Автор: Иннеса Онисифоровна Вострикова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ р.п. Соколовый"
Населённый пункт: р.п. Соколовый Саратовский район, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы граждане России"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Соколовый
Саратовского района Саратовской области»
2 класс
подготовила и провела
учитель начальных классов
Вострикова Иннеса Онисифоровна
1
Цели педагогической
деятельности
Создать условия для систематизации знаний учащихся о правах ребёнка
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся понимать, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, он имеет права и
обязанности, что каждый ребёнок как гражданин тоже имеет права; получат возможность познакомиться: с
основными правами и обязанностями граждан РФ
Метапредметные: регулятивные: действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
познавательные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о том, кто
может стать гражданином государства; коммуникативные: предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются
о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающего поведения; нравственно-этическая
ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций
Методы и формы
обучения
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная
Оборудование
Физическая карта России, Гимн России; Конституция РФ; «Конвенция о правах ребёнка», выставка книг. отрывки
из сказок
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обуч-е и раз-ие
компоненты,
задания и упр
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные
учебные действия
1.
Мотивация
к учебной
деятельнос
ти
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней
потребности включения в учебную деятельность. Уточняет
тематические рамки. Организует формулировку темы и
постановку цели урока учащимися
Знакомятся с темой урока,
обсуждают цели урока и
пытаются самостоятельно
их сформулировать
Лuчностные:
понимают значение
знаний для
человека и
принимают его;
имеют желание
учиться;
положительно
отзываются о
школе; стремятся
хорошо учиться и
сориентированы на
участие в делах
школьника;
правильно
2
идентифицируют
себя с позицией
школьника.
Регулятuвные:
самостоятельно
формулируют цели
урока после
предварительного
обсуждения
II
Актуализа
ция
знаний
звучит «Гимн»)
Беседа на тему
«Мы – граждане
России»
Организует беседу по вопросам:
Что мы прослушали?
Назовите символы гос-ва.
- Как называется гос-во, в котором мы с вами живём?
- Как называются люди, живущие в одном гос-ве?
- Кто является главой нашего гос-ва?
-Кто назовёт главный закон нашей страны?
Отвечают на вопросы,
высказывают свою точку
зрения, аргументируют
свои ответы и выводы
Познавательные:
перерабатывают
полученную
информацию:
делают выводы на
основе обобщения
знаний.
Коммуникативны
е:
доносят свою
позицию до других:
оформляют свои
мысли
В
устной
речи с учётом
своего жизненного
опыта
111.
Поиск
решения
проблемы
(от-
крытие
нового
знания)
Введение в тему
2.Ира «Правовой
сундучок»
10 декабря ежегодно люди земли отмечают
Международный день защиты прав человека. Именно в
этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея
провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. У
всех детей тоже есть свои права. В древней Руси детей
называли зёрнышками. В каких условиях будет расти это
зернышко, такой колос и вырастит. Есть в мире
специальная организация ООН (Организация
Объединённых наций), которая создаёт законы и права.
В 1959 г на свет появилась Декларация прав ребёнка, а
спустя 30 лет – Конвенция о правах ребёнка. Эти
документы создали для того, чтобы мы могли защитить
Знакомятся с новой
информацией, обсуждают
её, высказывают
собственную точку
зрения, делают выводы
Учащиеся вынимают из
сундучка «Свидетельство
о рождении»
Документ показывает нам
право на имя.
Личностные:
в
предложенных
ситуациях
опираются на
общие для всех
правила поведения
(основы
общечеловеческих
нравственных
ценностей); делают
выбор
Регулятuвные:
3
Презентация
«Права ребёнка»
себя и других. Ребята, а вы знаете, какими правами
обладаете
Сегодня мы поговорим с вами о Конвенции оправах
ребёнка.
– Как вы думаете, что это такое?
Знакомит учащихся с правами детей, используя игру,
слайды презентации
А сейчас давайте обратимся к нашему правовому сундучку,
который поможет вспомнить наши права. (Из сундучка
вынимаем «Свидетельство о рождении»)
- ребята, что за документ, который получает каждый при
рождении? Какие данные в нём записаны?
У каждого есть имя? А бывает, что вы из-за злости
искажаете имя человека, обзываетесь. Разве вы не
нарушаете этим право на имя?
- какие ещё сведения есть в нашем документе? Место
рождения.
- О каком праве это говорит?
Может вы заметили, что некоторые родились в одном
месте, а живут в другом. Это право на свободу
передвижения. Есть ребята, которые родились даже в
другой стране, а теперь живут здесь. «Каждый человек
имеет право искать в других странах и находить там
убежище.
Давайте ещё заглянем в наш правовой сундучок – и
вынимаем …. Учебник.
- О каком праве он нам говорит
Право у нас есть не только школьное, но и дошкольное. Те
родители, которые не водят детей в садик, можно сказать,
нарушают их право на дошкольное образование. Есть
семьи. Где родители пьют, и не считают нужным, чтоб их
ребёнок ходил в школу. Таких родителей комиссия по
правам ребёнка строго наказывает и даже лишает права
воспитывать детей.
Следующий предмет из сундучка: игрушка.
- как вы думаете, о чём говорит этот предмет?
Право на жизнь
Право на образование.
Каждый имеет право на
отдых.
Выходит мама и дочка.
Дочь: Мам, где такая
синяя тетрадочка?
(находит) Как она
оказалась на кухне?
Мама: Да я его вымела
из-под дивана и
работают по плану,
сверяют свои
действия с целью и
при необходимости
исправляют
ошибки с помощью
учителя
Познавательные:
ориентируются в
своей системе
знаний:
самостоятельно
предполагают,
какая информация
нужна для решения
учебной задачи;
отбирают
необходимые для
решения учебной
задачи источники
информации
Коммуникативные:
высказывают свою
точку зрения и
пытаются её
обосновать,
приводя
аргументы;
слушают других,
пытаются
принимать другую
точку зрения,
готовы изменить
свою
точку зрения
4
2. Физминутка
Вы имеете, учась в школе, выходной день. Можете
посещать различные кружки, секции. Дети могут
собираться вместе, и никто не должен им в этом мешать,
если их собрания не мешают окружающим. Дети имеют
право создавать свои объединения, клубы.
Как вы проводите своё свободное время?
Следующий предмет – блокнотик на замочке. Ну а чтобы
рассекретить эту вещичку, посмотрите сценку:
-Кто прав и кто виноват в этой ситуации?
Ни один взрослый не имеет права читать личные дневники,
письма детей, если он не желает этого сам.
Слайд
Посмотрите на картинку и вспомните слова поэта:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
Слайд А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А на самом-то деле кто так жестоко обошелся с
новорожденным и его мамой?
Что ты сказал бы этим злодеям, если бы их встретил?
4.Слайд вспомни, чей это приказ:
Свесть Царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
В чем провинилась царевна?
Как ты думаешь, кто и за какие проступки так жестоко
наказал ее?
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
4 слайд Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить
ребенка.
Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает
полюбопытствовала!
(возмущенно) И я тут
такое прочитала….
Дочь: Ну какое тебе дело?
Ты вообще не имеешь
право брать мои вещи.
Тем более читать мой
дневник. (Уходят)
Никто и никогда не
смеет оскорблять и
мучить ребенка.
5
защитить своего маленького гражданина и наказать того,
кто жестоко обращается с детьми.
5 слайд - Матушка, сестры, можно и мне хоть одним
глазком
взглянуть на бал?
Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском
дворце?
Из какой это сказки?
Кто помог бедной падчерице и чем дело кончилось?
6 слайд Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть,
повеселиться
Право на отдых, на игры, на праздники записано в
Конвенции о правах ребенка.
7 слайд Из бедного, скромного домика бабушки
Снежная Королева увезла маленького Кая в свой
огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и
пару коньков в придачу.
Как ты думаешь, имела ли она в этом случае право
увозить Кая из родного дома?
8 слайд Дети имеют право жить со своими родителями,
и никому не позволено их разлучать.
Бывает, что детей приходится спасать от
землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места
их увозят далеко, иногда даже в другие страны. Но потом
эти страны должны помочь родителям и детям
отыскать друг друга. Если дети едут к родителям,
государства должны пропустить их через свои границы.
9 слайд - Сейчас же отопри дверь,- прорычал Волк, - а не
то я ее выломаю!
Дом поросенка – это крепость,- сказал
Наф-Наф своим братьям, и они приготовились
защищаться.
Кто в этой сказке нарушает Конвенцию?
10 слайд Ребенок имеет право спокойно жить в своем
доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.
Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь!
Ребенок имеет право
отдохнуть, поиграть,
повеселиться
Дети имеют право жить
со своими родителями, и
никому не позволено их
разлучать.
Ребенок имеет право
6
Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты
главнее любого из них! Никому не позволено врываться
силой в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать
себя дома в безопасности.
11 слайд Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое
детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим,
некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали
отовсюду… А он просто был не такой, как все.
Зато когда он вырос, он стал кем?
12 слайд Ребенок не обязан быть «как все».
Ребенок имеет право на свое мнение.
В Конвенции так и записано: ребенок может свободно
выражать свое мнение.
Правда, там добавлено: если при этом он никого не
оскорбляет и не ругается плохими словами.
13 слайдВспомните сказку С.Маршака «Двенадцать
месяцев»
Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.
Иди, - говорит, - и без подснежников не возвращайся!
Какие права девочки были нарушены?
Чем закончилась эта история?
14 слайд Государство должно заботиться о ребенке,
который остался без родителей.
Здесь говорится о сиротах. Но бывают такие
родители, что им страшно доверить ребенка. В этом
случае государство растит, воспитывает и заботится,
чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было где
жить
Государство обязательно проверяет, хорошо ли
живется ребенку – сироте, не обижают ли его, не
заставляют ли делать тяжелую работу.
- Но не только есть права у детей, есть ещё и обязанности,
которые они должны соблюдать
13 слайд Права и обязанности учеников нашего класса.
Ученик имеет право:
выражать свое мнение, не обижая никого из
спокойно жить в своем
доме и чувствовать себя
хозяином, как папа и
мама
Ребенок не обязан быть
«как все».
Ребенок имеет право на
свое мнение.
Государство должно
заботиться о ребенке,
который остался без
родителей
7
одноклассников и учителей;
открыто получать оценку своих знаний по каждому
предмету;
отдых на перемене;
помощь учителя в овладении знаниями;
участие во внеклассных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебе и жизни класса.
Ученик обязан:
уважать окружающих его людей;
достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;
всегда выполнять домашнее задание;
участвовать в полезном труде;
беречь имущество класса;
заботится о здоровье и безопасности собственной жизни.
IV. Пер-
вичное
осмыслени
е и
закреплени
е
Опираясь на
иллюстрации,
назвать права
детей
На доске кластер «Права детей»
Каждый берёт
иллюстрацию и называет
права ребёнка, обсуждают
и делают выводы
Право жить со своими
родителями
Право на образование
Право на сохранение
своей индивидуальности
Право на охрану
физического здоровья
Право на отдых, игры
Право на своё мнение
Познавательные:са
мостоятельно
осуществляют
поиск необходимой
информации (из
материалов
учебника, , по
воспроизведению в
памяти).
Регулятивиые:
ориентируются
в учебнике
Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщить
полученные на
уроке сведения
Проводит беседу-Что такое «Конвенция»?
- С какими правами детей вы познакомились?
1.Как у всех других людей,
Есть права у малышей,
Мысли есть свои и взгляды,
Это взрослым помнить
надо
5.И напомнить заодно –
Бить детей запрещено!
Это просто преступленье,
Это над детьми глумленье
2.Детям с самого рожденья
Требуется уваженье.
6. Целовать их нужно чаще,
И подольше, и послаще
Отвечают на вопросы
2. Определяют своё
эмоциональное состояние
на уроке
Личностные:
понимают значение
знаний для
человека и
принимают его.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты уровня
усвоения
8
Крохи без него страдают
И безудержно рыдают.
Чтобы глазки их сверкали,
Чтобы ранки заживали
3. Дети требуют вниманья,
Состраданья, пониманья,
Бесконечного прощенья
За плохое поведенье.
7. Чтобы взрослым не грубили
И ответственными были,
Чтобы добрыми росли,
Им нужна гора любви!
4. Нужно с детками играть
Нужно сказки им читать,
С ними нужно говорить,
Чтоб им мудрее быть
изучаемого
материала
Домашнее
задание
Учебник с 157-
159
По выбору
прочитать сказку
и определить
какие права
нарушены
нарисовать
рисунок «Мои
права»
Конкретизирует задания
записывают д\з
9