Напоминание

Текст – единица языка и речи.


Автор: Гатина Рамзия Кашифовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГАУЗ «РКПД» - «ДТС»
Населённый пункт: Поселок Октябрьский Республики Татарстан
Наименование материала: Урок русского языка.
Тема: Текст – единица языка и речи.
Раздел: начальное образование





Назад




1.ФИО (полностью)

Гатина Рамзия Кашифовна

2.Место работы

ФГАУЗ «РКПД» - «ДТС»

3.Должность

Учитель начальных классов

4.Предмет: Русский язык

5. Ученики 3 класса.

6.Тема урока: Текст – единица языка и речи.

7.Материал: Русский язык Т.Г.Рамзаева Москва «Дрофа» 2009

8. Цели урока:

Формирование и умение находить текст и предложение, определять тему и

главную мысль текста, подбирать заголовок к заданному тексту, выделять

части текста, обосновывать правильность их выделения; отрабатывать

умение записывать текст.

Оборудование: карточки

Ход урока.

1.

Организационный момент.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Я желаю вам хорошего

настроения на уроке, начнем день с улыбки.

2.Минутка чистописания.

На доске записаны с л о в а : муравей, ласточка, радуга, сестра, бабочка.

Учитель:

- Прочитайте и назовите лишнее слово.

Ученики (ответ):

- Лишнее слово – радуга – неодушевленный предмет, отвечает на вопрос

«что?», все остальные слова отвечают на вопрос «кто?» и обозначают

одушевленные предметы.

Учитель:

– Составьте разные цепочки из согласных букв лишнего слова. Начинайте

писать каждую цепочку с большой буквы.

Рдг Грд Дгр …

2.1 Индивидуальная работа

Учитель:

- Разделите текст на предложения и запишите его.

Текст: Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта

ученики быстро пишут свои работы.

Учитель:

- Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

1) севера, сильный, с, дует, ветер;

С севера дует сильный ветер.

2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают;

Желтые листья падают с деревьев.

3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей;

В небе раздаётся грустный крик журавлей.

3.Работа по теме урока

3.1. Работа над признаками текста.

Учитель:

- Что такое текст?

Ответ:

- Текст – это предложения, связанные по смыслу общей темой.

Учитель:

- Что можно сделать с текстом?

Ответ: Текст можно озаглавить.

Учитель:

- Прочитайте предложения.

Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до

вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто

слушала интересные рассказы друга.

По И. Шахраю

Учитель:

-Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст.

Обоснуйте свой выбор. Придумайте название текста.

Ответ:

- С утра до вечера моросил мелкий дождь.

3.2. Работа в парами.

Учитель:

— Разделите текст на три части.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал

птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он

поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

Прочитайте текст по частям. Прокомментируйте.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и

звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

4.Физкульминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.

5. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упр.11, с.8.

Учитель:

- Рассмотрите рисунок. Расскажите, что делают дети. Прочитайте текст.

- О чём говориться в тексте ?

Ответ:

- О полезных делах школьников , которые они выполняли летом.

Учитель:

- На какие две части его можно разделить ?

Ответ:

1. Сбор трав. 2.Посадка ёлочек. В тексте две части.

Спишите текст, разделив его на части. Не забудьте о красной строке!

7. Подведение итогов урока.

Учитель:

- А над какой темой мы работали на уроке?

- Где и как вы можете применить новое знание?

- А какую цель ставили?

- А каждый из вас справился с поставленной задачей?

-Какое задание вам показалось интересным.

Учитель:

- Вы все молодцы, хорошо поработали.



В раздел образования