Напоминание

«Использование рефлексии в качестве диагностики на занятиях объединения «Магия бисера».


Автор: Ануфриева Мария Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: города Котельнича
Наименование материала: статья
Тема: «Использование рефлексии в качестве диагностики на занятиях объединения «Магия бисера».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

города Котельнича Кировской области.

«Использование рефлексии в качестве диагностики на

занятиях объединения «Магия бисера».

Работу выполнила Ануфриева М.И.,

педагог дополнительного образования

2020

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься

самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и

результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия является

одним из этапов занятия.

Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты

деятельности.

Исходя из функций рефлексии, я применяю следующие виды рефлексии:

1.

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2.

рефлексия деятельности;

3.

рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния провожу в начале

занятия с целью установления эмоционального контакта с группой. Применяю

карточки-смайлики.

В конце занятия в объединении применяю рефлексию «Сказочная поляна»

Предлагаю детям выбрать из трех бабочек определенного цвета одну и прикрепить

на цветок. Определяю настроение, через цветовой тест Макса Люшера:

Оранжевый цвет – радостное, восторженное настроение,

красный цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Так же эта рефлексия дает возможность оценить деятельность в течении всего

занятия. Воспитанники прицепляют бабочку на цветок разной высоты. Это дает

возможность обучающемуся провести самоанализ своей деятельности на занятии.

Чем выше прикрепляют

бабочку на ромашку, значит ребенок

цель занятия

выполнил и все понял. Для рефлексии деятельности еще использую технологию

«Почта»,

воспитанники в конце занятия пишут мини-письмо с пожеланиями,

отзывом о работе. Выбираем почтальона, который собирает письма для меня. Еще

провожу небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать

качественную и количественную оценку занятия. Обучающие аргументируют свой

ответ:

1.На занятии я работал

2.Своей работой на занятии я

3.Занятие для меня показалось

4.За занятие я

5.Мое настроение

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

Обсуждаем результаты своих ответов, обучающие объективно оценивают

свою активность и качество работы.

Так же

использую один из вариантов

упражнении

«Комплимент»

(Комплимент-похвала,

Комплимент

деловым

качествам, Комплимент в чувствах), в котором обучающие оценивают вклад друг

друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой

вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в

признании личностной значимости каждого.

Рефлексия содержания учебного материала использую для выявления

уровня осознания содержания пройденного. На последнем занятии изученной темы,

подводим итоги, обсуждаем, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой

вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность группы.

Для этого использую упражнение «Плюс-минус-интересно». Автор упражнения

Эдвард де Боно. Это упражнение выполняем устно, ответы я пишу на доске.

В графу «П»

- «плюс» записывается все, что понравилось на занятии,

информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по

мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии,

показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация,

которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки

зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о

которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме,

вопросы к учителю.

«Дерево творчества». По окончанию изученной темы на последнем занятии

дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды:

Плоды – занятие прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён занятием.

Рефлексию провожу в конце года, детям раздается анкета:

1.

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

- делало её более эффективной

- тормозило выполнение задания

- не позволило точно выполнить задачу

- испортило отношения в группе

2.

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

- обмен информацией

- взаимодействие

- взаимопонимание

- были равномерно задействованы все уровни

3.

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы

при выполнении задания?

- недостаток информации

- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

- трудности в общении

4.

Какой стиль общения преобладал в работе?

- ориентированный на человека

- ориентированный на выполнение задания

5.

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

- в группе сохранилось единство и партнерские отношения

- единство группы в ходе работы было нарушено

6.

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

- лидер, выдвинувшийся в ходе работы

- нежелание наладить контакт большинства участников группы

- непонимание задачи, поставленной для совместной работы

- сама задача оказалась неинтересной, трудной.

7.

Оцените свой уровень обученности:

- высокий, выполнял работы в большей мере самостоятельно

-средний, выполнял работы с помощью педагога

-низкий, работы выполнять затруднялся.

Для рефлексии содержания учебного материала использую «Синквейн» -

составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 3 значимые глаголы, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение

смысла.

Вывод:

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной

деятельности с целью диагностики ее результатов и повышения ее эффективности в

дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую

деятельность, но выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую

вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. Всем известно, что целью

современного образования является формирование и воспитание функционально

грамотной личности. Значит, педагог должен контролировать не отдельные знания,

а умения ими пользоваться в ходе решения различных задач.

Список используемой литературы:

1.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока».

Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

2.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-

практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.

3.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе

- М.: «Сентябрь», 1996

4.

Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как

интересно преподавать: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – Алматы, 2013г. –

355с.

5.

Мынбаева А.К., Садвакасова З.М.Искусство преподавания: концепции и

инновационные методы обучения: учебное пособие. 5-е изд. – Алматы, 2013. –

226с.

6.

Селевко Г.К. Классификация педагогических технологий //Профессиональное

образование. – 2002.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники