Напоминание

"Русская кадриль"


Автор: Майковская Тамара Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин хореографического отделения
Учебное заведение: МБУ ДО Щкола искусств №1
Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Русская кадриль"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Школа искусств №1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

На тему: «Русская кадриль».

Выполнила преподаватель

хореографического отделения

Майковская Тамара Александровна.

г. Усть – Илимск.

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее

более позднее появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое

деление на пары, на отдельные короткие самостоятельные части, называемые фигурами, и

ряд других признаков отличают кадриль от традиционных групповых плясок. Поэтому

кадриль выделяется в самостоятельный вид русской народной пляски.

«Кадриль» — название общественной пляски, обычно в четыре пары»

1

, — дает

определение в «Толковом словаре» В. И. Даль. Кадриль — распространенный вид русской

пляски, ее пляшут по всей России, лишь на юге — в Курской и Белгородской областях —

она встречается очень редко.

Салонная французская кадриль восходит к английским контрдансам и является их

разновидностью. Контрданс — народный танец английских крестьян, появившийся в XVII

веке.

Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные

залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в народе вначале XIX

в. Складывавшаяся веками, богатая своими традициями танцевальная культура русского

народа оказала огромное влияние на кадриль. Она подчинила ее своей национальной

манере, стилю и характеру исполнения.

В народе кадриль не только претерпела изменения и совершенствовалась — многие

кадрили сочинялись заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, впитала в

себя исконно русскую самобытную манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь

некоторые особенности построения да название, которое часто изменялось на русский

лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», кандрешка» и др. Кадриль изменилась до такой

степени, что позже исследователи бального танца даже сетовали на то, что кадриль, попав

в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесенные в нее

народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Видоизмененная кадриль органично вошла в

быт русского человека, сделавшись одной из любимых и популярных плясок.

Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказа крепостных слуг,

солдат русской армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном, служилых

людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, уже явно

переделанные на свой манер, на свой вкус. Русские самородки исполнители,

импровизаторы, снискавшие себе славу отличных плясунов, плясуний, хороводников и

хороводниц и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и

сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных

особенностей — манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений и т. д.

Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и

учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также требования

времени.

Русский народ сделал кадриль более богатой и разнообразной по рисунку, введя в

нее многие фигуры русских хороводов и плясок: «корзиночка», «звездочка», «воротца»,

«круг», «прочес» и др. Обогатилась и форма построения кадрили, ее начали исполнять

линиями, и квадратами, и в круговом построении. В кадрили стало принимать участие

различное количество пар: две, четыре, шесть, восемь и больше, но обязательно четное.

Кадрили, в которых принимают участие только две пары, встречаются на Урале —

«Малая кадрелка», в Тверской области — «Тарная кадрель», кадриль в две пары бытует в

Архангельской области и в областях Центральной России. В некоторых местностях, где

было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если салонная

французская кадриль состояла из пяти-шести фигур, то в русских народных кадрилях

встречается, например, от трех (как в «Торжокской кадрили» Тверской области) до

четырнадцати (как в «Саратовской кадрили-) и даже более фигур.

Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу

танца. Так, первые четыре фигуры назывались по модным песенкам, под которые они

1

исполнялись, — «Панталоны», «Лето», «Пастушка», «Курица»; пятая фигура называлась

«Финал», а шестая — «Трение», по имени балетмейстера, сочинившего эту фигуру. В

русской же кадрили фигуры получили многочисленные и разнообразные названия исходя

из местных особенностей, а самое главное, названия эти ярко характеризуют каждую

фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. Одни названия фигур пришли от

характера пляски или от характера исполняемого движения — «Задорная», «Крутея»,

«Вертея», «Проходочка», «Дробить» и др. Другие как бы определяют отношения

пляшущих между собой — «Знакомство», «Коситься», «Со второй» «С третьей», «Девки

нарасхват». Некоторые фигуры получили свое названия от рисунка танца — «Звездочка»,

«Воротца», «Уголочки» — или от названия песен, под которые эти фигуры исполняются,

— «Подгорна» (от песни «Ты Подгорна, ты Подгорна, широкая улица»), «На горку» (от

песни «Я на горку шла»), «Сени» (от песни «Ах вы, сени, мои сени»). От хороводов и игр

во многие кадрили перешел поцелуй, и целые фигуры в кадрилях имеют такие названия,

как «Поцелуйчик», «Казенка», «Круговая казенка ». «Прощальная» и др. В этих фигурах

участники кадрили обязательно целуются.

Кадрили, в которых есть фигуры с поцелуями, больше всего распространены в

центральных областях России. Во время исполнения этой фигуры ведущий в кадрили или

же гармонист выкрикивает: «Казенка!», или «Целуемся!», или «Кавалеры целуют дам »

или «Дамы целуют кавалеров!» — в разных областях по-разному . По одному из этих

выкриков гармонист прекращает игру и пляска останавливается. Парни, положив обе руки

на плечи своих партнерш, поворачивают их лицом к себе и целуют один раз и только в

щеку. Или наоборот, в зависимости от выкрика, девушка целует парня. После поцелуя

фигура кадрили вновь продолжается. Целоваться могут все пары одновременно или

каждая пара по очереди. Иногда по выкрику «Казенка гармонисту!» девушки по очереди

или все вместе целуют гармониста. Иногда гармонист сам прекращает игру и ждет, пока

его поцелует понравившаяся ему девушка. Таким образом, фигура может прерываться

несколько раз и в любом месте.

В некоторые фигуры кадрилей вошли элементы таких вид:: русской пляски, как

одиночная и перепляс. Так, во многих кадрилях, особенно у вторых ее фигур, появились

названия «Под барыню», «Перепляс», «Барыня», «Топотуха с переплясом», «Камарин-

ская» и другие, в которых участники показывают свое индивидуальное мастерство.

Конечно, они не исполняют перепляс или сольную пляску полностью, как описывалось

выше, но показ своей индивидуальности, своего мастерства исполнения в этих фигурах

обязателен. Фигуры с такими названиями существуют в «Никологорской» (Владимирская

область), «Тверской» (Тверская область), «Головковской» (Нижегородская область), в

кадрилях Ивановской области и многих других.

Иногда фигуры некоторых кадрилей имеют сугубо местные названия. Так, в

Архангельской области наряду со словом «фигура» бытует также слово «игра» — «первая

игра», «вторая игра» и т. д.

Есть кадрили, где фигуры не имеют определенных названий, а только нумерацию:

первая фигура, вторая фигура, третья фигура и т. д. В некоторых астраханских кадрилях

вместо «первая фигура» говорят «первое колено», «второе колено» и т. д. В кадрили

иртышских казаков Семипалатинской области — семь фигур, каждая из которых

называется «кадрель»; все они имеют свое название, свою мелодию, свою песню.

«Кадрель «Выйду ль я на реченьку», — громко объявляет ведущий очередную фигуру. А

в Костромской области кадриль, состоящую из семи фигур, называют «семизарядной».

Каждая фигура в кадрили исполняется под распространенные плясовые песни и

мелодии. Одни кадрили сопровождаются песнями, которые поют не только исполнители

кадрили, но и окружающие их зрители, другие — и это чаще всего — идут в сопровожде-

нии инструментов (гармошки, балалайки, баяна и т. д.), третьи — в сопровождении песни

и музыкального инструмента одновременно.

Каждая фигура русской кадрили отделяется от другой, как правило, паузами —

остановками, как в музыке, так и в пляске. В одних кадрилях перед началом каждой

фигуры ведущий, обычно юноша первой пары, а иногда специально выделенный

заводила- распорядитель объявляет название или порядковый номер фигуры. В других

кадрилях ведущий или заводила показывает начало каждой фигуры взмахом платка или

косынки, притопом, дробным ключом — «отбоем» или же хлопком. В некоторых

кадрилях все участники перед каждой фигурой хлопают в ладоши. Иногда гармонист или

баянист дает перед каждой фигурой аккорд или проигрывает вступление. Часто и

окончание каждой фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами и т.д. всех

исполнителей одновременно. Например, каждая фигура кадрили, исполняемой в

Печерском районе Псковской области, заканчивается так: парни, взяв правой рукой левую

руку своей партнерши, легонько ударяют по ее ладони ладонью левой руки.

Реже встречаются кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна

беспрерывная мелодия, исполняемая на каком- либо музыкальном инструменте. Однако и

здесь фигуры кадрили чередуются, они ясно и четко разграничены. В таких кадрилях

названия или порядковые номера фигур выкрикиваются ведущим или заводилой в момент

перехода из одной фигуры в другую, а если кадриль хорошо срепетирована, то иногда

обходятся и без объявления, как это происходит в «Дорогорской» (Архангельская

область), «Зеленгинской» (Астраханская область) и ряде других кадрилей.

Кадриль, развиваясь и усложняясь по рисунку танца, его техническому

совершенствованию, все время продолжала обогащаться новыми фигурами. Так, отдавая

дань времени и моде, народ ввел в кадриль новые фигуры — «Вальс» и «Польку». Такие

фигуры есть в «Травинской» (Астраханская область), «Череповецкой» (Вологодская

область), «Московской» и в других кадрилях.

Появившаяся в конце XIX в. частушка также органически вошла в русскую

кадриль. Частушки в сочетании с аккомпанементом различных музыкальных

инструментов иногда сопровождают всю кадриль, но чаще — отдельные ее фигуры. Во

многих кадрилях эти фигуры так и называются — «Под частушку». В одних кадрилях

частушки поют все участники одновременно, в других — по очереди, передавая

«эстафету» следующему исполнителю. Встречаются частушки и в современных кадрилях

Томской области. Ставропольского края, Ленинградской области — «Оятской», «Вол-

ховской», и многих других.

Но интересно то, что, несмотря на большое разнообразие музыкального

сопровождения, есть кадрили, где отдельные фигуры исполняются «под язык». Например,

в кадрили иртышских казаков (Семипалатинская область) четвертая фигура так и

называется — «Под язык». «Под каждую кадрель» (фигуру. — А. К.) своя музыка, а

четвертую кадрель на языке играем», — говорили исполнители.

В различных областях России кадриль начинается по-разному. В некоторых

сибирских кадрилях, особенно на посиделках, ведущий—распорядитель вечера начинает

кадриль такими словами: «Барышни приглашают кавалеров» — или наоборот: «Кавалеры

приглашают барышень». В ряде кадрилей Костромской области ведущий, а иногда и все

участники перед началом кадрили говорят или поют такие слова:

Срубим сосну, срубим ель.

Начинается кадрель.

А в «Гдовской кадрили» (Московская область) ее участники — парни перед началом

пляски говорят девушкам: «Приглашаем вас на кадриль».

По окончании кадрили ее участники, как это было принято в русских плясках и

хороводах, благодарят своих партнерш поклоном, пожатием руки, одаривают конфетами,

дарят косынки, ленты и другие подарки. В некоторых кадрилях даже существуют фигуры

с названием «Подарки» («Пермская кадриль»), «Дары» («Воленская кадриль»

Астраханской области и «Прикамская кадрелка») и т. д. Названия заключительных фигур

выкрикивает ведущий. Исполнители благодарят также гармониста и других музыкантов,

сопровождавших кадриль. В каждой области благодарят по-разному: поцелуем, пожатием

руки, поклоном, похлопыванием по плечу и т. д.

Во всех кадрилях много кружения в парах. Парни кружатся не только со своими, но

и с чужими партнершами. Каждая фигура, а кадрили почти всегда заканчиваются

кружением, которые чаще всего происходят по движению часовой стрелки, а движения

общего круга и различных фигур, исполняемых по кругу, как и в плясках, идет в обратном

направлении.

Русская кадриль полюбилась молодежи за простое, свободное общение между

партнерами, за разнообразие ее фигур, за обилие музыкального и песенного материала, за

гибкость и мобильность в отношении количества участвующих в ней пар. Когда было

мало народа, плясали в две-четыре пары, а когда желающих было предостаточно, —

становились в линии и число пар доходило до шестнадцати, а иногда и более. Кадриль

плясалась не только на больших гуляньях и по большим праздникам. Это бытовая

каждодневная пляска для души, для отдыха.

Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных и в будничных народных

костюмах — сарафанах и понёвах, — но чаще всего ее пляшут в костюме, вошедшем в

быт в более позднее время, почти одновременно с кадрилью. Костюм состоит из

приталенной кофты, сшитой из легкой цветастой или однотонной ткани, а порой и из

тонкой шерсти. В одних местах кофта шилась с баской, в других без нее. Широкий

длинный рукав, сужавшийся книзу, высокий стоячий воротник и перед кофты

отделывались кружевами или оборками, а иногда на груди, от воротника до баски, —

рядом темных пуговиц. Юбка длинная, широкая, в сборку, отделанная оборками с

кружевами или только широкими кружевами. Часто под нее надевалась накрахмаленная

юбка, также украшенная оборками и кружевами. Голову украшала лента или несколько

цветных лент, вплетенных в косу, или кружевная косынка, завязанная сзади узлом, —

правый конец косынки перебрасывался вперед на грудь. На ногах высокие или невысокие

ботинки или полуботинки, иногда туфли на низком или среднем каблуке. У парней

рубашки-косоворотки различных цветов, с вышивкой на рукавах, груди и понизу,

рубашка подвязывалась различными поясами. Черные штаны заправлялись в сапоги. В

некоторых местностях поверх рубахи надевался жилет или пиджак, а на голову— картуз.

В наши дни молодежь и люди среднего возраста з часто пляшут кадриль в современных

бытовых костюмах.

Формы построения кадрилей разнообразны, фигуры ее довольно сложны по

композиции — по различным переходам пар, а порой и по технике исполнения. И не

случайно в одной из русских народных песен поется:

...Сказал: «Катенька, пойдем со мной гулять,

Во веселы хороводы поиграть.

На мудреные кадрили посмотреть...»

Кадриль учились плясать с десяти-одиннадцатилетнего возраста. Ребята в

сторонке, глядя на пляшущих взрослых, перенимали их движения и усваивали рисунок

кадрили.

Основная трудность исполнения кадрилей — в особенности их манеры, стиля и

характера исполнения. В каждой местности кадриль пляшут по-своему, в своей манере.

Это такая пляска, об особенностях исполнения которой нельзя говорить даже в масштабе

области. Кадриль чрезвычайно гибка и изменчива, каждый город и каждое село создавали

и создают кадрили со своими особенностями исполнения. Как говорится в народе: «что ни

город — то норов, что ни деревня — то обычай». И действительно, большинство названий

кадрилей, как правило, идет от названия города или деревни:

«Похвистневская»,

«Клинская», «Кураповская», «Шуйская», «Травинская» и т. д. Реже название кадрилей

определяется их построением («Лопасненская круговая» — (Московская область), или

количеством фигур («Шестерного», «Осмерного» - Сибирь), или содержанием кадрили

(«Узелок с задумкой» — Урал).

Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы

кадрилей: квадратные (угловые, по углам'), линейные (двухрядные) и круговые. Правда, в

некоторых кадрилях по ряду различных причин не всегда выдерживаются эти формы

построения от первой фигуры до последней. В ряде кадрилей встречаются фигуры с двумя

формами построения. Обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и

круговые кадрили. Но это смешение происходит чаще всего внутри той или иной фигуры,

реже смешиваются целые фигуры.

Принадлежность кадрили к одной из этих групп определяется по начальному и

конечному построению каждой фигуры и по большинству фигур, исполняемых в этом

построении.

В каждой области России пляшут и квадратные, и линейные и круговые кадрили.

Но можно заметить, что в одних областях больше распространены угловые, в других —

линейные, а в третьих — круговые кадрили.

Квадратная (угловая)

Квадратную кадриль называют по-разному, часто — «угловая», иногда — «на четыре

стены» или — «по углам».

