Автор: Сытенков Сергей Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Фокино, Приморский край
Наименование материала: Программа для учреждений дополнительного образования
Тема: Военно-патриотическая школа юнг "Макаровец"
Раздел: дополнительное образование
,0'
/-r-r{-
р
"
Р'nJu
,}е,у
бюджетное
учреждение
ру
*'
.|-
ф;'rfl\ld
"uФу
N,;
,
/
rf,
пO']и
'r*!i('^
И
**'
у
\'
il
уУ
образования
детей
,л
г
'i('
L
L
r-
rL
Ct'
L]
Программа
Для
учрежденпя
ýопоянительнOго
образова
ния
Военнý-патри$тиче€кая
шкоrtа
к}нf
t*МАКАРОВЕЩв
[Jри
u
ятр
к
ý
пс&R
гогнче
с
шрм
bbzTe
п
рсrrоrюп
/
д
лг
t2.
oz
,
2ol5
г.
Возрастдетей
14-L8
лет
Срок
реализпци},{
4
гсда
П
ела
rог
дсrло,4
lJ
итр_
л
h
но
гG
образования
1
категории:
г,
.-л,,,-л-
л___--*:
LыlgвкUts
Lерlеи
Владi+rчrирович.
г.Фокино
ZtJiJ
l
.
е
детfiкоrо
творчества))
лrt
ь
Е.в.
СОДеРЖаНИе:
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Сложность
и
противоречивость
социально-экономической
сиryации
в
России
в
90-х
годах
ХХ
в.привели
во
многом
к
девальвации
нравственных
идеалов.
Следствием
этого
высryпили
такие явления,
как:
падение
престижа
армии
и
флота;
уrрата
интереса
подростков
и
молодежи
к
военным
профессиям;
восприятия
военной
службы,как
тяжелоrо
бремени; стремительный
рост
подросгковой
пресryпности,
когда сотни
ребят
оказались
выброшенными
на
улицу.
Но
не
смотря
ни
на
что,
в
душах
большинсrва людей
продолжает
жить чувство
любви
к
сЁоему
Отечеству, чувство
долга
перед Родиной.
Во все времена
заlцита
Родины
была
уделом
сильных
и
смелых мужчин. Однако
эти
качества
необходимо
воспитывать
и
развивать
с
детства.
С
этой
целью
при
муниципальном
образовательном
учреждении дополнительного
образования
детей
оЩома
детского
творчества г.Фокино
Приморского
края
была
создана
военно
-
патриотическая
школа
юнг
<<Макаровецll
Необходимость
создания таких
школ абсолютно
очевидно. Моряка
нельзя
просто
обучить. Моряка надо
воспитывать,
и
начинать
как
можно
раньше,
прививая
совершJенно
определенные
качества характера,
с
подросткового
возраста.
Психологическая
усгоЙчивость,
умение
жить
в
коллективе,
коммуникабельность,
стремление
к
порядку,
дисциплина
и
самодисциплина
не
моryг
быть
<tизученыll,
как
математика
или
физика,
они
могуг
быть
только
воспитаны,
выработаны
в
определенных
условиях.
На
формировании
личности
ребенка
влияют
в
первую
очередь семья,
школа
и
социум
.
Всегда
ли
правильно?
И
если
ддlя
обычноЙ гражданскоЙ
жизни таког0
воспитания
может
быть
достаточно,
то
мя
военно-морской
службы
-
нет.
В
морском
деле
есть
определенные
((азы)),
которые
трудно
понять
гражданскому
человеку.
Парус,
шлюпочное
дело,
рангоуг
и
такелаж
можно
выучить,
но
такие
вещи,
как
инryиция,
опыт
моryг
прийти только
со
временем.
Без
развития
инryиции
и
опыта не
выйдет настояlцеrо
моряка
Военно-патриотическая
школа
юнг
<<Макаровец))
создана
в
1998 году.
С
2009 года
она является
единственным
военно-патриотическим
объединением
с
военно-морским
уклоном,
в
Приморском
крае,
где
дети
обраются
с
8
класса
в
подготовительноЙ
группе
и
1,2,3 курс
-
учащиеся
9-11
классов.
ВПШ
юнг
кМакаровец)
являлась
филиалом
головной
ВПШ юнг
<<Макаровец)
при
Тихоокеанском
военно-морском
институге
им.
С.О.
Макарова
созданного
22
февраля
1983
года
в г.
Владивостоке.
L{ель
создания
-
подгото8ка
старщеклассников
для
посryпления
в
ТОВМИ им.
Макарова.
ВПШ юнг
<<Макаровец>
работает
по
программе,согласованной
с
командованием
ТОВМИ
им
С.О.
Макарова.
2
П
рограмма
воен
но-патриотич
еского
объединен
ия
ВП
Ш
юнг
<<
Ма
ка
ровец})
включает
:
патриотич
еское
воспита
ние,
начал
ьную
воен
ную подготовку,
основы
жизнедеятельности
воина,
предметно-практическую
деятельность
АКТУАЛЬНОСТЬ
разработки
данной
программы
состоит
в
необходимости
воспитания
у
подрастаюlцего
поколения
чувств
патриотизма
и
любви
к
Родине,
осознанного стремления
к
службе
в
Вооруженных
силах России,
защите Отечества,
сохранение
и
развитие
традиций
Военно-морского
Флота России.
ЦЕННОСТЬ
данной
программы
состоит
в
том,
что
она
предназначена
для
ребят
ЦЕЛЬ
ПРОГРАММЬl
патриотическое
и
нравственное
воспитание,морально-
психологическая
и
физическая
подготовка
подростков,первоначальная
военно-морская
подготовка
(теоретические
основы
и
практические
навыки)
3АДАЧИ
ПРОГРАММЬl:
1.
Воспитание
патриотов
своей Родины.
2.
Приобретение
начальных
навыков,
знаний
и
умений,
необходимых
мя
подготовки
будущих
курсантов
ТОВМИ
им
С.О.Макарова.
3.
Прививать
воспитанникам
любовь
к
морю
и
военно-морской
службе.
4.
Воспитание
у
учащихся
морально-психологической
устойчивости
к
предстоящим
трУдНостям
будущеЙ
профессии
связанноЙ
с
прохождением
службы
в
ВМФ
России.
5.
Воспитывать
у
подростка
чувство
патриотизма
и
гражданского
долга,
дисциплинированность,
исполнительность
.Щанная
программа
рассчитана
на
обучение
воспитанников
в
течении
4 лет:
с
8
по
11
класс.
РЕЖИМ
3АНяТИЙ:
о
Подготовительный
курс
-
2
занятие
в
неделю
(
по
2
часа)
2
занятия
в
неделю
{
по
2
часа)
3
занятия
в
неделю
(
по
2
часа)
3
занятий
в
неделю
(
по
2
часа)
Набор
кандидатов
в
курсанты ВПШ
<<МакаровецD
проводится
до
30
сентября
каждого
rода.
Начало занятий
-
не
позднее
15
сентября.
Основным
требованием
к
курсанry
ВПШ
кМакаровец)
является личная
дисциплини
рова
нность
хорош
ая
успева
емосгь
в
общеобразовател
ьной
ш
коле.
При
приеме
в
ВПШ
<<МакаровецD
предсгавляются
документы
об
успеваемости
за
последний период
и
характеристика
из
общеобразовательной
tлколы.
В
процессе
учебы
допускается
дополнительный
набор
на
подготовительный
и
].
курсы
Основанием
мя
отчис/lени
я является:
о
личная
недисциплинированность
.
плохое
посещение
занятий
.
неудовлетворительная
учеба
в
школе
l.уч
ЕБно_тЕмАтич
Ески
й
плдн
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО
КУРСА
ВПШ
кМАКАРОВЕЩ>:
Воен но-патриотическое
образова
н
ие.
п/Ns
Содержание
занятий
Кол-во
теор.часов
Кол-во
практ.часов
Всего
часов
\
ИСТОРИЯ
ВМФ
РФ
2
2
z
Стрчктура
ВМФ
и
Вооруженных
сил
РФ
2
2
3
Корабельный
устав
ВМФ
РФ
10
10
4
Общевоинский
устав
ВС
РФ
8
8
5
Устройство
боевого
корабля
4
4
6
воорчжение надводного
корабля
2
2
7
Организация борьбы
за
живучесть
корабля
4
4
8
Устройство подводной лодки
4
4
9
Вооружение
подводн
ой
лодки
2
2
10
Спасательные средства
2
2
11
условия
распределения радиоволн
4
4
L2
Корабельные
средства связи
и
правила их
использования
2
2
1з
3рительная,сигнализация
и
их
использование.
2
2
14
Флажная
сиrнализация
и
флажный
семафор
2
4
6
15
l_{ветовая
сигнализа
ция
2
4
6
16
Изучение
радиотелеграфной
азбуки
Морзе
4
8
t2
L7
Струкryра
радиоприема,
приемник(ТТХ)
4
18
Характеристика антенных
чстройств
2
2
19
якорные
и
швартовые
чстройства
z
z
2о
Такелажное
оснащение
4
2L
Морские
узлы
4
4
8
22
стрелковая
подготовка
2
2
4
2з
Радиационная,химическая,
бактериологическая
защита
8
2
10
24
Устройство
парусного корабля
6
6
25
П
равила
установления радиосвязи
2
6
8
26
Работа
в
радиосети
4
10
t4
27
Оформление PflO
z
2
4
28
Ведение
вахтенной
документации
радиостанции
2
2
4
Итого
100
44
144
П
рограммное
содержа
н ие
1.
Организация
развития
флота
России. Исторические
даты.
2.
Основные
составляющие
формирования разнородных
сил
ВМФ
и
объединения
в
данную
сгрукryру.
Подводные
и
надводные корабли, морская
авиация,
морская
пехота, береговая
оборона,
части
тыла.
3.
Организация
и
подготовка
корабля,
повседневная
служба
корабля,
флаги,
воинское
приветствие
и
торжества, служба
корабельных нарядов.
4.
