Автор: Кузьмина Елена Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт -Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра Викторина "Охотничья тропа"
Раздел: дополнительное образование
Игра Викторина
«Охотничья тропа»
Подготовила игру педагог дополнительного образования
Кузьмина Елена Владимировна
ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга
Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и
запоминающимися.
Игра – это естественная для детей форма обучения. Она – часть его
жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает
не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние. Я
считаю, что преподаватель, использующий интеллектуальную игру организует
учебную и воспитательную деятельность, исходя из естественных
потребностей ребенка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она
органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной
деятельности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка
сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,
стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас
представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые
пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая
все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Цель: Расширение и углубление знаний о животных нашей Родины, и подготовка етей стать опытными
следопытами через игровую форму работы, а также развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи:
Вызвать интерес к широкому разнообразию животных, обитающих в нашей стране
Повысить уровень экологической культуры у детей
Научиться работать в коллективе
Закрепить знания
Спровоцировать потребность работы с учебной литературой
Возраст: школьники 1-3 класс.
Оборудование: Игровое поле с изображением животных, карточки с вопросами и загадками.
Наклейки с изображением животных, которые выдаются за правильный ответ.
Правила игры: В игре могут участвовать от 2 игроков и более, можно играть командами. В начале
игры ведущий тщательно перетасовывает карточки. Игрок вытаскивает карточку. Ведущий
зачитывает вопрос или задание. Игроку дается время для решения задачи. За правильный ответ
игрок получает наклейку. Затем вступает в игру соперник.
Если ответ неверный, дается возможность заработать дополнительную наклейку сопернику. В конце
игры подсчитывается количество наклеек, полученных за правильный ответ. Выигрывает тот, кто
заработает наибольшее количество наклеек.
Рекомендации при проведении игры: Используйте игру, как закрепление уже полученных ранее
знаний.
В дальнейшем игру можно дополнять карточками с более сложными вопросами и заданиями о
животных, которые изображены на игровом поле.
Вопросы могут быть на тему питания животных, трофические цепи. При желании можно расширить
игровое поле, добавив растения. Приступить к более подробному изучению тем, связанных с
животным миром. Тогда нужно учитывать возрастные особенности детей и возраст игроков
увеличить.
Игру можно использовать как на внеурочной деятельности, так и в дополнительном образовании.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скреб
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб...
И.А. Бунин
Игровое поле
Вопросы :
Выберите день, наилучший по погодным условиям для наблюдения
следов зверей и птиц в лесу зимой.
Варианты:
1. Всю ночь шёл снег, а под утро перестал.
2. Ночью было морозно и тихо, а к утру поднялся ветер и пошёл
снег.
3. Сильная метель.
4. Пасмурно, небольшой мороз, последний снег прошёл 2 дня
назад.
Найди на игровом поле ласку и горностая.
Ласка и горностай внешне похожи, их размеры и форма тела не сильно
отличаются, попробуйте по характеру следов определить, кому они
принадлежат
?
Фото 1.
Фото 2.
На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и
почему?
Найди этого хищника на игровом поле.
По глубокому снегу прошёл лось. Определите направление?
Найди на игровом поле лесную куницу.
Вы шли по лесу, и Ваш маршрут пересёк след лесной куницы. Вы решили
пройти по этому следу, и вдруг след оборвался, куда делся зверёк?
Варианты:
1.Расправил крылья и улетел.
2.Вспрыгнул на дерево.
3. Зарылся в снег.
Отпечатки лап животного напоминают следы маленькой собачки.
Но след более вытянут, когти длиннее и тоньше. Зимой подошвы
лапы покрываются шерстью, отчего отпечаток на снегу становится
несколько расплывчат. Но главное отличие в следовой дорожке:
следы располагаются прямолинейно, как «по нитке». Отпечатки
задних лап накладываются на отпечатки передних, поэтому
дорожка очень узкая. Какое животное оставляет такие следы?
Найди это животное на игровом поле
.
Вы идёте по зимнему лесу, погода хорошая, стоит морозный день. Следы
каких зверей и птиц не должны встретиться на маршруте.
Найди этих зверей на игровом поле.
След этого зверя напоминает след большой собаки, но слегка вытянут в
длину. Между отпечатками средних и крайних пальцев можно положить
спичку или травинку и она не ложится ни на те, ни на другие. Передние
пальцы вытянуты вперед и сближены. Следовая дорожка обычно прямее, чем
у собаки и тянется ровной цепочкой на большом расстоянии. На больших
переходах по белой тропе семья растягивается «гусем», причем каждый
последующий зверь ставит лапы точно в следы передового. Чей след описан?
?
След собаки
?
| Собака
?
Собака
Найди этого зверя на игровом поле
Разгадай загадку
Зверя этого следочки
Словно человечьи почки,
-Отпечатки так похожи,
Пальцы боковые тоже
Ямки сзади оставляют.
Зверя этого все знают:
В мелколесье он гуляет,
Кору, ветки объедает
Целый день, ему не лень,
Потому что он…
Найди этого зверя на игровом поле.
Найди на игровом поле глухаря.
Для чего у глухаря к зиме на лапах вырастают роговые щеточки?
Разгадай загадку.
Следы этого зверька
Перепутаны слегка:
Впереди
–
от задних лап,
Позади
–
передние,
Первые
–
большие,
Меньшие
–
последние
(цепочкой друг за другом).
Может двигаться по кругу.
По лесу бежит прыжками.
Догадались уже сами?
Найди этого зверя на игровом поле.
Желаем успехов!!