Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках скрипки"


Автор: Кузьмичева Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МОУ гимназия
Населённый пункт: город Талдом, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках скрипки"
Дата публикации: 14.09.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОУ гимназия «Школа искусств» им. А.А.Цветкова

г. Талдом Московской области

Методическая разработка

«Здоровьесберегающие технологии

на уроках скрипки»

Составитель:

Кузьмичева Наталия Юрьевна

преподаватель по классу скрипки

В современном мире остро стоит проблема сохранения здоровья детей в

процессе обучения. Здоровый человек имеет больше шансов добиться

успеха в жизни, стать конкурентноспособной личностью. Однако немалое

количестводетей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии

здоровья:

нарушение

психики,

сколиоз,

ослабление

зрения,

гиперактивность. Эти недуги сказываются на качестве учебы и в целом на

качестве

жизни.

Особенно

актуально

это

по

отношению

к

детям,обучающимся в учреждениях дополнительного образования.У них

существенно

возрастает

учебная

и

психологическая

нагрузки.

Ограничение подвижности во время занятий вызывает риск искривления

позвоночника. Соответственно, этим детям надо уделить особое внимание

в отношении сохранения и укрепления здоровья.

Музыкальная деятельность обладает ярко выраженным терапевтическим

эффектом. Слушание музыки успокаивает нервную систему, дарит яркие

эмоции, поднимает настроение, а пение развивает органы дыхания.

Таким

образом,

музыкальное

образование

можно

считать

здоровьесберегающей педагогической системой, которая может оказать

благотворное

воздействие

на

физическое

и

психологическое

здоровье

детей. Наиболее глубоко здоровьесберегающий потенциал музыкального

искусства проявляется в условиях ДМШ и ДШИ, предусматривающих

индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Процесс здоровьесбережения наиболее эффективен на начальном этапе

обучения,т. к. именно в это время происходит интенсивное формирование

и рост тела, развиваются функции всех систем организма и психики,

развиваются музыкальные способности. Данный период благоприятен для

оказания положительного воздействия на ребенка средствами физической

культуры, а

соединение

художественного и

спортивного

компонентов

воспитания

обеспечивает

всесторонне

гармоничное

развитие

его

личности.

Внедрение

здоровьесберегающих

технологий

в

скрипичное

обучение

происходит на

разных

уровнях

и

затрагивает

обустройство

кабинета,

выполнение

гигиенических

требований,

соблюдение режима

занятий,

формы и виды деятельности, создание благоприятного климата на уроке.

Это

отвечает

целям,

задачами

и

содержанию

медико-гигиенических

требований,

экологических,

физкультурно-оздоровительных, психолого-

педагогических здоровьесберегающих технологий.

Медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии ориентированы

на

обеспечение

надлежащих

гигиенических

условий

с

учетом

соответствия

СанПиНам

и

охватывает

вопросы

освещения

кабинета,

соблюдения режима

занятий

и

двигательной

активности,

ограничения

предельного уровня учебной нагрузки и т.п. Занятия с детьми младшего

школьного

возраста

немыслимы

в

отрыве

от

физкультурно-

оздоровительных

технологий,

реализуемых

в

виде

динамических

разминок, пальчиковых игр, гимнастики для глаз. Тем самым укрепляется

здоровье,

повышается

умственная

и

физическая

работоспособность,

формируется стрессоустойчивость.

Благотворное

воздействие

физических

упражнений

увеличивается

в

результате соединения

с художественным словом и

музыкой. Все

эти

компоненты

содержит

в

себе

логоритмика-

система

двигательных

упражнений в сочетании с речевым текстом на фоне музыки. Пульсация, с

которой связаны движения и звучащая музыка, вызывает согласованную

реакцию

всего

организма.

Это

способствует

развитию

речевой

функциональной

системы

и

психических

процессов,

мрторных

и

сенсорных

функций,

укрепляет

опорно-двигательный

аппарат,

воспитывает

чувство

равновесия,

формирует

красивую

осанку.

Перед

выполнением упражнения учащийся исполняет мелодию на инструменте,

затем играет ее и поет, а далее поет и показывает движения.

К

экологическим

здоровьесберегающим

технологиям

относится

приобщение

учащихся

к

ухаживанию

за

комнатными

растениями,

цветами, слушание звуков природы во время релаксации.

Педагог

должен

обеспечить

психологически

комфортное

состояние

ребенка на занятии, разговаривать доброжелательным тоном, располагать

к доверительным отношениям, поощрять за достигнутые результаты в

исполнительской

деятельности.

Это

создает

положительный

эмоциональный фон урока, моделирует ситуацию успеха.

Преподаватель должен владеть техникой педагогической психотерапии,

оказывая ребенку всестороннюю психолого-педагогическую поддержку,

помогая ему сохранить и восстановить психологическое здоровье.

К ожидаемым результатам музыкально-оздоровительной работы на уроках

скрипки относятся:

развитие музыкальных и творческих способностей ребенка

эмоциональное благополучие личности

речевое развитие

снижение процента заболеваемости

увеличение физической и умственной работоспособности

Подводя

итог, следует

отметить,что

рациональная

организация

урока

скрипки с учетом здоровьесберегающих технологий помогает избежать

перенапряжения и переутомления ребенка, сохранить его активность на

протяжении всего урока, снимает проблему угасания интереса к игре на

инструменте.

Внедрение

здоровьесберегающих

технологий

в

процесс

обучения предъявляет ряд требований к педагогу, который должен владеть

не

только методиками обучения на

инструменте,

но

и

разбираться

в

физиологических и возрастных особенностях детей, обладать психолого-

педагогической компетентностью.

Литература:

1.

Игнатьева

С.Г.

Педагогические

условия

здоровьесбережения

учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы.

Чебоксары 2010

2.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и

школы. АРКТИ 2003



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники