Автор: Шишкина Юлия Владимировна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г.Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные аспекты психологического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Основные аспекты психологического сопровождения педагогического
процесса в учреждении дополнительного образования.
Организация
психолого-педагогического
сопровождения
образовательного процесса способствует реализации основных направлений
концепции
дополнительного
образования:
личностно–ориентированного
подхода к ребенку, доброжелательного отношения детей и взрослых,
создания социально-психологических условий для обучения и полноценного
развития детей.
Необходимость такой работы продиктована в первую очередь тем, что
проведение различного рода «психологических» мероприятий ведётся в
контексте решения общей насущных проблем дополнительного образования,
главная из которых – развитие творческого, интеллектуального потенциала
личности
воспитанника,
его
социальная
адаптация
и
жизненное
самоопределение.
Целью работы с педагогами дополнительного образования является
повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с
обучением
и
развитием
обучающихся.
Повышение
психологической
грамотности педагогов дополнительного образования Центра по вопросам
воспитания,
формирования
здорового
образа
жизни,
межличностного
взаимодействия проходит через работу педагогических советов.
Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или
результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или
коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый
характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога
профессиональные и личностные затруднения. В течение учебного года
педагогом — психологом посещаются занятия педагогов Центра с целью
оказания методической помощи по психологическим основам построения
занятия.
Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из
согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной,
эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из
них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная
работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём
направлениям
Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной
сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, педагогами,
родителями.
Коррекционное направление включает работу по развитию навыков
общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения.
Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического
внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им
помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и
поведении.
Профилактическая
деятельность
осуществляется
в
целях
предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем,
определения ближайших перспектив разрешения проблем.
Кроме
психологических
консультаций
и
индивидуальных
коррекционных занятий с детьми и взрослыми большое внимание отводится
работе по профилактике нарушений психологического здоровья детей и
подростков, целью которой является создание условий для переживания
жизненных
трудностей
и
восстановление
душевного
равновесия,
преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях.
Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их
психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и
решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации
сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за
воспитание и развитие ребёнка. В течение учебного года организуются
групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для
родителей,
проводится
работа
по
диагностике
детско-родительских
отношений.
В течение года пополняется методический материал «Психология для
родителей», где можно познакомиться с материалом по возрождению семьи
как основы духовного и физического развития нации, как быть хорошими
родителями, изучить методы быстрого снятия сильного эмоционального и
физического напряжения.
Используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со
всеми участниками учебно-воспитательного процесса оказывает содействие
психологическому и личностному развитию обучающихся.
Литература:
1.Решение психологических проблем в детском возрасте. Выбор
специалиста. Дошкольная педагогика. – с. 49-51.
2.Анализ реального уровня организации процессов жизнедеятельности
в
ДОУ.
Результаты
опытно-экспериментальной
работы.
Дошкольная
педагогика. –с. 45-48.
3.Савенков А.И. У колыбели гения.- М.: Педагогическое общество
России, 2000- 224с., ил.
4.Гуревич К. М. Индивидуально- психологические особенности
школьников.- М.: Знание, 1988.-97с.