Образовательные информационные технологии и среда их реализации
Автор: Минлибаева Наталья Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа № 6" Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская обл., г.Муравленко Наименование материала: Реферат Тема: Образовательные информационные технологии и среда их реализации Раздел: начальное образование
1
РЕФЕРАТ
Тема: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2
План:
Введение
1.Возможности средств новых информационных технологий и их роль в
образовании
2. Направления внедрения СНИТ в образование
3. Совершенствование инфраструктуры системы образования и механизмов
управления
4. Система средств обучения на базе новых информационных технологий на
примере урока русского языка и литературы
Заключение
Список используемой литературы
3
Введение
Современный
период
развития
цивилизованного
общества
характеризует
процесс информатизации.
Информатизация общества — организованный социально - экономический и
научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных
потребностей
и
реализации
прав
граждан,
органов
государственной
власти,
органов
местного
самоуправления,
организаций,
общественных
объединений
на
основе
формирования
и
использования
информационных ресурсов.
Информатизация общества обеспечивает:
-
активное
использование
постоянно
расширяющегося
интеллектуального
потенциала
общества,
сконцентрированного
в
печатном
фонде,
и
научной,
производственной и других видах деятельности его членов,
-
интеграцию
информационных
технологий
с
научными,
производственными,
инициирующую
развитие
всех
сфер
общественного
производства,
интеллектуализацию трудовой деятельности;
-
высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена
общества
к
источникам
достоверной
информации,
визуализацию
представляемой информации, существенность используемых данных.
Применение
открытых
информационных
систем,
рассчитанных
на
использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в
определенной
его
сфере,
позволяет
усовершенствовать
механизмы
управления
общественным
устройством,
способствует
гуманизации
и
демократизации
общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие
в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-
технического
прогресса,
интеллектуализации
всех
видов
человеческой
деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума,
обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одним
из
приоритетных
направлений
процесса
информатизации
современного
общества
является
информатизация
образования
-
процесс
4
обеспечения
сферы
образования
методологией
и
практикой
разработки
и
оптимального использования современных или, как их принято называть, новых
информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-
педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:
-
совершенствование механизмов управления системой образования на основе
использования
автоматизированных
банков
данных
научно-
педагогической
информации,
информационно-методических
материалов,
а
т акже
коммуникационных сетей;
-
совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и
организационных
форм
обучения,
воспитания,
соответствующих
задачам
развития
личности
обучаемого
в
современных
условиях
информатизации
общества;
-
создание
методических
систем
обучения,
ориентированных
на
развитие
интеллектуального
потенциала
обучаемого,
на
формирование
умений
самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную,
экспериментально
-
исследовательскую
деятельность,
разнообразные
виды
самостоятельной деятельности по обработке информации;
-
создание
и
использование
компьютерных
тестирующих,
диагностирующих
методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности
обучающего и обучаемого, развивающаяся но основе реализации возможностей
средств
новых
информационных
технологий,
поддерживает
интеграционные
тенденции
процесса
познания
закономерностей
предметных
областей
и
окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая
их
с
преимуществами
индивидуализации
и
дифференциации
обучения,
обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.
5
1.
Возможности средств новых информационных технологий и их роль
в образовании
Под
средствами
новых
информационных
технологий
(СНИТ)
будем
понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на
базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и
систем
информационного
обмена,
обеспечивающие
операции
по
сбору,
продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
К СНИТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования
для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода
информации,
средства
ввода
и
манипулирования
текстовой
и
графической
информацией,
средства
архивного
хранения
больших
объемов
информации
и
другое
периферийное
оборудование
современных
ЭВМ;
устройства
для
преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных
в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной
информацией
(на
базе
технологии
Мультимедиа
и
систем
«Виртуальная
реальность»); современные средства связи; системы искусственного интеллекта;
системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования,
трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ
и пр.) и др.
Ускорение
научно-технического
прогресса,
основанное
на
внедрении
в
производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и
устройств
программного
управления,
роботов
и
обрабатывающих
центров,
поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и
подготовить
подрастающее
поколение,
способное
активно
включиться
в
качественно
новый
этап
развития
современного
общества,
связанный
с
информатизацией.
Решение
вышеназванной
задачи
-
выполнение
социального
заказа общества - коренным образом зависит как от технической оснащенности
учебных заведений электронно - вычислительной техникой с соответствующим
периферийным
оборудованием,
учебным,
демонстрационным
оборудованием,
6
функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию
постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.
Повсеместное
использование
информационных
ресурсов,
являющихся
продуктом
интеллектуальной
деятельности
наиболее
квалифицированной
части
трудоспособного
населения
общества,
определяет
необходимость
подготовки
в
подрастающем
поколении
творчески
активного
резерва.
По
этой
причине
становится
актуальной
разработка
определенных
методических
подходов
к
использованию
СНИТ
для
реализации
идей
развивающего
обучения,
развития
личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида,
формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов
своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения
задач - как учебных, так и практических.
Не
менее
важна
задача
обеспечения
психолого-педагогическими
и
методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий
использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его
эффективности и качества.
Актуальность
вышеперечисленного
определяется
не
только
социальным
заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в
условиях современного общества этана информатизации.
Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ,
реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики
интенсификации
образовательного
процесса,
а
также
создания
методик,
ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:
-
незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;
-
компьютерная
визуализация
учебной
информации
об
объектах
или
закономерностях
процессов,
явлений,
как
реально
протекающих,
так
и
«виртуальных»;
-
архивное
хранение
достаточно
больших
объемов
информации
с
возможностью
ее
передачи,
а
также
легкого
доступа
и
обращения
пользователя к центральному банку данных;
-
автоматизация
процессов
вычислительной
информационно-поисковой
деятельности,
а
также
обработки
результатов
учебного
эксперимента
с
7
возможностью
многократного
повторения
фрагмента
или
самого
эксперимента;
-
автоматизация
процессов
информационно-методического
обеспечения,
организационного
управления
учебной
деятельностью
и
контроля
за
результатами усвоения.
-
Реализация
вышеперечисленных
возможностей
СНИТ
позволяет
организовать такие виды деятельности как.
-
регистрация,
сбор,
накопление,
хранение,
обработка
информации
об
изучаемых
объектах,
явлениях,
процессах,
в
том
числе
реально
протекающих,
и
передача
достаточно
больших
объемов
информации,
представленной в различных формах;
-
интерактивный
диалог
-
взаимодействие
пользователя
с
программной
(программно-аппаратной)
системой,
характеризующееся
в
отличие
от
диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и
ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения
диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с
использованием
"ключевого"
слова,
в
форме
с
ограниченным
набором
символов);
при
этом
обеспечивается
возможность
выбора
вариантов
содержания учебного материала, режима работы;
-
управление
реальными
объектами
(например,
учебными
роботами,
имитирующими промышленные устройства или механизмы);
-
управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений,
процессов, в том числе и реально протекающих;
-
автоматизированный
контроль
(самоконтроль)
результатов
учебной
деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.
Ввиду
того
что
вышеперечисленные
виды
деятельности
основаны
на
информационном
взаимодействии
между
обучаемым
(обучаемыми),
преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем
направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной
деятельностью.
Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в
условиях информационного общества
8
-
развитие
мышления,
(например,
наглядно-действенного,
наглядно-образного,
интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
-
эстетическое
воспитание
(например,
за
счет
использования
возможностей
компьютерной графики, технологии Мультимедиа);
-
развитие коммуникативных способностей
-
формирование
умений
принимать
оптимальное
решение
или
предлагать
варианты
решения
в
сложной
ситуации
(например,
за
счет
использования
компьютерных
игр,
ориентированных
на
оптимизацию
деятельности
по
принятию решения);
-
развитие
умений
осуществлять
экспериментально-исследовательскую
деятельность
(например,
за
счет
реализации
возможностей
компьютерного
моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
-
формирование
информационной
культуры,
умений
осуществлять
обработку
информации
(например,
за
счет
использования
интегрированных
пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
-
реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного
общества
-
подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники;
-
подготовка пользователя средствами новых информационных технологий.
2. Направления внедрения СНИТ в образование
СНИТ могут быть использованы в качестве:
1)
Средства
обучения,
совершенствующего
процесс
преподавания,
повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:
-
реализация
возможностей
программно-методического
обе спечения
современных ПЭВМ и др. в целях сообщения знаний, моделирования учебных
ситуаций. осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;
-
использование объектно-ориентированных программных средств или систем
(например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в
целях формирования культуры учебной деятельности;
9
-
реализация
возможностей
систем
искусственного
интеллекта
в
процессе
применения обучающих интеллектуальных систем.
2) Инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
3) Средства развития личности обучаемого.
4) Объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
5)
Средства
информационно-методического
обеспечения
и
управления
учебно-воспитательным
процессом,
учебными
заведениями,
системой
учебных
заведений.
6)
Средства
коммуникаций
(например,
на
базе
а с и н х р о н н о й
телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических
технологий.
7)
Средства
автоматизации
процессов
контроля,
коррекции
результатов
учебной
деятельности,
компьютерного
педагогического
тестирования
и
психодиагностики.
8) Средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента
(лабораторного, демонстрационного) а управления учебным оборудованием.
9) Средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
3.
Совершенствование
инфраструктуры
системы
образования
и
механизмов управления
Возможность
легкого
доступа
к
информационным
ресурсам,
а
в
сфере
образования - к информационно-методическому обеспечению процесса обучения,
тиражируемость
передовых
педагогических
технологий
на
базе
использования
средств
новых
информационных
технологий
обеспечивает
расширение
и
укрепление
связей
между
отдельными
структурами
системы
образования,
что
приводит
к
совершенствованию
ее
инфраструктуры.
Автоматизация
процессов
ведения
делопроизводства
в
учебном
заведении,
реализуемость
управления
отдельными
этапами
учебного
процесса
приводит
к
совершенствованию
механизмов
организационного
управления
системой
образования,
избавляет
от
рутинной, «бумажной» работы.
10
Естественно
предположить,
что
развитие,
совершенствование
информационной
среды
сферы
образования
зависит
от
обеспечения
системы
образования
как
в
целом,
так
и
каждого
учебного
заведения
в
отдельности
специализированными
подразделениями,
приспособленными
для
организации
деятельности со средствами новых информационных технологий.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине
мог подготовить и провести урок с использованием СНИТ, так как теперь учителю
представилась
возможность
сделать
урок
более
ярким
и
увлекательным.
Использование
СНИТ
в
учебном
процессе
-
один
из
способов
повышения
мотивации
обучения.
СНИТ
способствуют
развитию
творческой
личности
не
только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие
потребности - общение, образование, самореализацию.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее
обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных
классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы
духовности
ребенка,
развить
его
лучшие
качества,
обучить
способам
учебной
деятельности.
Рисунок 1 – информационная образовательная среда
Использование
компьютерных
технологий
–
это
не
влияние
моды,
а
необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
С помощью СНИТ на уроках в начальной школе можно:
11
-
сделать учебную деятельность детей более содержательной;
-
сделать учебный процесс более привлекательным и современным для
детей;
-
сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной
за счет привлечения зрительных образов;
-
повысить качество обучения, желания учиться;
-
сделать урок наглядным, динамичным.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная
демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и
интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line
тестов
и
программных
продуктов
позволяют
учащимся
углубить
знания,
полученные ранее, как говорится в английской пословице – «Я услышал - и забыл,
я увидел - и запомнил». Использование анимации в слайдах позволяет педагогу
дать
учащимся
более
яркое
представление
об
услышанном
на
уроке.
Дети
с
удовольствием
погружаются
в
материал
урока.
Повышение
мотивации
и
познавательной
активности
достигается
за
счет
разнообразия
форм
работы,
возможности
включения
игрового
момента:
решишь
правильно
примеры
-
откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели
сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с
учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только
силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших
технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает
у
детей
эмоциональный
подъем,
даже
отстающие
ученики
охотно
работают
с
компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими
источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает
заинтересованность в изучении предмета.
