Автор: Волобуева Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств № 7"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Позиционная игра на трёхструнной домре"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Детская школа искусств № 7»
Методическая разработка
Позиционная игра на трёхструнной
домре
Преподаватель: Волобуева
Наталья Юрьевна
г. Курск, 2020 год
План
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Позиция:
а) понятие термина «позиция»;
б) местоположение;
в) деление грифа на позиции;
г) объём позиции;
2. Смена позиции:
а) понятие термина «смена позиций»;
б) способы смены позиций;
III. Заключение.
IV. Литература.
I
Введение
Музыкальная педагогика рассматривает формирование музыкально -
исполнительского мастерства как целостный, синтетический, творческий
процесс, все элементы которого находятся в неразрывном органическом
единстве. Глубокое изучение этого процесса, естественно, вызывает
необходимость в особом рассмотрении каждой из множества связанных с
ним проблем. Так, например, в методике обучения игре на домре, как и в
практической педагогике, представляется целесообразным сосредоточить
внимание, в частности, на развитии техники левой руки. В силу особенности
игры на струнных инструментах, эта проблема охватывает весь широкий
круг
специальных
вопросов.
Интерес
к
таким
«узким»,
«чисто
техническим», как может показаться на первый взгляд, проблемам
обусловлен тем, что без их изучения не могут быть решены сложные задачи
воспитания высокохудожественного мастерства.
II
Основная часть
Позиция
Понятие термина «позиция»
Позиция (лат.) – положение. Например, в балете: позиции –
положения ног и рук в классическом танце, которые обуславливают единое
для всех танцовщиков правильное исполнение каждого «pas». В музыке
позиция – положение руки и пальцев исполнителя при игре на музыкальном
инструменте по отношению к грифу струнных или клавиатуре клавишных
инструментов.
При игре на домре позицией называется положение левой руки на
грифе, определяемое соотношением и взаимодействием первого и большого
пальцев и позволяющее исполнить, не сдвигая руки с места, заданную
последовательность звуков.
Местоположение
Местоположение «позиции» определяется расстоянием от
поставленного на струне первого пальца до нижнего порожка. Первой
позицией называется такое положение руки и первого пальца по отношению
к порожку, при котором на струне «Ми» извлекается звук «Фа».
Деление грифа на позиции
Гриф домры принято делить на позиции в зависимости от изменения
расстояния между первым пальцем и порожком и соответствующего
изменения
положения
большого
пальца
при
последовательном
передвижении руки вверх вдоль шейки грифа.
В 1738 году французский композитор, органист и педагог Мишель
Коррет написал «Школу игры на скрипке», в которой первым установил
деление грифа скрипки на семь позиций с квартовым объёмом каждой из
позиций на одной струне. Это деление впоследствии стало общепринятым (с
развитием виртуозной техники количество позиций увеличилось).
Деление грифа на позиции является рациональным, вспомогательным
средством, которое в процессе начального обучения помогает учащемуся
овладеть грифом.
Порядковое представление позиции даёт возможность уточнить
деятельность пальцев по распределённым участкам грифа и способствует
развитию ощущений расстояний.
Играя упражнения, необходимо следить, чтобы:
- большой палец не менял положение;
- пальцы находились над струной.
Игра этих упражнений даёт:
- знакомство с позиционной игрой;
- освоение скольжений по грифу;
- свобода движений;
- закрепление постановки руки;
- выравнивание ударов по струне.
Объём позиции
Объём позиции на одной струне определяется расстоянием между
первым и четвёртым пальцами, которые образуют крайние точки позиции.
Наиболее естественное расстояние между первым и четвёртым пальцами на
одной струне в первых трёх - четырёх позициях образует интервал чистой
кварты. Расстояние, превышающее интервал чистой кварты, следует
рассматривать как растяжку (например: А.Корелли «Сарабанда»).
В высоких позициях, в связи с уменьшением ладов, можно брать
первым и четвёртым пальцами интервал чистой квинты, и даже сексты,
сохраняя естественное положение пальцев. Однако следует подчеркнуть,
что это ни в каком случае не снимает значения квартового объёма позиции
на одной струне как естественной базы техники левой руки домриста.
Отклонения первого и четвёртого пальцев от их естественного
расположения при применении квинтового объёма позиции бывает обычно
кратковременным,
после
чего
пальцы
испытывают
потребность
возвратиться в своё нормальное исходное положение (например: И. Бах
«Менуэт»)
В
процессе
игры
часто
приходится
уплотнять
естественное
расположение пальцев на грифе суживая квартовый объём позиции до
уменьшённой кварты и малой терции.
Суженное и расширенное расположение пальцев на грифе является
одним
из
важнейших
ресурсов
аппликатурных
сочетаний
и
вспомогательным приёмом для незаметной смены позиций.
Смена позиций
Понятие термина «смена позиций»
Игра в пределах одной позиции не представляет значительных
трудностей для левой руки струнника (домриста, скрипача и т.д.). Л. С. Ауэр
в своей «Школе игры на скрипке» пишет: «… рассмотрение техники левой
руки следует начинать лишь с перемены позиций».
Само понятие «смена позиций» учащемуся хорошо знакомо с самого
первого момента подключения к работе левой руки. Оно означает
перемещение левой руки вдоль грифа, которое может осуществляться
разными способами, зависящими от исполнения на открытых или закрытых
струнах.
Способы смены позиций
Схема1
Способы смены позиций
Перенос руки
Скольжение
Глиссандо
Движение левой руки
вдоль грифа над
струнами на время
звучания ноты,
исполняемой на
Движение левой руки
вдоль грифа по струнам
без нажима на них
между нотами,
исполняемыми на
Движение левой руки
вдоль грифа по струнам
с нажимом на них
между нотами,
исполняемыми на
открытой струне.
Специальных
обозначений не
имеет.
закрытых струнах.
Обозначается прямой
линией между нотами
или цифрами
(обозначениями
аппликатуры),
стоящими возле нот.
закрытых струнах, на
время звучания первой
из них. Обозначается
волнистой линией
между нотами или
Цифрами
(обозначениями
аппликатуры),
стоящими возле нот.
- Перенос руки (переход через открытую струну) осуществляется
значительно проще, чем остальные способы, так как выполняется свободной
левой рукой, не стеснённой прижатием струн и за счёт времени звучания
открытых струн (схема 1). Чем больше длительность, приходящаяся на
открытую струну, тем больше времени у левой руки на осуществление
смены позиции (например: И. Бах «Менуэт», А. Зверев «Рондо», И. Тамарин
«Старинный гобелен»).
-Скольжение производится по одной или нескольким закрытым
струнам, когда невозможен перенос руки (схема 1). Главная его сложность
заключается в недостатке времени на его исполнение, особенно при связной
игре штрихом легато. Карой Флеш в своей работе «Искусство скрипичной
игры» выразительное замедленное скольжение назвал portamento.
- Glissando (лат. скользить) – это практически то же скольжение, но
только с нажимом на струну; оно требует больших физических усилий и на
начальном этапе обучения не применяется. Обозначается волнистой линией
между нотами или цифрами, стоящими возле нот (А. Зверев «Маленькое
рондо»).
Наиболее
часто
употребляется
смена
позиций
скольжением
в
одноголосии (схема 2) или двойными нотами (схема 3), осуществляемая
описанными ниже способами.
Способы скольжений в одноголосии
Схема 2
Способы скольжений в одноголосии
Без смены аппликатуры
Со сменой аппликатуры
Со сменой аппликатуры
и струны
Один из пальцев
прижимает первую из
двух нот, между
которыми стоит черта.
Додержав её до конца,
ослабевая прижатие и
не отрываясь от струны,
палец быстро скользит
по ней, а потом под
воздействием тяжести
руки снова плавно
погружается в струну и,
достигнув нужной
ноты,
фиксирует её прижатие.
Один из пальцев
прижимает первую из
двух нот, между
которыми стоит черта, а
другой готовится над
этой же струной.
Додержав ноту до
конца, ослабевая
прижатие и не
отрываясь от струны,
первый из двух пальцев
быстро скользит по ней,
а другой под
воздействием тяжести
руки плавно
погружается в струну
и, достигнув нужной
ноты, фиксирует её
прижатие. При этом
Один из пальцев
прижимает первую из
двух нот, между
которыми стоит черта, а
другой готовится над
той струной, на
которую перейдёт
мелодия. Додержав
ноту до конца,
ослабевая прижатие и
не отрываясь от струны,
первый из двух
пальцев быстро
скользит по ней, а
другой под
воздействием
тяжести руки плавно
погружается в струну и,
достигнув нужной
первый палец
снимается со струны.
ноты, фиксирует её
прижатие. При этом
первый палец
снимается со струны.
Первый вариант чаще используется в медленных широких мелодиях
как вариант portamento. Достаточно широко применяется в исполнительской
практике переход в смежные позиции при помощи скольжения одним и тем
же пальцем на интервал полутона. Данный приём обеспечивает плавную и
незаметную смену позиции в быстром темпе (В. Моцарт «Полонез», И.
Тамарин «Старинный гобелен»).
Второй способ скольжения осуществляется тремя вариантами:
1. Переходы с ниже расположенного пальца на выше расположенный палец
при движении вверх по грифу, осуществляемые скольжением исходного
пальца, а также переходы с выше расположенного пальца на ниже
расположенный при движении вниз по грифу.
2. Переходы, осуществляемые с ниже расположенного пальца на выше
расположенный палец при движении вверх по грифу путём скольжения
последующего, то есть, в данном случае, вышерасположенного пальца.
3. Переходы с выше расположенного пальца на ниже расположенный палец
при движении вверх по грифу и, наоборот, с ниже расположенного пальца
на выше расположенный палец при движении вниз по грифу (любая гамма,
любые арпеджио, И. Бах «Менуэт», И. Тамарин «Старинный гобелен»).
Третий способ скольжения более сложный для начального обучения и
применяется значительно реже (А. Зверев «Маленькое рондо»).
Способы скольжений двойными нотами
Скольжения двойными нотами осуществляются по следующей схеме:
Схема 3
Способы скольжений двойными нотами
Без смены аппликатуры
и струн
С частичной сменой
аппликатуры
С частичной сменой
аппликатуры и струн
Два пальца прижимают
ноты первого из двух
созвучий, между
которыми стоит черта.
Додержав ноты до
конца, ослабевая
прижатие и не
отрываясь от струн,
пальцы быстро
скользят по ним, а
потом под воздействием
тяжести руки снова
плавно погружаются в
струны и, достигнув
нужных нот,
фиксируют их
прижатие. Является
точным повторением
первого способа,
взятого из одноголосия,
но исполняемого сразу
на двух струнах.
Два пальца прижимают
ноты первого из двух
созвучий, между
которыми стоит черта,
а третий готовится над
той струной, где нужно
поменять аппликатуру.
Додержав ноты до
конца, ослабевая
прижатие и не
отрываясь от струн,
пальцы быстро скользят
по ним, а потом под
воздействием тяжести
руки (но уже с третьим
пальцем вместо одного
из предыдущих) снова
плавно погружаются в
струны и, достигнув
нужных нот,
фиксируют их
прижатие. Является
сочетанием первого
Два пальца прижимают
ноты первого из двух
созвучий, между
которыми стоит черта, а
третий готовится над
той струной, на
которую должна
перейти одна из нот.
Додержав ноты до
конца, ослабевая
прижатие и не
отрываясь от струн,
пальцы быстро скользят
по ним, а потом под
воздействием тяжести
руки (но уже с третьим
пальцем вместо одного
из предыдущих) снова
плавно погружаются в
струны (но уже в
другие) и, достигнув
нужных нот,
фиксируют их
(на одной струне) и
второго (на другой
струне) способов,
взятых из одноголосия.
прижатие. Является
сочетанием первого
(на одной струне) и
третьего (на другой
струне) способов,
взятых из одноголосия.
Употребляются также и скольжения по всем струнам, но, не смотря на
обилие в них нот, технически они ничем не отличаются от скольжений
двойными нотами.
III
Заключение
При выполнении скольжений особо нужно выделить следующее:
1. Все виды скольжений со сменой аппликатуры и струн сближает
необходимость подготовки пальцев над струнами, где находятся ноты, к
которым делается скольжение.
2. Для сохранения певучести, ноты, от которых производится
скольжение, должны быть максимально додержаны.
3. Ослабляя нажим на струны, не следует отрывать от них пальцы, что
приведёт к призвукам и превращению скольжения в перенос руки.
4. Из-за нехватки времени, между нотами и для сохранения певучести,
скольжения должны быть быстрыми, чёткими, но без суеты.
5. Во время скольжения пальцы должны едва касаться струн
(ослабление прижатия), избегая опасности нажима на них и превращения
скольжения в glissando.
Работа над техникой –это процесс реального воплощения музыкально-
образных представлений; художественное и техническое начало – понятия в
известной мере условные; они едины и неразрывны, ибо нет подлинно
музыкальной исполнительской техники вне музыки, как не может быть
музыки без «техники».
IV
Литература:
1. «Балет», энциклопедия, М. 1981г.
2. Блок М.С. «К вопросу о воспитании музыкально-исполнительской
техники», М. 1960г.
3. Мострас К.Г. «Изучение позиций и переходов», М. 1960г.
4. Музыкальная энциклопедия, том 4, М. 1978г.
5. Ямпольский И.М. «Основы скрипичной техники», М. 1977г.
6. Янкелевич Ю.А. «Смены позиций», М. 1960г.