Автор: Кречетова Марина Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г.Балашов Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода проектов для формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.
Раздел: начальное образование
Кречетова М.С.
Учитель начальных классов МОУ гимназии №1, г. Балашов
Использование метода проектов для формирования коммуникативных УУД у
учащихся начальных классов.
Существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов,
оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей
учащихся, развития их интеллекта, воли, мотивов. После проведения в первом
классе диагностики по методике «Рукавички», было ясно, что дети готовы к
совместной деятельности, многие умеют договариваться, приходить к общему
решению. Поэтому возникла необходимость в использовании активных
методов постепенного увеличения степени детской самостоятельности в
учебно-познавательной
деятельности
и
уменьшении
различных
видов
учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного
метода в начальной школе.
Уже в первом классе на уроке «Технология» в работе над проектом «Подари
сказку «Колобок» ученики показали умение спрашивать (выяснять точку
зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита»
информации). В то же время учились выражать свою точку зрения (понятно для
всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать ), а при
защите проекта учились управлять голосом, т.е. говорить чётко, регулируя
громкость голоса в зависимости от ситуации.
При работе над проектом «Технология строительства избы и её устройство» в
3 классе учащиеся совместно обсуждали технологические задачи, проявляли
умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное,
рациональное решение. При защите проекта у детей формировались умения
адекватно, обоснованно и доброжелательно оценивать свою работу и работу
одноклассников, делать конструктивные пожелания, замечания.
У детей 8-9 лет значительно расширяется сфера общения: они чаще посещают
учреждения культуры, собираются группами. Общение сопровождает учебную
деятельность, поэтому открывает новые возможности для школьника в
процессе познания мира. При подготовке проекта «Красная книга России» дети
посещали библиотеку, где вступали во взаимодействие со взрослыми, вступая с
ними в диалог, задавали вопросы. Ученики самостоятельно трудились на всех
этапах: от постановки задачи до презентации результатов.
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно,
в группе или самому, максимально используя свои возможности; это
деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить
свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это
деятельность,
направленная
на
решение
интересной
проблемы,
сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат
этой
деятельности
–
найденный
способ
решения
проблемы
–
носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма
важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через
постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся,
развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к
результатам работы.