Автор: Бабешко Евгения Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ №24" Населённый пункт: город Иваново Наименование материала: Методическая разработка Тема: Крестьянский дом. Изба Раздел: начальное образование
ТЕМА:
Крестьянский дом. Изба.
ЦЕЛИ:
1.
познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего вида
крестьянского дома;
2.
продолжить знакомство с историей и культурой Комсомольского
района;
3.
способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
4.
формировать образное мышление, воображение.
Оборудование:
1.
мультимедиапроектор;
2.
карточки с опорными словами;
3.
учебник «Введение в историю» Саплина Е.В., Саплин А.И.
4.
тетрадь с творческими заданиями;
5.
«Толковый словарь» В.И.Даля;
6.
географический атлас «Ивановская область»;
7.
книги из серии «Азбука архитектуры»;
8.
книга В.Ф.Пучков.Писцово.Фотопутеводитель.
9.
детали макета внутреннего убранства крестьянской избы.
1
Ход урока:
1. Мобилизующий этап:
На экране появляется дорога, а затем вид деревенской улицы,
на фоне
музыкального сопровождения.
(слайды №1, №2).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
2. Целеполагание:
- Русь деревянная. О ней сегодня пойдёт речь на нашем уроке. Ведь
помимо грандиозных дворцов и храмов, есть ещё один замечательный
памятник архитектуры - крестьянский дом, так как и по сей день живы
традиции народной культуры, рожденных в далёком прошлом. Даже, если
дом построен в 19 веке, в нём видится характерный тип русского
крестьянского жилища, восходящий к седой старине.
- Дома вы готовились к сегодняшнему уроку, подбирая для него интересный и
необычный материал.
(Далее работа проводится в творческих группах)
- Возьмите карточки с опорными словами, выделите лишнее слово.
(печь, лавка, сени, телевизор, большая комната, низкий потолок,
крестьянин)
- Какое слово лишнее?
- Почему?
(На доске часть темы урока зашифрована.
В крестьянском доме. )
- А теперь, используя ключ к шифру, скажите, как по-другому называется
крестьянский дом?
- Откройте «Толковый словарь» В.И.Даля и найдите точное толкование слова
«изба».
- Глядя на наши опорные слова, у меня возникает вопрос: что бы вы хотели
узнать о крестьянском доме, какими интересными сведениями вы могли бы
поделиться с товарищами?
- Давайте вместе с вами составим план беседы.
Запись на доске и в рабочих тетрадях (№слайд №3 )
1.
Описание внешнего вида избы.
(из чего построен, какая крыша, окна)
2.
Внутреннее описание дома.
(печь, мебель, посуда).
3.
Проследить историю развития жилища, связь архитектуры с климатом).
3. Работа с исторической картой:
- Попробуем на минутку заглянуть в далёкое прошлое.
- Откройте карту «Территория Ивановской области в XVI-XVII веках»,
проанализируйте её.
2
- Какие знакомые названия населённых пунктов вы встретили?
(село Писцово)
- Обратите внимание на год его образования.
- Сколько лет селу Писцово исполняется в этом году?
- В этом селе жила наша одноклассница Света. Она подготовила
презентацию, посвященную деревянному зодчеству села Писцова.
(слайды № 4,5,6,7)
сообщение прилагается).
- Одни дома стареют и ветшают, приходят в негодность, на смену им строятся
другие, так и меняется внешний вид села.
4. Творческая игра «Юный архитектор»
(Работа в группах. Этот этап урока проводит ученица без помощи учителя).
- В нашем городе тоже много красивых деревянных домов. Мы с мамой
подготовили целую фотосессию таких домов. Но сначала вам придется
выполнить моё задание: из отдельных фотографий собрать эти дома. На
выполнение этого задания я даю вам 1 минуту.
- Чтобы легче и интереснее прошла проверка задания, группы меняются
местами и сравнивают результаты работы со слайдами.
(слайд № 8)
(используется краеведческая карта)
- Мы посмотрим с вами много слайдов.
- Ребята, а могли ли быть такими дома в 17 веке?
(Нет, так как при постройке домов люди используют современный
строительный материал, а в 17 веке - лес и его производные)
- Откройте карту, внимательно рассмотрите её и объясните, почему лес в 17
веке был основным строительным материалом?
(Во-первых, много леса.
Во-вторых, дерево легче обрабатывается.
В-третьих, экологически чистый материал.
В-четвёртых, в деревянных домах теплее.)
- Ещё раз обратитесь к карте и перечислите породы деревьев, которые
произрастали на территории области в то время.
- А из каких пород деревьев люди предпочитали строить дома?
- Почему?
(Из сосны, ели, лиственницы. Дома построенные из лиственницы могли
обходиться без ремонта до 150 лет). (слайд №9)
3
- Профессия плотника была одной из самых уважаемых на селе.
- А какими инструментами пользовались люди этой профессии?
(Топор. Пила не нужна, так как когда ею пользуются, то поры дерева
раскрываются и получаются «мохрушки», поэтому дерево получает
больше влаги и быстрее гниёт.)
(Дальнейший рассказ учителя сопровождается показом слайдов №
- Весь дом строили из дерева, крышу часто делали из осины, а внутри
убранство из дуба.
- Дом строили без единого гвоздя, так как когда гвоздь вбивали дерево
«распушалось», появлялась труха, и дерево быстрее загнивало.
(слайд № 10)
- Время для строительных работ должно быть подходящее и благоприятное.
В представлении русских крестьян хорошо начинать рубить дом в Великий
пост, то есть ранней весной в новолуние. И строительство должно было
захватить Троицу (июнь). Сохранилась даже поговорка: «Без Троицы дом не
строится». Нельзя было приступать к строительству дома в такие дни, как
понедельник, среда, пятница. Существует много обычаев, связанных с
началом строительства дома. При закладке домов в основание клали деньги,
ладан, шерсть, зерно, куски хлеба. Деньги - для богатства, шерсть - для тепла,
а ладан - для святости.
- Какую особенность вы заметили у окон крестьянской избы?
(слайды № 10)
- Почему окна маленькие?
(Стекла не было, а чтобы сохранить тепло их на зиму затыкали
соломой, тряпками, затягивали бычьим пузырем, а в богатых домах -
слюдой)
- Какое окно, по-вашему мнению, в старину называли «красным»?
- Почему?
(Это окно было самым большим по размеру, самым красивым, служило
основным источником света).
- А много ли света проходило в дом через такие окна?
(Мало, даже свет лучины не помогал).
- А как украшали окна?
(Над оконцами мастер ставил козырьки-наличники, прикрывающие окна
от дождя и снега. Постепенно, тип защитных наличников выродился и
остались они одним из главных элементов декоративного убранства
фасадов домов). (слайд №11)
4
- А для чего служили ставни?
(Защищали от холода).
7. Игра «Угадай-ка» (слайд №12)
- А не пора ли нам, ребята, заглянуть внутрь крестьянской избы. Поможет
нам в этом Денис. Он приготовил вам несколько загадок и предлагает среди
опорных слов найти верный ответ.
1.
Что из угла в угол не переставишь?
Что из избы на вытащишь?
(шкаф, печь, стол)
2.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт, а сам не отдых идёт.
(печь, ухват, кочерга)
3.
Сколько ни мучь, ни кипяти,
А белее не сделаешь.
(кастрюля, ведро, чугунок)
4.
Сверху - дыра, снизу - дыра,
А в середине - огонь да вода.
(решето, самовар, сковорода)
8. Работа с учебником
- Итак, мы в гостях.
- Сразу ли с улицы мы попадаем в жилую комнату?
(Нет. сначала входим в сени - холодный коридор. Сени нужны были для
того, чтобы холодный воздух не сразу попадал в комнату)
- Открываем дверь и видим - высокий порог и низкую притолоку.
- Почему?
(Высокий порог преграждал путь холодному воздуху, а притолока не
выпускала тёплый воздух из избы.)
Работа с иллюстрациями учебника.
- Сколько комнат в доме?
- Почему?
(Жили все вместе, и старые и совсем маленькие, а зимой ещё и скотину
приводили в комнату жить: всё для того, чтобы сохранить тепло).
- Что занимает большую часть комнаты?
(Печь. Слайд № 13)
- Какие функции выполняла печь в крестьянском доме?
(На печи спали, готовили еду, сушили вещи, грелись).
5
- Топили печь в 16-17 вв. по-чёрному. Трубы не было и дым выходил прямо в
комнату, расстилался по потолку, вытягивался в волоковое окно с задвижкой и
уходил в деревянный дымоход - дымник. А ещё над печкой вешали рыбацкие
сети, чтобы они пропитались копотью и дольше служили. Трубы у печей
стали появляться в конце 17 века. Ещё в русской печи мылись: её
протапливали, выгребали угли дочиста, устилали соломой, залезали в печь
ногами вперёд, закрывались заслонкой, лёжа парились, натирались золой, а
смывали с себя всё в сенях.
- А теперь Коля покажет вам на слайде из каких частей состояла русская печь.
(Устье, лежанка, печурки).(слайд №14)
- А теперь найдите эти части печи у себя в учебнике.
- Видите, ребята, без русской печи не было дома, не было жизни! Это была не
печь, а «комбинат бытового обслуживания». Недаром Емеля не хотел слезать
с неё. Кроме этого, печка - излюбленное место для забав крестьянских
ребятишек.
9. Физкультминутка
Выходит девочка в русском костюме и показывает детям несколько
старинных забав.
1.
«Прерванный полёт»
2.
«Пёрышко»
3.
«Угадай, что делали».
10. Работа с дополнительной литературой
Работа проводится в группах, для каждой из них заранее подготовлены
книги по данной теме.
- В распоряжении каждой группы 5 минут. За это время каждая творческая
группа выполняет своё задание и отчитывается по нему.
1 группа - подготовить рассказ о мебели в крестьянской избе.
2 группа - подготовить рассказ о посуде в крестьянской избе.
3 группа - дать толкование следующим словам: (слайд №15)
изба -
красный угол -
сундук -
ухват -
печурки -
лучина -
туесок -
4 группа - из отдельных деталей собрать макет внутреннего убранства
крестьянской избы.
11. Итог урока:
6
Проходит как проверка самостоятельной работы групп.
1 группа рассказывает о мебели.
2 группа рассказывает о посуде.
3 группа проводит игру с классом «Найди пару».
4 группа показывает получившийся макет.
- Что понравилось в доме?
- Что не понравилось?
- Мы проделали с вами большую и трудную работу по данной теме. Давайте
её оценим. Перед вами две школы. На одной дайте оценку работе всего
класса, на другой - себе лично.
12. Домашнее задание:
задание по выбору
1.
выполнить тестовую работу (на отдельных карточках).
2.
написать мини-сочинение «Путешествие в прошлое».
3.
нарисовать внешний или внутренний вид избы. (слайды №16,17)
7