Напоминание

"Скрипичные штрихи. Методы их изучения"


Автор: Кузьмичева Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МОУ гимназия
Населённый пункт: город Талдом, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Скрипичные штрихи. Методы их изучения"
Дата публикации: 14.09.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОУ Гимназия «Школа искусств» им. А.А. Цветкова

г. Талдом Московской области

Методическая разработка

«Скрипичные штрихи. Методы их изучения »

преподаватель по классу скрипки

Кузьмичева Н. Ю.

Штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки.

Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой

музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов.

С. Фейнберг

Значение штрихов в скрипичном исполнительстве трудно преувеличить.

Штрихи являются одним из главных средств музыкальной выразительности.

Смысловое значение исполняемой музыки, характер звучания передается

именно штрихами. Смычок должен как бы сливаться с правой рукой скрипача в

единое целое, быть ее продолжением. Действия правой руки должны быть

точно скоординированы с действиями левой руки и быть послушными

желаниям и намерениям скрипача.

За длительный период времени богатейшая практика игры на скрипке накопила

множество разнообразных штрихов, которые можно классифицировать по

нескольким признакам и выделить их на группы.

I группа - протяжные, певучие штрихи;

II группа - короткие маркированные штрихи;

III группа -короткие прыгающие и бросковые штрихи.

Группа протяжных штрихов:

Главным признаком протяжных штрихов является отсутствие пауз между двумя

смежными штрихами. Штрихи этой группы различают: протяжный звук (son

file); раздельный штрих (деташе); связный штрих( легато); портато; бариолаж.

Son file (выдержанный звук). Это отдельный штрих в одном направлении,

очень продолжительный, приближенный к пению человеческого голоса. Он

полностью зависит от левой руки, которая при помощи вибрато дает звуку

жизнь, облагораживает его. Очень важна незаметная смена направления

движения смычка и равномерная скорость его движения. Чаще всего этот штрих

звучит на crescendo или diminuendo, а это значит, что смычок идет с ускорением

или замедлением, а также с соответствующим изменением его веса и точки

касания со струной. Этот штрих наиболее сложный для исполнения.

Деташе (detache) - один из наиболее часто применяющихся штрихов. Означает

раздельное движение смычка, в котором смене направления способствуют

почти незаметные паузы. Деташе бывает трех видов: деташе целым смычком

(grand detache), широкое деташе (частью смычка) и короткое, быстрое деташе.

Grand detache применяется в медленных, исполняемых с большим размахом и

эмоциональных эпизодах.

Широкое деташе ( не менее половины смычка) может быть использовано в

любом месте смычка в умеренном темпе.

Короткое,быстрое деташе - наиболее важный и чаще применяемый штрих,

овладение которым является необходимым условием хорошей штриховой

техники. Легче всего удается в средней части смычка, труднее у концов смычка.

Короткое деташе получается наиболее совершенно немного выше середины

смычка. Однако, скрипач настолько должен овладеть смычком, чтобы хорошо

звучащее короткое деташе получалось в любой части смычка.

Для придания большей значимости и рельефности последовательных звуков

деташе может исполнятся движение смычка в одну сторону с переносом ( или

только вниз, или только вверх).

Исполнение штриха деташе состоит из следующих элементов: атаки звука (

импульса правой руки), свободного движения руки по инерции и филировка

звука ( в основном за счет торможении скорости смычка). Необходимые

качества деташе достигаются поддержанием одинакового контакта смычка со

струной в любом темпе и нюансе. У скрипача должно быть ощущение

плотного прилегания смычка к струне на всем его протяжении. Трость смычка

рекомендуется немного наклонять в сторону грифа.

Легато ( legato) . Незаметное, связное соединение нескольких нот на один

смычок является главной задачей этого штриха. Легато требует контроля

учащихся над тем, чтобы пальцы, находящиеся на обеих струнах продолжали

оставаться в этом положении до тех пор, пока смычок переходит с одной

струны на другую.

Л. Ауэр считал важным правило: «Не поднимайте пальца со струны, пока не

услышите, что уже зазвучала следующая». Это дает певучий звук, т.е.

естественный тон скрипки. Легато является основой кантиленной игры и

должно быть развито каждым скрипачом до совершенства, чтобы пение его

инструмента не прерывалось, а звук всегда был ровным и плавным. Как писал

Л. Ауэр: « Легато - это уничтожение углов в скрипичной игре, осуществление

идеала мягкого, округленного, непрерывного потока звуков».

Для достижения легкой и незаметной смены смычка у колодочки важно

свободное функционирование мизинца на трости смычка.

Внутри фраз, исполняемых легато, возможно осуществлять декламационное

произношение отдельных звуков. Однако в учебном процессе следует быть

осторожными с его применением, т.к. часто за чрезмерной декламацией

скрывается плохое легато.

Портато (portato) - декламационная артикуляция нот. Это волнообразный

штрих, занимающий место между legato и staccato. Здесь отдельные звуки

разделены между собой еле заметной паузой; гибкий нажим производится

указательным пальцем без участия кисти, совершается не на паузе, а на

коротком, отдельном звуке. Этот штрих обозначается черточками под лигой, а

если требуется более четкое разделение звуков, то одновременно черточками с

точками под лигой.

Бариолаж ( bariolage). Этот штрих представляет собой быстрое чередование

соседних струн легато и в основном встречается в виртуозных произведениях.

Штрих может исполняться в любой части смычка исключительно за счет

кистевого движения при минимальной амплитуде движения смычка и

совершенно спокойного локтя.

Группа коротких (маркированных) штрихов:

Главной отличительной чертой штрихов этой группы является отсутствие

связности между ними. Коротким называеися штрих, который отделен от

предшествующего или последующего ясно ощутимой паузой. Отличительным

признаком короткого штриха является не столько подчеркивание начала звука,

сколько наличие акцента. Акцент может быть получен двумя способами:

увеличением скорости смычка или увеличением нажима смычкана струну.

К группе этих штрихов относятся мартле, стаккато, штрих Виотти, пунктирный

штрих.

Мартле (martele – бить молотком). Штрих представляет собой острый звук с

паузой, равной ему по длительности. Мартле обычно используется в музыке

волевого склада, энергичного, маршеобразного, танцевального характера.

Четкое исполнение штриха возможно лишь в умеренных темпах. т.к. при

дальнейшем ускорении теряется рельефность пауз и штрих превращается в

маркированный вид деташе. Мартле исполняется по принципу деташе с

остановками, но начинается с резкого «укола» струны, нажим которой

совершает указательный палец с помощью небольшого вращательного

движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального движения

смычка.

Стакатто (staccato). Штрих, при котором ряд раздельно артикулированных и

акцентированных звуков исполняется на один смычок ( вниз или вверх).

В скрипичном исполнительстве применяется два вида стаккато:

1)

относительно медленное, «лежачее», называемое «шпоровским»;

2)

быстрое, виртуозное, которое в свою очередь подразделяется на твердое,

«лежачее» (стаккато Венявского) и «летучее».

Сначала надо овладеть медленным «лежачим» стаккато, управляемым

отдельными кистевыми движениями руки и исполняемым в умеренных темпах

вверх ( затем вниз) верхней половиной смычка. Потом,постепенно увеличивая

темп, следует добиться четкого звучания при игре тем же штрихом в более

подвижном темпе, используя и другие части смычка.

Штрих «Виотти» . Особенность штриха — наличие ясной разделительной

паузы перед акцентируемым звуком и ее сглаженность после него, т.е. в момент

смены смычка. Этот штрих исполняется обычно верхней половиной смычка,

ближе к его середине. На акцентированных звуках используется значительно

больший отрезок смычка. На легких, неакцентированных звуках в момент

смены смычка как бы мгновенно гасится инерция его движения в обратную

сторону. Притом эти звуки играются очень коротким отрезком смычка.

Пунктирные штрихи. Важное место в штриховом арсенале скрипача занимают

пунктирные штрихи. Они широко применяются в скрипичной литературе.

Сфера выразительности пунктирных штрихов - от героической и сурово-

трагической музыки до сверкающей полетности, безудержного веселья и

беззаботной танцевальности. Основная задача в исполнение этих штрихов —

добиться яркого, острого маркирования короткого звука, отсутствия паузы

между коротким и длинным звуками и ее наличие перед коротким звуком. При

исполнении пунктира необходимо расслаблять мышцы правой руки в паузах.

Благодаря этому звукоизвлечение становится более управляемым, а звучание

становится острее, чётче, виртуознее.

Имеется три основных вида пунктирного штриха: залигованы парами восьмая с

точкой и шестнадцатая (ширина штриха неограничена): все ноты без лиг,

восьмая с точкой играется вверх , а шестнадцатая вниз смычком; соединение

обоих приемов.

Группа коротких (прыгающих и бросковых штрихов):

К этой группе штрихов относятся: соттийе, «летучее стаккато», спиккато,

рикошет. Так называются короткие штртхи, отделенные паузамии, в продолжене

которых покидает струну для того, чтобы опять упасть на нее.

В прыгающих штрихах исполнитель в какой - то степени пассивен, он как бы

исполняет роль только наблюдателя, смычок же активен, т. к. вследствие

собственных упругих колебаний он в месте ценра тяжести сам отскакивает,

если только его не удерживают на струне специально.

Выбор штриха зависит от степени скоростиисполняемых звуков: в медленном

темпе смычок приходится бросать, а в быстром он прыгает самопроизвольно.

Если положить смычок в центре тяжести на струну и сыграть ряд коротких и

быстрых штрихов деташе, то можно заметить, что если указательный палец

свободно лежит на трости, то после каждого штриха трость будет слегка

отходить о струны, т.е. подпрыгивать и возвращаться обратно. По сути, это

короткий штрих деташе, исполняемый на том узком отрезке смычка, где трость

сохраняет равновесие и самостоятельно отпрыгивает от струны. Этот способ

игры называется прыгающим штрихом.

