Авторы: Шишкина Юлия Владимировна, Юлия Владимировна Шишкина
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г.Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Агрессия у детей
Раздел: дополнительное образование
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения
человека
стало
едва
ли
не
самым
популярным
направлением
исследовательской деятельности психологов всего мира.
Данной теме
посвящено
много
фундаментальных
теоретических
исследований,
систематизирующих
знания
о
причинах
возникновения
агрессивного
поведения.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной
из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится
сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного
поведения детей.
Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное
поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью
нанесения вреда тому или иному лицу. Хотя явления детской агрессивности
и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не
может. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей,
крушение
прежнего
мировоззрения
и
несформированность
нового,
отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят наше
общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно
нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и
внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все
дети могут контролировать свои поступки.
Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых
и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у
него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих
представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к
другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и
патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды,
враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное
поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале»
другого, положительного опыта.
Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если
раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно
в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для
начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще
наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Агрессивный ребенок приносит
массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы воспитатели детских садов отмечают тенденцию к
увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые,
неусидчивые,
«моторные»,
быстрее и
легче вступают
в
конфликты,
неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что
дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они
часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют
родителями.
Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность,
сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на
протяжении дальнейшей жизни человека.
Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миро-
любивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической
характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы
понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть
направлена
на
устранение
причин
агрессивного
поведения,
а
не
ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.
При построении коррекционных программ следует учитывать не только
симптоматику - формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень
отклонения, но и отношение ребенка к своему поведению.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого
раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти
исключительно
в
импульсивных
приступах
упрямства,
часто
не
поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками
злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием,
драчливостью. В более позднем возрасте на первый план все активнее
выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием
вещами, чаще всего игрушками. В этот же период развития более чем в пять
раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия,
вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка
отчетливо прослеживается реакция нападения.
Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее
большинство
детей
1,5–2–летнего
возраста
добровольно
не
отдают
собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей,
но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на
размышления о том, что ребенок включает собственные вещи, в том числе и
игрушки, во внутренние границы “Я” и рассматривает их как части самого
себя. Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и
игрушками, возникают , когда эти границы пересекаются, т.е. несколько
детей “кладут глаз” на одну и ту же игрушку или один из детей пытается
расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек.
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных
источников.
Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного
поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного
поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями
агрессии у себя дома.
Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками,
зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.
И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных
примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических,
предлагаемых масс-медиа.
Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные
отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития по-
зитивности самооценки и Я-концепции не находит поддержки и опеки, то
вероятность
девиантного
поведения
уже
в
дошкольном
возрасте
существенно
возрастает,
ухудшаются
отношения
со
сверстниками,
проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
Аггресивность в подростковом возрасте, имеет не меньшее значение.
Как правило, вызывающе негативное поведение подростка общество
осуждает и отвергает его. В ответ подросток бросает вызов обществу,
погружаясь дальше в преступную среду и самоутверждаясь, совершая
противоправные
действия.
Основой
девиантного
поведения
и
правонарушений подростков являются неуверенность в себе и низкая
самооценка, нарушенное восприятие норм и правил поведения в обществе,
эмоциональная нестабильность, неустойчивость психики.
Проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в
целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый
научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения
агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в
обыденном
сознании,
но
в
профессиональных
кругах
и
во
многих
теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые
толкования.
Агрессивные
подростки,
при
всем
различии
их
личностных
характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими
чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их
примитивность,
отсутствие
увлечений,
духовных
запросов,
узость
и
неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как
правило,
низкий
уровень
интеллектуального
развития,
повышенная
внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений.
Им присущи эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников,
так и против окружающих взрослых. На становление агрессивного поведения
ребенка
оказывают
влияние
многие
факторы,
например,
некоторые
соматические заболевания,
различные социальные факторы, основным из
которых является начало начал жизни человека - семья.
Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у
ребенка, в качестве профилактики родителям необходимо уделять больше
внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними,
а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и
решительность.
В научной литературе разные исследователи дают образцы различных
способов поведения в критических ситуациях, и все они могут быть
применимы только с учетом индивидуально-личностных особенностей
участников конфликта.
Литература:
1.
Г.Л. Лангретт «Игровая терапия: Искусство отношений». М
Международная педагогическая академия 1998 г
2.
Н.М. Платонова «Агрессия у детей и подростков». Санкт –
Петербург Из-во Речь 2006г