Напоминание

Основные задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ


Автор: Осипова Ирина Михайловна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Основные задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Личностно-ориентированное обучение для детей с ограниченными

возможностями здоровья

В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями

здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее

эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями

здоровья (с нарушением интеллекта).

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих

ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно

реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к

учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности

ученика для того, чтобы оказать помощь каждому конкретному ребёнку, направленную

на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками

в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно-

реабилитационную работу.

Личностно-ориентированное обучение, на прямую связанное с современными

требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией

обучения, это обучение, ориентированное на личность.

В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной

методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором

принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно

личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке

механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и

другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной

мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего

нуждаются в выработке этих механизмов.

Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка

учиться, адаптировать его к школе.

Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях школы для детей с ОВЗ то,

что мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости

познания, развитие его индивидуальности.

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь

изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик».

Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать

оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном

обучении ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а

сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу,

анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и

т.д.

Профессионально-трудовое обучение в школе для детей с ограниченными

возможностями здоровья является основой подготовки детей с нарушением интеллекта

к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается

разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое

изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в

развитии. Планируя свою работу, учитель должен знать состояние внимания,

утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс

усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание

изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным

уровнем их развития. Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и

продуманного использования методических средств, применяемых во время

объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на

слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет

обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся

учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.

Трудовое обучение в школе для детей с ОВЗ определяется рядом этапов обучения

учащихся. Каждый из них решает на ряду с общими, специфические для данного этапа

задачи.

Первый этап охватывает обучение в 1-4 классах. На этом этапе у обучающихся

формируется первый трудовой опыт.

Задачи трудового обучения в 1-4 классах

- изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся,

- формирование у обучающихся готовности трудиться в школьных мастерских

- последующее обучение основам выбранной профессии.

С 4 класса уроки трудового обучения проводятся в мастерских школы. Работа в новых

условиях требует новых организационных умений и навыков, связанных с

использованием новых материалов, инструментов, организацией и уборкой рабочего

места, которые во многом обеспечивают успешность последующей профессиональной

подготовки учащихся.

Считаю, что при подготовке к уроку, в центре внимания должен стоять личностно-

ориентированный подход к каждому учащемуся, так при составлении плана урока в 4

классе учитываю особенности:

подбираю творческие задания, вопросы, учитывая индивидуальные задания;

продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех

учащихся в ходе урока;

обсуждаю с детьми в конце урока, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось)

и почему, что бы хотелось выполнить еще раз;

анализирую работы учащихся;

выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность,

самостоятельность, оригинальность;

поощряю, творческую активность учащихся.

Второй этап трудового обучения охватывает учащихся 5-8 классов. На этом этапе

учащиеся на уроках труда уже приобретают умения, навыки, творческие способности

в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои знания,

умения, навыки. В 5-6 классах усложняя задания, наблюдаю за успехами

обучающихся. Они стараются научиться работать последовательно, используя

инструкции, показы, планы.

Третий этап. На данном этапе определяются личностные качества ребенка в 9-м

классе, необходимые в совместном труде, практикуется пооперационное разделение

труда, осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к

овладению знаниями, умениями и навыками характерными для труда работников

определенного предприятия. Занятия проходят уже с элементами профориентации.

Применение знаний в созидательном труде убеждает обучающихся в ценности

полученных трудовых навыков. На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг

обучающихся, учу их терпеливому труду, поощряю естественное стремление к

творчеству и красоте.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основными предметами

являются столярное, слесарное и швейное дело. По этим предметам проводится

итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей с

ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе. Изучая выше названные

предметы, дети получают азы специальности столяра, слесаря и швеи. Суть

личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школе для детей с ОВЗ это

создание условий для познавательной активности обучающихся.

Ученик - это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Учитель должен

создавать условия для развития мотивации к обучению.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся основан на систематическом и

всестороннем изучении каждого из обучающихся в процессе бесед с ними и

наблюдения за их работой.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники