Напоминание

"Мы граждане России"


Автор: Иннеса Онисифоровна Вострикова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ р.п. Соколовый"
Населённый пункт: р.п. Соколовый Саратовский район, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы граждане России"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Соколовый

Саратовского района Саратовской области»

2 класс

подготовила и провела

учитель начальных классов

Вострикова Иннеса Онисифоровна

1

Цели педагогической

деятельности

Создать условия для систематизации знаний учащихся о правах ребёнка

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: научатся понимать, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, он имеет права и

обязанности, что каждый ребёнок как гражданин тоже имеет права; получат возможность познакомиться: с

основными правами и обязанностями граждан РФ

Метапредметные: регулятивные: действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

познавательные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о том, кто

может стать гражданином государства; коммуникативные: предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются

о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающего поведения; нравственно-этическая

ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций

Методы и формы

обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Физическая карта России, Гимн России; Конституция РФ; «Конвенция о правах ребёнка», выставка книг. отрывки

из сказок

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обуч-е и раз-ие

компоненты,

задания и упр

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

1.

Мотивация

к учебной

деятельнос

ти

Эмоциональная,

психологическая

и мотивационная

подготовка

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней

потребности включения в учебную деятельность. Уточняет

тематические рамки. Организует формулировку темы и

постановку цели урока учащимися

Знакомятся с темой урока,

обсуждают цели урока и

пытаются самостоятельно

их сформулировать

Лuчностные:

понимают значение

знаний для

человека и

принимают его;

имеют желание

учиться;

положительно

отзываются о

школе; стремятся

хорошо учиться и

сориентированы на

участие в делах

школьника;

правильно

2

идентифицируют

себя с позицией

школьника.

Регулятuвные:

самостоятельно

формулируют цели

урока после

предварительного

обсуждения

II

Актуализа

ция

знаний

звучит «Гимн»)

Беседа на тему

«Мы – граждане

России»

Организует беседу по вопросам:

Что мы прослушали?

Назовите символы гос-ва.

- Как называется гос-во, в котором мы с вами живём?

- Как называются люди, живущие в одном гос-ве?

- Кто является главой нашего гос-ва?

-Кто назовёт главный закон нашей страны?

Отвечают на вопросы,

высказывают свою точку

зрения, аргументируют

свои ответы и выводы

Познавательные:

перерабатывают

полученную

информацию:

делают выводы на

основе обобщения

знаний.

Коммуникативны

е:

доносят свою

позицию до других:

оформляют свои

мысли

В

устной

речи с учётом

своего жизненного

опыта

111.

Поиск

решения

проблемы

(от-

крытие

нового

знания)

Введение в тему

2.Ира «Правовой

сундучок»

10 декабря ежегодно люди земли отмечают

Международный день защиты прав человека. Именно в

этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея

провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. У

всех детей тоже есть свои права. В древней Руси детей

называли зёрнышками. В каких условиях будет расти это

зернышко, такой колос и вырастит. Есть в мире

специальная организация ООН (Организация

Объединённых наций), которая создаёт законы и права.

В 1959 г на свет появилась Декларация прав ребёнка, а

спустя 30 лет – Конвенция о правах ребёнка. Эти

документы создали для того, чтобы мы могли защитить

Знакомятся с новой

информацией, обсуждают

её, высказывают

собственную точку

зрения, делают выводы

Учащиеся вынимают из

сундучка «Свидетельство

о рождении»

Документ показывает нам

право на имя.

Личностные:

в

предложенных

ситуациях

опираются на

общие для всех

правила поведения

(основы

общечеловеческих

нравственных

ценностей); делают

выбор

Регулятuвные:

3

Презентация

«Права ребёнка»

себя и других. Ребята, а вы знаете, какими правами

обладаете

Сегодня мы поговорим с вами о Конвенции оправах

ребёнка.

– Как вы думаете, что это такое?

Знакомит учащихся с правами детей, используя игру,

слайды презентации

А сейчас давайте обратимся к нашему правовому сундучку,

который поможет вспомнить наши права. (Из сундучка

вынимаем «Свидетельство о рождении»)

- ребята, что за документ, который получает каждый при

рождении? Какие данные в нём записаны?

У каждого есть имя? А бывает, что вы из-за злости

искажаете имя человека, обзываетесь. Разве вы не

нарушаете этим право на имя?

- какие ещё сведения есть в нашем документе? Место

рождения.

- О каком праве это говорит?

Может вы заметили, что некоторые родились в одном

месте, а живут в другом. Это право на свободу

передвижения. Есть ребята, которые родились даже в

другой стране, а теперь живут здесь. «Каждый человек

имеет право искать в других странах и находить там

убежище.

Давайте ещё заглянем в наш правовой сундучок – и

вынимаем …. Учебник.

- О каком праве он нам говорит

Право у нас есть не только школьное, но и дошкольное. Те

родители, которые не водят детей в садик, можно сказать,

нарушают их право на дошкольное образование. Есть

семьи. Где родители пьют, и не считают нужным, чтоб их

ребёнок ходил в школу. Таких родителей комиссия по

правам ребёнка строго наказывает и даже лишает права

воспитывать детей.

Следующий предмет из сундучка: игрушка.

- как вы думаете, о чём говорит этот предмет?

Право на жизнь

Право на образование.

Каждый имеет право на

отдых.

Выходит мама и дочка.

Дочь: Мам, где такая

синяя тетрадочка?

(находит) Как она

оказалась на кухне?

Мама: Да я его вымела

из-под дивана и

работают по плану,

сверяют свои

действия с целью и

при необходимости

исправляют

ошибки с помощью

учителя

Познавательные:

ориентируются в

своей системе

знаний:

самостоятельно

предполагают,

какая информация

нужна для решения

учебной задачи;

отбирают

необходимые для

решения учебной

задачи источники

информации

Коммуникативные:

высказывают свою

точку зрения и

пытаются её

обосновать,

приводя

аргументы;

слушают других,

пытаются

принимать другую

точку зрения,

готовы изменить

свою

точку зрения

4

2. Физминутка

Вы имеете, учась в школе, выходной день. Можете

посещать различные кружки, секции. Дети могут

собираться вместе, и никто не должен им в этом мешать,

если их собрания не мешают окружающим. Дети имеют

право создавать свои объединения, клубы.

Как вы проводите своё свободное время?

Следующий предмет – блокнотик на замочке. Ну а чтобы

рассекретить эту вещичку, посмотрите сценку:

-Кто прав и кто виноват в этой ситуации?

Ни один взрослый не имеет права читать личные дневники,

письма детей, если он не желает этого сам.

Слайд

Посмотрите на картинку и вспомните слова поэта:

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

Слайд А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

А на самом-то деле кто так жестоко обошелся с

новорожденным и его мамой?

Что ты сказал бы этим злодеям, если бы их встретил?

4.Слайд вспомни, чей это приказ:

Свесть Царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам!

В чем провинилась царевна?

Как ты думаешь, кто и за какие проступки так жестоко

наказал ее?

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

4 слайд Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить

ребенка.

Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает

полюбопытствовала!

(возмущенно) И я тут

такое прочитала….

Дочь: Ну какое тебе дело?

Ты вообще не имеешь

право брать мои вещи.

Тем более читать мой

дневник. (Уходят)

Никто и никогда не

смеет оскорблять и

мучить ребенка.

5

защитить своего маленького гражданина и наказать того,

кто жестоко обращается с детьми.

5 слайд - Матушка, сестры, можно и мне хоть одним

глазком

взглянуть на бал?

Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском

дворце?

Из какой это сказки?

Кто помог бедной падчерице и чем дело кончилось?

6 слайд Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть,

повеселиться

Право на отдых, на игры, на праздники записано в

Конвенции о правах ребенка.

7 слайд Из бедного, скромного домика бабушки

Снежная Королева увезла маленького Кая в свой

огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и

пару коньков в придачу.

Как ты думаешь, имела ли она в этом случае право

увозить Кая из родного дома?

8 слайд Дети имеют право жить со своими родителями,

и никому не позволено их разлучать.

Бывает, что детей приходится спасать от

землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места

их увозят далеко, иногда даже в другие страны. Но потом

эти страны должны помочь родителям и детям

отыскать друг друга. Если дети едут к родителям,

государства должны пропустить их через свои границы.

9 слайд - Сейчас же отопри дверь,- прорычал Волк, - а не

то я ее выломаю!

Дом поросенка – это крепость,- сказал

Наф-Наф своим братьям, и они приготовились

защищаться.