Любое название уже само определяет построение кадрили. Эта группа кадрилей,

как правило, исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по

сторонам квадрата. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара,

напротив нее по диагонали третья, слева от первой пары вторая, напротив нее четвертая

пара. Движение и переходы пар в этой группе кадрилей происходят по диагонали или

крест- накрест. Поэтому количество пар, участвующих в пляске, должно быть не больше и

не меньше четырех, поскольку при таком движении иное количество пар принять участие

в кадрили не может. Разве что можно образовать новую, стоящую рядом четверку,

которая будет повторять те же движения.

Квадратные или угловые кадрили пляшут по всей России, но чаще всего они

встречаются в ее центральных областях (Московской, Тверской, Тульской, Рязанской), на

Средней Волге (в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской и Самарской областях), а

также в Пензенской и Тамбовской областях.

В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных построений и

переходов пар, например:

а)все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;

б) две противоположные пары идут навстречу друг другу меняются местами; две

другие пары или стоят на месте, или кружатся;

в) две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после

поворота по кругу на определенное количество тактов пляшущие пары расходятся

обратно на свои места или меняются местами;

г)две противоположные пары сходятся в центре, и парень зной пары передает

другому свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними.

Как эти, так и другие перестроения, и переходы часто можно встретить в

квадратных кадрилях, исполняемых в различных областях. Но, несмотря на схожесть

рисунка, они резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере,

присущей только той местности, в которой бытует данная кадриль.

В Тверской области, например, редко встречаются медленные квадратные кадрили.

Большинство из них быстрые, с многочленными мелкими дробными движениями, с

показом своего мастерства— техники исполнения. Они чаще всего исполняются мелким

шаркающим (скользящим), очень динамичным шагом.

Руки у всех исполнителей чаще всего раскрыты в стороны и слегка, но энергично

покачиваются от локтя вверх-вниз в такт каждого шага. Кисти рук раскрыты, пальцы

сжаты, ладони направлены вперед-вверх. Даже при кружении парами соединенные и

вытянутые в стороны руки покачиваются в такт каждого шага.

В «Брусовской кадрили» Молодинского района парни при встрече друг с другом в

центре круга высоко подпрыгивают, соревнуясь, кто выше прыгнет, широко раскрывая

при этом руки в стороны, — «петушатся». Делают они это с юмором, задором, стараясь

показать свою ловкость и удаль. Но когда они возвращаются к своим партнершам, то идут

мягко и довольно плавно и при подходе к девушкам почтительно кланяются им. За эти

прыжки такую кадриль в народе называют «петушиной». Бытует в Тверской области и

кадриль, где парни во время переходов пляшут, засунув руки в карманы брюк, а девушки

держат сложенные на груди руки «калачиком», а кисти рук прячут в рукава.

В Тверской области, как ни в какой другой, в кадрилях распространен поцелуй.

Почти во всех кадрилях есть пауза, остановка для поцелуя — так называемая «казенка».

Фигуры с поцелуем в тверских кадрилях называются «Казенка», «Прощальная», «Пряда»,

поскольку в этой же фигуре происходит прощание пар.

Угловые кадрили Тульской области более степенны. нежели тверские кадрили,

хотя в основе их также лежит скользящий (шаркающий) шаг. В кадрилях Заокского

района, например, встречается ход, присущий лишь этой местности, который придает им

своеобразный характер. При движении этим ходом руки у парней и у девушек свободно

опущены вниз. Сам шаг более мягкий, не такой динамичный и упругий, как в тверских

кадрилях. При одиночных переходах, при встрече друг с другом, при обоюдном движении

или же при подходе одних к другим парни и девушки делают припадание — выпад на

правую ногу. Чаще всего этот выпад бывает в конце музыкальной фразы: на сильную

долю последнего такта — на счет «раз» — делается мягкое припадание (или небольшое

приседание) на правую ногу, левая сгибается в колене и слегка приподнимается над

полом. Одновременно правая рука сгибается в локте и от локтя приподнимается вверх-

влево, близко перед корпусом. Левая рука чуть отводится назад. Пальцы обеих рук слегка

присогнуты. Корпус по возможности прямой, голова не опускается вниз. На счет «два»

правая нога выпрямляется и ставится на каблук, левая опускается на пол сзади правой,

слегка сгибаясь в колене, руки возвращаются в исходное положение, и продолжается шаг

с правой ноги. Этот ход исполняется красиво, мягко, с достоинством.

В ряде фигур кадрилей Саратовской и Самарской областей встречаются хлопушки,

исполняемые парнями и девушками или одними девушками. Но хлопушки, как правило,

бывают не во всех фигурах кадрили, а лишь в некоторых или даже в одной из фигур. Так,

например, в кадрили Чапаевского района Саратовской области, состоящей из девяти

фигур, лишь в одной, шестой фигуре исполняются хлопушки. Эта фигура сопровождается

песней «На горе-то калина».

Парень и девушка первой пары, повернувшись друг к другу лицом и отведя правые

руки, согнутые в локтях, в сторону вправо. делают встречный хлопок ладонями на уровне

лица. Затем девушка поворачивается вокруг себя вправо за четыре шага с очень неболь-

шим приседанием при каждом шаге и делает второй встречный хлопок ладонью левой

руки о ладонь левой руки партнера. Затем девушка идет шаркающим шагом к третьей

паре и, развернувшись, становится слева от парня, чуть впереди него, лицом к центру.

Парень третьей пары на конец куплета делает притоп npaвой ногой и одновременно

хлопок, как бы отпугивая девушек. Две девушки уходят от него в центр квадрата и,

повернувшись, друг к другу, стоя на месте, исполняют такие хлопушки: вначале они

одновременно делают хлопок перед собой на уровне груди, при этом слегка сгибая колени

обеих ног, а затем встречный хлопок ладонями правых рук на уровне лица, выпрямляя

колени; затем вновь хлопок перед собой и встречный хлопок, но уже левыми руками,

третий раз — хлопок перед собой и встречный хлопок правыми руками. Не разъединяя

ладони правых рук, они обходят шаркающими шагами по движению часовой стрелки

полный круг, расходятся к своим партнерам и кружатся с ними. Вместе с ними кружатся и

остальные две пары, которые до этого стояли на своих местах и, подплясывая, наблюдали

за ними. Кружение парами происходит при таком положении рук: левая рука девушки

ладонью лежит на правом плече парня, а кисть ее правой руки находится в его левой руке.

Обе руки присогнуты в локтях. Ладонь правой руки партнера находится под левой

лопаткой девушки. После кружения третья пара повторяет всю эту фигуру сначала, а

затем ее повторяют вторая и четвертая пары. Все переходы совершаются шаркающим

(скользящим) шагом. Руки у девушек согнуты в локтях и подняты на одном уровне с

кистями рук, пальцы которых слегка присогнуты. Локти в такт шагов слегка, не

подчеркнуто покачиваются вверх-вниз. У парней локти опущены ниже, чем кисти рук.

Все исполнители пляшут свободно, но с большим достоинством. Характерная осо-

бенность этой кадрили — пляска на равных. Девушка не уступает парню в пляске, даже в

хлопушках. Очевидно, это исторически сложившаяся особенность: женщины в

дореволюционной России з этих местах в большинстве семей вели хозяйство,

обрабатывали землю, потому что их мужья часто уходили на заработки.

А в другой, шестифигурной городской «Саратовской кадрили» сношения между

исполнителями уже другие. Парни оказывают особое, подчеркнутое внимание девушкам и

соревнуются между собой в пляске, стараясь продемонстрировать перед ними свое

мастерство. Так, в пятой фигуре кадрили, которая исполняется под «Барыню», происходит

короткий перепляс между парнями. Девушки пляшут с достоинством и довольно

сдержанно, хотя общий характер исполнения всей кадрили веселый, живой. Основным

ходом городской «Саратовской кадрили» является легкий скользящий бег. В этой кадрили

во второй фигуре парни любят «волынить», то есть, покружившись с чужими

партнершами, двое парней направляются к своим девушкам, но, дойдя до центра, вновь

возвращаются к чужим партнершам и кружатся с ними. Все это, конечно, по

договоренности между парнями может повторяться еще и еще раз, но потом они

одновременно возвращаются к своим девушкам и кружатся с ними. Затем идут

«волынить» парни второй и четвертой пар. В «Саратовской кадрили» это так и называется

— «плясать с волынкой».

