Автор: Акишина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Однородные члены предложения"
Раздел: начальное образование
1
Урок русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель:
– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие
умений находить однородные подлежащие и сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с
однородными членами, опознавать их на основе перечислительной
интонации
Задачи:
Воспитание интереса к изучению русского языка
Развивать зрительную память, самооценку, внимание
Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать
Развивать умение работать в сотрудничестве
Закрепить знания о простом предложении.
Формы работы: групповая, парная, фронтальная.
Оборудование:
o
интерактивная доска;
o
компьютер;
o
мультимедийный проектор;
o
презентация;
o
учебник.
Ход урока
I.Организационный момент
Встаньте ровно, сделайте глубокий вдох и выдох.
Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее,
успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.
2
Откройте тетради, запишите число и оставьте 2 строчки для того, чтобы
немного позже записать тему урока.
II. Введение в тему. Мотивация
Я хочу вам рассказать маленькую историю: «Жил в русской деревне
юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко,
здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И
однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (Слайд
№3)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью
Михаил Исаковский
Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта
Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого
он напоминает? (Предполагаемый ответ: «Ветер, обычный ветер, подобен
молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно
двигаться, играть, лететь на молодых крыльях».)
Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.
Я предлагаю вам их обсудить в группах. (Слайд №4. Работа в группах, на
партах лежат вопросы со слайда №4)
3
1. Что необычного в этом стихотворении?
2. Найдите и выпишите грамматическую основу предложения.
3. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они
поясняют?
4. На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма
этих глаголов?
5. С какой интонацией они читаются?
6. Как называются подобные члены предложения?
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.
Обоснуйте свои ответы.
· Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит
из одного предложения)
· Какую грамматическую основу предложения вы выписали? (Слайд
№ 5)
Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил,
полетел.
· Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они
поясняют?
· На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих
глаголов?
· С какой интонацией они читаются?
· Как называются подобные члены предложения? (Ответы детей)
III. Формулирование темы и запись в тетради
Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения.) А для
чего нам надо знать однородные члены? (Для того, чтобы правильно
употреблять их в речи и на письме) попробуйте точнее сформулировать
тему. Запись темы урока в тетради: «Однородные члены предложения и
знаки препинания при них» (Слайд № 6)
IV.Целеполагание
4
Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения и знаки
препинания при них». А как вы думаете, какую цель мы можем поставить
на этом уроке? (Что нам необходимо знать об однородных членах, и чему
мы должны научиться на уроке?)
1. Признаки однородных членов предложения
Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос:
«Что нам необходимо уметь и чему мы хотим научиться».
1.
Находить в тексте однородные члены предложения
2.
Правильно расставлять знаки препинания.
3.
Употреблять в своей речи.
(Слайд №7)(Чтение и работа со слайдом.)
V. Объяснение нового материала. Создание проблемной ситуации
Сегодня мы с вами будем не просто ученики, а сотрудники научной
лаборатории. Что делают в лабораториях? (Проводят опыты.) Правильно,
мы с вами будем проводить эксперименты в группах. А я обращаю ваше
внимание на следующий слайд (Слайд № 8). Как вы думаете, что
обозначают эти вопросы? Почему их 5? (Это признаки однородных
членов, которые нам предстоит сформулировать)
Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем сформулируйте
признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со
слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..»
Слушайте своих одноклассников внимательно, не повторяйтесь (Работаем
со слайдом №8, раскрываем все вопросы.
Если раскрыты не все вопросы, нужно помочь: «А хотите узнать
остальные признаки однородных членов предложения? Давайте ёще раз
все вместе прочитаем и запомним их»:
1. Отвечают на один и тот же вопрос.
2. Являются одним членом предложения.
3. Относятся к одному и тому же члену предложения.
4. Обычно выражены одной и той же частью речи.
5
5. Произносятся с перечислительной интонацией.
Если все вопросы раскрыли: «Молодцы! Вы успешно справились с этим
заданием. Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их». Слайд
№9)
Для чего нужны однородные члены предложения? Послушаем ученых
(Слайд №10): …при помощи однородных членов предложения
•
уточняются детали общей картины, единого целого,
•
показывается динамика действий,
•
образуются ряды эпитетов, обладающих большой
экспрессивностью.
VI. Гимнастика для глаз
VII. Знаки препинания при однородных членах. Создание проблемной
ситуации
Слайд №19 Необыкновенный мальчик.
Всех пальцев у меня двадцать, пять на одной руке, столько же на другой
да на обеих ногах десять.
- Почему мальчик оказался таким необыкновенным?
- А может, дело в пунктуации? Исправьте ошибку.
Как же ставить знаки препинания в предложениях с однородными
членами? (Слайд №20)
VIII. Постановка учебной задачи
Давайте прочитаем данный текст и попытаемся расставить знаки
препинания. (Презентация2, Слайд №2)
Вот и пришла поздняя и долгожданная весна. О и О.
Она наступила так внезапно, быстро, мгновенно. О, О, О.
6
Деревья пробуждались, но протягивали свои ветви навстречу весне.
О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
Своими яркими лучами солнце радовало и насекомых, и птичек, и
животных, и людей. и О, и О, и О, и О.
Почки на них увеличивались и набухали, лопались и выпускали
яркую зелень.
О и О, О и О.
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения:
1. О и О.
2. О, О, О.
3. О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
4. и О, и О, и О, и О.
5. О и О, О и О.
Памятка для каждого, на парту
Правила постановки знаков препинания при однородных членах (Слайд
№22)
1. Если однородные члены соединяются одиночным союзом и, запятая не
ставится.
2. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится.
3. Если однородные члены соединены противительными союзами а, но,
да, запятая ставится.
4. Если однородные члены соединены повторяющимися союзами и,
запятые ставятся.
7
5. Если однородные члены объединены в пары, то запятая ставится только
на границе пар.
Работа с пиктограммами (Слайд №23-26)
IX. Отработка умений находить однородные члены предложения и
расставлять знаки препинания
Составление предложений с использованием пиктограмм (Презентация2,
Слайды №3-6)
X. Закрепление материала
(Тест распечатать, раздать каждому. Сначала выполняют самостоятельно,
затем проверяют по образцу)
Тест Презентация1 Слайд №
1. Члены предложения называются однородными, если …
а) отвечают на один и тот же вопрос;
б) относятся к одному и тому же члену предложения;
г) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
а) подлежащие;
б) сказуемые;
в) второстепенные члены.
3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
а) интонацией перечисления;
б) союзами;
8
в) предлогами.
4. В каком предложении есть однородные члены?
а) Шумят листвой берёзки, трепещут осинки.
б) Под ёлкой пробежал маленький ёжик.
в) Он ищет грибы, спелые ягоды.
XI. Рефлексия
Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам
получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте посмотрим на
(презентация1 Слайды №7) и сделаем вывод: «А справились ли мы с
поставленными в начале урока задачами?». Желающие могут сказать свое
отношение к сегодняшнему уроку одним словом, словосочетанием,
предложением. А можно и употребить однородные члены предложения.
Начну я: «Вы сегодня работали активно, плодотворно и творчески»….
(Презентация1 Слайд №33)