Напоминание

Искусство в городской среде


Автор: Белова Марина Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 5
Населённый пункт: Город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Искусство в городской среде
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО ДШИ5 г.Волгограда

Доклад

преподавателя художественного отделения Беловой М.В.

Искусство в городской среде

Содержание:

1. Архитектурное пространство и его влияние на человека

2. Организация городской среды в странах Западной Европы и США

3. Современная архитектура в России.

4. Вывод

5. Литература

1. Архитектурное пространство и его влияние на человека

Архитектура начинается со стремления человека выстроить здания для

своей жизни, работы, отдыха, а также культурных и духовных потребностей

так, чтобы они были не только удобны, но и красивы. Когда же эти здания

уже построены, они начинают воздействовать на человека физически и

эмоционально, влияют на его настроение и состояние, воспитывают его,

формируют мысли и поведение. Как сказал Уинстон Черчилль, «сначала мы

строим наши дома, а потом они строят нас».

Рассмотрим влияние архитектурного пространства на эмоциональную

сферу. Монотонные городские ландшафты с преобладанием серого цвета

наводят тоску, неудовлетворенность жизнью, вызывают чувство усталости,

безысходности. Ничем не примечательные, скучные, лишенные деталей

поверхности называют «агрессивными полями», так как они способны

вызвать

депрессию.

Напротив,

красивый,

гармоничный

ландшафт

с

элементами природы и искусства восхищает человека, поднимает его

настроение и работоспособность, снимает стрессы. Простая окраска типовых

домов в разные, но не слишком кричащие цвета улучшает восприятие

окружающей среды, придает ощущение радости.

Так как большую часть информации об окружающем пространстве человек

получает через органы зрения, невозможно переоценить роль архитектуры в

жизни человека. Следует вдумчиво подходить к созданию архитектурных

форм, которые должны быть не просто самовыражением архитектора и

стремлением к оригинальности, но призваны служить людям, делая их жизнь

максимально комфортной физически и эмоционально.

2. Организация городской среды в странах Западной Европы и США

Кристофер Дэй

Английский архитектор и скульптор.

Франк Ллойд Райт

Американский архитектор.

Основоположник "органической "

архитектуры.

его здания, вписанные в природу,

внешний облик, вытекающий из

внутреннего содержания, отказ от

традиционных законов формы — вот характерные признаки свойственного

ему архитектурного языка, который можно определить понятием

органической архитектуры. Архитектор должен творить так, как это делает

природа. Это значит: «Решение каждой проблемы заложено в сущности

самой проблемы». Для Райта это, прежде всего, означало включение

архитектуры в природное окружение, применение таких естественных

природных материалов, как дерево и камень, внимательное отношение к

потребностям людей и их чувствам.

Рейм Пиетиль- финский архитектор. Наиболее важный аспект деятельности

Рейма Пиетиля связан со взглядом на природу как на определенный

контекст, и на знания как на элементы, которые должны стать его

продолжением. Такое отношение к природе основано у него на философии,

которую он называет “экологической семантикой”. Следуя за Райтом,

Пиетиля считает, что учет экологических факторов, а также их выражение в

архитектурных формах, может привести к исчезновению противоречий

между зданиями и природой. С другой стороны, Рейма Пиетиля пытается

соединить идеи интеграции с культурными традициями.

Фриденсра

́

йх Хундертва

́

ссер -- австрийский архитектор и живописец.

Он считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого

плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить

или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не

говоря уже о внутренности дома). Он возглавил проекты по реабилитации

бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные

терема.

Шарлота Коэн, экс-директор программы «Percent for the Art» в Нью-Йорке,

говорит:

«Что

такое

Public

Art,

или

«Искусство

в

Общественных

Пространствах»? — Это не просто те произведения искусства, которые

можно встретить на улице. Искусство, обладающее статусом произведения

Public Art, должно быть тесно связано с историей, функцией или культурным

смыслом места, в котором оно размещено. Искусство Public Art чрезвычайно

разнообразно и включает объекты визуального искусства, интерактивные

проекты, дизайн городской среды, перформанс, аудиоинсталляции и любые

другие формы, созданные художником. Произведения Public Art могут

размещаться в местах, не используемых традиционно для экспонирования

произведений искусства — на рекламных щитах, строительных лесах, в

парках, поликлиниках и т. п. Они могут появляться перед зрителем на

определенный период времени или постоянно находиться на своем месте.

Они могут заставить нас заметить что-то, чего мы никогда не замечали

раньше, или демонстрируют что-то обыденное по-новому. Главное — это

искусство доступно каждому».

Под девизом "Искусство надо искать не в музее" проходит множество

фестивалей, предлагающих разнообразную развлекателную, познавательную

и

интерактивную

программу.

Помимо

классического

граффити

представляются стереоскопическое рисование на асфальте и уличное

вязание, то есть изменение уличных объектов с помощью связанного на

спицах трикотажа, а также "Tape Art" - разновидность изобразительного

искусства с использованием цветной клейкой ленты. "Post It Art" - создание

настенных картин с помощью клеющейся с одной стороны разноцветной

бумаги для заметок. В рамках фестивалей проходят конкурсы для его

креативных участников, а также практические занятия для всех желающих

попробовать свои силы в искусстве, спектр которого простирается от

анонимной

росписи

на

заборах

до

политических

акций.

Помимо

изобразительного

и

перформативнрго

искусства

предлагается

также

выступления музыкальных групп и исполнителей, образующие синтез

искусств.

3. Современная архитектура в России

Объекты современного искусства в городской среде

уже давно

распространены в странах Западной Европы, но до сих пор остаются

заманчивыми и привлекательными «незнакомцами» для России, где для их

появления мало одного желания художников и жителей, но нужны также

заказчики в лице Департамента культуры, руководителей муниципальных

округов и крупных городских парков и музеев.

Однако в Перми в 2010—2012 гг. была реализована масштабная программа

паблик-арта, включающая размещение в городе почти двух десятков арт-

объектов российских и зарубежных художников. Паблик-арт программа

Музея современного искусства PERMM. Арт-объект «Длинные истории

Перми». Появление арт-объектов в визуально «обедненной», городской среде

спальных районов призвано в какой-то мере компенсировать их жителям

историческую скудность этой среды и увеличить ощущение позитивности

этой новой городской среды для жизни, для общения людей друг с другом.

Сегодня паблик-арт программа музея современного искусства PERMM — это

первый

отечественный

опыт

комплексной

интеграции

современного

искусства в городскую среду. Ключевым для программы является временный

характер всех реализуемых проектов, даже если они имеют монументальный

размах. Это очень важный аспект — сменяемые арт-проекты не только

создают постоянную смену впечатлений и ощущение неповторимости

городской жизни, но и дают «право на ошибку»

В Екатеринбурге создана инициативная группа «Артполитика» с целью

реализации масштабных проектов, которые могли бы создать качественную

альтернативу

существующим

практикам

освоения

городской

среды.

Результат – многолетняя программа интеграции современного искусства в

общественные пространства. За девять лет работы они смогли реализовать

самые разные по своему характеру, структуре и содержанию проекты.

Созданные в хай-тек и лоу-тек форматах, масштабные и камерные,

постоянные

и

временные.

Например

«Искусство

вместо

рекламы»,

«Агитация за искусство», региональный проект «Длинные истории» по

росписи бетонных заборов – стал лауреатом государственной премии

«Инновация», росписи пустых плоскостей стен многоэтажных домов.

Проект «Новые достопримечательности», памятник «Клавиатуре», атр-

скамейки в городских парках, инсталляции в метро, видеотрансляции на

городских рекламных экранах, граффити, «Позитивные зеркала» – все эти

проекты

можно

рассматривать

как

модели

для

воспроизводства

и

распространения в других городах России. Но еще более важно то, что их

опыт наметил тактики и стратегии взаимоотношений художников с

городскими пространствами, а также технологии организации, производства

и продвижения художественных проектов в городской среде. Это первая в

России системная деятельность, направленная на интерпретацию различных

визуальных контекстов города.

4. Вывод

Можно выделить семь вариантов предназначения публичного искусства в

современном городе.

1. Прикладное (утилитарное) значение, связанное с благоустройством города.

2. Создание гармонии и комфорта в городской среде.

3. Служение культу или реализация идеологии.

4. Формирование общности в городе вокруг местных культурных кодов.

5.Фиксация

«пульса

места»,

его

культурного

смысла,

создание

аутентичности культурного пространства.

6. «Чистое искусство», то есть творчество художника без решения какой-то

четкой городской задачи.

7. Стимулирование творчества, активности и самореализации в городе

(научной,

художественной,

предпринимательской,

политической,

гражданской

Так или иначе, современный город уже не может существовать без

достопримечательностей

и

городского

искусства,

и

это

вселяет

определенный

оптимизм.

Творческая

составляющая

в

местном

самоуправлении и жизни городских сообществ, неминуемо развивающаяся и

возрастающая в арт-активной городской среде, позволяет увидеть больше

возможностей для развития города и сделать правильный с точки зрения

будущего выбор.

5. Литература.

1. Бакштейн И. Пространство и время Нормана Фостера // Выставка

“Норман Фостер. Пространство и время”. – М., 2006. – с.3.

2. Искусство в городе. Каталог паблик-арт программы Музея современного

искусства PERMM. Пермь, 2011.

3. Лэндри Ч. Креативный город. – М.: Классика–XXI, 2005.

4. Манюк А. Центр дизайна APTPLAY, первый творческий кластер в

Москве // «Творческие индустрии: модель для сборки.». – М.: Классика -

XXI, 2005.– с.35. – (Серия «Культурные стратегии: Экспертный клуб, вып.4).

5. Новичков Н.В. Европейский город Пермь (Пермский культурный

проект) // Современная Европа. 2012. № 3.



В раздел образования