Кружение парами в этой кадрили происходит с очень своеобразными и интересными

положениями рук. Партнер правой рукой обнимает девушку, но касается ее спины ребром

раскрытой кисти, повернутой ладонью вниз, параллельно полу. Левая рука согнута в

локте, кисть раскрыта, ладонь направлена вверх. Девушка кисть своей правой руки кладет

на сгиб левой руки парня, а кисть левой руки — на его правое плечо.

Квадратные кадрили встречаются и на Урале. Парни во время пляски очень

обходительны с девушками и внимательны к ним. В некоторых кадрилях пары берутся не

за руки, а за концы платочков или же за мизинцы. В других кадрилях во время кружения

парень держит левой рукой правую руку девушки, а правой с фасоном поддерживает

партнершу за талию тыльной стороной кисти,

Рис. 43. Квадратная кадриль (Свердловская обл.)

ладонь при этом повернута наружу. В некоторых кадрилях в последней фигуре

исполняется «шен»— на Урале его называют «шитье». В этой фигуре парни и девушки,

двигаясь навстречу по кругу, благодарят всех участников за пляску коротким пожатием

рук. После окончания кадрили девушки, а затем парни или сразу, парами, подходят к

гармонисту и благодарят его за игру. Девушки целуют в щеку, а парни пожимают ему

руку или похлопывают по плечу.

В селе Каменное озеро Свердловской области молодежь весело и с задором пляшет

свою местную кадриль, которую они с любовью переняли у старшего поколения. Кадриль

исполняется под гармошку, гармонист играет своеобразные уральские мелодии —

«Зимагорка», «Хонечки-махонечки», «Улочная» и др. Все шесть фигур кадрили

исполняются в быстром темпе, весело и объявляются ведущим по порядку: «первая»,

«вторая» и т. д. Ход кадрили — легкий и мелкий переменный шаг на полной стопе с очень

небольшим подпрыгиванием на первую долю такта, то есть на первый шаг. Во время

кадрили, когда пляшут две пары, две другие, стоя на месте, исполняют этот же основной

ход. Во всех фигурах, как в проходах, так и на месте, парень с достоинством держит левой

рукой свою партнершу за правую руку. В кадрили много кружений в парах, во время

которых парень правой рукой обнимает девушку (как свою партнершу, так и чужую) за

талию, а левой держит согнутую в локте и поднятую вверх правую руку девушки, — левая

рука девушки свободно лежит на плече парня.

Во всех фигурах девушки исполняют много быстрых поворотов под правой или

левой рукой парня. Повороты выполняются основным ходом кадрили, как на месте, так и

во время переходов пар. Каждая фигура кадрили заканчивается очень своеобразно: все

пары после быстрого кружения останавливаются примерно за два такта до конца мелодии.

Исполнители, повернувшись, друг к другу, берутся за руки на уровне груди: парень

правой рукой держит левую руку девушки, а левой — ее правую руку. На предпоследний

такт все пары приподнимают соединенные руки на уровень головы, а затем резко

опускают их, при этом разъединяя и раскрывая в стороны. Затем все пары, слегка

повернувшись к центру, на последнюю долю исполняемой мелодии одновременно делают

общий хлопок.

Очень интересны некоторые переходы исполнителей. Так, во второй фигуре два

парня после кружения со своими девушками идут навстречу друг другу. Встретившись в

центре правыми плечами, они дружелюбно и с уважением отступают немного назад, а

затем вновь продолжают движение к чужим партнершам, встречаясь уже левыми

плечами. Покружившись, они идут на свое место, повторяя тот же переход, и, дойдя до

своих партнерш, кружатся в парах. В пятой фигуре исполняется «звездочка», состоящая из

восьми человек, которая движется против часовой стрелки, — девушки стоят за своими

парнями. Пройдя определенное количество тактов, все исполняют кружение парами.

Девушки кружатся с чужими, стоящими сзади них парнями и меняются с ними местами.

После кружения снова выстраивается «звездочка». Все повторяется до встречи со своими

партнерами.

Линейная (двухрядная)

В линейном (двухрядном) построении «улицей» могут участвовать четыре, шесть, восемь

и более пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой

линии, напротив нее, вторая пара и т. д.; таким образом, слева от зрителя все нечетные,

справа все четные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей

парой. Пары идут друг на друга одновременно, или одна пара подходит к другой, и это

главное в композиции линейной кадрили. Благодаря свободно меняющемуся количеству

пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях и на просторах улицы.

Как говорилось выше, исполнение кадрили двумя парами называется «малой

кадрилью» и является самостоятельной своеобразной формой исполнения русской

кадрили. Но часто во время исполнения к пляшущим подстраиваются новые две пары.

Они точно повторяют движения, и переходы основных исполнителей Пары могут

подстраиваться в неограниченном количестве, но обязательно в обе линии. Образуется

двухрядное построение с равным числом пар. Линейной кадрилью это назвать нельзя, так

как все исполнители просто дублируют движения и переходы, первых двух пар.

Рис. 44. Линейная кадриль (Астраханская обл.)

Линейная (двухрядная) кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего

она встречается в Архангельской. Вологодской, Костромской, Ярославской,

Ленинградской, Новгородской областях, на Урале, в Сибири и на Нижней Волге, в Астра-

ханской области.

Линейным кадрилям присущи свои различные перестроения и переходы пар,

например:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места,

или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит на свое место;

б) пары одной и другой линий через одну идут одновременно к парам другой

линии, оставшимся на месте, например, первая пара идет к стоящей на месте

второй, а четвертая к третьей паре и т. д.; подойдя к противоположным парам,

участники образуют кружочки из двух пар, которые движутся против хода часовой

стрелки, затем пришедшая пара, пройдя под «воротиками» другой пары,

возвращается на свое место;

в) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять и из

парней, тогда девушки находятся в линиях;

г) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками»

другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои

места, но теперь под «воротиками» проходит уже другая линия.

Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на

другой — девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна

против другой. Это может происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки,

являясь первой фигурой кадрили. Такое начало можно видеть в «Зеленгинской» и

«Воленской» (Астраханская область), в «Давыдковской» (Ярославская область) и в ряде

других кадрилей. А в «Глуховской кадрили», исполняемой на Урале, парни в течение всей

кадрилии пляшут на одной стороне, а девушки — на другой. Парни все время стараются

привлечь, заманить на свою сторону девушек, демонстрируя перед ними свое мастерство

в исполнении пляски, но лишь в последней фигуре все участники соединяются в пары и

исполняют общую пляску. Есть кадрили, где обе линии состоят из одних девушек. Такое

построение встречается в кадрилях Новосибирской области, в «Клинской кадрили с

частушками»( Московская область), в некоторых кадрилях Архангельской области и др.

Манера исполнения линейных кадрилей очень разнообразна. Так, большинство

кадрилей Ярославской и Ивановской областей исполняется в умеренном темпе, в них

много подчеркнутого ухаживания за девушками, много провожаний, своих и чужих парт-

нерш, приглашений и элегантных поклонов. Девушки пляшут скромно, изящно. В этих

кадрилях подчеркивается глубокое взаимное уважение друг к другу.

В благородной манере и лирическом характере исполняется старинная «Шуйская

кадриль» (Ивановская область). В движениях девушек много обаяния, и в то же время в их

облике большая гордость. Парни каждый хорош по-своему. В их пляске много

провожаний, своеобразных переходов и неожиданных остановок. Например, после

небольшого мягкого и медленного приседания парень вытягивает ногу на воздух и

замирает перед девушкой, стоя на одной присогнутой ноге. В кадрили много также и свое-

образных переходов пар. Так, в одной из фигур, которая называется «Воротца», есть такой

переход всех пар одновременно: партнер берет правой рукой левую руку своей партнерши

и слегка вытягивает ее перед собой. Противоположные руки свободно опущены и при

ходьбе слегка движутся вперед-назад. Прижавшись плечами, и глядя друг на друга, они

идут к центру. Дойдя до середины и встретившись с противостоящей парой, парни подают

друг другу левые руки и делают «воротики», правые руки раскрыты в стороны. Их

партнерши проходят в «воротики» и, взявшись левыми руками, опущенными вниз,

прижавшись левыми плечами, совершают полный поворот под их руками против

движения часовой стрелки. Парни разъединяют руки и вновь берутся правыми руками за

левые руки своих партнерш, и пары продолжают движение на противоположные стороны,

меняясь местами. Там они степенно кружатся и идут на свои стороны, повторяя при

встрече тот же рисунок перехода. Придя на свои места, кружатся парами до конца

музыкальной фразы.

Основной ход в «Шуйской кадрили» — короткие шаги, исполняемые с небольшим,

очень мягким пришаркиванием. При одиночных переходах руки парней свободно

опущены вниз и слегка естественно движутся вперед-назад. У девушек руки согнуты в

локтях, локти слегка отходят от корпуса, кисти рук с присогнутыми пальцами — на

уровне локтей. При всех переходах руки слегка, мягко и естественно движутся вперед-

назад в такт шагов. При кружении парами правая рука девушки находится на талии, а

левая вытянута в сторону и лежит в левой руке партнера. Правой рукой парень обнимает

девушку, а кисть правой руки кладет на кисть правой руки девушки. Кружение парами

исполняется этим же ходом. Кружатся не спеша, степенно, чаще всего полный поворот

совершается за восемь шагов.

Богата различными построениями «Давыдковская кадриль» (Ярославская область).

Так, в пятой фигуре кадрили, которая и начинается и заканчивается в линиях, есть такие

построения как круг, «змейка», «ручеек», «пила», «волна». Предпоследняя, пятая фигура

кадрили сопровождается мелодией песни «Светит месяц», но в середине фигуры

гармонист переходит на другую песню, на счет 3/4 — «Как по лету-лету». Под эту

мелодию участники исполняют фигуру «волна», затем вновь гармонист переходит на

песню «Светит месяц». «Давыдковская кадриль» своеобразна и своей манерой

исполнения. Все исполнители пляшут с большим достоинством, а девушки — даже

изящно. В кадрили нет ни стуков, ни притопов.

Основной ход девушек — простой шаг, с очень небольшим пришаркиванием

обеими ногами. При одиночных переходах они часто идут, слегка повернув корпус

правым плечом по ходу движения. Правая рука сильно согнута в локте, кисть с

присогнутыми пальцами повернута ладонью влево от исполнительницы и находится на

уровне плеча под подбородком, локоть немного отведена от корпуса. Левая рука свободно

опущена и слегка отведена от корпуса назад — в сторону, кисть с присогнутыми пальцами

повернута ладонью к корпусу.

Основной ход парней — на «затакт» небольшое мягкое сгибание колена левой

ноги, правая слегка приподнимается над полом На сильную долю, на счет «раз»,

небольшой шаркающий шаг правой ногой, одновременно левая мягко выпрямляется в

колене. На следующую сильную долю, на счет «два», небольшой простой шаг левой

ногой. На «затакт» снова небольшое мягкое сгибание колена левой ноги, правая, на счет

«раз» повторяет небольшой шаркающий шаг, с легким акцентом вперед. В начале хода

обе руки свободно опущены вдоль корпуса, пальцы обеих рук слегка присогнуты. При

шаге правой ногой левая рука сгибается в локте и поднимается перед корпусом чуть выше

пояса, правая, вытянутая в локте, отводится в сторону. При шаге с левой ноги руки

меняют положение, левая, выпрямляясь в локте, отводится в сторону, а правая, сгибаясь в

локте, поднимается перед корпусом, чуть выше пояса. При движении руки не напряжены,

но и не расслаблены.

В «Давыдковской кадрили» в пятой фигуре есть момент, когда всe исполнители

перестают плясать. Парни, взяв своих партнерш под руку, идут простым шагом, отдыхая,

или, как говорят сами исполнители, прогуливаясь. Во время прогулки гармошка

продолжает играть, но несколько тише. Каждая пара даже может тихо беседовать между

собой. Длительность прогулки — отдыха — регламентирует ведущий кадрили, который

объявляет все фигуры, а об окончании прогулки оповещает взмахом платка. Такие мо-

менты «отдыха» — прогулки — встречаются в кадрилях Саратовской, Самарской и

других областей.

В Чухломском районе Костромской области жители села Ножкина с особым

удовольствием пляшут линейную «Ножкинскую кадриль». В кадрили семь фигур, и

ножкинцы часто называют ее «семизарядной». Они пляшут ее с достоинством, без

единого стука, без единого притопа. Все переходы и кружение в парах участники

исполняют основным ходом кадрили — шаркающим (скользящим) шагом на низких, а в

некоторых моментах даже и на высоких полупальцах. В кадрили есть фигура, где все

участники парами с большим фасоном идут по кругу, соединив руки в парах так же,

как в старинном полонезе. «Чухломских по манере видать»,— говорили о них в России.

Жители Чухломы, желая подчеркнуть своеобразие своего района, своего жизненного

уклада, сочинили такую поговорку: «Чухлома-городок — Москвы уголок, кругом

окают, а у нас акают».

В отличие от кадрилей, исполняемых в Ивановской, Ярославской и ряде северных

областей, большинство кадрилей Астраханской области исполняется живо, задорно, в

быстром темпе. Во многих кадрилях встречаются притопы, пристуки и небольшие

подскоки и соскоки. Много притопов и различных пристукиваний в «Травинской»,

«Зеленгинской» и ряде других кадрилей. В «Зеленгинской кадрили» есть даже движение

— шаг с пристукиванием, когда шаг-прыжок с правой ноги вперед сочетается с

последующим пристукиванием в пол полупальцами левой ноги. Затем исполняется второй

небольшой шаг-прыжок на правой ноге с последующим притопом левой ногой в пол,

рядом с правой ногой. После этого все движение повторяется сначала, но уже с левой

ноги.

Несмотря на живой характер исполнения и быстрый темп астраханских кадрилей,

для них также очень характерно уважительное отношение парней к девушкам. Так, в

«Караванинской кадрили» пятая фигура, или, как говорят астраханцы, «колено»,

называется «Голуби». В этой фигуре все парни одновременно, широко раскинув руки в

стороны, подражая полету голубя, простыми шагами идут вперед к центру, навстречу

друг другу. Каждый, как бы, предупреждает другого о готовности защитить свою

«голубку» — девушку. Встретившись в центре лицом к лицу, все парни, сделав поворот

на 180 градусов, возвращаются к своим партнершам, любуясь ими.

Своеобразный характер и особенность местной манеры исполнения придают

астраханским кадрилям их основные ходы с разнообразными движениями рук. В

«Зеленгинской», «Михайловской» и многих других кадрилях распространен небольшой

мелкий шаг-бег на всю стопу или с каблука на всю стопу. Эти шаги исполняются в

быстром темпе, почти как бег. Но положение корпуса и движение рук при этом шаге во

всех кадрилях различны.

Так, в «Зеленгинской кадрили» корпус откинут назад, у парней больше, чем у

девушек. Обе руки от локтей переводятся на каждый шаг то вправо, то влево. Шаг правой

ногой — руки вправо, шаг левой ногой — руки влево. Руки не напряжены, свободны,

пальцы слегка сжаты, локти немного отведены от корпуса. Руки парней при переводе их

вправо и влево выше, чем у девушек, почти на уровне груди. Очень метко называют это

движение рук участники кадрили из села Зеленга — «белье полоскают».

А в «Михайловской кадрили» корпус лишь слегка отклонен назад. Руки как бы

держат перед собой огромный арбуз и слегка покачиваются от плеч вниз-вверх в такт

каждого шага; локти и кисти рук находятся на одном уровне.

