Напоминание

Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи) обеспечивающих успешность обучения ученика через курс психологических занятий «Кто Я?


Автор: Черезова Елена Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАОУ гимназия №4
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровского края
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи) обеспечивающих успешность обучения ученика через курс психологических занятий «Кто Я?
Раздел: начальное образование





Назад




Тема «Развитие психических процессов (внимания, воображения,

памяти, мышления, речи) обеспечивающих успешность обучения

ученика через курс психологических занятий «Кто Я?» (Слайд № 1).

Проблема детей на сегодня - это неумение в полной мере соотносить

себя

с

окружающим

миром

,

другими

людьми.

Развитие

личности

осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей, а в

век компьютеризации это стало

невозможным. Дети перестали читать,

гулять, играть в подвижные, словесные игры. Их мир – мир виртуальных

героев, фантастики.

Психологическое сопровождение необходимо для коррекции стихийно

сложившихся представлений и понятий о себе, других, о жизни и мире,

имеющих место в индивидуальном опыте ребенка. Занятия по психологии

помогут

осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт

жизни,

получить

представление

об

уникальности

и

одновременно

типичности чувств, мыслей, действий и поступков . А также развить важные

для

дальнейшей

учебы

психические

процессы

-

воображение,

внимание

,память,

мышление

и

речь.

В

условиях

организованного

психологом общения сверстников, учащиеся приобретают опыт доверия и

доброжелательного принятия группой каждого из участников, учатся

сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению, овладевают

целым рядом социально-психологических умений.

С сентября 2010 года в школах началась апробация

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

который

определяет

стратегию

развития

начального

образования на ближайшие годы. В основу его положен

системно-

деятельностный

подход. Наряду с освоением знаниевого компонента

(умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является

целью и основным компонентом образования.

Мной

составлена

программа

занятий

по

изучению

психологии.

«Психология для младших школьников – кто Я?» курс рассчитан на 4 года

начальной школы. Занятия проводятся с учащимися 1 – 4 классов (Слайд

№2).

Цель и основной результат программы – это развитие личности

обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,

познания и освоения мира; знакомство с элементарными психологическими

понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для

целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.

Задачи психологического сопровождения: (Слайд №3).

-

содействие реализации требований федерального государственного

образовательного стандарта к личностным, метапредметным результатам

освоения обучающимися основной образовательной программы основного

общего образования;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных

действий

как

способности

субъекта

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового

социального

опыта,

совокупности

действий

учащегося,

обеспечивающих

его

культурную

идентичность,

социальную

компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению

новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

В своей работе я применяю разнообразные технологии и формы

работы:

Занятия в сенсорной комнате (Слайд №4, 5,6 ).

Занятия направлены на развитие эмоциональной сферы а также на

развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания,

восприятия воображения), на достижение психоэмоциональной разгрузки,

восстановлению, поддержанию психологического здоровья.

Игры-разминки.

Ролевые игры.

Психологические этюды.

Методы арт-терапии : сказкатерапия), изотерапия(Слайд № 7,8 ),

песочная терапия, конструирование, лепка.

Опрос, интервью, беседа.

Диалог, мозговой штурм.

Работа в парах, групповая и индивидуальная работа (Слайд № 9).

Психологические занятия .

Подвижные, словесные игры.

В процессе освоения коррекционно - развивающей программы по

психологии у учащихся формируются УУД :

Стараюсь развивать личностные УУД т.е.

Навыки

развития

силы

воли;

внутренней

позиции

школьника;

эмпатических

качеств

понимание

своих

и

чужих

эмоциональных

состояний; адекватных нравственно-этических ценностей межличностного

общения

(доброжелательности,

терпимости);

адекватной

самооценки ,позитивного отношения к учению;

Также занимаемся развитием коммуникативных УУД т.е.

Умение

с

достаточной

полнотой

выражать

свои

мысли

через

письменную и устную вербализацию; умение слушать и вступать в диалог;

умения и навыки разрешения конфликтов; способность учитывать разные

мнения, выполнять разные социальные роли, отстаивать и аргументировать

собственное мнение и позицию, навыки самопрезентации, сотрудничества;

Развиваю познавательные УУД т.е.

Умение анализировать и осмыслять свое поведение и поведение

окружающих;

выполнять

анализ

и

осмысление

сказочных

текстов

;

анализировать качества людей и собственные качества; фантазировать,

творчески и креативно мыслить;

И конечно регулятивные УУД т.е.

Самоконтроль в поведении; умение выполнять задание по инструкции;

планировать и прогнозировать учебное сотрудничество; ставить и добиваться

поставленной цели на уроке; оценивать результаты своей работы.

Осваивая знания по психологии , школьники приобретают умения

логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и

упражнения, предлагаемые на занятиях, позволяют школьникам сразу же

использовать

полученные

знания

и

умения

в

учебной

работе.

В

увлекательной форме учащиеся познают свои способности и развивают их .

На

занятиях

внеурочной

деятельности

учащиеся

общаются,

взаимодействуют, развивая свой внутренний мир, учатся решать актуальные

жизненные задачки встречающиеся им на пути ,отрываясь от виртуального

мира телефонов и компьютеров.



В раздел образования