Напоминание

"Роль самостоятельной работы в начальных классах"


Автор: Матвеева Лидия Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Татарстан, г. Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: "Роль самостоятельной работы в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Самостоятельная работа важный компонент на уроках в

начальной школе.

Урок – это один из важнейших компонентов учебного процесса. Урок

предусматривает различные этапы. Одним из основных видов деятельности

является организация самостоятельной

работы. Постоянно наши дети

готовятся к выполнению любого вида работы самостоятельно.

Во 2-4 классах дети пользуются различного рода памятками,

опорными

схемами,

словарями,

дополнительной

литературой,

учатся

ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях и

грамотно их применять.

Учителем

при организации самостоятельной

работы на уроке учитываются индивидуальные способности каждого

ребенка, используя для этого эффективные формы и методы. Наиболее

ценный

дифференцированный

подход,

когда

каждый

ученик

самостоятельно выполняет посильное для него задание.

Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка

учебного материала, так как с ее помощью мы черпаем информацию

содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности

ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого

воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и

подвергается эмоциональной

переработке, то он получает импульс к

последующей деятельности.

Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной

ее организации

способствует получению учащимися более глубоких и

прочных знаний.

Нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили

элементы самостоятельности,

а где возможно

творчество,

а четко

поставленные цели и содержанию самостоятельных работ способствует

развитию

их

познавательных

и

творческих

способностей,

развитию

мышления.

Каждый учитель знает, что включение в урок игровых моментов

значительно

активизирует

познавательную

деятельность

младшего

школьника. На таких уроках развивается самостоятельность, инициатива,

творчество

школьника,

пробуждается

интерес

к

учению,

снимается

напряжение.

Задания, которые дети получают на уроках нетрадиционных форм,

помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них

вдохновляюще, и постоянно развивает их речь.

Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в

себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка,

тренировки памяти. Это – игра – задача, состоящая из заполнения словами

пересекающихся рядов клеток. Наибольший интерес у учащихся младших

классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью

загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтичной выдумки.

Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной

ее организации

способствует получению учащимися более глубоких и

прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при

сообщении учителем готовых знаний.

Проблема обучения младших школьников, испытывающих трудности в

обучении в рамках учебной деятельности занимает одно из ведущих мест в

современных психолого-педагогических исследованиях. Современная школа

призвана обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка в органическом

единстве

процессов

обучения

и

воспитания.

Индивидуально-

психологические

различия

между

учащимися

начальных

классов

определяются,

прежде

всего,

индивидуальными

особенностями

морфологического,

функционального

созревания

организма,

проявляющимися в особенностях развития когнитивной и интеллектуальной

сферы, речи, в характере деятельности, в общей работоспособности

организма.

В

настоящее

время

учитель

начальных

классов

имеет

возможность

применять

для

решения

выше

обозначенной

проблемы

различные современные педагогические технологии.

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо

систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в

процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ –

приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Можно сказать, что активность учащихся на уроке значительно выше в

процессе

обучения

при

применении

системы

различных

видов

самостоятельной работы; при обучении детей приемам самостоятельного

решения проблем, возникающих на уроке; при использовании различных

формы проведения самостоятельной работы.



В раздел образования