В «Воленской кадрили» основной ход является не только более сложным, но и

придает исполнению иной характер. Четыре простых шага, начиная с правой ноги и два

небольших шага-переступания, вначале вправо с правой ноги, затем влево с левой ноги,

посте чего весь ход начинается снова с правой ноги. На первых четырех шагах руки

парней свободно опущены вниз, они слегка размахивают ими в такт каждого шага; пальцы

немного присогнуты. Во время переступания вправо обе руки невысоко переводятся

вправо, а при переступании влево—невысоко влево. У девушек руки присогнуты в локтях

и приподняты впереди корпуса на уровне груди (полукругом); кисти, повернутые

ладонями вниз со слегка присогнутыми пальцами, и локти находятся на одном уровне.

Девушки во время всего хода не меняют положения рук, а лишь «поигрывают локтями»,

то есть локти в такт каждого шага и переступания делают небольшие игривые движения

вверх-вниз. Корпус прямой, голова задорно приподнята.

Линейные кадрили Астраханской области богаты различными построениями и

переходами. В них встречаются «воротца» — в «Михайловской», проход «гребнем» — в

«Караванинской» и «Воленской» кадрилях. В «Зеленгинской кадрили», в третьей ее

фигуре, которая называется «Шепоток», есть построение — круг между линиями. Парни,

оставив своих девушек, основным ходом сходятся по центру. Образовав круг, они

продолжают двигаться против движения часовой стрелки, слегка наклонив головы к

центру круга, что-то рассказывают — шепчут друг другу; пройдя полный круг,

возвращаются к своим партнершам и кружатся с ними. Девушки с момента ухода своих

партнеров и до их возвращения исполняют движение «гармошка» — четыре раза в одну

сторону, четыре в другую. После кружения в парах в круг сходятся девушки. Они также,

наклонив головы, шепчутся и рассказывают что-то друг другу. Парни исполняют

«гармошку», затем встречают своих партнерш и кружатся с ними. Кружение парами как в

этой кадрили, так и во многих других исполняется, как говорят в Астраханской области,

«под крендель». Это значит, что пары, или две девушки, или два парня берут друг друга

под правые или левые руки и, слегка откинув верхнюю часть корпуса и голову друг от

друга, широко раскрывают свободные руки в стороны. Если пары соединены правыми

руками, то кружение происходит по движению часовой стрелки, если левыми — то -

против. Кружение это чаще всего исполняется на беге, с откидыванием ног назад. В

некоторых кадрилях перед началом кружения исполняется хлопок. Хлопок могут

исполнять все участвующие, а также одни девушки, как, например, в «Михайловской

кадрили».

Много линейных кадрилей, своеобразных по характеру и манере исполнения,

различных по настроению, бытует на Среднем Урале. Это и медленная, исполняемая с

большим достоинством «Байновская кадриль», и интересная, несущая в себе

своеобразную игру кадриль «Узелок с задумкой», и живая, жизнерадостная «Прикамская

кадрелка», в которой девушки доказывают парням, а они девушкам свое умение и

мастерство в пляске и др. На Урале очень распространено по окончании кадрили

благодарить девушек различными подарками.

Во многих кадрилях встречаются хлопки. Есть кадрили, когда все исполнители

хлопают в ладоши по окончании каждой фигуры, например в «Байновской кадрили», а в

кадрили «Узелок с задумкой» во второй фигуре парни хлопают несколько раз в ладоши, а

их партнерши за это время должны успеть завязать узелок, каждая на своем платке; в

третьей фигуре несколько раз хлопают девушки, и тогда их партнеры начинают

развязывать узелки на платочках. В «Прикамской кадрелке» девушки, взяв левой рукой

правую руку своего партнера и повернув ее ладонью вверх, делают хлопок правой рукой

по его ладони. Затем парень берет левой рукой правую руку девушки и делает хлопок

правой рукой по ее ладони. Такие хлопки происходят не одновременно у всех исполни-

телей, а у двух противоположных пар перед выходом их в центр на пляску.

Часто в уральских кадрилях встречается фигура «Гулянье». Эта фигура может

исполняться в любом месте кадрили. Так, в «Прикамской кадрелке» это первая, а в

кадрили «Узелок с задумкой» — последняя, четвертая фигура.

В линейных кадрилях Среднего Урала много построений, фигур и переходов пар,

встречающихся в линейных кадрилях других областей: «челнок», «звездочка», «круг

между линий», «воротца» «кружочки из двух пар» и ряд других фигур, но все построения

переходы, кружение парами исполняются в манере, присущей только этим областям

Урала, у каждой кадрили свои, местные особенности исполнения.

Например, фигура «Челнок» на Урале исполняется со своеобразными положениями

рук. Парень кладет ладони обеих рук на талин; своей партнерши, а девушка — ладони

своих рук на его плечи руки и у того и у другой вытянуты в локтях. В некоторых кадрилях

в этом же положении руки иногда бывают, согнуты в локтях, и тогда партнеры стоят

ближе друг к другу.

Во многих кадрилях встречается такое положение рук, когда две девушки, подняв

правые руки от локтя вверх, соединяют их локтями и ладонями — «свечкой», левые руки

с платочками опущены вниз. В таком положении они совершают переходы, кружатся по

ходу часовой стрелки, исполняют дробь и притопы.

Своеобразное положение рук бывает и при кружении парня с девушкой. Руки

девушки ладонями лежат на плечах парня- партнера. Он правой рукой обнимает девушку

за талию, а левой поддерживает ее правый локоть. Кружение происходит по движению

часовой стрелки. Такое кружение парами встречается во многих уральских кадрилях, но в

каждой из них существуют свои особенности.

Так, в «Байновской кадрили» девушка слегка наклоняет голов;, к правому плечу

партнера, не глядя ему в глаза и скромно отвернувшись от него, а в «Прикамской

кадрелке» девушка и парень смело смотрят в глаза друг другу, гордо приподняв головы.

Правой рукой он обнимает девушку чуть выше талии, прикасаясь к ней раскрытой кистью

руки, повернутой ладонью вниз, параллельно полу.

В некоторых пермских кадрилях девушки весьма своеобразно поддерживают

плиссированную юбку. Правой рукой, находящейся в подготовительном положении,

девушка берет юбку за середину и, сгибая руки в локте, слегка приподнимает в сторону,

раскрывая ее, как бы приглашая всех полюбоваться новым костюме, локоть при этом

прижат к корпусу. Левая рука опущена вниз либо находится в руке у партнера.

Большинство линейных кадрилей на Среднем Урале исполняется простым или

переменным шагом, здесь реже, чем в линейных кадрилях других областей, встречается

шаркающий шаг. В большинстве случаев многие перестроения и переходы в линейных

кадрилях Среднего Урала исполняются парами.

Круговая

В круговой кадрили, как правило, участвует также четное количество пар, чаще всего

четыре или шесть, реже восемь пар. Но иногда, в виде исключения, в круговых кадрилях

может плясать и нечетное количество — пять или семь пар, но количество пар должно

быть не меньше четырех.

Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки.

Первая пара всегда находится слева от зрителя. Круговые кадрили пляшут во многих

областях России, но чаще

Рис. 45. Круговая кадриль (Самарская обл.)

они встречаются в Московской, Самарской областях, на Урале и в Сибири. В круговых

кадрилях движение пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, против

движения часовой стрелки, иногда и по движению часовой стрелки, а также к центру

круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не

дойдут до своих партнеров. Или же наоборот, девушки стоят на своих местах, а их

партнеры проходят по кругу;

б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных

направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют ^-звездочку» или круг;

совершив в этом построении полный поворот. возвращаются к своим парам;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему

кругу; исполнители совершают обход со своими партнерами правым или левым плечом

вперед.

Существует также ряд других переходов.

Круговые кадрили могут исполняться простым, шаркающим и переменным шагами

в зависимости от существующих местных особенностей и традиций. Очень интересна по

рисунку, по различным переходам пар и манере исполнения «Кураповская кадриль» в

исполнении фольклорного коллектива жителей села Кураповка Самарской области —

недаром жители Кураповки называют ее «кружевной».

