Автор: Черезова Елена Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАОУ гимназия №4
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровского края
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи) обеспечивающих успешность обучения ученика через курс психологических занятий «Кто Я?
Раздел: начальное образование
Тема «Развитие психических процессов (внимания, воображения,
памяти, мышления, речи) обеспечивающих успешность обучения
ученика через курс психологических занятий «Кто Я?» (Слайд № 1).
Проблема детей на сегодня - это неумение в полной мере соотносить
себя
с
окружающим
миром
,
другими
людьми.
Развитие
личности
осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей, а в
век компьютеризации это стало
невозможным. Дети перестали читать,
гулять, играть в подвижные, словесные игры. Их мир – мир виртуальных
героев, фантастики.
Психологическое сопровождение необходимо для коррекции стихийно
сложившихся представлений и понятий о себе, других, о жизни и мире,
имеющих место в индивидуальном опыте ребенка. Занятия по психологии
помогут
осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт
жизни,
получить
представление
об
уникальности
и
одновременно
типичности чувств, мыслей, действий и поступков . А также развить важные
для
дальнейшей
учебы
психические
процессы
-
воображение,
внимание
,память,
мышление
и
речь.
В
условиях
организованного
психологом общения сверстников, учащиеся приобретают опыт доверия и
доброжелательного принятия группой каждого из участников, учатся
сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению, овладевают
целым рядом социально-психологических умений.
С сентября 2010 года в школах началась апробация
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
который
определяет
стратегию
развития
начального
образования на ближайшие годы. В основу его положен
системно-
деятельностный
подход. Наряду с освоением знаниевого компонента
(умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является
целью и основным компонентом образования.
Мной
составлена
программа
занятий
по
изучению
психологии.
«Психология для младших школьников – кто Я?» курс рассчитан на 4 года
начальной школы. Занятия проводятся с учащимися 1 – 4 классов (Слайд
№2).
Цель и основной результат программы – это развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира; знакомство с элементарными психологическими
понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для
целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Задачи психологического сопровождения: (Слайд №3).
-
содействие реализации требований федерального государственного
образовательного стандарта к личностным, метапредметным результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования;
- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных
действий
как
способности
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового
социального
опыта,
совокупности
действий
учащегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность,
социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
В своей работе я применяю разнообразные технологии и формы
работы:
Занятия в сенсорной комнате (Слайд №4, 5,6 ).
Занятия направлены на развитие эмоциональной сферы а также на
развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания,
восприятия воображения), на достижение психоэмоциональной разгрузки,
восстановлению, поддержанию психологического здоровья.
Игры-разминки.
Ролевые игры.
Психологические этюды.
Методы арт-терапии : сказкатерапия), изотерапия(Слайд № 7,8 ),
песочная терапия, конструирование, лепка.
Опрос, интервью, беседа.
Диалог, мозговой штурм.
Работа в парах, групповая и индивидуальная работа (Слайд № 9).
Психологические занятия .
Подвижные, словесные игры.
В процессе освоения коррекционно - развивающей программы по
психологии у учащихся формируются УУД :
Стараюсь развивать личностные УУД т.е.
Навыки
развития
силы
воли;
внутренней
позиции
школьника;
эмпатических
качеств
–
понимание
своих
и
чужих
эмоциональных
состояний; адекватных нравственно-этических ценностей межличностного
общения
(доброжелательности,
терпимости);
адекватной
самооценки ,позитивного отношения к учению;
Также занимаемся развитием коммуникативных УУД т.е.
Умение
с
достаточной
полнотой
выражать
свои
мысли
через
письменную и устную вербализацию; умение слушать и вступать в диалог;
умения и навыки разрешения конфликтов; способность учитывать разные
мнения, выполнять разные социальные роли, отстаивать и аргументировать
собственное мнение и позицию, навыки самопрезентации, сотрудничества;
Развиваю познавательные УУД т.е.
Умение анализировать и осмыслять свое поведение и поведение
окружающих;
выполнять
анализ
и
осмысление
сказочных
текстов
;
анализировать качества людей и собственные качества; фантазировать,
творчески и креативно мыслить;
И конечно регулятивные УУД т.е.
Самоконтроль в поведении; умение выполнять задание по инструкции;
планировать и прогнозировать учебное сотрудничество; ставить и добиваться
поставленной цели на уроке; оценивать результаты своей работы.
Осваивая знания по психологии , школьники приобретают умения
логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и
упражнения, предлагаемые на занятиях, позволяют школьникам сразу же
использовать
полученные
знания
и
умения
в
учебной
работе.
В
увлекательной форме учащиеся познают свои способности и развивают их .
На
занятиях
внеурочной
деятельности
учащиеся
общаются,
взаимодействуют, развивая свой внутренний мир, учатся решать актуальные
жизненные задачки встречающиеся им на пути ,отрываясь от виртуального
мира телефонов и компьютеров.