Автор: Федотова Ольга Викторовна
Должность: преподаватель рисунка, живописи, композиции, истории искусств, ДПИ
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №3
Населённый пункт: Удмуртская республика,г.Сарапул
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Художественная роспись "Городец"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3»
Методическая разработка занятия
по ДПИ для обучающихся 2 класса
Художественная роспись «Городец»
Автор: преподаватель МБУДО «ДШИ №3»
Федотова О.В.
(первая квалификационная категория)
Сарапул, 2020
Общая часть
Народные
художественные
промыслы
занимают
значительное
место
в
современном декоративно-прикладном искусстве.
Во многих регионах нашей страны сохранилось традиционное, основанное
на ручном труде, пришедшее от дедов и прадедов народное искусство и
народные художественные промыслы. Самые крупные современные центры
расписных деревянных изделий сосредоточены в Нижегородской области.
Одним из знаменитых промыслов является Городецкая роспись. Городец -
старинный,
значительный
центр
деревообрабатывающих
промыслов,
окружающие его богатые лесные массивы служили постоянным источником
сырья.
Присущая
городецким
мастерам
любовь
к
красоте
развила
стремление
украсить деревянные изделия резьбой и росписью, вызывающей до сих пор
удивление красотой орнамента и многообразием мотивов. В тесной связи с
декоративным
оформлением
крестьянской
избы
находится
оформление
вещей внутри избы. Росписью украшались шкафы, божницы, столы и скамьи,
ткацкие станы, прялки, а также мелкие предметы быта и крестьянского
ремесла.
Художественное
оформление
донец
к
прялкам
занимает
в
нижегородском искусстве особое место. Сначала это выемчатая резьба и
инкрустация, затем роспись.
В
наши
дни
искусство
городецкой
росписи
пользуется
заслуженным
признанием. Произведения народных художников с самобытной росписью
украшают интерьеры городских квартир и сельских домов. Они успешно
экспонируются
на
отечественных
и
зарубежных
выставках
прикладного
искусства.
Но
не
многие
знают,
как
под
руками
мастеров
происходит
преображение простого материала, и расцветают фантастическими цветами
расписные
изделия:
детская
мебель
(столики,
стульчики,
кони-качалки,
скамейки-укладки для хранения игрушек), декоративные изделия (расписные
тарелки, панно).
Городецкой
росписью
интересуются
многие
специалисты
и
почитатели
народного искусства. Ее изучают в художественных вузах, училищах, на
уроках изобразительного искусства в школе, в кружках; используют при
оформлении интерьеров.
Цель и задачи
Цель и задачи:
1. ознакомить с технологией выполнения элементов городецкой росписи;
2. овладение приемами кистевой росписи и применение их в составлении
различных композиций;
3. систематизировать и углубить знания об истории развития промысла;
4. привить и воспитывать любовь к традициям народного искусства, знать
историю декоративного искусства своего края и России.
Методы изучения развития обучающихся
В зависимости от поставленных задач руководитель на занятиях
использует различные методы обучения (словесные, наглядные,
практические), чаще всего сочетая их.
Педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребѐнка,
проявляющееся в деятельности и в поведении.
Беседы, позволяющие получить информацию социологическую,
психологическую, ситуационную.
Программа предполагает возможность вариативности
содержания. В зависимости от особенностей динамики творческого развития
обучающихся
педагог
может
вносить
изменения
в
содержание
занятий,
дополнять практические задания новыми изделиями.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические
сведения-это объяснение нового материала, информация познавательного
характера о видах декоративно -прикладного искусства, основах
цветоведения
и
композиции.
Основное
место
на
занятиях
отводится
практическим работам, которые включают выполнение графических заданий,
овладение
навыками
кистевого
письма,
работа
с
шаблонами,
обработка
деревянных изделий, изготовление
сувениров.
Цель программы:
создание условий для формирования свободной творческой личности,
способной к самореализации, через усвоение и изучение народной культуры.
Задачи программы:
развить мотивацию к творчеству, интерес к городецкой росписи как
народному промыслу.
развить усидчивость, внимание, воображение, фантазию.
развить мелкую моторику рук.
изучить традиции и приемы городецкой росписи, расширить кругозор.
изучить приемы работы кистями и красками.
воспитывать самостоятельность, самодисциплину, аккуратность, чувство
взаимопомощи,
уважение
к
педагогу
и
другим
детям,
стремление
к
достижению цели.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Должны знать:
-историю возникновения и развития городецкой росписи, еѐ отличительные
особенности в сравнении с другими видами росписи;
-цвета и оттенки в городецкой росписи;
-этапы росписи;
-основные приемы росписи;
-способы изображения элементов цветочной росписи (цветов, листьев);
-порядок выполнения подмалевки в зооморфных изображениях (птицах,
котиках, конях);
-способы оживок птиц и животных;
-понятие «композиция»;
-понятие «симметрия»;
-технологию выполнения работы.
Должны уметь:
-выполнять детали росписи;
-смешивать краски и получать различные цветовые оттенки;
-выполнять подмалевку элементов росписи (цветов, листьев, зооморфных
изображений);
-выполнять оттенку и оживку элементов цветочной росписи и зооморфных
изображений;
-составлять несложные композиции с элементами цветочной росписи;
-составлять композиции с элементами «птица», «кот», «конь»;
-соблюдать равновесие цвета и форм при составлении композиции;
-выполнять роспись на бумаге, фанере, дереве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
п/№
Раздел, тема
Содержание
часы
Вводные занятия
1
Городецкая роспись.
История
еѐ возникновения
Теория:
История возникновения городецкой
росписи, еѐ традиции,
мастера. Сравнение
изделий различных народных видов
росписей, их отличительные признаки.
2
2
Изучение основных
деталей
росписи.
Практика:
Отработка детьми деталей
росписи (примакивание, скобки, спирали,
точки, волнистые линии и т.д.)
2
3
Цвет. Цветовые
оттенки и
их
отношения в
городецкой
росписи.
Теория:
Цвет. Отличие цвета от краски.
«Теплые» и «холодные» цвета. Цветовые
сочетания. Цветовой спектр (ряд или круг).
Практика:
Выполнение цветового спектра,
поиск нужных в работе цветовых оттенков
(смешение цветов).
2
Цветочная городецкая роспись
4
Основные цветы
городецкой
росписи в условном
изображении.
Выявление
уровня творческих
способностей детей:
выполнение рисунка
по
мотивам городецкой
росписи.
Теория:
Цветочно–орнаментальная городецкая роспись.
Понятие «условность» в городецкой росписи.
Сравнение реальных цветов (роз, ромашек, астр,
бутонов и др.) с городецкими цветами, их
узнаваемость по отличительным признакам.
Практика:
Выполнение рисунка по мотивам городецкой
росписи.
2
5
Основные этапы и
приемы
городецкой росписи.
Теория:
Основные этапы городецкой
росписи: подмалевка, тенѐвка, оживка.
Практика:
Приемы в городецкой росписи:
основной прием выполнение элементов
росписи без предварительного нанесения
контуров карандашом, т.е. сразу кистью;
другие приемы: свободный кистевой мазок,
композиционное и цветовое равновесие,
использование белильных оживок.
2
6
Изучение элементов
Теория:
2
цветочной
городецкой
росписи (цветов и
листьев), способы их
изображения и
оживки.
Этапы и приемы городецкой
росписи
(закрепление).
Практика:
Способы выполнения городецких цветов. Основа
городецкого цветка–круг. Прием свободного
кистевого мазка. Изображение цветов и листьев
приемами городецкого письма. Конкурс на
лучшее выполнение основного цветка «розана»
7
Понятие
«композиция».
Композиция с
включением
элементов цветочной
городецкой росписи.
Зависимость
композиционного
построения
от формы листа
(круга, овала,
квадрата)
Теория:
Зависимость композиционного
построения от формы изделия. Зависимость
цветового решения от фона работы.
Цветовое и композиционное равновесие –
основной прием городецкой росписи.
Понятие «композиция». Варианты композиции.
Практика:
Выполнение композиций из
элементов цветочной городецкой росписи с
использованием различных принципов ее
построения (венок, гирлянда, букет и т. д.) и
учетом формы листа (круг, прямоугольник,
овал). Предварительно дети выполняют
«выкладывание» композиции с помощью
картонных кругов.
2
Зооморфные изображения в городецкой росписи (птицы, кот, конь)
8
Птицы в городецкой
росписи.
Теория:
Образ птиц в народных промыслах,
в городецкой росписи. Различные виды
городецких птиц, сравнение их с реальными.
Выполнение птиц: основной прием –свободный
кистевой мазок.
Практика:
Обучение движению кисти (в воздухе, по сухой
бумаге).
Выполнение элементов «птицы»:
кукушка, петух, фазан,павлин, голубь. Обучение
поэтапному выполнению подмалевки птицы.
Творческое выполнение оживки птицы.
2
9
Создание
композиций с
включением
элемента
«птица»
Теория:
Ритмическое равновесие при изображении птици
цветов в единой композиции. Варианты
выполнения
композиций с птицами (птица расположена в
центре, сбоку, вверху, внизу). Расположение
цветочного орнамента вокруг птицы в виде
гирлянды или венков.
Практика:
Разработка композиции (прием выкладывания»).
2
1 раздел .
Городецкая роспись. История еѐ возникновения.
Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в
нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих
город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление
художественного
направления
в
этом
месте
неслучайно:
кажется,
сама
природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и
его
окрестности,
позволяло
местным
жителям
щедро
пользоваться
древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая
кухонная утварь.
Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими
росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя,
сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую
оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке
Игра «Составь
композицию» Выполнение композиции с
птицами.
10
Понятие
«симметрия».
Композиция с двумя
симметрично
расположенными
птицами.
Теория:
Понятие «симметрия». Абсолютное
равновесие и отсутствие равновесия в
композиции. Варианты построения
симметричных композиций. Варианты
расположения симметричных птиц и
цветочного орнамента вокруг них.
Практика:
Выполнение композиции с двумя
симметричными птицами с предварительным
«вкладыванием» композиции.
2
11
Составление эскизов
к будущей
композиции
Теория:
Варианты композиционных решений, место
расположения кота и соответственно цветочного
орнамента.
Практика:
Составление эскизов к будущей композиции.
Выполнение композиции.
2
12
Выполнение росписи
Сложная композиция с
введением двух симметрично расположенных
коней или птиц.
Теория:
Симметрия в композиции, равновесие форм и
цвета в правой и левой сторонах.
Практика:
Выполнение композиции с двумя симметрично –
расположенными (конями, птицами) и
симметричным орнаментом из цветов.
12
Итогого: 34 часа
выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и
расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество
не
воспринималось: странно,
но
расписные
деревянные
вещи
считались
грубой работой, не заслуживающей особого внимания.
Городецкая роспись начала XIX века.
Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым
годам
прошлого
столетия.
Оно
стало
устойчивым,
хотя
промысел
мог
именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы
делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола,
общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили
старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи.
Впоследствии
народные
умельцы
совмещали
религиозные
традиции
со
светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который
известен сегодня под названием городецкой росписи.
Отправным
пунктом
в
истории
городецкой
росписи
можно
считать
прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой
структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая
к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда
работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на
стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал
зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко
расписать донце, и немало преуспели в этом.
Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление
около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935
году
художник
И.
Овешков
открыл
в
деревне
Косково
общественную
мастерскую.
Он
не
только
руководил
мастерской,
но
и
начал
профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных
мастеров
представляли
в
Третьяковской
галерее
на
выставке
народного
творчества.
А
в
селе
Курцево
в
послевоенные
годы
открылась
артель
«Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через
несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.
Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую
мебель,
токарную
посуду,
декоративные
панно
и
блюда.
И
хоть
не
производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные
мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место
на изделиях городецкой фабрики.
Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то
последнее
направление
технически
выигрывает.
Но,
несмотря
на
сравнительную простоту,
городецкая роспись
не
может
считаться
менее
ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и
интересна и для детей, и для взрослых.
2 раздел
Изучение основных деталей
росписи.
Азбука росписи начинается с отдельных элементов: в росписи по дереву
используются готовые краски - гуашь, темпера, масляные, художественные
краски;
лаки,
краски,
а
также
специально
приготовленные
грунты,
шпаклевки, эмульсии;
основной рабочий инструмент росписи - кисть. В зависимости от росписи
используют круглые беличьи, хорьковые, колонковые, медвежьи кисти № 1-
6; в отдельных случаях используют плоские кисти.
Отработка элементов: капельки, травки, скобка, спиралька листья, цветка и
т.д. Составление травного орнамента или букета из данных элементов.
Чтобы получить мазок «капелька», нужно поставить кончик кисти на лист, а
затем, ведя кисть на себя, плавно прижимать ее к плоскости бумаги.
Чтобы выполнить мазок «травка», нужно поставить кончик кисти на бумагу
и медленно двигать ее к себе, постепенно прижимая к плоскости бумаги.
Завершая написание элемента, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь
мазок, постепенно отрывая кисть от плоскости листа.
Чтобы выполнить элемент «скобка», нужно поставить кончик кисти на лист
бумаги,
медленно
двигать
к
себе.
В
середине
мазок
окажется наиболее
широким. Завершая, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок,
постепенно отрывая кисть от плоскости листа.
Чтобы выполнить элемент «спираль», нужно поставить кончик кисти на лист
бумаги, и постепенно начинать раскручивать спираль по часовой или против
часовой стрелки от центра к краю.
Все
элементы
орнамента
рисуются
сразу
кистью,
без
нанесения
предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку нужно держать
тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа .
Элементы травного орнамента выполняются с постепенным усложнением, от
самых простых – скобочек, травинок, капелек, штрихов, сеточек до более
сложных цветков и листиков.
Технологические особенности промысла:
Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой
не предусмотрена.
Фон
может
быть
разным
–
черный,
красный
или
желтый.
Это
все
традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен
скрывать
все
шероховатости
и
неровности
поверхности.
И
уже
после
высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на
устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для
красящего пигмента брали ягоды и травы.
Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты:
сегодня
мастера,
поддерживающие
нижегородский
промысел,
работают
масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на
сухой основе.
Отличает
городецкую
роспись
особенная
точность
линий:
ее
мастера
«подсмотрели»
у
резчиков.
На
создание
одной
работы
не
зря
уходило
несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что
городецкую
роспись
долгое
время
несправедливо
считали
грубой
и
простецкой! Нет,
мастера выписывали
буквально
каждую линию,
чтобы
добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных
прялках.
Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не
только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между
каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу
наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе
этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На
уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно
делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий
процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые
детали, за счет которых рисунок оживает.
Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня
осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен,
как
не
важны
и
начальные
умения.
Нужно
проникнуться
городецким
творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а
потом уже и на дереве.
3 раздел
Цвет. Цветовые оттенки и их отношения в городецкой росписи.
Основные цвета городецкой росписи
Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в
технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или
белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи
нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания
фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:
синий;
красный;
зеленый;
черный.
Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для
нанесения любого изображения:
охра;
розовый;
красный;
голубой;
синий;
белый;
зеленый;
черный;
желтый.
4 раздел
Основные цветы городецкой росписи в условном изображении.
Любуясь природой, человек давно заметил бесконечное в ней бесконечное
множество интересных причудливых форм и цветовых оттенков, например:
узоры на крыльях бабочки, птиц, рисунки листьев различных и их плодов. И
городецкие художники все мотивы для росписи заимствуют от внешних
форм растений, птиц и животных, упрощая и обогащая их, выделяя самое
характерное.
Цветы
в
городецкой
росписи
стилизованы:
цветущий
шиповник, болотные кувшинки, купальницы и другие полевые и лесные
цветы.
Основные цветочные элементы - это розаны и купавки. Выглядят они так:
«На широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на
нем шарик вроде коробочки, и все это в белых упругих полосках-оживках.
Напружиненный получается, вот-вот лопнет, раскроется.». В стилизованном
цветке соединяются период цветения и созревания.
Все цветы выполняются от цветного кружка - «яблочка», который получается
круговым движением кисти.
Затем определяется центр-коробочка: у розана - центр в середине; у купавки -
смещен в бок.
Следующий этап выполнения цветка - нанесения лепестков дужек. Их цвет
совпадает с цветом центра цветка. Дужку начинают прописывать кончиком
кисти, почти не нажимая на нее, затем сильным нажимом (он приходится на
середину дужки) и заканчивают контур без нажима. Кисть перпендикулярна
поверхности
Конечный этап выполнения цветка - «оживка» (разживка). Это линейная
разделка цветовых пятен. Белые штрихи и точки как будто освежают цветы,
придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично
сиять весь рисунок. Оживка придает объем цветку).
И зацветут на тонких стебельках цветы, заблагоухают сказочные розаны и
нежные купавки.
У
каждого
цветка
своя
красота
-
необыкновенная
и
таинственная.
Скользнешь по нему равнодушным невнимательным взглядом - ничего не
заметишь. А вглядишься и он тебя словно к себе потянет, и в нем увидятся
смутные тени отливающие то бардовым, то пламенно-синим цветом. Они
двигаются
и
от
него
не
хочется
уходить,
хочется
вглядываться
и
вглядываться в сам цветок.
Из
других
видов
цветов
выделяют
ромашку.
Кисть
ритмично
прикладывается от самого кончика до черенка, оставляя отпечаток своего
силуэта,
«обегая» весь кружок. Можно
уложить лепестки внутри кружка,
оставив точку центра. Если выйти за границы круга, получается новый силуэт
-
«цветок-солнышко»
Можно
расположить
«солнышко»
лепестков
за
пределами круга, нарисовать в нутрии самого круга кружок поменьше. Бутоны
и
ягодки
рису
ются
также
от
«яблочка»
5 раздел
Основные этапы и приемы городецкой росписи.
Этапы выполнения композиции:
1.
Окраска
цветочного
фона
или
грунтовка
изделия
с
естественным
фоном.
2.
Нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен.
3.
Нанесение
мелкими
кистями
оттенков
или
моделировка
форм
штриховкой:
отписывают
более
темной
краской
боковые
поверхности
цветов, тычинки, серпики и прожилки лепестков.
4.
Разживка (оживка) способствует оживлению рисунка и объединению
всех
мотивов
в
целостную
композицию.
Разживку
выполняют
черным
цветом и белилами - эти два цвета обладают свойством оказывать влияние на
звучность
различных
красок
и
способствовать
благоприятному
их
сочетанию.
Киноварь, помещенная рядом с черным цветом смотрится еще более яркой,
оранжевый
цвет
кажется
насыщеннее
и
светоноснее,
голубой
-
легче,
прозрачнее, зеленый -спокойнее. Пользуясь черным цветом, можно достичь
зрительного равновесия различно окрашенных деталей росписи. Разживки
сажей наносят на контуры рисунка, штриховые разживки, объединяя мотивы,
черной сеточкой. Разживки становятся красивым дополнением к черным
силуэтам коней, еще более усиливая их декоративную звучность. Черным
цветом выполняются прожилки или зубчики листьев. Он способен вносить в
роспись торжественность, строгость.
Не меньшее значение имеет в росписи и белый цвет. Белилами обводят
контуры мотивов,
дополняют белой штриховкой детали
конского убора,
крылья птиц, формы цветов. Белильными
мазками выделяют
округлость
форм купавок. Белильная разживка добавляет особую нежность розовому
цвету и голубому, смягчает резкость красного, зеленого, синего.
Для разживки иногда используют небольшой кусочек ноздреватой губки,
вставленной в трубочку. Полосы с мелкими крапинками, образуемые губкой,
называют «тропочками».
5. Роспись завершают графическими элементами в виде рамочек и отводок,
которые ограничивают композицию.
Листья
объединяют
цветы
в
единую
стройную
композицию.
Рисуются
веером и называются «папоротником». Они намного теплее и темнее, чем
розаны и купавки, рисуются одним или двумя марками, начиная кончиком
кисти без нажима и кончая сильным нажимом
.
Детям рассказывают о существовании традиционных схем расположения
узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими
мелкими (схемы 1,2,3); с двумя крупными (схема 4) и тремя крупными
цветками (схемы 5 и 6) в сочетании с разным количеством мелких цветочков.
Последовательность
работы
над
композицией:
сначала
рисуется
самый
крупный цветок (цветки), затем цветы помельче, потом листочки, и в конце
выполняется теневка и оживка всей композиции.
6 раздел
Изучение элементов
цветочной городецкой росписи (цветов и листьев), способы их
изображения и оживки.
Раздел 7
Примерные композиции:
—
в полосе (рис. 45-53);
—
в прямоугольнике (рис.54-72);
—
веточка и букет (рис. 73-84, 87);
—
уголок (рис. 85, 93);
—
композиция из цветов (рис. 86, 88-93);
—
рамочки-отводки(рис96)
—
8раздел
Зооморфные изображения в городецкой росписи (птицы, кот, конь)
Конь
-
фигура
в
искусстве
стародавняя
и
после
человека
самая
популярная.
Его считают символом солнца, охраняющий от бед и помогающий в
делах. Конь - излюбленный, почти символичный образ городецкого
искусства. У современных мастеров он олицетворяет представления о
красоте и силе, которые близки к жизни и сказке. Если изображен конь,
то конь поистине сказочный. Это не крестьянская савраска, это сивка-
бурка из
сказки,
горделиво поднявший голову на круто изогнутой
лебединой шее, бьющий оземь копытом. У него тонкие ноги скакуна,
богатая упряжь, грива и пышный хвост струятся водопадом. Поистине
не конь, а мечта о сказочном лихом скакуне!
Коня начинают рисовать с округлой линии шеи, затем очерчивают его
живот,
закрашивается
круп
и
задняя
нога.
Рисуется
передняя
полусогнутая.
Затем
голова,
уши
и
хвост
рис.
Завершает
работу
рисунок сбруи.
Птицы
Птица - один из самых распространенных образов русского народного
искусства. Это древний добрый символ солнца. Городецкие мастера
очень
любили
писать
птиц.
В
их
росписи
необыкновенное
разнообразие и реальных жителей деревенских дворов
- петухов и
куриц,
скворцов
и
горлинок,
населяющих
окрестные
леса;
фантастических
птиц,
будто
пришедших
из
сказки
-
павлинов
с
раскрытыми хвостами, жар-птиц.
В городецкой росписи птиц можно разделить на 2 основных вида,
отличаются
по
исполнению
хвоста
(рис.
7,
8).
Одни
напоминают
глухаря,
тетерева.
Хвост
у
них
выполняется
в
виде
декоративной
плоскости
(веера).
Другие
-
индюки,
петухи
с
хвостами,
где
прорисовано
каждое
перышко.
Но
всех
их
начинают
писать
с
туловища. Плавной линией изображают изгиб груди и шеи, линию,
определяющую форму головки и
спины, полу-чившуюся плоскость
закрывают цветом. Одной линией намечают верхнюю границу хвоста.
С этого момента начинается своеобразие изображения каждой из
птиц. У первой
-глухаря - хвост ограничивают поочередно с двух
сторон линиями, определяющими силуэт, и заливают цветом (рис. 7 а).
У второй - прорисовывают каждое перышко хвоста, почти всегда в два
цвета (рис. 8 а, б).
Разные и ножки: у первой верхняя часть длинненькая в виде листочка,
а нижняя маленькая и тоненькая; у второй верхняя кругленькая в виде
ягодки, а нижняя крупнее, чем у первой.
•Заканчивают птицу нанесением плоскости крыла. Она закрывает место
соединения туловища и хвоста (рис. 7 б, 8 б).
Различные композиции
сочетания городецкой росписи
Для городецкой росписи характерны разнообразные сюжеты на темы
праздников, чаепитий, гуляний, а также композиций из растительных
мотивов с изображением птиц и коней.
Цветочные композиции как правило симметричны по расположению
мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует
различные цвета при нанесении подмалевка на деревянную основу, по
тону
эти
цвета
одинаковые.
Благодаря
этому
в
росписи
нет
одностороннего
перевеса
элементов.
Цвета
в
росписи
используют
яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение
более нарядным.
Сюжетная роспись - это одна из самых трудоемких и удивительно
красивых
видов
композиционной
городецкой
росписи.
Порой
невозможно
представить,
сколь
неисчерпаем
источник
сюжетов,
зарождающихся у Городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния,
посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к
различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое,
многое другое.
Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на
крупных
по
размеру
изделиях:
декоративных
панно,
сундучках
и
крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах.
При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие
мастера нередко опираются на те традиционные композиции, которые
были распространены на городецких прялках, - это роспись в два или
три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с
застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней -сюжеты
помогают
раскрытию
данной
тем.
Так,
свадебный
сюжет
может
сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное
застолье - приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть,
разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде цветочной
полосы.
Для всех композиций свойственна уравновешенность, гармоничность
как в цветовом решении, так и в расположении элементов. Этому
способствует поэтапность выполнения композиции, которую начинают
с нанесения крупных цветовых пятен, а кончают тонкими штрихами
оживки.
9-12 раздел
Создание композиций с включением элемента «птица»
Материально-техническое обеспечение занятия:
В
каждом
народном
промысле
применяют
свои
материалы,
инструменты и оборудование, что связано с местными традициями,
видом выпускаемых изделий.
Рабочее место современного мастера состоит из стола и стула. Стол
лучше всего иметь на каркасе металлических труб квадратного сечения
с выдвижным ящиком для хранения красок и инструмента. Крышка
стола покрыта моющимся пластиком светлого тона.
Для удобства работы под столом смонтирована подножка, уровень
которой можно регулировать.
Стул
представляет
собой
полумягкое
сиденье
и
спинку,
которым
можно придать необходимую высоту и наклон.
Рабочее место должно иметь хорошее освещение: в дневное время
-
рассеянный
свет
с
левой
стороны,
при
недостатке
естественной
освещенности используют люминесцентные светильники.
Азбука
росписи начинается
с
отдельных
элементов:
в
росписи
по
дереву
используются
готовые
краски
-
гуашь,
темпера,
масляные,
художественные
краски;
лаки,
краски,
а
также
специально
приготовленные грунты, шпаклевки, эмульсии;
основной
рабочий
инструмент
росписи
-
кисть.
В
зависимости
от
росписи
используют
круглые
беличьи,
хорьковые,
колонковые,
медвежьи
кисти
№
1-6;
в
отдельных
случаях
используют
плоские
кисти.