Раньше «Кураповская кадриль» плясалась в двенадцать фигур, сейчас она состоит

из шести. Каждая фигура кадрили сопровождается песней, которую поют и пляшущие и

зрители.

Первая фигура идет под песню «По улице мостовой»; вторая — «А ты улица, улица

моя»; третья — «На горе-то калина»; четвертая — «Мы пололи ленок»; пятая — «Запрягу

я тройку борзых»; шестая — «Саня, милый, где ты был».

Все песни, сопровождающие кадриль, исполняются в среднем темпе, иногда чуть

быстрее. Участвуют в кадрили четыре, реже шесть пар.

В этой кадрили фигуры названия не имеют и во время исполнения не объявляются.

Перед началом кадрили ее участники, чаще всего девушки, говорят: «Ребята, давайте

сыграем кадриль» Исполнители становятся в круг на небольшом расстоянии друг от друга

и берутся за руки. С первым тактом песни все поднимают соединенные руки не выше

уровня плеч и на сильную долю такта резко, с акцентом опускают их. В момент движения

вниз руки у всех исполнителей разъединяются и круг разрывается. Затем все исполнители

кружатся парами по движению часовой стрелки, совершая полный поворот. Так

начинаются все фигуры «Кураповской кадрили».

Во всех кружениях парень правой рукой обнимает девушку выше талии, а левой

держит чуть присогнутую в локте правую руку девушки. Ладонь левой руки девушки

лежит чуть выше локтя правой руки партнера. Заканчивается каждая фигура тоже свое-

образно. Все исполнители в конце каждой фигуры останавливаются лицом в круг и на

последнюю сильную долю такта, завершающего фигуру кадрили, хлопают в ладоши,

одновременно притоптывая правой ногой. Это означает, что фигура закончена и после

небольшой паузы, можно запевать новую песню, начинать другую фигуру.

Основной ход «Кураповской кадрили» — простой мелкий шаг на всю стопу на

каждую четверть без всякого скольжения. Колени при этом слегка расслаблены. Руки

свободно опущены вниз Все кружения парами также исполняются основным ходом

кадрили.

Вторая фигура «Кураповской кадрили» идет под песню «А ты улица, улица моя».

После кружения пар в начале фигуры первая пара идет в центр круга. Парень

правой рукой держит на некотором расстоянии левую руку девушки. Руки, слегка

присогнутые в локтях, направлены вперед чуть ниже уровня плеч, противоположные руки

свободно опущены вниз. Пройдя пять шагов, оба исполнителя на конец первой

музыкальной фразы делают притоп. На вторую музыкальную фразу, продолжая исполнять

шаги на месте, они начинают движение соединенных рук по большому кругу, вниз — в

сторону — вверх, одновременно, поворачивая корпус друг к другу, и соединяя

противоположные руки на уровне плеч. Совершив полный круг, соединенные руки на

конец музыкальной фразы кистями ложатся на кисти противоположных соединенных рук

с одновременным притопом исполнителей. В результате этого движения рук, или, как

говорят в Кураповке, «перекидки рук», исполнители разворачиваются в одну линию, при

этом правое плечо парня прикасается к левому плечу девушки. В таком положении они

совершают поворот на месте на 180 градусов против движения часовой стрелки. При

повороте парень идет назад, спиной, а девушка — вперед, лицом по ходу движения.

Поворот совершается на первую половину куплета; на вторую половину куплета

соединенные руки, находящиеся сверху, совершают большой полукруг — вверх и в

сторону; при этом партнеры вновь поворачиваются лицом друг к другу и немного

отступают назад, опустив руки вниз. На первую половину куплета оба низко кланяются

друг другу. После поклона, на вторую половину куплета девушка уходит на свое место, а

ее партнер подходит к девушке второй пары и слегка кланяется ей, приглашая в круг.

Парень первой пары на первую половину куплета уходит на свое место, а девушка второй

пары, ответив ему небольшим поклоном — кивком, идет в центр круга. На вторую

половину куплета она, поворачиваясь на месте вправо, совершает один поворот за четыре

шага и приглашает всех девушек в круг. Они сходятся к центру круга и, соединившись

правыми руками, образуют «звездочку». Их партнеры, стоя на своих местах, слегка

подплясывают и любуются своими девушками. Пройдя полный круг, девушки подходят к

своим партнерам и кружатся с ними, как было описано выше, делая один круг по

движению часовой стрелки. Затем девушки вновь уходят от них на «звездочку» и

продолжают движение по ходу часовой стрелки. Только теперь они проходят лишь

четверть круга, то есть до следующего исполнителя. Затем девушки разъединяют руки и

подходят к чужим партнерам. Парни берут левой рукой руку девушки, а правой обнимают

ее за талию. Правая рука девушки открыта в сторону. В таком положении все пары

совершают поворот против движения часовой стрелки. Парни провожают девушек в круг,

где они, вновь соединившись правыми руками, продолжают двигаться «звездочкой» до

следующего исполнителя. Встретившись, таким образом, со всеми исполнителями,

стоящими по кругу, девушки доходят до своих партнеров, с которыми кружатся по

движению часовой стрелки, делая круг. Затем в круг выходит вторая пара и повторяет

весь рисунок сначала. В зависимости от договоренности исполнителей рисунок первой

пары могут повторять две, три или все четыре пары.

После того как исполнители повторили рисунок последней пары, все кружатся на полный

куплет песни. В конце куплета пары разрываются, образуя общий круг, и на сильную

долю последнего такта, стоя лицом в круг, все хлопают в ладоши, одновременно

притопывая правой ногой.

Своеобразны по исполнению и другие круговые кадрили Самарской области.

«Похвистневская кадриль», например, резко отличается от «Кураповской». Парни пляшут

в пиджаках. В ряде фигур они держатся правой рукой за лацкан пиджака, слегка отведя от

корпуса локоть и приподняв голову немного вверх; левая рука или опущена, или заведена

за спину, под пиджак. У девушек много переходов исполняется с приподнятыми и

согнутыми в локтях руками; локти и кисти рук при этом параллельны полу и находятся

чуть ниже уровня плеч. Основной ход «Похвистневской кадрили» — мелкий шаркающий

шаг, исполняемый в среднем темпе. В кадрили есть интересные построения пар в

движении по кругу. В одной из фигур все исполнители парами идут по кругу. Парни,

взявшись правой рукой за лацкан пиджака, идут впереди, а девушки — за ними, положив

свои левые руки на правые плечи парней. Своеобразны и повороты парами на месте.

Девушка и парень стоят на одной линии близко друг к другу, повернувшись правыми

плечами. Правые руки партнеров, присогнутые в локтях, тыльной стороной ладони лежат

на правых лопатках друг друга, левые руки, присогнутые в локтях, открыты в стороны. В

таком положении они двигаются назад спиной, совершая поворот против движения

часовой стрелки. Если же девушка и парень поворачиваются друг к другу левыми плечами

и соединяются левыми руками, то поворот происходит по движению часовой стрелки.

В Сибири, в Томской области, наряду с другими кадрилями часто встречаются

круговые кадрили. В Туганском и Пышкино - Троицком районах этой области бытует

«Круговая кадриль с частушками». Ее пляшут и в наши дни на различных гуляньях. В ней

принимают участие четыре или шесть пар. Кадриль состоит из пяти фигур. Все фигуры

кадрили исполняются под гармошку. Главная особенность музыкального сопровождения

этой кадрили в том, что мелодии, исполняемые гармонистом, не песенные — это

различные частушечные напевы и припевки. Частушки, сопровождающие эту томскую

кадриль, очень разнообразны: здесь и сибирская «Подгорная», и современные

«молодежные частушки», и другие частушки различных областей России. В каждой

фигуре все исполнители обязательно поют несколько частушек, слова которых имеют не-

посредственное отношение к происходящему в данный момент в кадрили и в какой-то

мере отражают содержание пляски. Так, в четвертой фигуре пляшут двое, и участники

кадрили, подсмеиваясь над ними, шутливо поют:

Пошли плясать, оба не умеют —

Кружатся да вертятся, как рассаду сеют.

