Автор: Усова Миляуша Маратовна
Должность: Преподаватель хореографического искусства
Учебное заведение: МАУ "ДО" ДШИ
Населённый пункт: РБ Белорецкий район с.Инзер
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие хореографических навыков у детей в группах раннего эстетического воспитания в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка «Развитие хореографических навыков у детей в
группах раннего эстетического воспитания в ДШИ»
«Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся
инструментом» Рахель Фарнхаген
В наше время в детских школах искусств, реализующих
программы раннего эстетического воспитания, приобрела широкое
распространение хореография. Дошкольники любят искусство танца,
проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и
умений, а также навыков.
Цель разработки: систематизировать методы и приемы для развития
хореографических навыков у дошкольников.
В работе с детьми используются определенные методы и приемы в
организации образовательной деятельности. Чтобы разучивание движений,
танцевальных композиций не стало просто скучным и не интересным
процессом, на своих занятиях я использую методы в
следующей последовательности:
• Словесный метод. Методический показ не может обойтись без
словесных пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения,
специальными терминами. Так же я ставлю перед детьми определённые
задачи, хвалю и предъявляю требования. Для дошкольников очень важна
интонация и эмоциональность педагога.
• Наглядный метод. При разучивании любого образного движения мы с
детьми рассматриваем фотографии или иллюстрации, что
помогает воспроизвести в памяти точный образ и воспроизвести его в
движении. Например, при изучении зверобики, мы с учащимися
рассматривали картинки с изображениями зверей.
А после окончания занятия можно дать ребенку с собой картинку-
раскраску.
• Метод показа и музыкальное сопровождение, как методический прием.
Разучивание нового движения или комбинации я начинаю с точного показа, а
своими пояснениями помогаю детям приобрести умения, а в
дальнейшем навык, согласовывать движения с музыкой. Музыка,
сопровождая движения, повышает качество их исполнения: выразительность,
ритмичность, чёткость, координацию.
• Практический метод. Самостоятельное выполнение детьми упражнений
и танцевальных комбинаций.
• Игровой метод. В Детской школе искусств обучение танцу не является
специальной задачей. Отправная точка в моей работе – двигательная игра, в
которой дети творчески познают возможности своего тела. Я подбираю
такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и
подготовленности детей. Игра повышает интерес к предмету, вызывает
весёлое настроение. Благодаря игре индивидуальность ребёнка находит
выражение в коллективном творчестве. Игра развивает фантазию,
воображение ребёнка, память, помогает самореализоваться. Форма занятия
через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и
знаний.
Одним из приемов на моем занятии является разговорно-игровой метод-
настраивает ребенка на эмоциональное освоение движения и помогает ему
скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.
Для развития хореографических умений и навыков включаю в работу
игровые танцы, которые направлены на формирование у дошкольников
танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры
ребенка. (различные танцы с предметами, игры с перестроениями, с
хлопками и т. д.)
Для развития мышечной силы и гибкости детей использую методику
игровой пластики, которая основана на элементах гимнастических
движений и упражнений, выполняемые в игровой сюжетной форме.
(«бабочка», «лягушка», «солдатик», «корзинка» и т. д.). Использование
данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки
дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, открытость и
внутреннюю свободу.
Для развития мелкой моторики рук применяю пальчиковую гимнастику,
как с музыкальным сопровождением, так и без него
(«паучок», «петушок», «кто в домике живет?» и т. д.). Такие упражнения
превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают
внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на
улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально –
подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий,
использую приемы: имитации, подражания, образных сравнений, ролевых
ситуаций и приемы соревнований.
Использование всех этих методов и приемов в комплексе
позволяет развивать хореографические навыки у дошкольников.
Педагогу нельзя забывать возраст ребенка. Для каждой
возрастной группы можно выделить наиболее, на мой взгляд,
приоритетные методы и приемы.
На 4 – 5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки.
Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще
плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в
соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе
реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие
движения, передавать несложные имитационные движения игровых
образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т. д.). Таким
образом игровой и наглядный методы более приоритетны на занятии, а
практический метод используется только когда дети хорошо усвоили
материал.
На 5 – 6 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать
знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства
музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый,
медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими,
согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют
более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп
одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.) и могут двигаться в
соответствии с менее контрастным характером музыки. На занятиях
используются все методы и приемы. Метод показа должен быть на первом
месте, так как дети в этой возрастной группе способны более точно
повторить за преподавателем различные движения.
Дети 6 – 7 года жизни уже произвольно
владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут
передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный
ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей
музыкального произведения.
Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного
бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки,
полуприседаний и т. д.) Главным методом является практический.
Грамотное использование методов позволяет достичь положительных
результатов и способствует развитию хореографических навыков у детей
в группах раннего эстетического воспитания.
Ребенку дошкольного возраста очень важно показать свой результат,
непосредственно свои хореографические знания, умения и навыки.
Поэтому в нашей Детской школе искусств есть места демонстрации
успеха, т. е. мероприятия с учащимися групп раннего эстетического
воспитания. Дошкольники с удовольствием участвуют в школьных
концертах.