Кто в этой сказке нарушает Конвенцию?

10 слайд Ребенок имеет право спокойно жить в своем

доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.

Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь!

Ребенок имеет право

отдохнуть, поиграть,

повеселиться

Дети имеют право жить

со своими родителями, и

никому не позволено их

разлучать.

Ребенок имеет право

6

Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты

главнее любого из них! Никому не позволено врываться

силой в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать

себя дома в безопасности.

11 слайд Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое

детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим,

некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали

отовсюду… А он просто был не такой, как все.

Зато когда он вырос, он стал кем?

12 слайд Ребенок не обязан быть «как все».

Ребенок имеет право на свое мнение.

В Конвенции так и записано: ребенок может свободно

выражать свое мнение.

Правда, там добавлено: если при этом он никого не

оскорбляет и не ругается плохими словами.

13 слайдВспомните сказку С.Маршака «Двенадцать

месяцев»

Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.

Иди, - говорит, - и без подснежников не возвращайся!

Какие права девочки были нарушены?

Чем закончилась эта история?

14 слайд Государство должно заботиться о ребенке,

который остался без родителей.

Здесь говорится о сиротах. Но бывают такие

родители, что им страшно доверить ребенка. В этом

случае государство растит, воспитывает и заботится,

чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было где

жить

Государство обязательно проверяет, хорошо ли

живется ребенку – сироте, не обижают ли его, не

заставляют ли делать тяжелую работу.

- Но не только есть права у детей, есть ещё и обязанности,

которые они должны соблюдать

13 слайд Права и обязанности учеников нашего класса.

Ученик имеет право:

выражать свое мнение, не обижая никого из

спокойно жить в своем

доме и чувствовать себя

хозяином, как папа и

мама

Ребенок не обязан быть

«как все».

Ребенок имеет право на

свое мнение.

Государство должно

заботиться о ребенке,

который остался без

родителей

7

одноклассников и учителей;

открыто получать оценку своих знаний по каждому

предмету;

отдых на перемене;

помощь учителя в овладении знаниями;

участие во внеклассных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

Ученик обязан:

уважать окружающих его людей;

достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;

всегда выполнять домашнее задание;

участвовать в полезном труде;

беречь имущество класса;

заботится о здоровье и безопасности собственной жизни.

IV. Пер-

вичное

осмыслени

е и

закреплени

е

Опираясь на

иллюстрации,

назвать права

детей

На доске кластер «Права детей»

Каждый берёт

иллюстрацию и называет

права ребёнка, обсуждают

и делают выводы

Право жить со своими

родителями

Право на образование

Право на сохранение

своей индивидуальности

Право на охрану

физического здоровья

Право на отдых, игры

Право на своё мнение

Познавательные:са

мостоятельно

осуществляют

поиск необходимой

информации (из

материалов

учебника, , по

воспроизведению в

памяти).

Регулятивиые:

ориентируются

в учебнике

Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщить

полученные на

уроке сведения

Проводит беседу-Что такое «Конвенция»?

- С какими правами детей вы познакомились?

1.Как у всех других людей,

Есть права у малышей,

Мысли есть свои и взгляды,

Это взрослым помнить

надо

5.И напомнить заодно –

Бить детей запрещено!

Это просто преступленье,

Это над детьми глумленье

2.Детям с самого рожденья

Требуется уваженье.

6. Целовать их нужно чаще,

И подольше, и послаще

Отвечают на вопросы

2. Определяют своё

эмоциональное состояние

на уроке

Личностные:

понимают значение

знаний для

человека и

принимают его.

Регулятивные:

прогнозируют

результаты уровня

усвоения

8

Крохи без него страдают

И безудержно рыдают.

Чтобы глазки их сверкали,

Чтобы ранки заживали

3. Дети требуют вниманья,

Состраданья, пониманья,

Бесконечного прощенья

За плохое поведенье.

7. Чтобы взрослым не грубили

И ответственными были,

Чтобы добрыми росли,

Им нужна гора любви!

4. Нужно с детками играть

Нужно сказки им читать,

С ними нужно говорить,

Чтоб им мудрее быть

изучаемого

материала

Домашнее

задание

Учебник с 157-

159

По выбору

прочитать сказку

и определить

какие права

нарушены

нарисовать

рисунок «Мои

права»

Конкретизирует задания

записывают д\з

9



В раздел образования