Использование СНИТ в образовании открывает огромные возможности для
создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему
обучению.
Большую
помощь
при
подготовке
и
проведении
уроков
оказывает
учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем
текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point.
Электронные
презентации
дают
возможность
учителю
при
минимальной
12
подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку.
Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе
над информацией.
На уроках истории и литературы, применение СНИТ позволяет использовать
разнообразный
иллюстративно-информационный
материал.
Причем
материал
находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом,
СНИТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и
оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение
учащихся
работать
с
компьютером,
самостоятельно
решать
учебные
задачи.
С
помощью
мультимедийного
проекта
демонстрируют
слайды,
созданные
в
программе Microsoft Power Point. Использование СНИТ на уроках русского языка
позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать
внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в
презентации
позволяет
экономить
время,
более
эстетично
оформить
материал.
Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют
орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков,
различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают
урок более интересным.
При помощи СНИТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний
обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из
способов
формирования
положительной
мотивации
к
процессу
учения
и
повышения
качества
обучения.
Применение
программы
Main
Test
позволяет
провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста,
который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только
экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои
знания, свои возможности. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и
нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
С их помощью можно:
- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
-
быстро
диагностировать
овладение
учебным
материалом
большим
массивом учащихся.
13
Использование
компьютерного
тестирования
повышает
эффективность
учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает
возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным
преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки
каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности
результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит
время преподавателя на проверке контрольных работ.
4.
Система
средств
обучения
на
базе
новых
информационных
технологий на примере урока русского языка
В данной контрольной работе мною описано использование СНИТ на базе
учебного заведения МОУ СШ №5 г. Муравленко на примере дисциплины русского
языка и литературы.
Использование
мультимедийных
технологий
на
уроках
русского
языка
и
литературы
способствует
выработке
таких
ключевых
компетенций,
как:
компетенция личностного самосовершенствования - освоение способов духовного
и
интеллектуального
саморазвития,
эмоциональной
саморегуляции
и
самоподдержки.
Образовательными компетенциями являются:
-
языковая
-
способность
учащихся
употреблять
слова,
их
формы,
синтаксические
структуры
в
соответствии
с
нормами
литературного
языка;
-
лингвистическая - более глубокое осмысление устной и письменной речи
–
её
законов,
правил,
структуры,
умение
анализировать
и
классифицировать языковые явления;
-
коммуникативная - способность к полноценному речевому общению во
всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм
речевого поведения.
Использование
СНИТ
на
уроках
литературы
и
русского
языка
можно
представить схемой:
14
Рисунок 2 - Использование СНИТ на уроках литературы и русского языка
На уроках чаще всего использую следующие образовательные программы:
1С: Русский язык, 1С: Репетитор. Тесты по орфографии, 1С: Репетитор.
Тесты по пунктуации, 1С. Сдаем ЕГЭ по русскому языку,
электронное учебное
издание
«Просвещение-Медиа»:
Готовимся
к
ЕГЭ.
Русский
язык,
«Уроки
литературы
Кирилла
и
Мефодия»
для
5
–
11-х
классов,
«Фраза.
Обучающая
программа-тренажер по русскому языку»
В данных программах особое место занимают интерактивные обучающие
тесты-упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки
обнаружения,
поиска
решения
и
разрешения
орфографической
или
пунктуационной
задачи.
Задания
с
последующей
проверкой
активизируют
внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
15
Мультимедийный ресурс «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» позволяет вести
работу по подготовке к ЕГЭ, используя крупноблочный метод закрепления знаний.
Каждый раздел содержит интерактивные тренировочные упражнения (тренинги) и
зачетные задания в виде тестов.
Выполнение
тестовой
работы
по
русскому
языку
позволяет
выработать
следующие умения:
-
оценивать
языковые
факты
с
точки
зрения
нормативности,
точности
и
уместности их употребления;
-
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности поставленных коммуникативных задач;
-
проводить
лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
стилей и разновидностей языка;
-
создавать
собственное
речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.
Таким
образом,
формирование
коммуникативной
компетенции
осуществляется путем систематической работы с тестами.
«Фраза»
является
на
сегодняшний
день
одним
из
самых
удобных
компьютерных тренажеров по русскому языку, поскольку обеспечивает хорошую
тренировку
для
ученика
с
любым
уровнем
грамотности
и
мотивации
к
учению. Использовать учебную программу «Фраза» можно на этапе первичного
закрепления учебного материала, при повторении, для индивидуальной работы, во
время итогового повторения, при работе над ошибками.
ЭУИ
(электронное
учебное
издание)
предусматривает
возможность
интерактивной реакции на допущенные учеником ошибки, в случае затруднения
выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями. С
помощью
программы
ученик
может
сразу
исправить
свои
ошибки;
в
конце
работы
получить
оценку.
Контролирующая
часть
компьютерных
программ,
включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд
преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа
результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся
дифференцированно,
с
учётом
индивидуальных
возможностей
и
способностей
16
учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при
получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить
ряд проблем: повысить интерес учащихся к предмету;
-
повысить успеваемость и качество знаний учащихся:
-
сэкономить время на опрос учащихся;
-
дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на
уроках, но и в домашних условиях;
1.Одним из наиболее важных компонентов обучающих программ являются
интерактивные
таблицы
по
русскому
языку.
Данные
таблицы
могут
иметь
текстовые,
звуковые
и
анимационные
вложения,
что
является
неоспоримым
преимуществом перед таблицами на бумажной основе. Исходя из дидактической
цели,
их
можно
сделать
настолько
многоуровневыми,
насколько
требует
порционной подачи материала изучаемая тема, подкрепить теорию содержащимися
внутри таблицы примерами или, наоборот, «спрятать» формулировку правила в
одно
из
открывающихся
окон.
В
обучающем
режиме
учащимся
предлагается
материал
для
наблюдений
и
сравнений,
даются
задания,
готовящие
к
самостоятельной
формулировке
правил,
приводятся
примеры
и
схемы.
Многоуровневый
характер
таблиц
позволяет
создать
на
уроке
проблемную
ситуацию.
В программных продуктах по литературе, таких как: «Уроки литературы
Кирилла и Мефодия», «Электронная библиотека» важной составляющей являются
медиа иллюстрации, видео и аудио фрагменты озвученных текстов художественной
литературы, экранизаций произведений и иного иллюстративного материала.
Учащиеся
имеют
возможность
просмотреть
отрывок
художественного
фильма, также прослушать фрагменты из опер.
Такие
материалы
не
только
позволят
сопоставить
свое,
читательское,
представление о литературном герое (героях) с представлением режиссера или
актера,
театрального
или
кинематографического
художника,
композитора,
но
и
помогут формированию эстетического вкуса, выработке эстетических норм при
оценке художественных произведений. Современный урок литературы невозможен
без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот
17
органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить
воображение
учеников,
стимулировать
их
творческую
активность,
развивать
общекультурные компетентности. Конкретно-наглядная основа урока делает его
ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.
2.Видеоматериалы
помогают
провести
заочную
экскурсию
по
местам,
связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем
является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение
незнакомых
слов,
но
и
увидеть
предмет,
который
они
обозначают,
например,
«аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».
Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения
стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра.
Романсы
и
стихи
могут
стать
звуковым
сопровождением
видеороликов,
которые создаются учащимися в программе Windows Movie Maker. Отсюда новый
вид деятельности на уроке – защита видеоролика. Ученик объясняет, почему он
выбрал тот или иной видеоряд для иллюстрации стихотворения. Такой вид работы
развивает и информационные компетенции, и эстетический вкус, и творческое
воображение, и коммуникативные способности.
3. Пожалуй, одним из самых распространенных и популярных средств ИТ в
школе является продукт программы Power Point - презентация. Использование
презентаций на уроках позволяет
максимально заинтересовать учащихся темой.
Данная
форма
позволяет
представить
учебный
материал
как
систему
ярких
опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией.
При этом презентация может использоваться в различных ситуациях.
Презентации могут представлять самый разнообразный материал: заочные
экскурсии по литературным местам, галерею портретов, рисунки к изучаемому
произведению, материал для анализа художественных произведений, хрестоматия
фрагментов
критических
статей.
Это
могут
быть
обзорные
презентации
по
творчеству и биографии изучаемого автора. Презентации могут быть составлены
как учителем, так и детьми. Характерной особенностью этих работ является то, что
они помогают развивать навыки:
-
навык отбора материалов по теме
-
навык сравнительно-сопоставительного анализа
18
-
навык группировки материала
-
навык презентации материала
В деятельности любого учителя словесности широко используется метод
проектов.
При
создании
проектов
ученик
проводит
исследовательскую
работу,
использует большое количество источников информации, выбирает из обширного
литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет
творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации
он приобретает опыт публичных выступлений. Проектная деятельность позволяет
проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить
свои знания. Умело организованная работа способствуют формированию речевых
умений
обучающихся,
активизируют
их
познавательную
деятельность,
способствуют повышению качества образования школьников.
4.
Каждый
учитель
имеет
свою
копилку
дидактических
материалов
в
электронной версии, куда входят тесты, таблицы, карточки, алгоритмы.
Очень удобно с помощью таких презентаций проверять словарный диктант,
проверочный диктант или списывание. Для этого на одном слайде появляется текст
с пропущенными буквами или с допущенными ошибками. Данный вид работы
удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают
оценку за свои знания.
Также
продуктивной
является
работа
с
дидактическими
материалами,
подготовленными самими учащимися. При изучении орфографии и
пунктуации
даю индивидуальные задания подобрать практический материал к уроку. После
изучения какой-нибудь большой темы такие задания можно дать всему классу.
Итак,
применение
информационных
технологий
расширяет
возможности
творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, позволяет
сделать
урок
наглядным,
способствует
повышению
качества
образования
школьников.
Компьютер
способствует
формированию
у
учащихся
рефлексии
своей
деятельности,
поскольку
наглядно
представляет
обучающемуся
результат
его
действий.
Кроме
того
использование
СНИТ
создает
положительный
эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика.
19
Но
нельзя
забывать
и
о
живом
слове
учителя,
поэтому
использование
компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано.
20
Заключение
Завершая работу над данной контрольной работой можно прийти к выводу,
что
использование
СНИТ
в
общеобразовательных
предметах
основной
школы
ведет к повышению качества образования.
Практика показывает, что дети с большим успехом, чем взрослые, осваивают
компьютер и новые информационные технологии.
В
перспективе
школы
–
продолжение
работы
в
уже
наметившихся
направлениях,
в
частности,
совершенствования
методик
применения
СНИТ
в
преподавании
различных
дисциплин
и
во
внеклассной
деятельности.
Главное,
чтобы
все
это
способствовало
достижению
главной
цели
-
обеспечение
современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности
и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества,
государства.
Использование
СНИТ
позволяет
учителям
и
обучающимся
нашей
школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь
знание
компьютера,
использование
различных
программ,
умение
оформлять
и
представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной
деятельности, поможет стать грамотными специалистами.
21
Список используемой литературы
1.
А.
С.
Сигов,
В.
А.
Мордвинов. Мобильные
информационные
технологии в учебном процессе школы и вуза. Магистр, № 5-6, 2001.
2.
Ахметшина
Г.Х.
Использование
СНИТ
в
учебно-воспитательном
процессе.
3.
Бабич
И.Н.
Новые
обра зовате льные
технологии
в
в е к
информации/Материалы XIV Международной конференции «Применение новых
технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании
«Байтик». – 2003. – С. 68-70.
4.
Е.
Ф.
Федорова.
Системное
представление
дистанционного
образования.
5.
Лямзин Д.В. Использование СНИТ в учебном процессе // Материал из
Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».
6.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
7.
Образование
и
21
век. Информационные
и
коммуникационные
технологии. М. 1999. С.21
8.
Образование
и
21
век. Информационные
и
коммуникационные
технологии. М. 1999. С.138
9.
Современные информационные технологии в образовании / И. Роберт /
Школа-Пресс / 1994