Автор: Дряхлова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №104
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: конспект урока с аспектным анализом
Тема: "Вода и её свойства"
Раздел: начальное образование
Конспект урока с аспектным анализом.
1.Технологическая карта урока .
1. Ф.И.О. учителя: ________Дряхлова Е.А.______________
2. Класс: ____3 «В»____Дата: _11.11.2019____
3. Предмет:___Окружающий мир__УМК "Школа России"
4. Тема урока:___Вода и её свойства
5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок - исследование в системе здоровьесберегающих технологий.
6. Цель урока: формировать знания об основных физических и химических свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
1.
Продолжить знакомство с минералом - водой.
2. Научить применять знания физических и химических свойств воды в жизненных ситуациях.
3. Повторить знания о разнообразии видов водоёмов, источников питьевой воды, о правилах безопасного поведения на водоёмах.
4. Формировать понимание особой важности воды для всего живого.
Развивающие:
1.
Развивать познавательные интересы к исследовательской деятельности.
2.
Развивать логическое мышление, внимание, память, формировать умение планировать свою деятельность.
3.
Формировать опыт информационной культуры младшего школьника, умения сотрудничать в паре, в группе, развитие
познавательного интереса.
Воспитательные:
1.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам питьевых источников родного края.
2.
Способствовать экологическому воспитанию.
Совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.
Оборудование: сосуды разной формы, пластиковая бутылка с водой, немного молока, акварельная краска, написанные цветными
фломастерами буквы цветом радуги, лабораторное оборудование по теме "Вода"
Этапы урока
Этапы
Время
(мин)
Цель
Содержание учебного
материала
Методы и приёмы
Деятельность
учителя
Деятельность
уч-ся
Организационный
момент
1
проверка
готовности
обучающихся, и их
настроя на работу
Течёт-течёт - не
вытечет,
Бежит-бежит, не
выбежит
Словесный,
загадка
Загадывает
загадку.
Объясняют
смысл
отгаданной
загадки
Постановка целей и
задач урока.
Мотивация учебной
деятельности.
2
создать условия для
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность
Основополагающий
вопрос: Можно ли
назвать воду
минералом?
проблемный
Повышает
мотивацию
учебной
деятельности.
Наш край является
колодезем
минеральной
воды.
Объясняют
значение
смысла
"колодезь",
"минерал"
Актуализация
знаний.
9
повторить
изученные понятия.
1. Сообщение
"Родники" края.
2. Чем важна вода?
3. Правила безопасного
поведения на воде.
ИКТ,
индивидуальные
Сегодня мы
продолжим диалог
о воде. Ребята
подготовили
соообщения о
значимости воды в
жизни человека
Сообщения и
рефераты
Обобщение и
систематизация
4
Обобщить
изученный
1. Картинный диктант.
Дидактическая игра.
метод анализа и
сравнения;
Какое значение
имеет вода?
Без воды живые
существа не
знаний.
Подготовка
учащихся к
обобщенной
деятельности.
материал
(море, озеро, река,
родник)
2. искусственный
водоём, естественный
игровые технологии
2. Какие виды
водных
источников нам
известны?
(Использ.
сведения для
учителя)
могут жить.
Вода бывает
пресная и
солёная.
Приводят
примеры.
Физминутка.
1
Снять напряжение;
обеспечить
активный отдых
организму в
процессе учебной
деятельности
здоровьесбережение
Применение знаний
и умений в новой
ситуации.
15
Достичь
основополагающего
вопроса путём
лабораторного
исследования
1. Практическая работа
(с.31 т.)
А) опыт 1.
Б)опыт 2
В) опыт 3
Г) Опыт 4
2. Практ . работа №2
(зад. 30)
Научно-
исследовательский,
практический
Проводит
лабораторную
работу "Какими
свойствами
обладает вода?"
Вывод: вода без
вкуса и без
запаха.
Б) Вода
прозрачна. Она
может менять
цвет от любой
окраски.
В) Вода без
определённой
формы. Она
принимает
форму сосуда,
во что её
наливаешьГ)
Воду можно
сжать.
Вода -
растворитель.
Соль и мука
растворяются"
песок и масло -
нет.
Г) Воду можно
фильтровать
Контроль усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция.
5
проверить умение
использовать
полученные знания.
Тетрадь. зад. №29.
2) Бортовой журнал
(таблица)
3) Д/з №31
Метод контроля;
Парная, групповая и
коллективная
деятельность
Учитель
регулирует
действие детей.
№29. Работа в
парах
Заполняют
бортовой
журнал.
(коллективная
деят)
Рефлексия
(подведение итогов
занятия
3
Подведение итогов
урока, оценка
учащихся
результатов своей
деятельности
Выстроенные кластеры
Метод обобщения
-Зачем мы
изучаем свойства
воды?
- Зачем нужно
фильтровать воду?
Воспит. момент о
бережном
1) чтобы
применять в
жизни: солить
пищу, сластить
чай и др.
2) Фильтр. воду
нужно для
сохранения
отношении к воде
в доме и есстеств.
источниках
здорповья от
вредных
примесей. По
трубам же
поступает
грязная вода...
Аспектный анализ урока окружающий мир
Аспект «Исследовательская деятельность в современной начальной школе в условиях реализации ФГОС"»
Класс: 3 класс
Предмет: окружающий мир.
Технология: проблемное обучение, (частично-поисковый, исследовательский, опытно-экспериментальный, ИКТ)
Тема: «Вода и её свойства»
Тип урока: урок изучения нового материала с лабораторным исследованием
Форма урока: урок - исследование, основанный на развитии аналитических способностей, с применением компьютерных технологий и
элементов проблемного обучения.
Методы урока: частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа, наглядн0-демонстрационный, метод обобщения и контроля,
практический, метод анализа и сравнения, ИКТ
Межпредметные связи:
1.
Литературное чтение (устное народное творчество)
2.
Математика в цифрах (сведения о воде в цифрах)
3.
Информатика ( бортовой журнал, кластер, презентации)
Оборудование урока: сосуды разной формы, пластиковая бутылка с водой, немного молока, акварельная краска, написанные цветными
фломастерами буквы цветом радуги, лабораторное оборудование по теме "Вода"
Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
Образовательные:
2.
Продолжить знакомство с минералом - водой.
2. Научить применять знания физических и химических свойств воды в жизненных ситуациях.
3. Повторить знания о разнообразии видов водоёмов, источников питьевой воды, о правилах безопасного поведения на водоёмах.
4. Формировать понимание особой важности воды для всего живого.
Развивающие:
4.
Развивать познавательные интересы к исследовательской деятельности.
5.
Развивать логическое мышление, внимание, память, формировать умение планировать свою деятельность.
6.
Формировать опыт информационной культуры младшего школьника, умения сотрудничать в паре, в группе, развитие
познавательного интереса.
Воспитательные:
3.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам питьевых источников родного края.
4.
Способствовать экологическому воспитанию.
Совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.
Совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным
требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом лабораторная и практическая работа. В ходе
урока использованы дополнительные материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников, развивающие речь
ребенка.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
1.
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации);
практические
2.
по виду учебной деятельности:
проблемно-исследовательский метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем задач).
Введение в анализ урока
1.
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
2.
Тема урока направлена на активизацию познавательной активности младших школьников, развитие речи
3.
Использование компьютерной презентации оправданно
Роль компьютера на уроке
1.
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
2.
Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути
вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей
типичным носителем информации
3.
Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, +
иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
4.
Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества
образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,
которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинался с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке.
На организационном этапе я использовала средства обучения - загадку ( литературное чтение) Этот этап, хотя и был непродолжительным,
позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
При планировании урока были учтены психологические и возрастные особенности учащихся 3 класса - это возраст когда мотивация к учёбе
достигается
через игровую и творческо-практическую деятельность поэтому задания были подобраны с учетом особенностей и
возможностей детей. Поэтому, для проведения урока были выбраны разнообразные методы обучения; использовать парную и групповую
формы деятельности уч-ся. Такая работа позволяет задействовать всех учащихся на уроке и дать возможность им проявить себя.
Основным условием эффективности урока являлась высокая мотивация к учебной деятельности, умение выделять главную мысль,
анализировать, делать выводы - обобщения, коммуникативные умения (работать в группах, оказание поддержки и помощи), проводить
исследовательские работы.
Организация познавательной деятельности учащихся достигается путем чередования и сочетания различных приемов работы на уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, читают текст, выполняют логические задания, участвуют в построении кластера и бортового
журнала.
Структура урока соответствовала всем требованиям и принципам дидактики:
1.
Мотивация учащихся к учебной деятельности
2.
Формулировка темы и цели урока
3.
Создание проблемной ситуации.
4.
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. Исследовательская работа
5.
Закрепление полученных знаний.
6.
Практическая работа (работа в группах).
7.
Лабораторная работа (коллективная деятельность)
На уроке использовались игровые технологии, технология парного и группового обучения; методы и приемы, способствующие сохранению
здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического,
психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена
видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в
соответствии с требованиями гигиены зрения.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами: через прямое требование; связывая изученный материал с жизнью
школьника; с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций. На уроке ставились учебные задачи, требующие
осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Этапы урока между собой логически связаны. Психологическая
атмосфера на уроке была комфортная. Осуществлялась обратная связь.