Напоминание

«Повышение педагогической культуры педагога, как модель эффективного управления руководителя образовательной организации»


Автор: Коршунова Елизавета Семеновна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: «Повышение педагогической культуры педагога, как модель эффективного управления руководителя образовательной организации»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7»

городского округа Самара

443074, г. Самара, ул. Авроры,117 тел. 264-94-81

электронная почта:

a

a

r

r

t

t

s

s

c

c

h

h

o

o

o

o

l

l

7

7

@

@

r

r

a

a

m

m

b

b

l

l

e

e

r

r

.

.

r

r

u

u

«Повышение педагогической культуры

педагога, как модель эффективного

управления руководителя образовательной

организации»

Составила

Педагог-организатор

МБУ ДО «ДШИ №7»

Коршунова Елизавета Семеновна

Самара 2020

«Повышение педагогической культуры педагога, как модель

эффективного управления руководителя образовательной организации»

Цель:

Укрепление имиджа детской школы искусств через повышение

педагогической культуры педагога дополнительного образования

I. Введение

Понятие педагогической культуры

Педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в

которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные

ценности

образования

и

воспитания,

а

также

способы

творческой

педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического

процесса смены поколений, социализации личности.

Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и

самореализацию творчества педагога и воспитанников.

Сущность

педагогической

культуры

состоит

в

особом

ценностном

отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой

жизни и каждой детской личности как самоценности.

В

настоящее

время

педагогическая

культура

педагога

просто

необходима.

Это

объясняется

рядом

причин:

кризисной

социально-

экономической ситуацией в обществе, поиском новых путей воспитания и

обучения, а также общей неудовлетворенностью процессом образования и

уровнем воспитания молодого поколения.

Система ценностей, принятых педагогом, определяет его личностную и

профессиональную

позицию

и

проявляется

в

его

этических

и

психологических

установках.

Среди

них

наиболее

важными

являются

следующие:

отношение к обучающимся: установка на понимание, сопереживание,

на относительную независимость и самостоятельность обучающихся,

на выявление творческого потенциала каждого ученика;

отношение к организации коллективной деятельности: установка на

развитие

самоуправления, на

коллективное творчество,

соблюдение

традиций и норм коллективной жизни;

отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в

успешной

учебно-воспитательной

работе,

ориентация

на

профессиональный и личный рост и самоанализ.

Развитость

всех

компонентов

индивидуальной

педагогической

культуры существенно

влияет

на

профессиональное

поведение

учителя,

придает

ему

целостность,

собственный

педагогический

почерк,

индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть

оценено не только по показателям его соответствия профессиональной этике,

но

и

по

показателям

концептуальности,

индивидуального

стиля

и

креативности.

Педагогическая

профессия,

как

известно,

является

одновременно

образующей

и

управляющей.

А

для

того,

чтобы

управлять

процессом

развития личности, нужно быть компетентным.

Компонентами компетентности являются:

Компоненты

компетентности

толерантно

сть

коммуник

ативность

уверенно

сть в себе

адаптивно

сть

тактично

сть

самооблад

ание

целеустрем

ленность,

ответствен

ность,

организо

ванность

демократ

ичность

объектив

ность

оператив

ность

Педагогическая

культура

-

это

характеристика

целостной

личности

педагога,

поэтому

ее

развитие

-

реальный

процесс

движения

профессиональной личности педагога к новому качественному состоянию.

Высокий уровень педагогической культуры - это всегда индивидуально-

творческий уровень.

II. Особенности работы школы искусств

Школа искусств – это образовательное учреждение дополнительного

образования детей художественно-эстетического направления.

В детской школе искусств №7 работает пять отделений:

музыкально-инструментальное

вокальное

хореографическое

изобразительное

общеэстетическое

Наличие

разных

направлений

предоставляет

выбор

в

развитии

творческих знаний, умений и навыков ребенка. ДШИ №7 располагает тремя

структурными подразделениями на базе МБОУ СОШ №170, №152, №91.