Способ изучения прыгающих штрихов: 1) предельно быстрое, короткое деташе

серединой смычка. В центре тяжести его прижимают к струне и не дают ему

прыгать. 2) то же упражнение с ослабленным нажимом- смычок начинает

самостоятельно прыгать.

Соттийе (sautille - подпрыгивать). Штрих обладает стремительностью,

вируозной полетностью, легкостью. При его исполнении смычок не бросается

на струну, а как бы сам отскакивает от нее благодаря эластичности трости и

колебаниям струны при быстрой смене направления его движения. Соттийе

исполняется близко к центру тяжести смычка или чуть выше.

«Летучее стаккато» (staccato voland). Выразительные черты этого штриха -

изящность, блестящая гибкость. Исполняется, в основном, вверх смычком.

Удобнее всего исполняется в верхней части смычка до его центра тяжести.

Первый звук обычно берется со струны достаточно активно, а затем

ритмическое движение поддерживается кистью и пальцами. Следует уметь

начинать летучее скаккато как после паузы так и без предварительной

остановки смычка ( после протяжного звука). При исполнении этого штриха

вниз смычком следует начинать « с воздуха » и смычок вести несколько от себя.

Спиккато (spiccato – отрывать, отделять). Это наиболее распространенный

прыгающий штрих, достигаемый путем броска смычка на струну и его

отскакивания. Он широко употребляется в жанровых скерцозных эпизодах.

В зависимости от способа атаки звука можно определить два вида спиккато:

1)

мягкое;

2)

острое, « цепляющее».

В мягком виде спиккато близко к деташе, при котором смычок снимается со

струны. При исполнении спиккато смычок держитс в воздухе над струной,

затем его как мячик бросают под небольшим углом на струну. В этот момент

смычок как бы чиркает по струне, извлекая нужный по качеству звук, и

отскакивает от нее как мячик ( угол падения смычка равен углу отскока). В

спиккато большую роль играет свобода кисти, которая как и пальцы должна

быть в эластичном, мягком состоянии. В быстром темпе надо, чтобы кисть

дополняла движения предплечья в ту же сторону. Играется легким смычком в

центре его тяжести.

Рикошет (ricochet — отскок). Близкие к нему штрихи saltando и saltato (

прыгать, отскакивать). Это штрихи бросковые. В них сочетаются начальное

бросковое движение ( как спиккато) и дальнейшие регулируемые отскоки от

струны. Рикошет чаще всего исполняется броском смычка вниз, однако можно

исполнять и вверх смычком. Смычок должен падать на струну плашмя, всем

волосом. При исполнении рикошета главная задача — уронить его на струну с

такой силой, чтобы он по инерции подпрыгнул еще определенное количество

раз, да еще в нужном темпе. Очень важно после броска на струну полностью

освободить руку, добиваясь легкого инерционного движения смычка.

Тремоло ( непрерывный рикошет). Этот штрих представляет собой по

несколько нот вверх и вниз смычком рикошет( сальтандо), так называемый

«барабанный штрих». При исполнении тремоло в спокойном темпе следует

отталкиватся от броскового спиккато и использовать отрезок смычка от центра

тяжести до середины. В быстром темпе штрих приобретает сходство с

отскакивающим соттийе. При сменах смычка необходимо делать акценты для

каждой группы звуков с помощью четких движений кисти, а также регулярно

изменять угол смычка по отношению к струне: вниз — от себя, вверх — к себе

при плоском расположении волоса, которое облегчает отскок и не дает смычку

сползти на гриф, что приведет к потере четкости.

Смешанные штрихи.Часто штрихи предстают в смешанных,комбинированных

формах. При соединении штрихов очень часто возникают их переходные

формы: деташе может постепенно переходить в спиккато или соттийе, которые

затем возвращаются к исходному штриху. При соединении разнообразных

штрихов А. Ямпольский советовал: 1) несколько укоротить смычок перед

сменой и замедлить его движение, сняв « инерцию» штриха; 2) подготовить

следующий штрих переводом правой руки в некую общую зону, наиболее

выгодную точку его ведения по струне; 3) заранее психологически

переключиться в иное музыкально-образное звучание; 4) хорошо изучить

переходную форму. Ямпольский советовал изучать штрихи, сохраняя связь

смычка и пальцев, их координацию. При исполнении сложных штрихов, делая

активные, энергичные движения и акценты следует постепенно избавляться от

призвуков, которые присутствуют при первоначальном разучивании. Закреплять

штрихи полезно на этюдах и на художественном материале. Лишь исполняя

музыкальное произведение, достигается подлинное овладение штрихом, а сам

штрих приобретает виртуозный характер и свое подлинное выразительное

значение.

При овладении учащимися различными шриховыми приемами и их

разновидностями, работа над художественно-выразительными задачами

штрихов не должна прекращаться. Надо постоянно стремиться находить новые

оттенки их выразительности, т.к. выразительные возможности штрихов

неисчерпаемы.

Литература:1. Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке.СПб. Реноме, 2009

2.Ширинский А.Штриховая техника скрипача .М.Музыка, 1983

3.Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке.М.Классика XXI, 2006



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники