Напоминание

Решение технических задач на уроке фортепиано


Автор: Пантелеева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №1"
Населённый пункт: г.Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: Решение технических задач на уроке фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ШКОЛА ИСКУССТВ №1»

Конспект открытого урока

Решение технических задач на уроке фортепиано.

Подготовила

преподаватель

Пантелеева Наталья Владимировна

г. Усть-Илимск Иркутская область

2020г.

Предмет: специальное фортепиано

Учащаяся Полина, 2 класс

Цель урока: развитие моторно - двигательных функций пианистического

аппарата

Задачи:

1.Обучающие

-умение анализировать музыкальный материал (метро-ритм, штрихи,

фактурные, аппликатурные задачи);

-закрепление полученных знаний и навыков;

2.Развивающие

-развитие эмоциональной сферы психологических процессов;

-развитие пианистических навыков в некоторых видах пианистической

техники;

3.Воспитательные

-побуждение к творческому поиску в решении технических приёмов;

-повышение уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и

творческой самореализации;

Тип урока: традиционный

Форма урока: индивидуальная работа с учащейся

Методы работы:

-словесные: комментарии, беседа, пояснения практического действия;

-практические: практические задания;

-познавательные: объяснительно-иллюстративный, сравнительный;

Реализуемые технологии:

-развивающего обучения

-творческой деятельности

-здоровьесберегающие

Межпредметные связи: теория музыки, сольфеджио, анализ музыкального

произведения;

Оборудование: фортепиано, нотная литература;

План урока

1.организационный момент

2.вступительное слово

3.работа над репертуаром

4.рефлексия

5.домашнее задание

6.оценивание

Ход урока

Организационный момент:

-приветствие

-знакомство с темой урока и поставленными задачами

Вступительное слово: Техника нужна во всяком искусстве.

Фортепианное исполнительство не представляет исключения, скорее

наоборот. Техника пианиста, многие её виды настолько сложны, что без

специальной и многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа

начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у

пианистов всю жизнь. Не случайно учиться на рояле издавна принято с

раннего детства.

Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических

(мышечных), так и психических (волевых) свойств. Основная цель

технического развития – обеспечить условия, при которых технический

аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную

задачу.

Творческий рост учащегося связан с расширением музыкальных

представлений, с активным стремлением ярче выразить характер и

содержание музыки. Техническое развитие должно быть тесно связано с

развитием музыкальности, воспитанием слухового контроля.

Работа над репертуаром:

Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, эмоционально

настроиться на урок, преподаватель предлагает ученице некоторые

гимнастические упражнения:

1.Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки,

вместе со вздохом поднимаем ненапряжённые руки вверх; кисти висят

свободно. Затем разводим руки в стороны и вместе с выдохом, наклонившись

вперёд, тяжело роняем руки вниз. Голову опускаем. Руки раскачиваются до

тех пор, пока не остановятся.

2.Прогибаем спину и, не поднимая плеч, потрясём поднятыми вверх

кулаками (тыльной стороной вперёд) – «погрозим». Упражнение помогает

почувствовать «включенность» рук и всего корпуса.

3.Похлопываем ладонью по закрытой крышке рояля. Выполняем

упражнение всей рукой, не сгибая её в локте. Упражнение активизирует

мышцы плеча и помогает почувствовать опору на ладонь. Хлопаем по

крышке с разной степенью силы - и слегка, и со всего размаха. Чередуем

похлопывание ладонью с похлопыванием тыльной стороной кисти, чтобы

работали мышцы предплечья и ещё лучше освобождались руки.

4. Быстро и легко аплодируем, обводя при этом руками круг перед собой.

Ладони держим близко друг к другу; плечи и руки совершенно свободные.

Кисть и предплечье составляют единое целое. Упражнение подготавливает

естественное исполнение стаккато.

5. «Щёточка». «Отбрасывание соринки» с колен открывающимися лёгкими

пальцами и затем быстрое обратное движение к себе – пальцы естественно

собираются, как бы подметая и легко схватывая невесомый предмет. Кисть в

работе не участвует. Ладонь широкая. Упражнение для ладонных сгибателей

и разгибателей.

Ученица Полина с увлечением выполняет предложенные гимнастические

упражнения, вызывающие у неё положительные эмоции.

Е.Гнесина. Упражнение №14 (сб. «Фортепианная азбука»)

Преподаватель: Полина, упражнения на клавиатуре помогают нашим

пальчикам становиться уверенными, сильными, способными выразительно

исполнять музыку. Каким штрихом исполняется это упражнение?

Ученица: Легато. Это значит - связно.

Преподаватель: Правильно. Организуй руку, проследи за аппликатурой.

Сыграй упражнение активными, «шагающими» пальцами, свободно

приподнимая руки после лиги.

Ученица исполняет упражнение.

Преподаватель: Молодец! А теперь давай немножко изменим это

упражнение. Представь, что около каждой нотки стоит знак диез. Что он

показывает?

Ученица: Ноту надо повысить на полтона. И она будет на чёрной клавише.

Преподаватель: Верно. Диез повышает ноту. Но все ли ноты в этом случае

имеют чёрную клавишу, посмотри внимательно на клавиатуру.

Ученица: ми-диез и си-диез не имеют чёрной клавиши.

Преподаватель: Умница! А теперь ты попробуешь сыграть это упражнение

с воображаемыми диезами. Не торопись и будь очень сосредоточена.

Ученица с интересом, не сразу, немного ошибаясь, исполняет упражнение.

Преподаватель: Молодец! Видишь, наше упражнение немного

переместилось в клавиатуре. Такое перемещение называется

транспонирование. Постарайся выучить это слово. С диезами мы

переместили упражнение на полтона вверх. Чтобы переместить вниз – какой

нужен знак?

Ученица: Бемоль.

Преподаватель: Да. Какие ноты с бемолем не имеют чёрной клавиши?

Ученица: Сейчас подумаю (смотрит на клавиатуру): фа-бемоль и до-бемоль

Преподаватель: Правильно. Сыграть упражнение с воображаемыми

бемолями – это для домашнего задания. Умение транспонировать

способствует развитию памяти, ориентировке в клавиатуре. А сейчас вопрос

– что такое нон легато?

Ученица: Не связно.

Преподаватель: Как различается игра нон легато и легато? Ты уже

знаешь эти приёмы игры.

Ученица: нон легато играем всей рукой, а легато – активными пальцами.

Преподаватель: Молодец! Основной смысл запомнила правильно. Теперь

попрошу тебя сыграть это же упражнение, поменяв штрих на нон легато.

Работают все части руки от плеча. Запоминай эти ощущения. Характер

уверенный, смелый.

Ученица исполняет упражнение с воодушевлением.

Е.Гнесина Упражнение №16 (сб. «Фортепианная азбука »

Преподаватель: В этом упражнении повторяются мотивы разными парами

пальцев. Ты должна быть очень внимательна к аппликатуре, чтобы пальцы

тебя слушались. Кроме того, в размере ¾ не «засиживайся» на третьей доле,

вовремя снимай руки.

Ученица исполняет упражнение со счётом, чтобы выдержать ритмичную

игру.

Преподаватель: В работе над этим упражнением можно выполнить задание

для развития координации. Для этого партию левой руки перенеси на октаву

ниже, в малую октаву. Сыграй в таком виде упражнение. Левой рукой играй

весомее, громче и послушай нижний регистр.

Ученица исполняет упражнение, прислушиваясь к левой руке.

Преподаватель: Вариант с переносом партии правой руки на октаву выше

выполнишь в домашнем задании. Правой рукой играй звонче, ярче и

послушай верхний регистр.

Г.Беренс. Этюд №29 (сб. «

50 фортепианных пьес для начинающих», соч. 70)

Преподаватель: Этюд в переводе с французского языка означает изучение.

Это пьеса, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма

исполнения, предназначенная для совершенствования техники музыканта.

Данный этюд основан на позиционной игре, когда группа нот охватывается

одним положением руки, и каждый палец находится над «своей» клавишей.

Полина, давай проанализируем партию правой руки. Сколько нот включает в

себя позиция?

Ученица: Пять нот. И пальцев – пять. Значит, каждому пальцу – по нотке?

Преподаватель: Молодец, правильно! Пять ступеней, – какой интервал?

Ученица: Квинта.

Преподаватель: Да. Найди все квинты и сыграй правой рукой. Пальцы 1-й и

5-й. Будь внимательна к 7-ому такту.

Ученица играет квинты, чтобы обозначить позиции в партии правой руки.

Преподаватель: Так, всё получилось. А теперь давай заполним квинты,

сыграем все ноты. Полина, играй так, чтобы палец не нащупывал клавишу,

а активно брал её. Одновременно очередной палец занимает позицию над

следующей клавишей. Не делай дополнительных взмахов пальцами.

Самостоятельность их сосредоточена в кончиках. Кисть перемещается вслед

за пальцами. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону

движения, стремясь сузить позицию; благодаря этому 1-й палец будет в

удобном положении для подкладывания. В каком такте происходит

подкладывание 1-го пальца?

Ученица: В 8-ом.

Преподаватель: Правильно. Сыграй партию правой руки. Помни, какие

задачи поставлены. Особое внимание к постановке 5-го пальца. На паузах

плавно приподнимай руку.

Ученица исполняет этюд правой рукой. Преподаватель контролирует работу

пальцев и свободу кисти.

Преподаватель: Теперь давай разберём партию левой руки. Расскажи, что

ты там видишь?

Ученица: Там надо играть одновременно две ноты. И даже три.

Преподаватель: Да. Когда играем одновременно три звука или даже больше

– это называется аккорд. В других тактах – тоже аккорды, но они –

разложенные. Т.е. сначала играем один звук, потом – два. Давай попробуем

собрать все три звука, чтобы установить левую руку в устойчивую позицию.

Нижнюю ноту всегда играет 5-й палец. Ставь его на «столбик». В 4-ом и 7-ом

тактах широкое расстояние между крайними звуками. Пальцы более

плоские, т.к. раздвигаем ладонь. Перед началом игры выполним гимнастику

для ладони и пальцев. Положив руки на колени, веерообразно разводим и

собираем пальцы, как бы разглаживая платье. Пальцы не натягиваются,

двигаются без усилий, как бы сами собой. Запястье при этом не поднимай.

Ладонь полностью соприкасается с материей – трение о материю помогает

ощутить её расширение и сужение.

Ученица выполняет это упражнение двумя руками, а потом одной левой

рукой. После гимнастики исполняет на инструменте партию левой руки

аккордами.

Преподаватель: Молодец. Теперь соединяем этюд двумя руками. Левая рука

продолжит играть аккордами. Чтобы закрепиться в позициях в клавиатуре,

каждый такт сыграй по два раза. Будь внимательна в 7-ом и 8-ом тактах.

Ученица исполняет этюд по данному заданию.

Преподаватель: Хорошо. В таком исполнении этюд дома надо повторять для

того, чтобы левая рука была организованна и держала свою позицию. Теперь

сыграй этюд в таком же формате, но при повторении такта левую руку

исполняй, как написано в нотах. Правая рука – активные, звучащие пальцы;

на паузах приподнимаем.

Ученица играет этюд, преподаватель контролирует последовательность

исполнения.

Преподаватель: Молодец, справилась. Теперь можно полностью сыграть

этюд от начала до конца по тексту. Обрати внимание на буквенные

обозначения в конце каждой нотной строчки. Fine – конец. D.C. –

сокращение от Da capo all fine - повторить от начала до слова fine.

Расскажи, в каком порядке надо играть этюд? Какой характер этюда?

Ученица: Играем первую строчку, вторую, потом повторяем первую, до

слова конец. Характер весёлый, там же 16-е ноты в правой руке.

Преподаватель: Всё правильно. Allegro moderato - в начале строчки –

означает скоро умеренно. Сыграй весь этюд так, как написано в нотах.

Исполняй с настроением!

Ученица играет этюд, преподаватель контролирует и корректирует

пианистический аппарат.

Преподаватель: Молодец. Полина, как ты считаешь, левая рука исполняет

партию мелодии или аккомпанемента?

Ученица: Мелодию можно спеть. А партию левой руки трудно спеть: там же

двойные ноты! И даже тройные! Значит это аккомпанемент. Мелодия в

правой руке, а левая её сопровождает.

Преподаватель: Ты умница. Значит, левую исполняй тише по звуку. Чтобы

это получалось, сыграй её совсем беззвучно, не нажимая на клавиши.

Правой, напротив, играй более звучно, более весомо. Это нелегко. Будем

играть медленно, и контролировать вес каждой руки. В домашнем задании

поработай над этим упражнением.

