Напоминание

Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды


Автор: Сысоева Наталия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" г. Котовска
Населённый пункт: город Котовск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды
Раздел: начальное образование





Назад




Подготовила Сысоева Наталия Петровна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» г. Котовска Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды
Аннотация
Современное общество требует наличия творческих профессионалов, создающих новое, стремящихся к развитию и готовых к постоянному обучению. Потребности общества находятся в непосредственной связи с теми требованиями, которые предъявляются к образованию. Поэтому главная задача школы - научить учиться, научить ребенка ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, что определено в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. В целях успешной реализации данной задачи предполагается создание до ступной образовательной среды к а к системы влияний и условий формирования личности; это совокупность возможностей для развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Одним из эффективных ресурсов создания доступной образовательной среды может стать формирование динамичной информационно- образовательной среды учебного заведения на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, что также закреплено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Рассмотрим возможности практического применения ИКТ-технологий в начальной школе. В образовательном процессе ИКТ-технологии можно применить через презентации, которые дают возможность представить все наглядно. Сочетание рассказа учителя с визуальной демонстрацией позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Интересным и полезным элементом создания информационной образовательной среды становятся электронные образовательные ресурсы. Для закрепления пройденного материала можно использовать готовые электронные образовательные ресурсы, например, Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), созданный Министерством образования и науки РФ. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Информационно-коммуникативные технологии взаимодействуют с технологией проектной деятельности при подготовке исследовательского проекта с использованием Интернет-ресурсов, защите проекта с презентацией, создании буклетов, брошюр, макетов.
Помимо учебной деятельности применение ИКТ-технологий позволяет разнообразить внеурочную деятельность: при подготовке к школьным мероприятиям (создание видеороликов, слайд-шоу), позволяет принимать участие в дистанционных конкурсах. Для контроля и оценки результатов обучения можно использовать интерактивные кроссворды, головоломки, тесты, возможности школьного сайта, электронного дневника и электронной почты (контроль выполнения домашних заданий – отслеживание индивидуальной траектории развития обучающихся). ИКТ в начальной школе могут быть использованы на любом этапе урока обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, ИЗО, во внеурочной деятельности, в работе с родителями. Таким образом, использование ИКТ-технологий позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет б о г а т с т в а м у л ь т и м е д и й н ы х в о з м о ж н о с т е й с о в р е м е н н ы х компьютеров, эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, организовывать учебно- исследовательскую деятельность, развивая тем самым у школьников творческую и познавательную активность, осуществлять контроль и оценку результатов обучения, что и способствует формированию доступной образовательной среды, в которой обнаруживается немалый потенциал для повышения качества обучения, разностороннего развития будущего поколения, их открытость для будущей жизни. Уровень актуальности и значимости ИКТ-технологий в образовательном процессе высокий, но не следует забывать, что повсеместное проникновение средств ИКТ в образование делает актуальной задачу сохранения здоровья обучающихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказаться на здоровье школьников, поскольку работа школьников за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и зрительным напряжением. Поэтому необходимо соблюдать Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Тезисы к работе
Информационно-коммуникативные технологии – условие создания доступной образовательной среды. Основные направления применения ИКТ: организация познавательной деятельности учащихся на уроке, организация самостоятельной деятельности учащихся. Использование ИКТ в начальной школе на любом этапе урока обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, ИЗО, во внеурочной деятельности, в работе с родителями.
Положительные аспекты для учеников: концентрация внимания, включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учебе. Возможности для учителя: информационная поддержка; иллюстрирование материала; использование разнообразных тренировочных упражнений; экономия времени и материальных средств; построение канвы урока; расширение образовательного пространства урока. Соблюдение здоровье сберегающих факторов в использование ИКТ. Результаты применения ИКТ: положительная мотивация обучения, проведение уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( музыка, анимация), высокая степень дифференциации обучения, усовершенствование контроля знаний, формирование навыков подлинно исследовательской деятельности, доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


В раздел образования