Это

большой

коллектив

педагогов,

учащихся

и

их

родителей,

объединенный одной общей целью – нести прекрасное окружающему миру,

любовь к музыке, искусству.

В школе созданы творческие коллективы:

Хоровой коллектив «Фантазия»

Хореографические

коллективы:

«Самоцветы»,

«Мульти-микс»,

«Планета детства»

Вокальные ансамбли: «Гармония», «Элегия», «Звонкие гитары»

Вокальный ансамбль педагогов «Лира»

Школа имеет свою историю, свои особенности, традиции и достижения.

Многие педагоги нашей школы работают на нескольких отделениях. В

соответствии

с

этим

они

должны

обладать

соответствующим

уровнем

педагогической

культуры,

существенными

показателями

которой

предполагается считать:

гуманистическую педагогическую позицию учителя по отношению к

детям и его способность быть воспитателем;

психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое

мышление;

образованность

в

сфере

преподаваемого

предмета

и

владение

педагогическими технологиями;

опыт

творческой

деятельности,

умение

обосновать

собственную

педагогическую

деятельность

как

систему

(дидактическую,

воспитательную, методическую), способность разработать авторский

образовательный проект;

культуру

профессионального

поведения,

способы

саморазвития,

умение саморегуляции собственной деятельности, общения и др.

Педагоги школы искусств должны обладать высоким профессионализмом,

под

которым

следует

понимать

совокупность

психофизиологических,

психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе

овладения

и

длительного

выполнения

конкретной

деятельности,

обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения

сложных профессиональных педагогических задач в особых условиях.

III.

Задачи,

поставленные

для

достижения

цели

(повышение

педагогической культуры)

1.

обеспечить максимальную вариативность образовательных программ

дополнительного образования, отражающего изменения в технической,

технологической, научной и культурной сферах развития общества;

2.

совершенствовать

образовательный

процесс

путем

создания

новых

авторских

программ,

изучения

и

внедрения

новых

технологий.

(активизировать работу всех отделений в этом направлении).

3.

обеспечить повышение квалификации, профессиональной подготовки

и переподготовки преподавателей, расширить спектр специальных

курсов по проф. подготовке.

4.

внедрение

и

развитие

современных

технологий

в

процессе

образовательной

деятельности

(например,

кейсовое

обучение,

различные формы дистанционного образования и др.);

5.

совершенствовать организационные формы, технологии методической

поддержки образовательного процесса.

6.

презентовать

и

повышать

педагогический

опыт

учреждения

через

активное

участие

в

разноуровневых

конкурсных

мероприятиях

учащихся и педагогов.

IV. Ресурсы, необходимые для выполнения задач, поставленных для

достижения цели:

Чтобы

наиболее

результативно

решить

поставленные

задачи,

руководителю

необходимо

обеспечить

коллектив

всеми

компонентами,

посредством

которых

эти

задачи

смогут

воплотиться.

Одним

словом,

наличие ресурсов даст ожидаемый результат.

Давайте рассмотрим каждую задачу отдельно:

1. Придя в школу, педагог строит свою образовательную деятельность,

опираясь

на

программу

по

предмету.

Это

типовая

государственная

программа

для

учащихся

музыкальных

школ

или

школ

искусств,

либо

программа,

составленная

им

самим,

на

основе

типовых

программ

с

индивидуальными особенностями преподавания того или иного предмета.

В школе существует методическая поддержка, в виде объединений

по предметам. Деятельность методических формирований строится исходя из

целей деятельности учреждения, направлена на повышение качества учебно-

воспитательного

процесса,

рост

уровня

профессионального мастерства

и

квалификации

педагогических

кадров.

Руководители

отделов

высококвалифицированные специалисты, которые осуществляют помощь в

любой методической работе, в том числе и составлении дополнительной

образовательной программы.

МО ФО – методическое объединение ПДО по фортепиано

МО ТХО - методическое объединение ПДО по теоретико-хоровым дисциплинам

МО ОНИ - методическое объединение ПДО по народным инструментам

МО ЭЦ - методическое объединение ПДО предметов эстетического цикла

Методические объединения ПДО

ТХО

ОНИ

ФО

ЭЦ

2. Для решения этой задачи также можно рассматривать методические

отделы

школы.

А

также

привлечение

педагогического состава

высшей

школы, которые являются нашими научными партнерами. Это

1.

Самарский государственный социально-педагогический университет

2.

Самарское музыкальное училище им. Д. Шаталова

3.

Самарская академия культуры и искусств

4.

Самарский социально-педагогический колледж

3 и 4. Для решения этих задач руководитель детской школы искусств и

методическая служба старается обеспечить педагогов всем необходимым для

повышения квалификации:

своевременное обеспечение ИОЧ,

материальная

поддержка

для

прохождения

различных

семинаров

городского уровня

дистанционные обучения (материальная поддержка)

достаточное наличие note-book

научное сотрудничество с Центром научно-исследовательской работы

студентов (ЦНИРС) Самарским филиалом Московского городского

педагогического университета в лице к.пс.н. Ахрямкиной Т.А.

5. Для решения этой задачи существует совет председателей методических

объединений,

которые

разрабатывают

новые

формы,

технологии

образовательного процесса, привлекая такие внешние ресурсы, как интернет,

СМИ и др.

6. Для решения этой задачи, руководитель школы искусств располагает

следующими ресурсами:

материальная поддержка конкурсов различного уровня и статуса

сотрудничество с транспортными организациями (заказ автобусов для

перевоза ученических и педагогических коллективов)

наличие своего костюмера и портного в школе

наконец, сами родители, помогающие осуществить поддержку на

конкурсах, фестивалях, мероприятия

V. Формы реализации решения

Какие же формы можно использовать для решения этих задач

1.

Открытые уроки,

2.

Заседания МО,

3.

Мастер-классы,

4.

Семинары,

5.

Творческие мастерские,

6.

Консультации,

7.

Самообразование

8.

Изучение передового педагогического опыта через интернет,

взаимодействие с другими школами искусств.

9.

Создание методических разработок, написание рефератов

10.

Осуществление диагностики образовательного процесса.

11.

Концерты раппорты

12.

Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня

13.

Проведение социально-значимых мероприятий

14.

Сотрудничество с различными организациями в сфере пропаганды

искусства и культуры.

15.

Концертная деятельность с целью повышения своего

профессионального мастерства

IV. Мониторинг полученных результатов

Выводы по программному обеспечению образовательного процесса

ДШИ №7 (1 и 2 задачи)

1.

100% программ имеют художественно-эстетическую направленность.

2.

В

учреждении отработан

механизм

корректировки дополнительных

образовательных программ.

3.

По

срокам

реализации

значительно

преобладают

программы

долгосрочные (от 3 лет и более), создающие условия для непрерывного

образования.

4.

По уровню реализации программы рассчитаны в основном для детей 7-

15 лет, т.е. охватывают основное общее образование.

5.

В настоящее время работают 39 программ, из которых: 9 программ

типовых, 23 дополнительных образовательных и 7 авторских

Результаты по выполнению 3 задачи:

В школе искусств в настоящее время работает коллектив, в составе 25

педагогических

работников.

Каждый

год

определенная

часть

педагогов

проходит курсы повышения квалификации, подтверждает свою категорию,

либо защищается на более высшую, таким образом в настоящий момент

квалификационная категорийность выглядит так:

Высшую категорию имеют 9 педагогов

1 категорию - 6

Соответствие должности – 2 .

Без категории – 8

Результаты по выполнению 4 задачи:

Внедрение

информационных

технологий

в

образовательный

процесс

занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений

развития образования.

В

области

дополнительного

образования

имеют

место

процессы

компьютеризации

и

информатизации.

Данные

процессы

во

многом

преобразуют

составляющие

системы

обучения.

В

результате

такого

преобразования

повышается

качество,

эффективность

и

доступность

образования.

Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше

время,

ему

необходимо

повышать

собственную

грамотность

в

области

информационно-коммуникативных

технологий,

знать

и

использовать

компьютерные программы на своих уроках.

Педагоги нашей школы постоянно являются постоянными участниками

дистанционных конкурсов различного уровня, размещая свои методические

разработки, такие как:

«Работа

над

музыкальным

образом

в

классе

фортепиано»

автор

Иванова Е.В.;

«Методы

проблемного

обучения

на

уроке

и

во

внеурочной

деятельности» автор Милонова И.В.;

«Развитие

творческого

потенциала

учащихся

детской

школы

искусств» автор Коршунова Е.С.;

«Развитие чувства ритма у учащихся на начальном этапе обучения

игре на фортепиано» автор Колчева Н.А.;

«Формирование основ творческого мышления на уроках сольфеджио»

автор Дунаева О.И.;

«Возможности акварели» автор Корунова О.Ю.;

«Работа

над

созданием

музыкального

образа

в

произведениях

современных композиторов в старших классах» автор Добровольская

Т.И. и др.

Результаты по выполнению 5 задачи:

Педагоги

школы

работают

над

созданием

новых

форм

организационного процесса. В последнее время приходится часто выступать

на

семинарах,

творческих

отчетах,

открытых

уроках,

всевозможных

мероприятиях и каждый раз коллектив ставит перед собой задачу - найти

новые

интересные

решения.

Так,

например,

организация

какого-либо

мероприятия превращается в спектакль. Если это творческий отчет, то перед

Вами

разворачивается

путешествие

в

сказки.

Если

народный

праздник

(Рождество, масленица), то это показ народного обряда, гуляния и др. Если

вы пришли в нашу школу на хореографическую ассамблею, то в зависимости

от направления проводимого праздника, идет оформление не только зала, но

и встречающих педагогов и учащихся. Одним словом коллектив педагогов и

учащихся всегда находится в поиске чего-то нового и интересного.

Результаты по выполнению 6 задачи:

Каждый год наши педагоги и учащиеся принимают участие в конкурсах,

фестивалях,

социально-значимых

мероприятиях

различного

уровня

и

статуса. Так, например в 2019 году более 160 солистов и коллективов

нашей школы стали участниками и победителями в конкурсах различного

уровня. Так же педагоги и учащиеся нашей школы в 2019 году были

участниками

и

организаторами

социально-значимых

мероприятий

различного уровня (более 19 мероприятий)

Данные результаты свидетельствуют об активном участии коллектива

детской школы искусств, популярности проводимых мероприятий, о том, что

школа выполняет и находится в центре духовно-нравственного развития

подрастающего поколения. Задача школы – сохранить данную тенденцию.

Выводы

В своей работе я проследила, как повышается педагогическая культура

педагога нашей школы и тем самым укрепляется имидж образовательного

учреждения.

Итак, можно сделать вывод, что:

1.

Детская школа искусств №7 реализует образовательные программы по

предметам отделения художественно-эстетического направления.

2.

Создана

система

управления

учебно-воспитательным

процессом,

которая

соответствует

современным

требованиям

системы

дополнительного образования.

3.

Администрация

Школы

уделяет

большое

внимание

режиму

обучения,

условиям

проведения

занятий,

ресурсному

обеспечению

образовательного процесса.

4.

Организация методической работы способствует активному участию

преподавателей ДШИ в самообразовании, в исследовательской работе.

5.

Высокой профессионализм педагогического коллектива показывает

соответствующие результаты участия педагогов и их воспитанников в

профессиональных конкурсах различного уровня и статуса.

6.

Разнообразные

формы

воспитательной

работы,

охватывающие

все

стороны школьной жизни, направлены на:

достижение цели воспитательной деятельности Школы;

совершенствование системы воспитательного процесса;

создание атмосферы сотрудничества, творчества всеми

участниками

воспитательной процесса – учащимися, педагогами и

родителями.

7.

Активное

взаимодействие

администрации

Школы

с

социальными

партнерами

помогает

решать

образовательные

и

воспитательные

задачи.



В раздел образования