Напоминание

Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать развитию учащихся и охране их здоровью. Это четко оговорено в пункте 51 Федерального закона «Об образовании».


Автор: Сумачёва Айгуль Каировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: ЯНАО Красноселькупский район с.Ратта
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии - основа формирования здорового образа жизни"
Тема: Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать развитию учащихся и охране их здоровью. Это четко оговорено в пункте 51 Федерального закона «Об образовании».
Раздел: начальное образование





Назад




1

Статья на тему; «Здоровьесберегающие технологии - основа формирования

здорового образа жизни»

Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но

равно содействовать развитию учащихся и охране их здоровью. Это четко оговорено в

пункте 51 Федерального закона «Об образовании».

Ухудшение здоровья детей связано, прежде всего, с экологическим и социально-

экономическим кризисами в стране. Поэтому одной из целей педагогической

деятельности стало формирование основ здорового образа жизни младших школьников

средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.

Задача педагога – найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и

улучшить здоровье детей, сформировать у них основы валеологической грамотности,

ценностного отношения к здоровью.

Для достижения поставленной цели работа может строиться следующим образом.

Диагностическая работа.

1.

Оказание необходимой психолого-педагогической помощи на этапе поступления в

школу и их родителям.

2.

Ежегодный медицинский осмотр, результаты которого учитываются при

организации учебно-воспитательной работы в классе (готовятся карточки с

заданиями для детей с ослабленным здоровьем, при рассадке детей в классе

учитывается острота зрения каждого, для профилактики миопии каждую четверть

меняются расположение детей по рядам, с ослабленным слухом необходимо

рассаживать на передние парты).

3.

Регулярное проведение экспресс- диагностики состояния здоровья учащихся в

конце учебного года, для этого проводится анкетирование родителей, изучаются

медицинские карты будущих первоклассников. На основании результатов

обследования и результатов диагностики составляется на каждого ученика

«паспорт здоровья», где фиксируются изменения, происходящие в его развитии в

течении учебного года и последующих лет обучения.

4.

Ведение «Дневника наблюдений классного руководителя», в котором фиксируются

результаты изучения условий жизни каждого ученика, особенно из

неблагополучных семей, отслеживается поведение, успеваемость, фиксируется

взаимодействие с родителями.

2

Изучается состав и материальное состояние семьи с целью оказания необходимой

психологической и материальной помощи.

Лечебно – оздоровительная работа.

1.

Организация всеобуча родителей о необходимости проведения прививок с

целью предупреждения инфекций – вакцинопрофилактика, необходимости

витаминизации пищевого рациона, о санитарных нормах при просмотре

телевизора и работе за компьютером.

2.

С целью оздоровления детей можно организовать посещение санатория.

Профилактическая работа. Общеоздоровительные мероприятия.

Наиболее важные из них:

- горячее двухразовое питание;

- участие в массовых оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», «Папа,

мама, я – спортивная семья», походы, экскурсии);

- двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих

образовательных технологий обучения; выход к доске, выполнение задания с

чередованием позы; подвижные перемены;

- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

- гимнастика оздоровительная, пальчиковая;

- проведение физкультминуток на 8,12, 20-минутах урока с учетом состояния

детей;

- упражнения для профилактики поскостопия: «медвежонок», «пружинки»,

«балерина»;

- тренинги по темам «Болезнь», «Прогулка в лес» проводятся с целью принятия

спектра эмоциональных переживаний, формирования положительных эмоций,

осознания себя и своих возможностей;

- гимнастика до уроков.

Желательно проведение занятий на свежем воздухе, что способствует повышению

работоспособности организма и замедляет процесс утомления.

Большое значение для детей играет их психологический настрой и

внутреннее состояние. Для определения психологического настроя можно

3

использовать «Гусеничку настроения». Суть этой методики в том, что каждый

ученик, придя утром в школу, показывает свое настроение в цветовом

изображении. Таким образом, вырисовывается общая картина настроения класса, в

зависимости от которой и строится работа педагога (намеченные учителем

накануне виды работы на уроке могут усложняться или упрощаться).

Важно поддерживать здоровьесберегающую среду в классном коллективе:

учитель должен стараться, чтобы дети слышали его спокойный тон, обращение к

себе по имени, видели его улыбку. Важно, чтобы они ощущали уважение к любому

мнению, ответу каждого ученика, даже если ответ не совсем верный. Каждый

учебный день желательно начинать с «минутки вхождения в день» или

приветствия в парах, группах, кругу или какой-то другой форме. Такое приветствие

выполняет функцию положительного эмоционального настроя, снимает

напряжение, является своеобразным организационным моментом и установкой на

урок. Также можно организовать ситуацию прощания и взаимоблагодарения по

типу приветствия, таким образом воспитывается привычка благодарить

окружающих их людей за каждую малость.

Так как важным условием комфортного существования человека в социуме

является его способность к общению, то хорошо зарекомендовал себя на практике

принцип взаимообозрения при расположении детей в классе (они сидяит за

партами, поставленными полукругом), это заметно снижает агрессивность и

повышает эффективность общения, развивает умение невербального общения,

создает ситуацию обмена положительными эмоциями посредством взгляда «глаза в

глаза».

Для создания определенного настроения и лучшего восприятия материала

на уроках следует использовать функциональную музыку.

Хороший эффект дает проведение классных часов на темы; «Моя семья»,

«Почемучка – это хорошо или плохо?», «Вредные привычки и как отучить себя от

них?», «Лесные доктора».

Для проведения уроков здоровья можно рекомендовать программу

Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной «Школа докторов природы, или 135 урокоа

здоровья» для I – IV классов: «Как закаляться. Обтирание и обливание», «Что мы

знаем о курении» и др.

4

Организовать факультативный курс «Разговор о правильном питании» поможет

программа разработанная М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. «Две

недели в лагере здоровья. Разговор о правильном питании». Цели этого курса:

формирование основ культуры питания детей как составляющей здорового образа

жизни, формирование основ рационального питания, воспитание культуры

здоровья.

В школе необходимо создать целостную воспитательно – образовательную

систему, которая включала бы систематические занятия и мероприятия по

воспитанию здорового образа жизни; разнообразное, хорошо сбалансированное,

учитывающее возраст детей, их здоровье и физические нагрузки питание; сеть

разнообразных спортивных секций, позволяющих сделать выбор в соответствии с

интересами и возможностями; организацию труда (включая учебу) и отдыха в

соответствии с биоритмами детей; работу со школьным психологом

(формирование умения управлять эмоциями); профилактику вредных привычек на

внеклассных мероприятиях с привлечением специалистов; совместные

мероприятия с родителями, выходы на природу, регулярные однодневные походы;

обучение детей методикам точечного массажа.

Без этого индивидуальная работа учителя по формированию основ

здорового образа жизни принесет мало пользы.

5

Использованная литература

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании»

Москва 2003г

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г «Две недели в лагере здоровья»

Москва 2003г

Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы»

Москва 2003г

Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания 1 – 4 классы»

Москва 2006г

Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4

классы» Москва 2004г

Ковалько В.И. «Школа физкульминуток(1- 4классы): Практ разработки

физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших

школьников» Москва 2005г

Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу.

1 – 4 классы» Москва 2006г

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов Природы, или 135 уроков

здоровья (1 – 4 классы)» Москва 2005г



В раздел образования