Автор: Матвеева Лидия Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Татарстан, г. Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: "Роль самостоятельной работы в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Самостоятельная работа важный компонент на уроках в
начальной школе.
Урок – это один из важнейших компонентов учебного процесса. Урок
предусматривает различные этапы. Одним из основных видов деятельности
является организация самостоятельной
работы. Постоянно наши дети
готовятся к выполнению любого вида работы самостоятельно.
Во 2-4 классах дети пользуются различного рода памятками,
опорными
схемами,
словарями,
дополнительной
литературой,
учатся
ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях и
грамотно их применять.
Учителем
при организации самостоятельной
работы на уроке учитываются индивидуальные способности каждого
ребенка, используя для этого эффективные формы и методы. Наиболее
ценный
–
дифференцированный
подход,
когда
каждый
ученик
самостоятельно выполняет посильное для него задание.
Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка
учебного материала, так как с ее помощью мы черпаем информацию
содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности
ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого
воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и
подвергается эмоциональной
переработке, то он получает импульс к
последующей деятельности.
Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной
ее организации
способствует получению учащимися более глубоких и
прочных знаний.
Нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили
элементы самостоятельности,
а где возможно
творчество,
а четко
поставленные цели и содержанию самостоятельных работ способствует
развитию
их
познавательных
и
творческих
способностей,
развитию
мышления.
Каждый учитель знает, что включение в урок игровых моментов
значительно
активизирует
познавательную
деятельность
младшего
школьника. На таких уроках развивается самостоятельность, инициатива,
творчество
школьника,
пробуждается
интерес
к
учению,
снимается
напряжение.
Задания, которые дети получают на уроках нетрадиционных форм,
помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них
вдохновляюще, и постоянно развивает их речь.
Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в
себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка,
тренировки памяти. Это – игра – задача, состоящая из заполнения словами
пересекающихся рядов клеток. Наибольший интерес у учащихся младших
классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью
загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтичной выдумки.
Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной
ее организации
способствует получению учащимися более глубоких и
прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при
сообщении учителем готовых знаний.
Проблема обучения младших школьников, испытывающих трудности в
обучении в рамках учебной деятельности занимает одно из ведущих мест в
современных психолого-педагогических исследованиях. Современная школа
призвана обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка в органическом
единстве
процессов
обучения
и
воспитания.
Индивидуально-
психологические
различия
между
учащимися
начальных
классов
определяются,
прежде
всего,
индивидуальными
особенностями
морфологического,
функционального
созревания
организма,
проявляющимися в особенностях развития когнитивной и интеллектуальной
сферы, речи, в характере деятельности, в общей работоспособности
организма.
В
настоящее
время
учитель
начальных
классов
имеет
возможность
применять
для
решения
выше
обозначенной
проблемы
различные современные педагогические технологии.
Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо
систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в
процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ –
приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Можно сказать, что активность учащихся на уроке значительно выше в
процессе
обучения
при
применении
системы
различных
видов
самостоятельной работы; при обучении детей приемам самостоятельного
решения проблем, возникающих на уроке; при использовании различных
формы проведения самостоятельной работы.