Автор: Осипова Ирина Михайловна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Основные задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Личностно-ориентированное обучение для детей с ограниченными
возможностями здоровья
В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями
здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее
эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья (с нарушением интеллекта).
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно
реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к
учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности
ученика для того, чтобы оказать помощь каждому конкретному ребёнку, направленную
на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками
в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно-
реабилитационную работу.
Личностно-ориентированное обучение, на прямую связанное с современными
требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией
обучения, это обучение, ориентированное на личность.
В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной
методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором
принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно
личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке
механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и
другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной
мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего
нуждаются в выработке этих механизмов.
Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка
учиться, адаптировать его к школе.
Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях школы для детей с ОВЗ то,
что мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости
познания, развитие его индивидуальности.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь
изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик».
Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать
оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном
обучении ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а
сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу,
анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и
т.д.
Профессионально-трудовое обучение в школе для детей с ограниченными
возможностями здоровья является основой подготовки детей с нарушением интеллекта
к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается
разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое
изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в
развитии. Планируя свою работу, учитель должен знать состояние внимания,
утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс
усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание
изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным
уровнем их развития. Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и
продуманного использования методических средств, применяемых во время
объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на
слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет
обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся
учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.
Трудовое обучение в школе для детей с ОВЗ определяется рядом этапов обучения
учащихся. Каждый из них решает на ряду с общими, специфические для данного этапа
задачи.
Первый этап охватывает обучение в 1-4 классах. На этом этапе у обучающихся
формируется первый трудовой опыт.
Задачи трудового обучения в 1-4 классах
- изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся,
- формирование у обучающихся готовности трудиться в школьных мастерских
- последующее обучение основам выбранной профессии.
С 4 класса уроки трудового обучения проводятся в мастерских школы. Работа в новых
условиях требует новых организационных умений и навыков, связанных с
использованием новых материалов, инструментов, организацией и уборкой рабочего
места, которые во многом обеспечивают успешность последующей профессиональной
подготовки учащихся.
Считаю, что при подготовке к уроку, в центре внимания должен стоять личностно-
ориентированный подход к каждому учащемуся, так при составлении плана урока в 4
классе учитываю особенности:
подбираю творческие задания, вопросы, учитывая индивидуальные задания;
продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех
учащихся в ходе урока;
обсуждаю с детьми в конце урока, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось)
и почему, что бы хотелось выполнить еще раз;
анализирую работы учащихся;
выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность,
самостоятельность, оригинальность;
поощряю, творческую активность учащихся.
Второй этап трудового обучения охватывает учащихся 5-8 классов. На этом этапе
учащиеся на уроках труда уже приобретают умения, навыки, творческие способности
в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои знания,
умения, навыки. В 5-6 классах усложняя задания, наблюдаю за успехами
обучающихся. Они стараются научиться работать последовательно, используя
инструкции, показы, планы.
Третий этап. На данном этапе определяются личностные качества ребенка в 9-м
классе, необходимые в совместном труде, практикуется пооперационное разделение
труда, осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к
овладению знаниями, умениями и навыками характерными для труда работников
определенного предприятия. Занятия проходят уже с элементами профориентации.
Применение знаний в созидательном труде убеждает обучающихся в ценности
полученных трудовых навыков. На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг
обучающихся, учу их терпеливому труду, поощряю естественное стремление к
творчеству и красоте.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основными предметами
являются столярное, слесарное и швейное дело. По этим предметам проводится
итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей с
ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе. Изучая выше названные
предметы, дети получают азы специальности столяра, слесаря и швеи. Суть
личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школе для детей с ОВЗ это
создание условий для познавательной активности обучающихся.
Ученик - это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Учитель должен
создавать условия для развития мотивации к обучению.
Личностно-ориентированный подход к обучающимся основан на систематическом и
всестороннем изучении каждого из обучающихся в процессе бесед с ними и
наблюдения за их работой.