Напоминание

«Особенности обучения игры на аккордеоне детей шестилетнего возраста»


Автор: Демьяненко Ирина Владимировна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Особенности обучения игры на аккордеоне детей шестилетнего возраста»
Раздел: дополнительное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Детская школа искусств «Вдохновение»

____________________________________________________________

*

446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Миронова, д. 11-А,

(

/факс 8(846-35)35-200;

e-mail: School

-

art

@

mail

.

ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА:

«Особенности обучения игры на аккордеоне детей шестилетнего возраста»

Выполнил(а) слушатель:

Демьяненко Ирина Владимировна

преподаватель по классу аккордеон

МБОУ ДО ДШИ «Вдохновение»

2

ПЛАН

Введение……………………………………….……………………….……...3

1.

Игра на инструменте………...…………….……………………….…...…6

2.

Освоение музыкальной грамоты………….……………………….…...…8

3.

Пение…………...….……………………………………………….….……9

Заключение………….………………………………………………………...10

Список литературы…………………………………………………………...11

Приложение…………………………………………………………………...12

3

ВВЕДЕНИЕ

Раннее музыкальное развитие обретает все больше сторонников.

Обучение игре на большинстве музыкальных инструментов начинается с 3-5

лет, так как именно в этом возрасте у детей наиболее активно развиваются

мышление,

внимание,

мелкая

моторика.

Задача

педагога

создать

развивающую

среду

для

полной

реализации

природных

задатков

и

способностей ребенка.

Педагогическая работа всегда сложный процесс, а в сфере искусства,

возможно, в ещё большей мере, чем в других областях, т.к. круг задач, стоящих

перед педагогом, особенно широк. Задачи педагога-аккордеониста (баяниста)

многообразны, это воспитание воли и характера учащихся, любви к музыке,

развитие их музыкальных способностей, интереса к труду и умения работать.

Эти

задачи

требуют

от

преподавателя

разносторонних

знаний,

профессионального мастерства, определенных личных качеств, любви к

своей работе и глубокий интерес к каждому ученику, его развитию, а так же

знание возрастных психологических особенностей ребенка.

На начальном этапе обучения необходимо направить внимание ребенка

на звуки природы, окружающие нас, так как именно здесь природа берет свое

начало. Процесс развития музыкального мышления длителен и сложен, путем

тренировки воли и внимания воспитывается умение самостоятельно мыслить. С

самого начала надо научить ребенка определять характер произведения, темп,

динамику, количество частей. Выразительность легко усваивается учеником

путем сравнительного анализа. Прослушав музыкальное произведение, можно

показать ученику несколько картинок, спрашивая его, какая из них больше

всего подходит к услышанной музыке, и задавая следующие вопросы:

Откуда доносится звук? Это близко или далеко?

Громко или тихо? Мягко или жестко?

Это высокие или низкие звуки?

Какой темп: быстрый или медленный?

Что ты представляешь себе, когда слышишь эту музыку?

4

«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», -

напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться в педагогической

работе на эти особенности детского мышления.

Одним из основных принципов построения урока при работе с детьми

шестилетнего возраста является принцип чередования, варьирования форм и

видов деятельности. На уроках со своими учениками я занимаюсь игрой на

инструменте, освоением музыкальной грамоты, пением.

Последние

три

года

я

пользуюсь

уникальным

сборником

«Музыкальный алфавит», автором которого является психолог-педагог с 30-

летним стажем – Людмила Федчина. Материал сборника соединяет слуховые и

визуальные представления детей о художественных образах, позволяя легко

переключаться с одного вида творческой деятельности на другие, развивает

ассоциативное мышление. Пособие помогает не только приобрести игровые

навыки, но и познакомиться с буквами, расширить словарный запас и кругозор,

пробудить

любознательность

и

живой

интерес

к

творчеству.

Пьески

расположены по удобной и оптимальной системе – от простого к сложному –

по принципу последовательного включения пальцев правой и левой руки. Все

продумано: доступность и наглядность, настойчивость, но ненавязчивость.

Работа над пьесами, развитие ритма и интонирования музыкальной и

речевой памяти идет параллельно с изучением букв русского алфавита.

Разнообразие

темпов

и

динамики

предложенных

пьес

способствует

формированию музыкальной образности. Сборник составлен с учетом детской

психологии. Ребенок может переключать внимание с одного творческого

задания на другое, чередуя игру на инструменте с пением, изучением букв и

раскрашиванием

картинок.

Знакомые,

любимые

детьми

художественно-

поэтические образы помогают освоить учебный материал в увлекательной

игровой форме и пополняют репертуар маленьких музыкантов.

Наиболее любимые детьми песенки я, в качестве примера, разместила в

этой работе. Ребята моего класса проявляют огромный интерес к сборнику, с

5

удовольствием сочиняют свои слова на примере данных песенок и без труда

транспонируют пьески.

6

1.

ИГРА НА ИНСТРУМЕНТЕ

Музыкальный

материал

должен

иметь

несложный

ритмический

рисунок, а его фактурное изложение должно быть построено на мелодических

оборотах, встречающихся в гаммаобразных последовательностях. В самом

начале обучения в качестве упражнений я использую небольшие

мелодические построения, основанные на движении второго, третьего и

четвертого пальца левой и правой руки. Эти упражнения имеют разнообразный

ритмический рисунок и строятся на характерных мелодических оборотах,

способствующих закреплению положения правой и левой руки для исполнения

гаммаобразных последовательностей. Упражнения исполняются в умеренном

темпе с соблюдением точной аппликатуры. Если предусматривается связное

исполнение, то необходимо следить за одинаковым нажимом пальцев на

клавиши и плавным переходом от звука к звуку.

Движение меха при этом должно быть ровным, без толчков, Помня о

том, что мышление шестилетнего ученика является образным, в качестве

упражнений выбираю простые подпевки в диапазоне нескольких звуков и

играем их от разных ступеней. Эти подпевки обязательно имеют названия:

«Петушок», «Василек», «Два кота», «Жук», «Дразнилка», «Марш» и др.

Следующий

этап

работы

исполнение

пьес

двумя

руками

одновременно.

Основной

целью

здесь

является

развитие

у

учащегося

координации движений правой и левой руки. Материал должен подбираться с

постепенным осложнением и учетом подготовленности ученика.

Освоение пьес для двух рук проводим в такой последовательности:

1.

Разучивание пьес, где тематический материал проводится поочередно в

партиях правой и левой руки. В процессе работы ученик имеет

возможность подготовить каждое мелодическое построение, запомнить

аппликатуру

и

ритм.

Во

время

исполнения

ребенку

не

сложно

контролировать работу правой и левой руки. Рекомендуемые пьесы для

игры из сборника Г. Бойцовой: «Дождик», «Заинька», «Фанфары», «Горн»,

«Паровоз», «Петрушка», «Осень».

7

2.

Следующий этап - исполнения пьес с одновременным изложением

музыкального материала в двух партиях. С учеником нужно разобрать

партию каждой руки, характер произведения, проведение темы, темп,

динамику, смену меха. На этом этапе важна работа по развитию слухового

контроля ученика, работа над выразительностью образа. Легче всего дети

усваивают программные произведения, детские песенки: «Кукушечка»,

«Пастушок», «Котик», «Утенок», «Зима», «Две тетери», «Семейка» и др.

3.

Постепенно в программу следует включать произведения, имеющие в

партии левой руки мелодические обороты арпеджированного характера и

различные аккорды. Например: р.н.п. «Ах вы сени», этюды Г. Беренца,

«Цыплята» А. Филиппенко и др.

4.

Развитие

координации

движений

пальцев

при

различных

приемах

звукоизвлечения: легато, стаккато, нон легато. Ученику предлагаю

произведения, которые ставят перед ним более сложные исполнительские

задачи. Игру двумя руками начинаем только после уточнения характера

штрихов, особенно внимательно работаем над штрихами в партии левой

руки. Предварительно знакомимся с упражнениями на различные виды

штрихов. Рекомендуемые пьесы: «Курочка» Н. Любарской, «Гопак»,

«Лихой наезд - ник» М. Красева и др.

5.

Игра двумя руками с мажорными аккордами. Пьесы, где мелодия и

аккомпанемент

исполняются

одновременно,

разучиваем

в

такой

последовательности:

Ученик играет аккомпанемент с названием нот и аккордов один,

потом вместе с педагогом, который исполняет мелодию.

Ученик играет аккомпанемент и поет мелодию со словами вместе

с педагогом.

Ученик играет мелодию с названием нот, потом еще раз вместе с

педагогом, который исполняет партию аккомпанемента.

Ученик играет двумя руками с помощью педагога,

затем

самостоятельно.

8

Для изменения характера пьесы можно исполнить мелодию в

первой или во второй октаве, с разными штрихами.

Выученные мелодии полезно подбирать по слуху от разных клавишей.

Рекомендуемые пьесы: «Ходит зайка», «Паровоз», «Сорока», «Теремок»,

«Частушка» из первого сборника Г. Бойцовой «Юный аккордеонист».

2.

ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Детям

шестилетнего

возраста

свойственны

наглядно-образное

мышление (опора на зрительное восприятие при ознакомлении

с окружающим миром), непроизвольное внимание (сосредоточение

внимания лишь пока сохраняет интерес к воспринимаемым объектам),

эмоциональное

восприятие

окружающей

среды,

поэтому

необходимыми

условиями при работе с дошкольниками являются игра, как основа обучения,

использование наглядных пособий, изложение любого нового материала на

доступном, понятном ребенку языке, например через сказки.

На своих уроках я пользуюсь учебным пособием И. Л.

Корнеевой «Мой первый музыкальный альбом», где содержатся иллюстрации-

раскраски,

разнообразные

задания,

сказочные

образы,

связанные

с

конкретными музыкальными понятиями, все то, что должно помочь сделать

учебный процесс увлекательным, разбудить в ребенке фантазию и желание

заниматься музыкой.

Так же я работаю с программой развития и обучения дошкольника

автора Г. Ларионовой, для того, чтобы ученик легче запомнил название нот,

длительностей и т.д. Для освоения длительностей нот, на уроках мы играем в

«Ритмическое эхо»:

1.

Педагог простукивает ритмический рисунок, а ученик повторяет его.

2.

Ученик прохлопывает ритмический рисунок по графической записи.

3.

Когда ребенок научится правильно справляться с такими заданиями,

их можно постепенно усложнять, к примеру, по записи простукивать

четверти правой рукой, а восьмые - левой рукой.

9

С удовольствием на уроках дети играют в игру «Угадай звук»: педагог

играет несколько звуков на инструменте, а ученик запоминает их звучание.

Затем ребенок отворачивается от инструмента, а учитель нажимает одну из

клавиш. Ученику необходимо быстро найти и сыграть нужный звук. Чтобы

ребенку было легче справиться с заданием, нужно попросить его пропеть про

себя нужный звук.

Такие игровые приемы не только полезны для развития

внутреннего слуха, но увлекательны и интересны детям.

3.

ПЕНИЕ

Непременным видом работы на уроках с детьми является пение. Ученик

как можно скорее хочет почувствовать себя исполнителем, пусть не в

инструментальной, игре, но первоначально хотя бы в пении. Кроме этого, пение

является важнейшим средством развития ладового и музыкально-ритмического

чувства, музыкальной памяти, оно способствует налаживанию у ребенка

координации между слухом и голосом.

На уроках мы поем известные детские песни, которые дети уже знают

по занятиям в детском саду, из мультфильмов, также учим новые песни из

сборника Г. Бойцовой 1 часть, поем песенки В. Оншина из его сборников:

«На лесной полянке» и «Карусель».

Главным требованием при выборе репертуара является доступность

произведения исполнительским возможностям

ученика:

диапазон

песни,

сложность ритмического рисунка, скачки, принцип заинтересованности (песня

должна понравиться ребенку, затронуть струнку в его душе). Таким образом,

подобное чередование различных форм и видов работы позволяет насытить

урок активной деятельностью ребенка, поддерживает заинтересованность

ученика в занятиях, делает структуру урока гибкой, позволяет переключать

внимание ученика с одного вида деятельности на другой и не дает ему скучать.

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впечатления, полученные в детстве - самые прочные, поэтому на

начальном этапе музыкального обучения детей, от педагога требуется не только

знание предмета, но и понимание детской психологии. Детский педагог

обязательно должен быть добрым человеком. Всякое насилие, крик,

жестокость внушают ребенку ужас, калечат психику, тормозят

развитие

личности, притупляют ум и волю. Злой педагог легко может убить любовь к

музыке и творчеству. Некоторые правила для удачи:

1. Нельзя начинать урок, если не создана атмосфера душевного комфорта.

2. Освободите ребенка от отрицательных эмоций.

3. Каждый ребенок, который входит в класс - это уникальный мир.

4. Со стороны педагога - абсолютное уважение к ученику.

5. Правильно дозировать нагрузку.

6. Личный оптимизм педагога зарождает веру в ребенке.

7. Совместные переживания располагают ученика и педагога друг к другу.

8. Дети очень внимательно следят за нами - педагогами, обращая внимание

на внешний вид, улавливая малейшие нюансы нашего настроения, голоса.

Выбор музыкального репертуара должен строиться не только

на общепринятых принципах, но и должен учитывать особенности образного

мышления конкретного ученика, его интересов, потребности, специфику

эмоциональной сферы.

Многие педагогические системы и методы выдающихся

педагогов, их богатейший опыт, к сожалению, остаются неосвещенными.

Лично мне близка та школа, то направление, для которых главная задача –

помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в

музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и

любознательность.

Мы все идем разными путями, но цель у нас одна.

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Л. В. Федчина «Музыкальный алфавит», СПб, 2009;

2.

Л. Баренбойм «Путь к музыцированию», Ленинград, 1982;

3.

А. Д. Алферов «Психология развития школьников», Ростов-на-дону,

2000;

4.

И. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне», МУЗГИЗ, 1961;

5.

П. Говорушко «Основы игры на баяне», Музыка, 1966 г;

6.

Г. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование. Баян.

Аккордеон», М., 2004;

7.

А. Судариков «Основы начального обучения игры на баяне», М., 1982;

8.

Т. Б. Юдовина-Гальперина «За роялем без слез, или я-детский психолог»,

СПб, 2002;

9.

Е. М. Борисова «Рабочая книга школьного психолога», Просвещение,

1991;

10.Е.

Забурдяева

«Посвящение

Карлу

Орфу.

Учебное

пособие

по

элементарному музицированию и движению», Невская нота, 2010.

12

13



В раздел образования