Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Жестокость в семье"
Раздел: дополнительное образование
Жестокость в семье.
За последние годы обострились социальные проблемы положения детей:
потери моральных ценностей в совокупности с экономическими трудностями
привели к усилению кризисных явлений в семье, утрате ею воспитательных,
защитных функций и способствовали формированию негативных тенденций:
-обострению проблем социального сиротства;
- возрождению детской беспризорности;
-угрожающему росту детской и подростковой преступности, наркомании,
алкоголизма, токсикологии;
-
увеличению
количества
детей,
ставших
жертвами
преступного
посягательства, эксплуатации, физического, психического и сексуального
насилия.
Большинство
особенностей
нашего
поведения
развивается
путем
подражания.
Значительное
влияние
на
формирование
агрессивности
оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом
возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию
склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во
взрослом состоянии.
Насилие в семье- одна из наиболее актуальных социальных проблем
настоящего времени. Недавно эта проблема была закрытой, её последствия
были видны, прежде всего, сотрудниками правоохранительных органов,
которые изучали преступления, совершаемые в семейно- бытовой сфере.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь
различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный
ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко угроза его
жизни или даже смерть. У большинства детей, живущий в семьях, в которых
тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами
воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в
семьях родителей- алкоголиков, имеются признание задержки физического и
нервно- психического развития. Зарубежные специалисты назвали это
состояние детей «неспособностью к процветанию».
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев,
который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей,
на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их
гнева не имеют видимой причины.
Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего
потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их
самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества
вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого
образовательного и профессионального уровня, криминального поведения.
Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в
физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство
жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся
насильниками.
Изучая проблему насилия в семье, психологи обращают внимание на
следующие факторы: физическое насилие над ребенком традиционно
сохраняется в качестве воспитательной меры для поддержания дисциплины и
субординации отношений «родитель- ребенок», семейная традиция плохого
обращения с детьми. По данным ряда исследователей, около 30% родителей,
применяющих по отношению к своим детям физическое насилие, сами были
жертвами таких же методов воспитания со стороны своих родителей. Отцы
бьющие своих детей, чаще мальчиков, достаточно часто оправдывают свои
действия хорошо известной фразой: «Мой отец воспитывал меня самого
ремнем, и, как видите, я стал вполне хорошим человеком».
Следовательно,
для
осуществления
полноценной
деятельности
по
профилактике семейного насилия, жестокого обращения
с детьми на
современном этапе необходима согласованная деятельность педагогов,
психологов, родителей, социальных работников, и, если это необходимо,
службы охраны правопорядка.
Чем больше человек видит интереса к себе, тем больше он чувствует себя
человеком. При этом совсем не нужно, чтобы ты был интересен всем или
многим, чувство значительности может дать кто-то один. На этом,
собственно, держится семейное воспитание: если ребенок чувствует себя
значительным человеком- не объектом великих забот. Не предметом
семейной гордости, и уж конечно, не помехой в жизни и без того
озабоченных родителей, а именно человеком, - то этого достаточно.