В этой же фигуре все исполнители задорно поют:

Эх, пляшется нам, весело поется,

Отчего же не плясать — хорошо живется.

В пятой фигуре пляшут две девушки и, подзадоривая их на пляску, поют одни

девушки:

Я с подружкой соревнуюсь на лучшую вязку,

А вечером под гармонь — на лучшую пляску.

Все частушки поются в довольно быстром темпе, кадриль исполняется живо,

весело, с огоньком. Фигуры не имеют определенных названий, а идут под порядковыми

номерами — первая, вторая, третья и т. д. — и при исполнении кадрили не объявляются.

Каждая фигура начинается с небольшого музыкального вступления — проигрыша,

исполняемого гармонистом. После проигрыша все участники кадрили, стоящие по кругу

парами, начинают петь частушку. В конце частушки все притоптывают и соединяются

парами — правая рука парня лежит на талии девушки, левая держит слегка вытянутую

вперед ее правую руку; левая рука девушки находится на правом плече партнера. На

начало нового куплета все пары идут по кругу против движения часовой стрелки.

Партнеры стоят близко друг к другу, их головы и верхняя часть корпуса повернуты друг к

другу. Они идут с правой ноги переменным шагом второго вида (один большой шаг и два

маленьких). Шаг немного утяжеленный, исполняется на слегка расслабленных ногах и с

очень небольшим продвижением вперед. На третьем шаге делается небольшой

скользящий акцент всей стопой в пол. При этом нога, которая делает акцент, довольно

сильно сгибается в колене, одновременно другая, согнутая в колене, поднимается не-

высоко над полом. Этот же шаг является основным ходом кадрили и исполняется как в

парах, так и в большинстве одиночных переходов девушек и парней. Заканчиваются все

фигуры также в круговом построении, кружением всех пар и одновременно притопом

исполнителей с остановкой и поворотом лицом в круг. Одна фигура кадрили отделяется

от другой паузой.

Очень своеобразна вторая фигура кадрили. Она исполняется под распространенные

в Сибири частушки «Подгорная». После проигрыша все исполнители поют частушку:

Ты, Подгорна, ты, Подгорна, — широкая улица.

По тебе никто не ходит, только мокра курица.

Притопнув в конце частушки и соединившись парами, как было описано выше,

исполнители на начало куплета идут по кругу против движения часовой стрелки. Пройдя

полный круг (это занимает два куплета), парень первой пары оставляет свою девушку, а

сам продолжает двигаться по кругу. То же самое, дойдя до первой девушки, проделывает

парень второй пары, затем третьей и четвертой. Оставив своих девушек в одной линии

лицом к кругу, парни идут по кругу с пляской, импровизируя, исполняя каждый свое

движение. Девушки наблюдают за ними, переведя руки в 4-е положение и исполняя на

месте основной ход кадрили, слегка покачиваясь из стороны в сторону. Дав партнерам

немного поплясать, девушки начинают петь частушку:

Пошла плясать ножка за ножку,

И Ванюшка хорош, и жалко Сережку.

Парни в момент исполнения частушки перестают плясать и идут по кругу основным

ходом кадрили, опустив свободные руки вниз После окончания частушки каждый парень

с новой энергией и с новой силой продолжает свою плясовую импровизацию, идя по

кругу. Продолжительность этой пляски зависит от первого парня, который, выбрав

момент начала нового куплета, подходит к своей девушке и, взяв ее так же, как и в начале

фигуры, идет с ней по кругу против движения часовой стрелки основным ходом кадрили.

Остальные участники, не переставая плясать, по очереди подходят к своим девушкам и

идут с ними по кругу за первой парой. Пройдя так под два или три куплета, все парни

останавливаются в конце куплета, повернувшись спиной к центру круга, а девушки на

начало нового куплета продолжают двигаться основным ходом по внешнему кругу. Парни

приветливо встречают девушек, подходящих к ним. На первую половину куплета девушка

не спеша подходит к следующему парню, подает ему левую руку и кружится под его

правой рукой — влево, простыми шагами, исполняя на вторую половину куплета полный

поворот за восемь шагов. Правая рука девушки опущена вниз, а левая рука парня

находится на поясе или раскрыта в сторону. Девушки обходят по кругу всех парней и

доходят до своих партнеров, с которыми также исполняют это движение. Затем взявшись

за руки, как в начале фигуры, все кружатся, останавливаясь парами лицом в круг. Фигура

заканчивается одновременным притопом всех пляшущих.

Различные и интересные круговые кадрили пляшут и в других местах России:

«Лопасненскую круговую» — в Московской области. «Верещагинскую кадриль» — на

Урале и другие кадрили.

Кадрили, как правило, пляшут парами — парень и девушка, но встречаются

кадрили, которые исполняются также парами, но состоящими из девушек или молодых

женщин. Женские круговые кадрили больше всего встречаются в Архангельской,

Вологодской и в других северных областях России. Они проще по рисунку, в них мало

одиночных переходов. В основном переходы исполняются парами. Количество фигур не

превышает пяти. Отличаются эти кадрили и по характеру исполнения. В них нет

традиционных ухаживаний и провожаний, которыми так богаты кадрили, исполняемые

смешанным составом.

Так, например, в селах Вологодской области, расположенных на юге Онежского

озера, пляшут круговую кадриль в четыре и в шесть пар. Пляшут под гармошку, весело,

свободно, но с присущим северянам достоинством, что и придает исполнению кадрили

своеобразный характер. Здесь нет ведущих пар, а в паре нет ведущей исполнительницы,

все пляшут на равных. Пары большей частью бывают постоянными, партнерши —

задушевные подруги.

Лансье

Не будем подробно останавливаться на описании этой групповой пляски, так как лансье

является разновидностью кадрили. Этот танец так же ведет свое происхождение из

группы английских контрдансов, как и кадриль, и во многом схож с нею. Лансье

появилось в России через 50—60 лет после кадрили и прошло тот же путь, что и кадриль

— от салонного танца до народной пляски. Лансье в народе иногда называют — «ланце»,

«ланцо», «лансей», «лансея», «линце», «ланчик», «лансе» и т. д. Лансье не получила

широкого распространения, как кадриль, и встречается большей частью в северных и

северо-западных областях России и в Сибири.

Лансье может исполнять определенное четное количество пляшущих пар, но не

менее четырех, построенных чаще всего квадратом, реже — двумя линиями. Пары

переходят по диагонали. Эта пляска, как и кадриль, имеет несколько фигур, которые

иногда, так же как и в кадрили, имеют свои названия, например «Проходки»,

«Знакомство», «По гостям» и др. Фигур в лансье бывает не так много, как в русской

кадрили. Чаще всего лансье состоит из пяти фигур, иногда бывает четыре или шесть.

Каждая фигура сопровождается своей мелодией. Обязательным построением одной из

фигур лансье является шен, встречаются также «воротики», «звездочка», круг и другие

кадрильные построения. Лансье исполняется степеннее, чем русская кадриль.

Кадрили и лансье в сценической обработке хореографов.

Используемая литература:

А. Климов «Основы русского народного танца». (Издат. М., МГУКИ 2004г.);

«Красносельская кадриль» (Костромская область); «Ланчик» (Ленинградская область);

«Подмосковная кадриль» (Московская область); «Никологорская кадриль» (Владимирская

область) (Русские кадрили. М., «Искусство», 1954).

«Давыдковская кадриль» (Ярославская область), (Русские народные танцы. М.,

Госкультпросветиздат, 1949г.).

«Калининская кадриль» (Тверская область), (Русские народные танцы». М., 1950).

«Нижегородская кадриль» (Народные танцы Горьковской области. Вып. 1-й, 1971г.).

«Зеленгинская кадриль») (Астраханская область) (Танцы народов СССР. Вып. 3. М.,

1956).

«Байновская кадриль» (Свердловская область) (Танцы народов СССР». М., «Молодая

гвардия», 1951).

«Черемховская кадриль» (Иркутская область), (Годенко М. Танцы Сибири. Красноярск,

кн. изд-во, 1968).



В раздел образования