Напоминание

«Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки»


Автор: Еремеева Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия им. З.А. Космодемьянской
Населённый пункт: п. Чегдомын, Верхнебуреинский район, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки»
Раздел: начальное образование





Назад




«Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и

переработки текстовой информации в личностно-смысловые

установки»

Школа: МБОУ гимназия им. З.А. Космодемьянской

Район: Верхнебуреинский район Хабаровский край

Учитель: Еремеева Ольга Ивановна

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами.

Уже семь лет я веду словарную работу в особых словариках, где ребята изучают

соответствующую литературу по данному словарному слову, и я пришла к выводу, что

усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений,

которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.

Использование

языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:

Толкование слова

Этимология слова

Составление предложений

Фонетический разбор

Однокоренные слова

Словарные слова

Пословицы и поговорки

Фразеологизмы

Рассказ. Стихотворение.

Синонимы – антонимы

Склонения по падежам.

Я думаю, что логико-смысловые модели позволяют увидеть всю работу со словарным

словом целиком и каждый элемент в отдельности. При конструировании модели само

словарное слово помещается в центре. Затем ребята в виде лучей солнышка расписывают

разделы или как мы называем план работы со словарным словом.. Вершины- разделы по

которым работают ребята, а рёбра- это описание данных разделов. Раньше мы составляли

Ментальные карты, а сейчас пробуем составлять различные модели. Работа над каждым

словом из «Словаря» должна быть непосредственно связана с изучаемым материалом, и

вызывать у детей эмоциональный отклик. Учитель всегда может найти возможность

предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним

словосочетание,

употребить это словосочетание в предложении,

связном тексте.

Языковым и практическим материалом для проведения таких упражнений могут стать

пословицы,

поговорки,

загадки,

стихотворения,

связные

тексты-отрывки

из

художественных произведений.

1

Логико- смысловые модели структурирования словарного слова.

Лексическое значение слова Этимология слова

Ветер-движение потока Древне- русское слово вепръ

воздуха в горизонтальном ветрьный, несколько позже

направлении. Ветрило- «парус», ветрити- «веять»

Фонетический разбор Предложения

Ветер- ве-тер

-[в'э т'э р]-2 слога 1.Северный. холодный ветер принес снег

, 1 слог ударный, 2 гласные,3 согласных. (повествоват., невосклицательн., распростран.)

в-[ в']- согл., парн., мягк., звонкий. 2.Какой сильный ветер подул! (повествоват.,

е-[ э]-гласный, ударный. восклицат., распр).).

т--[ т']- согл., парн., мягк., глухой. 3.Подуй сильный ветер! ( побудительн,.

е-[ э]-гласный, безударный. восклицательн., распро).

р-[ р ]- согл., непарн., твёрд., звонкий.

5 букв,5 звуков.

Словарные слова Словарное слово Пословицы и поговорки

В- воробей ветер

Ветер вьюге брат.

Е- единый

Ветер без крыльев летает.

Т – тетрадь

Куда ветер дует, там и дождь идет.

Е- единый

Куда ветер дует, туда и дым пойдет.

Р- ребята

Ветры горы разрушают — слово народы подымает.

Фразеологизмы Синонимы

Ветер в голове – о легкомысленном, Буря, буран, вихрь, вьюга.

несерьёзном человеке.

Бросать слова на ветер – говорить без пользы

Антонимы

или говорить необдуманно, зря. Склонение по падежам

Как ветром сдуло – о внезапном Безветрие, штиль

исчезновении кого-либо, чего-либо

И.п- ( что?) ветер

Р.п.- ( чего?) ветра

Д.п.- (чему?) ветру

В.п.- (что?)ветер

Т.п.- ( чем?) ветром

П.п.- ( о чем?) о ветре

2

Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это также способ графической организации,

позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при

погружении в тот или иной текст, в том числе при усвоении понятий.

Кластер на понятие «Имя существительное»

Имя ОГЗ предмет

существительное одуш. неодуш

морфологические постоянные собств. нарицателн

признаки

синтаксическая род

роль непостоянные

подлежащее дополнение число падеж склонение

Табличные информационные модели

Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является

прямоугольная таблица, которая состоит из столбцов и строк. Такой тип моделей

применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. С

помощью таблиц могут быть построены как статические,

так и динамические

информационные модели в различных предметных областях. Широко известно табличное

представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и

самолетов, уроков и так далее.

В табличной информационной модели обычно перечень объектов размещен в ячейках

первого столбца таблицы, а значения их свойств - в других столбцах. Иногда используется

другой вариант размещения данных в табличной модели, когда перечень объектов

размещается в первой строке таблицы, а значения их свойств - в последующих строках.

Подобным

образом

организованы

таблицы

истинности

логических

функций,

рассмотренные ранее. Перечень логических переменных и функций размещен в первой

строке таблицы, а их значения - в последующих строках.

Постройте табличную модель по позиционным системам счисления.

- Что такое система счисления?

- На каких два класса делятся системы счисления?

- Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Двоичная

2

0,1

Десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F

Задание . Имена Иванова, Петрова, Семенова и Николаева – Иван, Петр, Семен и

Николай, причем только у Николаева имя совпадает с фамилией, т.е. его зовут Николай.

Семенова зовут не Петром. Определить имя и фамилию каждого человека.

3

Ответ: Иванов Петр, Петров Семен, Семенов Иван, Николаев Николай

Составление «дерева» понятия.

Алгоритм построения дерева понятия:

1. Выделить ключевое слово.

2. Поставить цель изучения понятия.

3. Исследовать смыслы слова по разным словарям.

3.1. Найти основу данного понятия (слова или словосочетание, которым можно

заменить само понятие), т.е. определение рода изучаемой системы (вопрос: что такое?).

3.2. Выбрать из многих характеристик понятия те, которые соответствуют цели

поиска, т.е. определения вида системы (вопросы: какая? какой?).

4. Исследовать структуру системы.

4.1.Определить функцию, назначение системы (вопросы: зачем? для чего?).

4.2. Исследовать структуру системы (элементы, их функции, виды связей между

элементами).

4.3.Соединить одинаковые смыслы из разных словарей.

5. Сравнить смысл разных посылок.

5.1. Выделить общее.

5.2. Найти различное.

5.3. Сформулировать своё определение понятия, своё выводное знание. Выводное

знание, сконструированное под цель, и является новым, самостоятельно приобретенным

содержанием.

Графически дерево понятия можно представить так, как оно изображено на рисунке.

ОКРУЖНОСТЬ

замкнутая плоская кривая

множество точек плоскости, равноудалённых от данной точки

множество точек внутри окружности внешняя часть плоскости

центр радиус хорда диаметр касательная общая точка прямой

и окружности

середина расстояние прямая АВ хорда,

от каждой точки

проходящая через центр

окружности до центра

соединяет 2 точки окружности

4

Модуль как инвариантная модель познания систем окружающего мира

Модуль на систему: Предложение

Система:

Предложение (простое)

I. Структура системы:

1. 1. Элементы системы:

подлежащее сказуемое

дополнение определение обстоятельство

1.2. Функция элементов

системы:

Обозначить: субъект действия, объект действия, признак

субъекта, признак объекта, действие, состояние, чувства,

время, место, причину, цель, условие, образ и степень

действия

1.3, Виды связей элементов

системы:

Смысловая, грамматическая, интонационная,

сочинительная, подчинительная (согласование, управление,

примыкание)

1.4. Функция видов связей

системы:

Создание и сохранение смысла высказывания

1.5. Функция системы:

Приём, обработка, хранение и передача мысли; сообщить,

передать информацию, спросить, побудить к действию,

выразить отношение

2. Нормы связей (отношений)

т.е. законы:

грамматические, логические (порядок слов),

интонационные, пунктуационные, лексические,

стилистические

3. Метод функционирования

системы:

Устная и письменная речь: изменение форм слова, порядка

слов в предложение, интонация

4. Результат

функционирования

системы:

Повествовательное, побудительное, вопросительное;

восклицательное – невосклицательное; простое – сложное;

односоставное – двусоставное; полное – неполное;

распространённое – нераспространённое; осложнённое –

неосложнённое.

Карты понятий и их применение в обучении

Законы построения интеллект-карт:

1. Чёткая формулировка темы (идеи) интеллект-карты.

2. Графическое изображение темы (идеи) в виде центрального образа, рисунка.

3. Ассоциирование.

4. Группировка ассоциаций по определённым признакам.

5. Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов и/или ключевых фраз.

6. Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному

образу.

7. Заполнение графической структуры – добавление ответвлений.

8. Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся

со словами.

9. Выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками.

10. Установление объективных связей между блоками и/или их элементами.

5

Интеллект-карта по теме «Карандаш».

Карта-вереница

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники