Автор: Гатина Рамзия Кашифовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГАУЗ «РКПД» - «ДТС»
Населённый пункт: Поселок Октябрьский Республики Татарстан
Наименование материала: Урок русского языка.
Тема: Текст – единица языка и речи.
Раздел: начальное образование
1.ФИО (полностью)
Гатина Рамзия Кашифовна
2.Место работы
ФГАУЗ «РКПД» - «ДТС»
3.Должность
Учитель начальных классов
4.Предмет: Русский язык
5. Ученики 3 класса.
6.Тема урока: Текст – единица языка и речи.
7.Материал: Русский язык Т.Г.Рамзаева Москва «Дрофа» 2009
8. Цели урока:
Формирование и умение находить текст и предложение, определять тему и
главную мысль текста, подбирать заголовок к заданному тексту, выделять
части текста, обосновывать правильность их выделения; отрабатывать
умение записывать текст.
Оборудование: карточки
Ход урока.
1.
Организационный момент.
- Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Я желаю вам хорошего
настроения на уроке, начнем день с улыбки.
2.Минутка чистописания.
На доске записаны с л о в а : муравей, ласточка, радуга, сестра, бабочка.
Учитель:
- Прочитайте и назовите лишнее слово.
Ученики (ответ):
- Лишнее слово – радуга – неодушевленный предмет, отвечает на вопрос
«что?», все остальные слова отвечают на вопрос «кто?» и обозначают
одушевленные предметы.
Учитель:
– Составьте разные цепочки из согласных букв лишнего слова. Начинайте
писать каждую цепочку с большой буквы.
Рдг Грд Дгр …
2.1 Индивидуальная работа
Учитель:
- Разделите текст на предложения и запишите его.
Текст: Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта
ученики быстро пишут свои работы.
Учитель:
- Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.
1) севера, сильный, с, дует, ветер;
С севера дует сильный ветер.
2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают;
Желтые листья падают с деревьев.
3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей;
В небе раздаётся грустный крик журавлей.
3.Работа по теме урока
3.1. Работа над признаками текста.
Учитель:
- Что такое текст?
Ответ:
- Текст – это предложения, связанные по смыслу общей темой.
Учитель:
- Что можно сделать с текстом?
Ответ: Текст можно озаглавить.
Учитель:
- Прочитайте предложения.
Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до
вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто
слушала интересные рассказы друга.
По И. Шахраю
Учитель:
-Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст.
Обоснуйте свой выбор. Придумайте название текста.
Ответ:
- С утра до вечера моросил мелкий дождь.
3.2. Работа в парами.
Учитель:
— Разделите текст на три части.
Ласточки
Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал
птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он
поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.
По Л. Толстому
Прочитайте текст по частям. Прокомментируйте.
Ласточки
Над наличником окна было гнездо ласточек.
Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и
звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.
Ласточки весело защебетали.
4.Физкульминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
5. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Упр.11, с.8.
Учитель:
- Рассмотрите рисунок. Расскажите, что делают дети. Прочитайте текст.
- О чём говориться в тексте ?
Ответ:
- О полезных делах школьников , которые они выполняли летом.
Учитель:
- На какие две части его можно разделить ?
Ответ:
1. Сбор трав. 2.Посадка ёлочек. В тексте две части.
Спишите текст, разделив его на части. Не забудьте о красной строке!
7. Подведение итогов урока.
Учитель:
- А над какой темой мы работали на уроке?
- Где и как вы можете применить новое знание?
- А какую цель ставили?
- А каждый из вас справился с поставленной задачей?
-Какое задание вам показалось интересным.
Учитель:
- Вы все молодцы, хорошо поработали.