Напоминание

Секреты чувашской вышивки


Автор: Краснова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бичуринская НШ-ДС"
Населённый пункт: с. Бичурино
Наименование материала: презентация
Тема: Секреты чувашской вышивки
Раздел: начальное образование





Назад




Презентация на тему:

«Секреты чувашской

вышивки»

Работа учителя начальных классов

МБОУ «Бичуринская НШ-ДС»

Мариинско-Посадского района

Чувашской Республики

Красновой Надежды Анатольевны

Краснова Надежда Анатольевна

Цель работы: выявить секреты

чувашской вышивки

Задачи:

- узнать особенности чувашской

народной вышивки;

- разузнать на какой ткани и чем

вышивали;

- изучить технику выполнения

чувашских швов;

- познакомиться с вышивальщицами

нашей местности.

Методы:

- сбор и анализ информации по данной теме;

- вышивка чувашских швов ;

- проведение социологического опроса.

Практическая значимость и актуальность:

Изучение произведений декоративно-прикладного

искусства , их художественных особенностей и

средств создания воспитывает бережное

отношение и уважение к национальной культуре.

Особенности чувашской народной вышивки

Характерной особенностью старинной

чувашской народной вышивки является то,

что

все

швы

«тамбур»

на

сурпанах,

рубашках и фартуках анатри, относятся к

счётному приёму шитья. Счётная вышивка

связана

со

структурой

самой

ткани,

поскольку

размер

стежка

производится

строго по счёту ниток утка и основы. Для

вышивания,

т.

е.

для

выполнения

швов,

необходимы

ткани,

с

равномерным

полотняным

переплетением

нитей,

постоянной и одинаковой толщины основы

и

утка.

Такой

тканью

являлся

холст

домашней

выработки,

на

котором

легко

можно

было

сосчитать

нитки

вдоль

и

поперёк для образования стежка в нужном

направлении.

Вышивать начинали с контура рисунка чёрными

нитками.

Эта

была

самая

трудная

часть

работы,

требующая большой точности и отличного зрения:

если ошибёшься на одну нитку или расколешь её

иглой,

нарушится

точность

рисунка.

Поэтому

работа эта раньше выполнялась при дневном свете.

Чувашская

народная

вышивка

богата

разнообразными

приемами

технического выполнения. По утверждению этнографа И.Н.Смирнова,

для чувашской вышивки «…характерно такое разнообразие приёмов

шитья,

которого

не

знает

ни

один

народ

России».

Техника

выполнения

чувашских

швов

Основным элементом чувашской вышивки

является

шов.

В

ней

насчитывается

32

разнообразных шва и более 30 их разновидностей.

Все они имеют общую черту – выполняются строго

по

счету

ниток

утка

и

основы

ткани.

Швы, используемые в чувашской народной

вышивке,

красочны

и

разнообразны.

Они

различаются

по

назначению,

технике,

сложности,

манере исполнения, методу, направлению и цвету.

Бывают

контурные

швы,

швы

для

заполнения

рисунка, декоративные швы, маскировочные швы,

обметочные (закрепляющие) швы.

В наши дни продается специальная ткань для вышивания с

четко

выделяющимися

квадратными

ячейками.

Каждый

квадратик состоит из трех или четырех ниток. Ткань бывает

разных

сортов

и

цветов.

Для вышивания необходимо иметь нитки (самым практичным

является

мулине

Санкт-Петербургской

фабрики

ниток

им.

С.М.Кирова), иглы ( на тонкой ткани можно вышивать иглой

№2 с длинным ушком, продернув в него 2 или 3 нитки, а на

толстой ткани – иглой №4 с длинным ушком, продернув 4 или

5 ниток мулине), пяльцы или раму (чтобы натягивать ткань),

ножницы

(для

подрезания

нити),

наперсток

избежание

травм

при

вышивании

на

толстом

материале

на

средний

палец

правой

руки

надевается).

Двусторонность

композиции

на

изделиях,

просматриваемых с обеих сторон, также является

характерной

особенностью

чувашской

вышивки.

Швы, протекая непрерывным ручьем, не оставляли

ни единого узелка, ни концов ниток. Порой трудно

различить

лицевую

или

изнаночную

сторону

изделия.

Для яркости и красочности контур рисунка

вышивали

черными,

темно-синими

или

темно-

коричневыми

нитками

на

белом

холсте.

Сам

рисунок

заполнялся

мареновым,

красным,

небольшие

детали

-

желтым,

синим,

зеленым

цветами. Красный цвет в творчестве чуваш связан с

понятием прекрасного – это символ огня, солнца,

жизни, любви и отваги. Черный – цвет плодородной

земли.

Белый

цвет

в

народе

понимается

как

праздник

чистоты,

правдивости,

мудрости.

Зеленый цвет является признаком жизни – роста и

развития

растительности.

Рукодельница А.А.Анцыгина чувашскую

вышивку разделяет на простые. орнаментальные и

сложные виды.

Применение на практике

Я сама вышиваю и учу своих учеников чувашской

вышивке. Они все с удовольствием вышивают различные

салфетки

и

даже

полотенце.

Мои

ученики

постоянно

принимают

участие

на

конкурсах

чувашской

вышивки

и

занимают

призовые

места.

Вышивка

такая

увлекательная

работа.

Призываю

всех

начать

вышивать.

Вот

так

мы

изучаем

чувашские

швы.

Сначала

просматриваем

различную

литературу

в

классе

и

в

сельской

библиотеке.

Так мы часами сидим в библиотеке, изучая

чувашскую вышивку

Изучаем старинные костюмы народного

коллектива «Кунер»

Изучаем различные швы и начинаем вышивать

с

самых

простых

швов,

как

«вперед

иголку»,

«обметочный

шов»,

«зигзаг»,

«редкий

крест»,

«веревочка»

и

другие.

Я

ребятам

показываю

технику

выполнения

швов.

А

потом

начают

вышивать шов за швом, узор за узором.

Вот вышивки начинающих учеников

Работа ученика 1 класса Фадеева Максима

А это вышивки моих выпускников

призеров

Вышивка ученицы 4 класса

Петровой Милены

Нашли и других вышивальщиц

Ребята так заинтересовалась чувашской

вышивкой

и

стали

знакомиться

с

работами

сельских

рукодельниц,

которые

тоже

интересуются

чувашской

вышивкой:

с

Макаровой

Светланой

Евгеньевной,

Трофимовой

Светланой

Васильевной,

Николаевой Анной Валентиновной, Петровой

Альбиной

Ивановной,

Кирилловой

Оксаной

Михайловной. Они с радостью показали им

свои работы и поделились своим опытом.

Кириллова

Оксана

Михайловна,

живет

в

селе

Бичурино,

хорошая

рукодельница.

Она

познакомила в краеведческом музее с ткацким

станком, показала как раньше домохозяйки пряли.

Показала чувашские наряды из домотканных

холстов.

Макарова

Светлана

Евгеньевна,

учительница

начальных классов МБОУ «Бичуринская НШ-ДС». Она тоже

вышивает

уже

давно,

учит

вышивать

своих

учеников.

Её

ученики

тоже

принимают

участие

в

республиканских

конкурсах.

Николаева

Анна

Валентиновна,

руководитель

народного

фольклорного

коллектива

«Кунер»

при

Сюндюковском

ДК.

Она

собрала для коллектива все

старинные

чувашские

костюмы.

Эти

костюмы

очень ценятся. Не зря этот

коллектив

выезжает

своими выступлениями за

пределы

Чувашии.

Еще

она

очень

хорошо

умеет

вышивать

и

учит

этому

сельскую молодежь.

Петрова Альбина Ивановна, живет в селе Бичурино.

Великолепная рукодельница, чего только не умеет делать.

Также

интересуется

чувашской

вышивкой.

У

нее

много

вышитых

салфеток

чувашскими

узорами.

Мы у Альбины Ивановны в гостях. Она знакомит

ребят своими работами, дает советы.

Трофимова

Светлана

Васильевна,

воспитательница

МБОУ «Бичуринская НШ-ДС». Очень аккуратная и добродушная

хозяйка, которая очень красиво умеет вышивать чувашскими

узорами.

Она

показала

свои

работы

и

посоветовала

продолжать

вышивать.

Ребята у добродушной Светланы Васильевны в

гостях удивляются её мастерством

Выводы

Вышивка развивает мелкую моторику руки,

память,

воображение,

восприятие,

мышление,

формирует

в

человеке

такие

качества,

как

наблюдательность,

эмоциональная

чувствительность,

самостоятельность,

прививает

аккуратность,

воспитывает

волю,

упорство,

целенаправленность.

Чувашская вышивка живет. На выставках, в

магазинах радуют взор изделия народных мастеров

производственного

объединения

художественных

промыслов «Паха тӗрӗ». Каждая семья старается

заиметь и сберечь в своем доме вышивку – именно

чувашскую, ни на какую другую не похожую. Ведь

народное искусство не просто создает прекрасные

вещи. В них вложены душа народа, его чувства и

миропонимание.

Список использованной литературы

Анцыгина А.А. Учимся вышивать. 1992

Воронова З.И. Чувашские национальные головные уборы и украшения.

Чебоксары. 2005

Журнал. Пике. 1995

Журнал. Самант. 2007

Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Чувашское книжное издательство. 2006

Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Советы мастерицы. Чувашское книжное

издательство.2011

Жачева Е.Н., Ефимова А.А. Чувашская вышивка в школе. Чувашское книжное

издательство.2014

Иванов-Орков Г. Чувашский мир Терентия Дверенина. Чувашское книжное

издательство. 2009

Иванов-Орков Г. Узоры земли чувашской. Чувашское книжное издательство.

2007

Минеева В.А. Чувашское узорное ткачество. Чувашское книжное издательство.

2008

Меджитова Э.Д. Чувашское народное искусство. Чувашское книжное

издательство. 1981

Михайлова Г. Чӑваш тӗрри ҫыруллӑ. 2007

Николаев В.В. и др. Чувашский костюм от древности до современности.

Научно-художественное издание. Москва – Чебоксары – Оренбург. 2002

Трофимов А.А. Проблемы народного искусства Чувашии. Чувашское книжное

издательство. 1985

Шаркова Татьяна. Три солнца. Чебоксары. 2002



В раздел образования