Автор: Урюпина Любовь Сергеевна
Должность: педагог по хореографии
Учебное заведение: Правобережный центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ В ХОРЕОГРАФИИ
Раздел: дополнительное образование
Правобережный центр дополнительного образования детей
Коллектив уличного танца
"Starting Crowd"
Конспект открытого занятия по хореографии для детей старшего возраста (13-17 лет)
«РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ В ХОРЕОГРАФИИ»
Автор: Урюпина Л.С.
Педагог дополнительного образования
г. Магнитогорск 2020
Пояснительная записка
Методическая разработка включает в себя развернутый урок по уличному танцу для 13 – 17 лет.
Частично раскрывает тему «Импровизация в современной хореографии”. Так же она включает в
себя полное построение занятия по данной теме.
Уличный танец - это отличный способ не только проявить и показать себя на танцполе, но также
возможность лучше узнать самого себя, погрузиться в глубины самосознания. Уличный танец – это
передача понимания окружающего мира через призму современности – хип-хоп-музыку,
мейнстрим, стиль одежды, раскованность.
По сегодняшний день существует множество различных стилей, но мы углубимся только в один из
них – это хип-хоп.
В наше время появляются всевозможные новые танцевальные стили, однако популярность Хип-
Хопа остается неизменной до сих пор. В качестве основных элементов данного танца выступают
всевозможные прыжки, падения, трюки, а также слаженные движения под ритмичную мелодию.
Хип-Хоп считается весьма динамичным стилем, причем основной акцент в нем отводится
некоторым определенным частям тела, а также движениям из обычной повседневной жизни.
Hip-Hop выступает в роли уникального и неповторимого направления в танцах,
пропагандирующего свободу, а также открытое противопоставление себя целому свету. Именно
по этой причине свободными для него считаются не только движения, но и одежда танцоров.
Если вы хотите освоить данный танцевальный стиль - вам необходимо не только овладеть всеми
основными техниками Хип-Хопа, но и понять саму философию этой культуры, которая в свою
очередь наделена своей уникальной атрибутикой.
История хип-хопа как танца включает в себя появление соревнований по фристайлу.
Последователи данного направления часто устраивают между собой подобные баттлы. Поэтому
тема сегодняшнего урока связана с импровизации, для уличной культуры это называется
фристайл.
Танцевальная импровизация – это, прежде всего, спонтанность творческого самовыражения.
Импровизация движений – это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных
заранее движений.
В импровизации основную роль играют душевное настроение и вдохновение. Именно в
импровизации танца этот мышечный заслон лучше проходит через душевную импровизацию, т.е.
сначала надо начинать искать импровизацию в душе эмоционально, а потом – в движениях танца.
Таким образом, есть уже две «составляющих», у танцующего – это музыка и его личное
эмоциональное отношение (восприятие) к ней. Эти составляющие рождают каждый раз
эмоциональность танца, которая способствует импровизации движений.
План-конспект открытого урока по хореографии
Место: МБОУ ДО «Центр детского творчества»
Тема: «Импровизация в современной хореографии»
Цель: Развить творческие способности детей, умение неординарно мыслить.
Задачи:
Образовательные:
- формировать выразительность телодвижений;
- формировать творческую раскрепощенность;
- научиться слышать музыку и чувствовать движение.
Воспитательные:
- воспитывать радость от общения друг с другом;
- воспитывать эстетические чувства, искренность в передаче танцевального образа.
Развивающие:
- развивать чувство ритма;
- развивать креативность детей;
- развивать артистичность, эмоциональность и гармоничность;
- развивать воображение.
Тип занятия: Получение новых знаний и умений.
Методы:
Наглядный метод – демонстрация, наблюдение;
Практический метод – игра, упражнения, экспериментирование;
Словесный метод – передача информации, беседа, рассказ;
Метод психологического воздействия - строится на основе двигательной экспрессии, мимики,
пантомимы.
Оборудование: Музыкальный проигрыватель, музыкальный носитель, 9 воздушных шаров, 9
шарфов (для завязывания глаз).
План-конспект открытого урока по хореографии
На тему: «Импровизация в современной хореографии»
I часть. Вводная (5 мин.)
(дети на середине зала, встают в шахматном порядке, педагог лицом к детям)
Педагог: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Меня зовут Любовь Сергеевна и сегодня я проведу у вас занятие на тему «Импровизация
в современной хореографии». Ну для начала нам необходимо поприветствовать друг друга.
Приветствие у нас проходит в свободной форме, так как в уличном танце нет комбинации для
приветствия. поэтому ограничиваемся просто "здравствуйте/добрый день"
Как я уже говорила, тема нашего урока «Импровизация в уличной хореографии». Сегодня нам
будет необходимо узнать, что такое импровизация, и попробовать развить свои творческие
способности через этот хореографический прием.
Педагог: Итак, может кто-нибудь знает что такое импровизация и попробует нам рассказать
своими словами?
Дети: (примерный ответ) - Это заранее не запланированное действие, которое требует быстрого
решения.
- Это умение подстроиться под разные ситуации.
Педагог: Да, совершенно верно!
Импровизация в танце – это способность двигаться без заученных в порядке движений, без каких-
то схем, комбинаций. Как вы поняли, наш урок сегодня посвящен полному полету творческих
мыслей, творческой раскрепощенности.
Для того, что бы начать наше знакомство с импровизацией, необходимо подготовить наше тело,
для этого проведем с вами не большую разминку.
II часть. Основная (35 мин.)
Разминка. (5 мин)
Педагог: Разминка всегда начинается с верхних частей тела, и постепенно спускается вниз. Это
значит с чего мы начинаем?
Дети: С головы.
Педагог: Все верно. С головы.
(звучит фонограмма )
1. Медленно наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. 3 круга
2. Поднимаем плечи вверх, вниз. 8 раз
3. Через верх переводим плечи назад; 8 раз
4. Через верх переводим плечи вперед; 8 раз
5. Собираем руки в замок; поднимаем на уровне плеч, и вытягиваем вперед; отпускаем руки вниз
разжимаем замок; 4 круга
6. Круговые движения тазом 5 кругов на каждую сторону.
7. круговые движения в коленном суставе по 5 кругов на каждую ногу
8. круговые движения в голеностопном суставе по 5 кругов на каждую ногу
Упражнение на импровизацию (8 мин.)
Педагог: Хорошо, теперь наше тело готово к тому, чтобы переходить к импровизации.
Для того, чтобы начать импровизировать, необходимо почувствовать свое тело. Сейчас сделаем с
вами небольшое упражнение, я включаю музыку, а вам необходимо двигаться под музыку, так,
как хочет ваше тело. Постарайтесь не стесняться, отключить ваш мозг, и как можно активнее
отдаться движению.
(включается песня 2)
Педагог: Не плохо, но настоящую импровизацию достичь сразу, практически не возможно.
Вам стоит добавить в ваши движения большего объема, для того что бы они смотрелись более
интереснее и выгоднее. Добавить ракурс (танцевать в разных направлениях), добавить высоты (то
вверху, то внизу, то на полу), не бояться выглядеть смешно, или нелепо. Именно когда вы будете
чувствовать, что вы начинаете уставать, из-за силы, которую вкладываете в движения, и
совершенно ни о чем не будете думать, то можно сказать, что вы достигли того пика
импровизации.
Итак, сейчас я вам предложу немного другие условия. Для того что бы полностью отключиться от
того что происходит в зале, чтобы не видеть ни кого, более отдаться своим эмоциям, мы с вами
завяжем глаза, и теперь мы будем импровизировать в полной темноте.
(детям завязывают глаза)
(включается песня 3)
Педагог: Хорошо.
(Необходимо сделать оценку, у кого из детей и в каком из двух упражнений получилось лучше)
(при необходимости, повторить упражнения или показать на собственном примере)
Игровая часть (6 мин.)
Я думаю что вы немного устали, и теперь я вам предлагаю поиграть. Игра называется зеркало.
Сейчас разделимся все по парам. Один человек из пары (называю имена), и другие четверо — это
люди, которые танцуют перед зеркалом. Но задача у нас не простая. У людей, будут завязаны
глаза, а у зеркал нет. Как только вы услышите песню, люди начинают танцевать, задача зеркал,
повторять все движения, что делают их партнеры.
(Включается песня 4 )
Педагог: (сделать оценку игре).
Импровизационная часть (7 мин.)
Ну и вернемся к нашей импровизации. Импровизировать можно не только управляя своим телом,
но и уметь импровизировать с предметом.
У меня для вас есть воздушные шарики. Ваша задача сейчас попробовать импровизировать с
предметом. Самая сложность в том, что его нельзя выпускать из рук на долгий промежуток
времени. Вы можете его представить в качестве мяча баскетбольного, футбольного, партнер по
танцам, или облака, солнце, все это ваша фантазия. Может быть шарик - это ваша часть тела.
(включается музыка 5)
Педагог: Хорошо, встаем на середину, на свои места.
III часть. Заключение (5 мин.)
Педагог: Наше занятие подходит к концу, и давайте все вместе подведем итоги.
Что вы сегодня узнали на нашем уроке?
Дети: Узнали, что такое импровизация.
Педагог: И что такое импровизация?
Дети: Это способность двигаться без заученных в порядке движений, без каких-то схем,
комбинаций.
Педагог: А какие виды импровизаций мы с вами сегодня попробовали?
Дети: Сольные (одиночные, самостоятельные), с предметом (с шариком), и в парах (в игре).
Педагог: Хорошо. Что, по вашему мнению было легче всего? А что тяжелее?
Дети: В парах было легче, сложнее всего было начать импровизировать.
Педагог: Кто считает, что он справился с поставленной задачей, и у него получилось достичь
момента импровизации, поднимите руки?
Дети: (поднимают руки)
Педагог: Здорово, и в качестве поощрительных призов, я дарю вам эти воздушные шарики, что бы
они вам напоминали о нашем уроке.
Дети: Спасибо.
Педагог: Ну и на этом наш урок окончен, предлагаю вспомнить наш поклон, который мы делали в
начале урока.
Педагог: Спасибо за урок. Ну и давайте поблагодарим друг друга за урок аплодисментами.