Напоминание

Агрессия у детей


Авторы: Шишкина Юлия Владимировна, Юлия Владимировна Шишкина
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г.Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Агрессия у детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения

человека

стало

едва

ли

не

самым

популярным

направлением

исследовательской деятельности психологов всего мира.

Данной теме

посвящено

много

фундаментальных

теоретических

исследований,

систематизирующих

знания

о

причинах

возникновения

агрессивного

поведения.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной

из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится

сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного

поведения детей.

Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное

поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью

нанесения вреда тому или иному лицу. Хотя явления детской агрессивности

и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не

может. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей,

крушение

прежнего

мировоззрения

и

несформированность

нового,

отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят наше

общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно

нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и

внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все

дети могут контролировать свои поступки.

Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых

и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у

него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих

представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к

другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и

патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды,

враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное

поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале»

другого, положительного опыта.

Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если

раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно

в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для

начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще

наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Агрессивный ребенок приносит

массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы воспитатели детских садов отмечают тенденцию к

увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые,

неусидчивые,

«моторные»,

быстрее и

легче вступают

в

конфликты,

неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что

дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они

часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют

родителями.

Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность,

сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на

протяжении дальнейшей жизни человека.

Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миро-

любивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической

характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы

понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть

направлена

на

устранение

причин

агрессивного

поведения,

а

не

ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.

При построении коррекционных программ следует учитывать не только

симптоматику - формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень

отклонения, но и отношение ребенка к своему поведению.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого

раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти

исключительно

в

импульсивных

приступах

упрямства,

часто

не

поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками

злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием,

драчливостью. В более позднем возрасте на первый план все активнее

выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием

вещами, чаще всего игрушками. В этот же период развития более чем в пять

раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия,

вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка

отчетливо прослеживается реакция нападения.

Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее

большинство

детей

1,5–2–летнего

возраста

добровольно

не

отдают

собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей,

но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на

размышления о том, что ребенок включает собственные вещи, в том числе и

игрушки, во внутренние границы “Я” и рассматривает их как части самого

себя. Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и

игрушками, возникают , когда эти границы пересекаются, т.е. несколько

детей “кладут глаз” на одну и ту же игрушку или один из детей пытается

расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных

источников.

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного

поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного

поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями

агрессии у себя дома.

Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками,

зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных

примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических,

предлагаемых масс-медиа.

Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные

отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития по-

зитивности самооценки и Я-концепции не находит поддержки и опеки, то

вероятность

девиантного

поведения

уже

в

дошкольном

возрасте

существенно

возрастает,

ухудшаются

отношения

со

сверстниками,

проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.

Аггресивность в подростковом возрасте, имеет не меньшее значение.

Как правило, вызывающе негативное поведение подростка общество

осуждает и отвергает его. В ответ подросток бросает вызов обществу,

погружаясь дальше в преступную среду и самоутверждаясь, совершая

противоправные

действия.

Основой

девиантного

поведения

и

правонарушений подростков являются неуверенность в себе и низкая

самооценка, нарушенное восприятие норм и правил поведения в обществе,

эмоциональная нестабильность, неустойчивость психики.

Проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в

целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый

научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения

агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в

обыденном

сознании,

но

в

профессиональных

кругах

и

во

многих

теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые

толкования.

Агрессивные

подростки,

при

всем

различии

их

личностных

характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими

чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их

примитивность,

отсутствие

увлечений,

духовных

запросов,

узость

и

неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как

правило,

низкий

уровень

интеллектуального

развития,

повышенная

внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений.

Им присущи эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников,

так и против окружающих взрослых. На становление агрессивного поведения

ребенка

оказывают

влияние

многие

факторы,

например,

некоторые

соматические заболевания,

различные социальные факторы, основным из

которых является начало начал жизни человека - семья.

Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у

ребенка, в качестве профилактики родителям необходимо уделять больше

внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними,

а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и

решительность.

В научной литературе разные исследователи дают образцы различных

способов поведения в критических ситуациях, и все они могут быть

применимы только с учетом индивидуально-личностных особенностей

участников конфликта.

Литература:

1.

Г.Л. Лангретт «Игровая терапия: Искусство отношений». М

Международная педагогическая академия 1998 г

2.

Н.М. Платонова «Агрессия у детей и подростков». Санкт –

Петербург Из-во Речь 2006г



В раздел образования