Ученица исполняет часть этюда с беззвучной левой рукой, затем с

озвученной. Преподаватель контролирует соотношение звучности партий

рук.

Е.Гнесина Этюд ре-мажор

Преподаватель: Полина, в этом этюде правильно выученная аппликатура

помогает сыграть его умело и ловко. Здесь соединяются задачи позиционной

игры с синхронным движением рук. Мелодия идёт в одну сторону – это

прямое (параллельное) движение. В разные стороны – противоположное

движение. На протяжении всего этюда руки выполняют одинаковые

ритмические и штриховые задачи, поэтому учим его двумя руками.

Внимательно приготовь указанные в тексте пальцы и сыграй этюд.

Ученица играет этюд в умеренном темпе.

Преподаватель: Хорошо. Какие штрихи исполняются в этом этюде? Всё ли

у тебя получилось?

Ученица: Здесь разные штрихи. Легато, нон легато, стаккато. Вот

стаккато не очень получилось.

Преподаватель: Давай вычленим фразы с четвертными стаккато и

отдельно с ними поработаем. Играй их рукой сверху, как нон легато. Звук

извлекают активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает

быстрый и упругий отскок пальца вместе с рукой.

Ученица выполняет задание. Преподаватель контролирует высоту отскока.

Преподаватель: Молодец. Эту работу делай и в домашнем задании. Теперь

обратим внимание на лиги из трёх нот. Первую ноту всегда берём сверху,

последнюю – снимаем вверх. Руки опираются с одинаковым весом.

Контролируй слухом, чтобы руки играли точно вместе, синхронно.

Проучивать необходимо многократно и всегда вслушиваться в

одновременное звучание рук.

Ученица выполняет задание с большим старанием.

Преподаватель: Хорошо. Обрати внимание на две половинные нотки, где

одновременно стоят штрихи легато и стаккато. Этот способ исполнения

называется portato – средний между легато и стаккато, выразительное

подчёркивание звуков. Рука выполняет движение сверху, как нон легато; а

пальцы исполняют ноту выразительно, как бы пропевая её. Сыграй эти ноты

с разной динамикой: там указано форте и пиано.

Ученица исполняет, прислушиваясь к своей игре.

Преподаватель: Молодец, постаралась. Над каждым приёмом исполнения в

этюде работай по отдельности, закрепляй в домашнем задании. В

дальнейшей работе надо увеличить темп. От него зависит высота отскока и

снятия руки. Запоминай ощущения синхронной игры.

Этюд Л.Шитте фа-мажор

Преподаватель: Полина, в этом этюде левая рука, конечно, главенствует.

Согласна?

Ученица: Да. Вот сколько пауз в правой руке, а левая в это время играет.

Преподаватель: В левой руке гаммообразное движение сочетается с

пятипальцевой позицией. Для гаммообразного движения нужен ловкий 1-й

палец, чтобы легко и незаметно выполнить подкладывание и добиться

ровного и плавного звучания. Нам опять поможет гимнастика. Полина,

делай круговые движения 1-го пальца вокруг своей оси в одну сторону, затем

в другую. А теперь – движения пальца по горизонтали и по вертикали.

Работать только пальцем

.

Это упражнения для подвижности и

самостоятельности первого пальца.

Ученица и преподаватель выполняют гимнастику для 1-го пальца.

Преподаватель: Отлично получается. В домашней работе не забывай о такой

гимнастике. Теперь на клавиатуре упражняемся в подкладывании 1-го в

партии левой руки. Играем первые три ноты, остановка, быстрая подготовка

1-го пальца над своей клавишей. Рука отклоняется в сторону движения. Надо

научиться готовить 1-й палец заранее. Многократно выполняем это

упражнение. Затем проигрываем весь пассаж, контролируем слухом

звуковую ровность. Особо надо обратить внимание на последовательность

пальцев 4-го и 1-го, когда пассаж выходит на пятипальцевую позицию.

Преподаватель демонстрирует на клавиатуре все движения наглядно.

Ученица справляется с поставленными задачами.

Преподаватель: Левую руку в этом этюде надо выучить как

самостоятельную пьесу. Уверенно, выразительно, независимо от правой

руки. Аккорды в правой руке исполняй цепкими кончиками пальцев.

Обязательно надо выделить верхний звук, там находится мелодия партии

правой руки. Эти маленькие выразительные интонации вступают в диалог с

развёрнутыми фразами в левой руке. Сыграй отдельно линию верхних звуков

в аккордах, соблюдая аппликатуру (5-й, 4-й) и штрихи. Активизируй 5-й

палец, запоминай слухом интонацию.

Ученица выполняет задание, пропевая голосом верхние ноты.

Преподаватель: Хорошо. Такты с аккордовой фактурой в домашнем задании

играй двумя руками и старайся услышать и линию верхнего голоса, и линию

баса, т.е. левой руки.

С.Майкапар Детская пьеса

Преподаватель: В нотной литературе можно увидеть название этой пьесы

«Дождик», что помогает в работе над звукоизвлечением. Указанные штрихи

имитируют капли дождя, падающие в разные места. Первые две ноты

исполнять мягким стаккато (капли отскакивают от твёрдой земли), третью

ноту погрузить (tenuto) в клавишу, опереться (капля попала в мягкий грунт),

а следующую ноту левая рука берёт острым стаккато (капля попала в лужу

и отпрыгивает - «булькает»). Сыграй в медленном темпе, представляя

предложенный образ и меняя ощущения в руке и кончиках пальцев.

Аппликатура должна быть безупречна.

Ученица исполняет пьесу, преподаватель по мере надобности поправляет и

подсказывает приёмы игры.

Преподаватель: Молодец. Это нелегко, если извлекать звук необходимо

часто сменяющимися штрихами. Кроме того, характер музыки требует

подвинуть темп. Прочитай указанный темп.

Ученица: Аллегро – скоро.

Преподаватель: Совершенно верно. Поэтому твои руки должны быть очень

согласованными. Тем более что исполняется эта пьеса поочерёдно руками.

Левая рука ни в коем случае не должна отставать, отскок должен быть

естественным, невысоким. Правая рука ведёт основную мелодию, держит

мелодическую линию. Сыграй первое предложение в более подвижном

темпе.

Ученица настраивается на другой темп и эмоционально исполняет.

Преподаватель: Полина, всё получается. В домашнем задании чередуй

медленный и быстрый темпы. Работай по фразам.

Рефлексия:

Преподаватель: Полина, какие задачи сегодня мы решали на уроке?

Ученица: Мы изучали приёмы исполнения. Чтобы руки слушались, а пальцы

были ловкие и умелые. И могли передать характер произведения.

Преподаватель: Отлично сказано. Какие знания, полученные на уроке,

возьмёшь для дальнейшей работы в классе фортепиано?

Ученица: Буду всегда выучивать правильную аппликатуру. Это очень важно

для удобства исполнения. Обязательно выполнять гимнастику для рук и для

пальцев. Внимательно изучать характер произведения. Потому что

извлекать звук можно по-разному, даже если в нотах обозначены

одинаковые штрихи.

Преподаватель: Твой ответ меня порадовал!

Домашнее задание:

-выполнять гимнастические упражнения

-упражнение №14 сыграть с бемолями

-упражнение №16 – перенос партии правой руки на октаву выше

-Г.Беренс Этюд №29 – а) левую поучить аккордами

б) левую поучить беззвучно

в) двумя – отрабатывать соотношение звучности

-Е.Гнесина Этюд ре-мажор – работа над штрихами

-Л.Шитте Этюд фа-мажор – а) работа над подкладыванием1-го пальца

б) озвучивание верхних нот аккордов

-С.Майкапар Детская пьеса – а) работа над звукоизвлечением

б) работа с темпами

Оценивание:

Полина, на уроке ты занималась внимательно, увлечённо. Была в контакте с

преподавателем, отвечала на все вопросы. В работе по решению

пианистических задач была сосредоточена, старательна. Умеешь

анализировать свою работу. Результат отличный.

Список используемой литературы:

1.Е.Тимакин «Воспитание пианиста» - Советский композитор, 1989 г.

2.А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков» - Музыка,

1985 г.

3.Е.Гнесина «Фортепианная азбука» (предисловие) – Советский композитор,

1979 г.

4.Й.Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре»-

Классика XXI, 2007 г.

5.Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой» - Классика XXI, 2003 г.

6.

Б.Милич «Воспитание ученика-пианиста» - Музыка, 1982 г.

7.А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» - Советский композитор,

1992 г.



В раздел образования