Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды
Автор: Сысоева Наталия Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ" г. Котовска Населённый пункт: город Котовск, Тамбовская область Наименование материала: статья Тема: Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды Раздел: начальное образование
Подготовила Сысоева Наталия Петровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ» г. Котовска
Информационно-коммуникационные технологии как условие
создания доступной образовательной среды
Аннотация
Современное общество требует наличия творческих профессионалов,
создающих
новое,
стремящихся
к
развитию
и
готовых
к
постоянному
обучению. Потребности общества находятся в непосредственной
связи с
теми требованиями, которые предъявляются к образованию. Поэтому главная
задача школы - научить учиться, научить ребенка ориентироваться в новых
жизненных обстоятельствах, что определено в Федеральных государственных
образовательных
стандартах
второго
поколения.
В
целях
успешной
реализации
данной
задачи
предполагается
создание
до ступной
образовательной
среды
к а к системы
влияний
и
условий
формирования
личности;
это
совокупность
возможностей
для
развития
личности,
содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Одним из эффективных ресурсов создания доступной образовательной
среды
может
стать
формирование
динамичной
информационно-
образовательной
среды
учебного
заведения
на
основе
использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
образовательном
процессе,
что
также
закреплено в
новых
Федеральных
государственных
образовательных стандартах.
Рассмотрим возможности практического применения ИКТ-технологий
в начальной школе. В образовательном процессе ИКТ-технологии можно
применить через презентации, которые дают возможность представить все
наглядно. Сочетание рассказа учителя с визуальной демонстрацией позволяет
акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного
материала. Интересным и полезным элементом создания информационной
образовательной среды становятся электронные образовательные ресурсы.
Для
закрепления
пройденного
материала
можно
использовать
готовые
электронные
образовательные
ресурсы,
например,
Проект
федерального
центра
информационно-образовательных
ресурсов
(ФЦИОР),
созданный
Министерством
образования
и
науки
РФ.
Электронные
учебные
модули
создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин.
Каждый
учебный
модуль
автономен
и
представляет
собой
законченный
интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной
учебной задачи.
Информационно-коммуникативные технологии взаимодействуют с
технологией
проектной
деятельности
при
подготовке
исследовательского
проекта
с
использованием
Интернет-ресурсов,
защите
проекта
с
презентацией, создании буклетов, брошюр, макетов.
Помимо учебной деятельности применение ИКТ-технологий позволяет
разнообразить
внеурочную
деятельность:
при
подготовке
к
школьным
мероприятиям
(создание
видеороликов,
слайд-шоу),
позволяет
принимать
участие в дистанционных конкурсах.
Для
контроля
и
оценки
результатов
обучения можно
использовать
интерактивные
кроссворды,
головоломки,
тесты,
возможности
школьного
сайта, электронного дневника и электронной почты (контроль выполнения
домашних
заданий
–
отслеживание
индивидуальной
траектории
развития
обучающихся). ИКТ в начальной школе могут быть использованы на любом
этапе
урока
обучения
грамоте,
русского
языка,
литературного
чтения,
окружающего мира, технологии, ИЗО, во внеурочной деятельности, в работе
с родителями.
Таким
образом,
использование
ИКТ-технологий
позволяет сделать
процесс
обучения
более
интересным,
ярким
и
увлекательным
за
счет
б о г а т с т в а
м у л ь т и м е д и й н ы х
в о з м о ж н о с т е й
с о в р е м е н н ы х
компьютеров, эффективно
решать
проблему
наглядности
обучения,
расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более
понятным
и
доступным
для
обучающихся, организовывать
учебно-
исследовательскую
деятельность,
развивая
тем
самым
у
школьников
творческую и познавательную активность, осуществлять контроль и оценку
результатов
обучения,
что
и
способствует формированию
доступной
образовательной среды, в которой обнаруживается немалый потенциал для
повышения
качества
обучения,
разностороннего
развития
будущего
поколения, их открытость для будущей жизни.
Уровень актуальности и значимости ИКТ-технологий в образовательном
процессе высокий, но не следует забывать, что повсеместное проникновение
средств ИКТ в образование делает актуальной задачу сохранения здоровья
обучающихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники
и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказаться на
здоровье
школьников,
поскольку
работа
школьников
за
компьютером
сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и
зрительным
напряжением.
Поэтому
необходимо
соблюдать
Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях.
Тезисы к работе
Информационно-коммуникативные
технологии
–
условие
создания
доступной образовательной среды.
Основные направления применения ИКТ: организация познавательной
деятельности учащихся на уроке, организация самостоятельной деятельности
учащихся.
Использование ИКТ в начальной школе на любом этапе урока обучения
грамоте,
русского
языка,
литературного
чтения,
окружающего
мира,
технологии, ИЗО, во внеурочной деятельности, в работе с родителями.
Положительные аспекты для учеников: концентрация внимания, включение
всех
видов
памяти:
зрительной,
слуховой,
моторной,
ассоциативной;
повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учебе.
Возможности для учителя: информационная поддержка; иллюстрирование
материала;
использование
разнообразных
тренировочных
упражнений;
экономия
времени
и
материальных
средств;
построение
канвы
урока;
расширение образовательного пространства урока.
Соблюдение здоровье сберегающих факторов в использование ИКТ.
Результаты
применения
ИКТ:
положительная
мотивация
обучения,
проведение
уроков
на
высоком
эстетическом
и
эмоциональном
уровне
(
музыка,
анимация),
высокая
степень
дифференциации
обучения,
усовершенствование
контроля
знаний,
формирование
навыков
подлинно
исследовательской деятельности, доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.