Автор: Сумачёва Айгуль Каировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: ЯНАО Красноселькупский район с.Ратта
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии - основа формирования здорового образа жизни"
Тема: Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать развитию учащихся и охране их здоровью. Это четко оговорено в пункте 51 Федерального закона «Об образовании».
Раздел: начальное образование
1
Статья на тему; «Здоровьесберегающие технологии - основа формирования
здорового образа жизни»
Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но
равно содействовать развитию учащихся и охране их здоровью. Это четко оговорено в
пункте 51 Федерального закона «Об образовании».
Ухудшение здоровья детей связано, прежде всего, с экологическим и социально-
экономическим кризисами в стране. Поэтому одной из целей педагогической
деятельности стало формирование основ здорового образа жизни младших школьников
средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Задача педагога – найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и
улучшить здоровье детей, сформировать у них основы валеологической грамотности,
ценностного отношения к здоровью.
Для достижения поставленной цели работа может строиться следующим образом.
Диагностическая работа.
1.
Оказание необходимой психолого-педагогической помощи на этапе поступления в
школу и их родителям.
2.
Ежегодный медицинский осмотр, результаты которого учитываются при
организации учебно-воспитательной работы в классе (готовятся карточки с
заданиями для детей с ослабленным здоровьем, при рассадке детей в классе
учитывается острота зрения каждого, для профилактики миопии каждую четверть
меняются расположение детей по рядам, с ослабленным слухом необходимо
рассаживать на передние парты).
3.
Регулярное проведение экспресс- диагностики состояния здоровья учащихся в
конце учебного года, для этого проводится анкетирование родителей, изучаются
медицинские карты будущих первоклассников. На основании результатов
обследования и результатов диагностики составляется на каждого ученика
«паспорт здоровья», где фиксируются изменения, происходящие в его развитии в
течении учебного года и последующих лет обучения.
4.
Ведение «Дневника наблюдений классного руководителя», в котором фиксируются
результаты изучения условий жизни каждого ученика, особенно из
неблагополучных семей, отслеживается поведение, успеваемость, фиксируется
взаимодействие с родителями.
2
Изучается состав и материальное состояние семьи с целью оказания необходимой
психологической и материальной помощи.
Лечебно – оздоровительная работа.
1.
Организация всеобуча родителей о необходимости проведения прививок с
целью предупреждения инфекций – вакцинопрофилактика, необходимости
витаминизации пищевого рациона, о санитарных нормах при просмотре
телевизора и работе за компьютером.
2.
С целью оздоровления детей можно организовать посещение санатория.
Профилактическая работа. Общеоздоровительные мероприятия.
Наиболее важные из них:
- горячее двухразовое питание;
- участие в массовых оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», «Папа,
мама, я – спортивная семья», походы, экскурсии);
- двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения; выход к доске, выполнение задания с
чередованием позы; подвижные перемены;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- гимнастика оздоровительная, пальчиковая;
- проведение физкультминуток на 8,12, 20-минутах урока с учетом состояния
детей;
- упражнения для профилактики поскостопия: «медвежонок», «пружинки»,
«балерина»;
- тренинги по темам «Болезнь», «Прогулка в лес» проводятся с целью принятия
спектра эмоциональных переживаний, формирования положительных эмоций,
осознания себя и своих возможностей;
- гимнастика до уроков.
Желательно проведение занятий на свежем воздухе, что способствует повышению
работоспособности организма и замедляет процесс утомления.
Большое значение для детей играет их психологический настрой и
внутреннее состояние. Для определения психологического настроя можно
3
использовать «Гусеничку настроения». Суть этой методики в том, что каждый
ученик, придя утром в школу, показывает свое настроение в цветовом
изображении. Таким образом, вырисовывается общая картина настроения класса, в
зависимости от которой и строится работа педагога (намеченные учителем
накануне виды работы на уроке могут усложняться или упрощаться).
Важно поддерживать здоровьесберегающую среду в классном коллективе:
учитель должен стараться, чтобы дети слышали его спокойный тон, обращение к
себе по имени, видели его улыбку. Важно, чтобы они ощущали уважение к любому
мнению, ответу каждого ученика, даже если ответ не совсем верный. Каждый
учебный день желательно начинать с «минутки вхождения в день» или
приветствия в парах, группах, кругу или какой-то другой форме. Такое приветствие
выполняет функцию положительного эмоционального настроя, снимает
напряжение, является своеобразным организационным моментом и установкой на
урок. Также можно организовать ситуацию прощания и взаимоблагодарения по
типу приветствия, таким образом воспитывается привычка благодарить
окружающих их людей за каждую малость.
Так как важным условием комфортного существования человека в социуме
является его способность к общению, то хорошо зарекомендовал себя на практике
принцип взаимообозрения при расположении детей в классе (они сидяит за
партами, поставленными полукругом), это заметно снижает агрессивность и
повышает эффективность общения, развивает умение невербального общения,
создает ситуацию обмена положительными эмоциями посредством взгляда «глаза в
глаза».
Для создания определенного настроения и лучшего восприятия материала
на уроках следует использовать функциональную музыку.
Хороший эффект дает проведение классных часов на темы; «Моя семья»,
«Почемучка – это хорошо или плохо?», «Вредные привычки и как отучить себя от
них?», «Лесные доктора».
Для проведения уроков здоровья можно рекомендовать программу
Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной «Школа докторов природы, или 135 урокоа
здоровья» для I – IV классов: «Как закаляться. Обтирание и обливание», «Что мы
знаем о курении» и др.
4
Организовать факультативный курс «Разговор о правильном питании» поможет
программа разработанная М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. «Две
недели в лагере здоровья. Разговор о правильном питании». Цели этого курса:
формирование основ культуры питания детей как составляющей здорового образа
жизни, формирование основ рационального питания, воспитание культуры
здоровья.
В школе необходимо создать целостную воспитательно – образовательную
систему, которая включала бы систематические занятия и мероприятия по
воспитанию здорового образа жизни; разнообразное, хорошо сбалансированное,
учитывающее возраст детей, их здоровье и физические нагрузки питание; сеть
разнообразных спортивных секций, позволяющих сделать выбор в соответствии с
интересами и возможностями; организацию труда (включая учебу) и отдыха в
соответствии с биоритмами детей; работу со школьным психологом
(формирование умения управлять эмоциями); профилактику вредных привычек на
внеклассных мероприятиях с привлечением специалистов; совместные
мероприятия с родителями, выходы на природу, регулярные однодневные походы;
обучение детей методикам точечного массажа.
Без этого индивидуальная работа учителя по формированию основ
здорового образа жизни принесет мало пользы.
5
Использованная литература
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании»
Москва 2003г
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г «Две недели в лагере здоровья»
Москва 2003г
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы»
Москва 2003г
Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания 1 – 4 классы»
Москва 2006г
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4
классы» Москва 2004г
Ковалько В.И. «Школа физкульминуток(1- 4классы): Практ разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших
школьников» Москва 2005г
Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу.
1 – 4 классы» Москва 2006г
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов Природы, или 135 уроков
здоровья (1 – 4 классы)» Москва 2005г