Напоминание

Литературное произведение как стимул, вдохновляющий балетмейстера на постановку танца в детском хореографическом коллективе


Автор: Липовцева Полина Рашидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Тайга, Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературное произведение как стимул, вдохновляющий балетмейстера на постановку танца в детском хореографическом коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская

школа искусств № 10» Тайгинского городского округа.

Методическая статья на тему:

Литературное произведение как стимул, вдохновляющий

балетмейстера на постановку танца в детском хореографическом

коллективе

Тайга 2020

Хореографическое искусство завораживало и привлекало к себе внимание в

древние времена, популярно оно и сегодня. Создавая хореографическое произведение,

балетмейстер должен владеть знаниями и навыками не только в области хореографии, но

и других видов искусства. Широта кругозора развивает и подчеркивает индивидуальность

балетмейстера, добавляет красок и своеобразия в создаваемые им произведения, помогает

сделать язык танца более сочным и выразительным, что особенно важно при работе с

детским коллективом.

Актуальность темы данной разработки обусловлена тем, что проблема выбора, а

вернее, создания оригинального репертуара для детского хореографического коллектива

стоит сегодня достаточно остро. Порой педагоги - хореографы не владеют навыками

композиции и постановки современного детского танца. Зачастую детям предлагается тот

репертуар, который педагог помнит из собственного детства, без учёта требований

времени. Другой серьезной проблемой остается увлечение педагогов так называемыми

«золотыми образцами танца», композициями из репертуара известных государственных

ансамблей,

балетными партиями или вариациями. При этом многие забывают, что

сегодня дети нуждаются в совсем ином образно-выразительном материале. Им гораздо

ближе темы игры, фольклора, школьной жизни и любимых сказок.

Литература с её сюжетами, образами, рожденными поэзией, прозой и драматургией

художественного произведения, всегда широко использовалась в хореографическом

искусстве. Танец своеобразно воплощает на сцене литературные сюжеты и образы,

дополняя их тем, что зачастую не доступно слову. На один и тот же литературный сюжет

десятки композиторов могут написать свою музыку. Из множества сочинений писателей,

поэтов, композиторов на одну и ту же тему балетмейстер выбирает то, что ближе ему по

духу, по эстетике, по идейному замыслу и создаёт оригинальную хореографическую

композицию.

Одним из выдающихся балетмейстеров, творивших

балеты

на основе

литературных произведений, по праву считается Юрий Николаевич Григорович. Он

воплощал

литературный

первоисточник

с

учетом

специфики

хореографического

искусства, черпал идеи для своих балетов («Иван Грозный», «Каменный цветок»,

«Ангара»), основные конфликты в развитии сюжета, характеристики действующих лиц и

стилистический ключ из литературы, по-своему, языком танца, вписывая их в эпическое

полотно.

Не менее значим для развития хореографии легендарный педагог и

балетмейстер, «самый русский француз» Мариус Петипа - создатель классического

репертуара, автор балетов «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое

озеро» и т.д. М.Петипа обращался к большим писателям - таким, как Шарль Перро,

Сервантес, Гоголь, Ершов.

Открытием конца XIX века стали его постановки на

произведения А.С.Пушкина, которые так и прозвали - «БАЛЕТНАЯ ПУШКИНИАНА»

«Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота», -

говорил Петипа, при этом высоко ценя литературную первооснову.

Балетмейстер – профессия многогранная, творческая, которая требует много

знаний и трудолюбия. А самое главное – это талант. Не каждый исполнитель может стать

балетмейстером, но, развивая способности к импровизации, творческую фантазию, изучая

и креативно используя разнообразные приемы, методы постановки танца можно добиться

успехов. При создании детских хореографических произведений автор и сегодня должен

обращаться к книге. К сожалению, в сегодняшней практике сюжеты из басен,

стихотворений и сказок недооцениваются при работе с детьми. Так, например, педагоги,

стремясь сформировать чисто технические навыки исполнения танцев, увлекаются

концертной деятельностью. А это неминуемо сказывается на развитии внутреннего мира

ребенка и исполнительской культуре юных танцоров. Использование литературных

произведений, как основы хореографических композиций делает репертуар детского

танцевального коллектива более интересным, разнообразным и содержательным. Вслед за

книгами, такие композиции учат правильному поведению в социуме, абстрактному

мышлению, анализу действия положительных и отрицательных героев. А также помогают

узнать о традициях своего народа, любить, ценить и уважать их. Воспитывают чувства

патриотизма, коллективизма и товарищества. С раннего возраста необходимо в детях

заложить прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах

литературы и искусства.

Эмоциональный

и

содержательный танец,

несомненно,

способствует этому. Как его можно поставить?

Возьмем для примера поэтическое произведение В.М.Гаршина о прекрасном

цветке и его противоположности – уродливой жабе, воплощающих добро и зло. Это

грустная, трогательная история. «Цветок не мог выразить свою прекрасную душу

словами, лишь разливал вокруг восхитительный свежий запах», - писал автор о Розе. На

незамысловатый,

но

очень

выразительный

сюжет

этой

сказки

можно

создать

хореографическую миниатюру - для «подготовленных» детей с хорошими физическими

данными и задатками актерского мастерства.

Возраст исполнителей 12-14 лет. Формой хореографического произведения будет

дуэт. Хореографический вид – неоклассический танец или подвиды современного танца.

Жанр – лирико-драматический.

Подойти к подбору музыки для миниатюры нужно серьезно и вдумчиво.

Музыкальное сопровождение из спектакля-сюиты «Маленький принц» по сказке Антуана

де Сент-Экзюпери созвучна образному содержанию будущего танца. Начинается сюита,

как

спокойная, лиричная музыка, свидетельствующая об умиротворенности. Далее

музыкальная тема

развивается, наполняется сложными эмоциями, соответственно

усложняется и лексика танца. Кульминация музыкального произведения совпадает с

кульминацией танцевального дуэта. Постепенно накал чувств спадает, ритм замедляется,

музыка вновь становится спокойнее, сюжет танца близится к завершению. По своей

динамической структуре и темпо - ритму выбранная сюита как нельзя лучше

соответствует замыслу, развитию идеи танца и раскрытию образов.

Драматургия танца

Экспозиция

Звучит вступление. Исполнительница (Роза) находится на сцене, в пол-оборота к

зрителю. Корпус, словно стебель, тонок и неподвижен. На начало музыкальной фразы

Роза оживает,

выполняет танцевальную комбинацию, построенную на releve с

элементами por de bras. Мелкими движениями pas de bourree продвигается по центру

сцены на первый план.

Завязка

Роза выполняет танцевальную комбинацию, построенную на координации рук, ног

и перегибах корпуса. Грациозная работа рук имитирует трепет лепестков алой розы, ноги

поочередно сгибаются в коленях, подражая острым шипам.

На новую музыкальную фразу из третьей левой кулисы выходит Жаба, по

диагонали передвигается на центр первого плана. Ее движения осторожны, ехидны и

неторопливы, шаги по IV позиции на demi plie, пальцы рук растопырены, словно между

ними перепонки, руки согнуты в локтях. Исполнительницы показывают, что обнаружили

друг друга. Завязывается танец - дуэт.

Развитие действия

На начало очередной музыкальной фразы участницы дуэта исполняют движение

«плетенка», как бы изучая друг друга, при этом Жаба тянет лапы к Розе, а та брезгливо

отмахивается. Роза исполняет battment tendu, сопровождая шаги гибкими движениями

прекрасных рук.

Жаба прыгает, кружиться вокруг нее, как бы осыпает Розу

комплементами. Роза тает от внимания и восторгов грязной, уродливой Жабы, т.к. в её

цветник дано уже никто не заглядывал. Исполнительница партии Розы опускает руки в

подготовительное положение, демонстрируя, что принимает восхищение.

Следует динамический переход, обе исполнительницы танцуют в дуэте. Жаба

делает demi plie с разнообразным положением рук, которые сгибаются и разгибаются в

локтях: она уговаривая Розу покинуть цветник и увидеть прекрасный, большой мир.

Кульминация

В это время Роза исполняет battment fondu. Общая танцевальная комбинация

построена на работе в паре - с поворотами под руками, поддержками. Далее Роза встает в

позу IV arabesque, а Жаба хватает её за руку и резким движением выдергивает из

цветника. Радостные Роза и Жаба в продолжении нескольких тактов исполняют прыжки,

общую комбинацию, построенную на шагах, поворотах и вращениях. После свободным

шагом расходятся в разные стороны сцены.

Роза из центра третьего плана, исполняя движения с использованием высоких поз,

продвигается

к

первой

правой

кулисе,

где

исполняет

технически

насыщенную

комбинацию.

Жаба рядом: она заставляет Розу скинуть лепестки - красные перчатки, являющие

собой символ необычайной красоты и великолепия живого цветка. Жаба с силой их

стягивает, а Роза, не сопротивляясь, медленно погибает, утеряв связь с землей и воздухом.

Избавившись от Розы и завладев, как она считает, её красотой, Жаба ликует, исполняя

махи ногами, падения, трюки.

Развязка

Восторженная Жаба наслаждается победой, вращается по кругу, демонстрируя

высокие прыжки и трюки, но вот она спотыкается и падает, и видит в луже своё

отражение - всё ту же уродливую жабу, намотавшую на себя жалкий, увядший трофей.

Особые указания к исполнению номера. Характер и манера исполнения

номера

Исполнительницы должны владеть техникой дуэтного танца, так как в номере

используются поддержки на различных уровнях. Кроме того, они должны обладать

хорошими физическими данными.

Балетмейстер должен учесть амплуа танцоров в распределении ролей.

Исполнительницам необходимо художественно-образное воображение, творческое

мышление при освоении нестандартных приемов художественной выразительности для

воплощения особых психологических состояний, соответствующих замыслу и музыке.

Номер построен на основе свободной пластики, поэтому требует уверенного

владения ее исполнительскими приемами, а также освоения специфического комплекса

выразительных средств танцевального искусства.

Сценическое оформление танца

Световое оформление: на протяжении танца на сцене общий приглушенный свет

(заливка, боковые прострелы белого цвета), исполнительницы высвечиваются пушками.

Мимика.

Одухотворенным

и

живым

предстают

перед

нами

артистки

с

подвижными и выразительными лицами, на которых отражается все движения души и

тончайшие оттенки внутреннего мира персонажа, течение его мысли, внезапная или

последовательная смена настроений. Мимика – особый дар. Нет актерского мастерства,

если отсутствует мимика.

Костюм

- (от фр. costume) может означать одежду в общем или отличительный

стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность

человека.

Описание костюма

Костюм жабы: темно зеленый эластичный комбинезон из лайкры (с рукавами)

Обувь: Балетные туфли с мягким носком темно зеленого цвета

Грим: концертный, молодое лицо

Бутафории: нет

Головной убор: нет. Волос собран в узел

Костюм розы: зеленый атласный корсет на бретелях с имитирующими листьями,

рукава отсутствуют. Красная шифоновая юбка, сшитая отдельными кусками изображая

лепестки, длина до середины икры.

Обувь: Балетные туфли с мягким носком персикового цвета.

Грим: концертный, молодое лицо

Головной убор: Шляпа в виде розы

Аксессуары: красные перчатки, сшиты из бархата, длинной до локтя, в танце они

заменяют лепестки розы и в определенный момент «опадают».

Оформление сцены: цвет кабинета не имеет значения.

Сценическое покрытие: линолеум.

Список литературы

1. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. М.: ГИГЛ, 1957. 184 с.

2. Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л.: Музыка, 1974. 296 с.

3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов.

энциклопедия, 1985. 1600 с.

4. Фокин М. М. Против течения. 2-е изд., доп. и испр. / ред. Г. Н. Добровольская. Л.:

Искусство, 1981. 510 с.



В раздел образования