

исполнения.

Правильный

подбор

упражнений

помогает

выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить

комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что

нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при

этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними.

Искусство пения требует овладения сложным комплексом художественно-

технических элементов. Достигая это путем фиксации внимания учащихся на

каждом отдельном этапе обучения в хоре, на конкретной вокально- технической

задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный

материал упражнений будет способствовать закреплению отдельных навыков.

Специальные

упражнения

и

попевки

подбираются

соответственно

уровню певческого развития учащихся и усложняется постепенно в процессе

обучения.

Концентрация

упражнений

вокруг

определенной

художественно-

технической задачи приводит к усвоению определенного навыка. Не следует,

однако, слишком долго задерживать учащихся на каком-либо одном задании: это

утомляет внимание детей и в то же время отвлекает от других задач.

В певческой практике широкое применение получил музыкальный

материал, лишенный образного содержания /гаммы, отрезки звукоряда, арпеджио,

трезвучия/, а также попевки /небольшие, несложные песни или отдельные фразы из

вокальных

произведений/.

Кроме

того,

в

певческой

практике

имеет

распространение и такой способ подбора материала для выработки навыков, когда

педагоги, стремясь внести образное содержание в исполнении гамм, отрезков

звукоряда, трезвучий, произвольно подставляют к ним различные слова и фразы.

Основоположник русской вокальной школы М.И. Глинка, говоря о необходимости

«уравнять все ноты». Писал о значении упражнений на восходящих и нисходящих

звукорядах: «Эти гаммы уравняют голос так, что при пении мотива ни одна нота не

вскрикнет, а будут все равны…»

Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде

попевок – народных песен, небольших отрывков из лучших песен советских

композиторов, из произведений классиков. Попевки, так же гаммы и трезвучия,

дают возможность выделить определенную задачу, поработать над определенным

техническим приемом в хоре. Кроме того, упражнения – попевки имеют то

преимущество, что выработка навыков происходит на художественно- образном,

музыкальном материале.

Упражнения на отдельных отрывках песни способствуют освоению и

закреплению некоторых сложных ее элементов, делают более продуктивным

процесс освоения песенного репертуара и поднимают уровень владения вокально-

хоровыми навыками в целом.

Система вокальных упражнений в хоре строится на основе следующих

положений вокальной педагогики:

1.

В процессе упражнений необходимо выработать у учащихся навык

бесшумного т глубокого вдоха с расширением при вдохе области пояса, а также

навык постепенного экономного выдоха с сохранением вдыхательного положения

грудной клетки. Не следует набирать чрезмерно большое количество воздуха.

Правильная

организация

певческого

дыхания

требует

взаимосвязи

отдельных

частей

голосового

аппарата.

Поэтому

не

следует

увлекаться

длительными изолированными дыхательными упражнениями /без пения/.

2.

Начинать вокальные упражнения следует с естественно звучащих нот

диапазона учащихся, или постепенно по линии расширения зоны естественного,

свободного /примарного/ звучания, воспитывать светлое, звонкое звучание в хоре.

3.

В вокально-хоровых упражнениях необходимо учитывать, что в

певческой дикции главное заключается не в произношении гласных в их

орфоэпическом виде, а в сохранении правильного певческого тона, звучанию

которого

подчинено

произношение

гласных.

Для

этого

необходима

нейтрализация /выравнивание, округление/ произношения гласных в пении, что, в

свою очередь, часто требует сохранение чистоты звучания безударной гласной.

Выработка

вокально-хоровых

навыков

в

процессе

упражнений

основывается на следующих методических принципах:

установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством

звучания и определенными движениями голосового аппарата; воспитание у детей

слухового контроля, оценки качества и правильности выполнения каждого

вокально- технического задания в хоре;

сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками, то есть осмысления,

задач и результатов учебного процесса; понимание правил и способов выполнения

упражнения;

личный

показ

и

объяснения

педагога

в

процессе

упражнений,

а

также

демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные

приемы голосообразования, с соответствующими пояснениями;

связь вокальных упражнений в хоре с музыкальной грамотой, что достигается

разучиванием и пением всех вокальных упражнений;

поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе

упражнений при помощи разнообразия упражнений и методических приемов;

сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения всем

хором с опросом учащихся по группам и с индивидуальным опросом отдельных

учеников;

пение без сопровождения, способствующее воспитанию у учащихся вокального

слуха, чистоты интонации.

1.3.Комплекс вокальных упражнений для ансамбля и хора.

Данное вокальное упражнение может исполняться как одним вокалистом, так и

ансамблем и хором. Оно направлено на работу с квинтовым скачком, правильным

вокальным исполнением гласного «О» на высоких участках песни, активизацией

дыхания, выравниванием гласных по объему звучания.

Очень важно при работе с данным вокальным упражнением, обращать

внимание на крепкую опору первого звука на дыхание.

Начинать

распевание

целесообразно

с

квинтового

интервала,

звуковысотность нот которого расположена в примарных зонах соответствующих

партий.

Вполне оправдано распевание на гласных «А», «О», «Э», так как эти гласные

самые объёмные и наиболее удобные для подготовки аппарата к рабо Чередование

с йотированными гласными «Я», «Ё», позволяют активизировать артикуляционный

аппарат (язык), отработать сложные в произношении йотированные гласные.

Очень важно при работе с данной распевкой обращать внимание на крепкую

опору первого звука на дыхание, однопозиционное выравнивание всех объемов

гласных, остроту и высокую позицию повторяющихся звуков.

Может исполняться спокойно и в подвижном темпе.

Представленное упражнение предназначено для работы с ансамблем или

хором. Лучше всего использовать его после работы с распевкой № 2. Направлено

оно на работу над тоновой интонацией, над развитием гибкости голоса и мягкой

атаки звука, над характерными исполнительскими приёмами («подъезд» – подъём к

звуку, «спад»).

Таким образом, эта распевка позволяет работать не только над звуком, но и

над дыханием.

Данное

вокальное

упражнение

отвечает

всем

задачам,

которые

представлены выше:

формирует навык интонирования вокального двухголосия;

позволяет исполнителям две первые унисонные ноты тембрально пристроиться

друг к другу (одинаковое формирование звука);

позволяет создать естественный интонационный ансамбль с характерными для

народного многоголосия интервалами (терцией, квинтой);

позволяет развить навык правильного распределения дыхания на всю вокальную

фразу;

отрабатывает единый унисон.

Особенность этого упражнения заключается в постепенном, поочередном

вступлении голосов (усиление фактуры).

Благозвучное сочетание интервалов имитирует ленточное многоголосие, что

позволяет голосу звучать легко и максимально раскрывает тембровую окраску.

Правильная

расстановка

акцентов

позволяет

уже

в

рамках

данного

упражнения формировать навык правильной музыкальной фразировки, формирует

чувство ритмического и темпового ансамбля.

Данное упражнение направлено на формирование объёмного плотного грудного

звучания голоса.

Из-за обилия широких гласных «Э», «О», «А»

звук формируется

естественно.

Развивает навык формирования редуцирования («комбинирования») узких гласных

«И», «Е», «Ё».

Также здесь можно отработать исполнительский прием огласовка согласных.

Темной – тём(ы) ной, ноченькой – ночен(и)кой.

Отработать не сложные распевы.

Данное упражнение направлено на формирование правильного трехголосья.

Очень важно то, что в данном упражнении присутствует переменный размер,

который пронизывает всю русскую певческую культуру.

Выбирая данное упражнение в работу, исполнители учатся мыслить не

классическими построениями периодов (квадратностью), а слышать народную

фразировку (подчинение музыки тексту). Данная особенность

позволяет наиболее глубоко осмысливать текст песни. Формируется умение

исполнять

терцовые

скачки

с

последующим

заполнением

и

формируется

гармонический слух.

Задачи те же, что и в упражнении № 7. Отличие этого упражнения лишь в

том, что начинается оно с тонического трезвучия.

Данное вокальное упражнение направлено на развитие двухголосного звучания

ансамбля и хора.

Начало упражнения с доминантовой гармонии позволяет развить ладовые и

гармонические ощущения участников. При работе с этим упражнением можно

отработать ленточное (терцовое) двухголосие и октавные унисонные точки,

которые очень характерны для народной традиции.

Использование

гласных

«Е»,

«А»

позволяет

отработать

формирование

естественного

звука,

развивает

навык

формирования

редуцирования

(комбинирования) узких гласных «И», «Е», «Ё».

Задачи данного упражнения совпадают с задачами предыдущего. Отличие в

том, что конечный унисон приходится на квинту. Эту распевку можно отнести к

региональным (Волгоградская область).

Двухголосное

вокальное

упражнение,

направленное

на

уточнение

и

оттачивание

постепенного

подключения

голосов.

Используя

его,

можно

отработать: точное интонирование квартового скачка в начале песни (это

характерная

особенность

народной

музыкальной

традиции);

последующее

заполнение восходящего скачка; ленточное двухголосие с последующим унисоном

в квинтовом звучании и принципы речевого редуцирования.

Данное вокальное упражнение исполняется в умеренном темпе. Направлено оно

на развитие двухголосного звучания ансамбля и хора. Это позволяет отработать

принципы ленточного двухголосия, развивает навык формирования редуцирования

(комбинирования) узких гласных «У», «Е»,

«Ё», «И», «Ы».

Данное упражнение исполняется в подвижном темпе. Задачи совпадают с

задачами предыдущего упражнения.

В заключении нужно сказать, что к распеванию необходима тщательная и

серьезная подготовка руководителя, педагога, продуманность им общих задач и

цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной.

Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо

главной задачи, решает целый ряд дополнительных задач. Поэтому, используя

упражнения, рекомендованные для решения определенного круга вокально-

хоровых задач, руководитель может перемещать акцент с основного задания на

дополнительные.

В практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них

применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они развивают

общую линию последовательного вокально-хорового воспитания и составляют

основу так называемого распевания, главной задачей которого является подготовка

исполнителей к интенсивной работе и приведение их голосового аппарата в

состояние «боевой готовности». Другая группа упражнений связывается с

конкретными задачами, обусловленными изучаемым репертуаром. Обычно они

целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения или

подчеркивают определенную трудность.

Цель каждого упражнения должна быть понятна певцам, только тогда они

смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений

руководитель

должен

быть

предельно

внимателен

к

каждому

участнику.

Доступность и сравнительная легкость музыкального материала, предельная

ясность задач в упражнениях даст возможность каждому певцу в полной мере

проявить свои способности. Это приведет к росту исполнительского мастерства в

целом.

Заключение

В заключении нужно сказать, что к распеванию необходима тщательная и

серьезная подготовка руководителя, педагога, продуманность им общих задач и

цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной.

Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо

главной задачи, решает целый ряд дополнительных задач. Поэтому, используя

упражнения, рекомендованные для решения определенного круга вокально-

хоровых задач, руководитель может перемещать акцент с основного задания на

дополнительные.

В практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них

применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они развивают

общую линию последовательного вокально-хорового воспитания и составляют

основу так называемого распевания, главной задачей которого является

подготовка исполнителей к интенсивной работе и приведение их голосового

аппарата

в

состояние

«боевой

готовности».

Другая

группа

упражнений

связывается с конкретными задачами, обусловленными изучаемым репертуаром.

Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо

произведения или подчеркивают определенную трудность.

Цель каждого упражнения должна быть понятна певцам, только тогда они

смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений

руководитель должен быть предельно внимателен к каждому участнику.

Доступность и сравнительная легкость музыкального материала, предельная

ясность задач в упражнениях даст возможность каждому певцу в полной мере

проявить свои способности. Это приведет к росту исполнительского мастерства в

целом.

Литература

1. Абелян Л., Масленников В., Скорняков А., «Программа и методические

указания по хоровому пению». М.: «Советская Россия», 1977

2.Бандина А., Школа хорового пения М., Москва, 1966

3. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей». М., Музыка, 1952

4. Беркман Т.Л., Грищенко К.С., «Музыкальное развитие учащихся в

процессе

обучения пению», М.: АПН РСФСР, 1962

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.1968.

6. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.:

1969.

7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе.

– М.: Музыка, 1972.

8. Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирования певческого

голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки».

Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991

9. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж». СПб. Лань.

1997

10.Огороднов Д.Е, Музыкально-певческое воспитание детей в

общеобразовательной школе. П. 1972.

11. Орлова Т.М., Бекина С.И., «Учите петь детей». М.: Просвещеине, 1987

12. Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников». В сб.

“Музыкальное воспитание в школе” Вып. 16. М., Музыка. 1985

13. Соколов В.Г., «Работа с хором». М.: «Советская Россия», 1959

14. Струве Г.А. «Школьный хор». М. Музыка. 1981

15. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М.

Прометей. 1992

16. Стулова Г.П. Хоровой класс. М "Просвещение" 1988.

17. Струве Т.А. Школьный хор. 1981. М."Просвещение" .

18. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л. Сов.композитор.

1967

19.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.

«Музыка» 2004



В раздел образования