Автор: Кузьмичева Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МОУ гимназия
Населённый пункт: город Талдом, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках скрипки"
Раздел: дополнительное образование
МОУ гимназия «Школа искусств» им. А.А.Цветкова
г. Талдом Московской области
Методическая разработка
«Здоровьесберегающие технологии
на уроках скрипки»
Составитель:
Кузьмичева Наталия Юрьевна
преподаватель по классу скрипки
В современном мире остро стоит проблема сохранения здоровья детей в
процессе обучения. Здоровый человек имеет больше шансов добиться
успеха в жизни, стать конкурентноспособной личностью. Однако немалое
количестводетей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии
здоровья:
нарушение
психики,
сколиоз,
ослабление
зрения,
гиперактивность. Эти недуги сказываются на качестве учебы и в целом на
качестве
жизни.
Особенно
актуально
это
по
отношению
к
детям,обучающимся в учреждениях дополнительного образования.У них
существенно
возрастает
учебная
и
психологическая
нагрузки.
Ограничение подвижности во время занятий вызывает риск искривления
позвоночника. Соответственно, этим детям надо уделить особое внимание
в отношении сохранения и укрепления здоровья.
Музыкальная деятельность обладает ярко выраженным терапевтическим
эффектом. Слушание музыки успокаивает нервную систему, дарит яркие
эмоции, поднимает настроение, а пение развивает органы дыхания.
Таким
образом,
музыкальное
образование
можно
считать
здоровьесберегающей педагогической системой, которая может оказать
благотворное
воздействие
на
физическое
и
психологическое
здоровье
детей. Наиболее глубоко здоровьесберегающий потенциал музыкального
искусства проявляется в условиях ДМШ и ДШИ, предусматривающих
индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Процесс здоровьесбережения наиболее эффективен на начальном этапе
обучения,т. к. именно в это время происходит интенсивное формирование
и рост тела, развиваются функции всех систем организма и психики,
развиваются музыкальные способности. Данный период благоприятен для
оказания положительного воздействия на ребенка средствами физической
культуры, а
соединение
художественного и
спортивного
компонентов
воспитания
обеспечивает
всесторонне
гармоничное
развитие
его
личности.
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий
в
скрипичное
обучение
происходит на
разных
уровнях
и
затрагивает
обустройство
кабинета,
выполнение
гигиенических
требований,
соблюдение режима
занятий,
формы и виды деятельности, создание благоприятного климата на уроке.
Это
отвечает
целям,
задачами
и
содержанию
медико-гигиенических
требований,
экологических,
физкультурно-оздоровительных, психолого-
педагогических здоровьесберегающих технологий.
Медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии ориентированы
на
обеспечение
надлежащих
гигиенических
условий
с
учетом
соответствия
СанПиНам
и
охватывает
вопросы
освещения
кабинета,
соблюдения режима
занятий
и
двигательной
активности,
ограничения
предельного уровня учебной нагрузки и т.п. Занятия с детьми младшего
школьного
возраста
немыслимы
в
отрыве
от
физкультурно-
оздоровительных
технологий,
реализуемых
в
виде
динамических
разминок, пальчиковых игр, гимнастики для глаз. Тем самым укрепляется
здоровье,
повышается
умственная
и
физическая
работоспособность,
формируется стрессоустойчивость.
Благотворное
воздействие
физических
упражнений
увеличивается
в
результате соединения
с художественным словом и
музыкой. Все
эти
компоненты
содержит
в
себе
логоритмика-
система
двигательных
упражнений в сочетании с речевым текстом на фоне музыки. Пульсация, с
которой связаны движения и звучащая музыка, вызывает согласованную
реакцию
всего
организма.
Это
способствует
развитию
речевой
функциональной
системы
и
психических
процессов,
мрторных
и
сенсорных
функций,
укрепляет
опорно-двигательный
аппарат,
воспитывает
чувство
равновесия,
формирует
красивую
осанку.
Перед
выполнением упражнения учащийся исполняет мелодию на инструменте,
затем играет ее и поет, а далее поет и показывает движения.
К
экологическим
здоровьесберегающим
технологиям
относится
приобщение
учащихся
к
ухаживанию
за
комнатными
растениями,
цветами, слушание звуков природы во время релаксации.
Педагог
должен
обеспечить
психологически
комфортное
состояние
ребенка на занятии, разговаривать доброжелательным тоном, располагать
к доверительным отношениям, поощрять за достигнутые результаты в
исполнительской
деятельности.
Это
создает
положительный
эмоциональный фон урока, моделирует ситуацию успеха.
Преподаватель должен владеть техникой педагогической психотерапии,
оказывая ребенку всестороннюю психолого-педагогическую поддержку,
помогая ему сохранить и восстановить психологическое здоровье.
К ожидаемым результатам музыкально-оздоровительной работы на уроках
скрипки относятся:
развитие музыкальных и творческих способностей ребенка
эмоциональное благополучие личности
речевое развитие
снижение процента заболеваемости
увеличение физической и умственной работоспособности
Подводя
итог, следует
отметить,что
рациональная
организация
урока
скрипки с учетом здоровьесберегающих технологий помогает избежать
перенапряжения и переутомления ребенка, сохранить его активность на
протяжении всего урока, снимает проблему угасания интереса к игре на
инструменте.
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий
в
процесс
обучения предъявляет ряд требований к педагогу, который должен владеть
не
только методиками обучения на
инструменте,
но
и
разбираться
в
физиологических и возрастных особенностях детей, обладать психолого-
педагогической компетентностью.
Литература:
1.
Игнатьева
С.Г.
Педагогические
условия
здоровьесбережения
учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы.
Чебоксары 2010
2.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и
школы. АРКТИ 2003