Определение
общих
прав
и
обязанносгей военнослужащих
ВооруженныхСил
и
взаимоотношения
между ними, обязанности
основных
должностных
лиц
а
также
правила
внугреннего
порядка.
5.
УстроЙство
и
оснастка
корабля. Боевые
части
и их
назначения
6.
Ударное
ракетное
орух(ие, зенитное
управляемое
оружие, артилерийское
вооружение,
противолодочное вооружение,
радиоэлектронное
вооружение,
авиация,
система
помех.
7.
,Щолжностные
обязанности
личного состава,
противостояние боевым
и
аварийным
повреждениям,
восстановление
и
поддержание
боеспособносги
корабля.
8.
Типы проектов,
типы корпусов, такелаж,
рангоуг
и
шпанrоуг,
выдвижные
устройства
.
9.
Торпедное
и
минное вооружение.
10.
Разновидности судовых
спасательных
средств
:
шлюпка спасательная закрытая;
спасательные
плоты, жилеты,
круги.
].1.
Система передачи информации
с
помощью
радиотехники
и
радиоэлектронных
приборов.
Понятие, классификация
радиоволн,
Рефракция
и
интерференция
радиоволн.
12.
Радиопередающая
и
радиопринимающая
аппараryра,
флажный
и
световой
семафор,
флаrи
расцвечивания.
13.
Виды зрительной(световой)сигнализации:
пожарная азбука
Морзе,
флажная.
14.
Система
визуального
оповеlцения
и
методы
определения
опасности
в
мирных
и
боевых
условиях.
15.
Щифровая
и
буквенная
передача
информации
на
большие
расстояния.
16.
Функции колебательного
конryра,
детектора,
громкоrоворителя. Усилители
звуковой
частоты.
17.
Транзисторные
и
ламповые
приемники.
18.
Направленность,
частотныЙ
диапазон.
Стационарные
и
ненаправленные
антенны.
М
ногоканальные системы.
Фильтрующие'устройства.
].9.
Разновидности якорных
и
швартовых
устройств.
Типы,
виды
и
методы
их
применения.
20. Виды
такелажа.
Стоячий,
бегучий.
Выполняемые
виды
работ.
21.
Разновидность
узлов
и
методьi
их
hрименения.
2]..
Разновидность
узлов
и
методы
их
применения.
22.
Виды стрелковоrо
оружия.
Устройство
и
ТТХ
автомата
ДК-47,
АК-74.
23.
Защита
от
оружия
массового поражения,
комплекс мер принимаемых
для
защиты
воЙск,
населения
и
объектов
народного
хозяЙсгва.
flеrазация, дезактивация,
дезинфекция.
24.
Типы
парусных
судов,
рангоуг,
такелаж,
парусное
вооружение.
25.
Установление
слуховой
радиосвязи,
запрос
пароля, передача
радиограмм
.
26.
flальность, радиосеть,ретранслятор,
Использование
Системы
Шумоподавления.
27.
Составление
текста
радиограммы.
28.
Порядок ведения
вахтенного.
журнала
По
окончан
ии
подготовительного
курса
юнги
должньl
знать
и
уметь:
о
общие
положенияУВС
РФ
о
общее
устройство
Нк
и
Пл
о
о5щую
струкryру Вс
РФ.
о
Разновидностьпарусныхкораблей.
о
общее
устройство
автомата
Калашникова.
о
общееустройствоприемника.
о
Правильность
получения
и
заполнение
радиограммы.
о
Азбуку
Морзе
и
флажный
семафор.
о
3нать
великих
русских
лолководцев.
о
3нать
общие положения
Строевого
Устава
Вс
РФ
l
l.уч
ЕБно-тЕмАтич
Ески
й
плдн
1
КУРСА
ВПШ
кМАКАРОВЕЦо.
Военно
-
патриотическое
образование.
п/Ns
Содержание
занятий
Кол-во
теор.часов
Кол-во
практ.часов
Всего
часов
L
История
ВМФ
РФ
2
2
2
Струкryра
ВМФ
и
Вооруженных
сил
РФ
2
2
3
Корабельный
устав
ВМФ
РФ:
о
основы
корабельной
организации;
о
основные
обязанности
должностных
лиц
корабля;
о
Повседневная
служба
корабля;
о
Корабельные
правила;
о
Подьем
флагов
на
корабле.
10
10
4
Общевоинские
Уставы
ВС
РФ:
о
СтроевойУстав
ВС РФ;
о
Устав
Внрренней
Службы
ВС
РФ;
о
о{исциплинарный
Усгав
ВС РФ;
о
Устав
Гарнизонной
и
Караульной Службы.
8
8
5
Устройство
боевого
корабля
4
4
6
воорчжение
надводного корабля
2
2
7
Орrанизация
борьбы
за
живучесть
корабля
4
4
8
Устройство
подводной лодки
4
4
9
Вооружение
подводной лодки
2
2
10
Спасательные
средства
2
z
L1
условия
распределения радиоволн
4
4
72
Корабельные
средства связи
и
правила
их
использования
2
2
13
3рительная
сигнализация
и их
использование.
2
z
14
Флажная
сигнализация
и
флажный
семафор.
Выполнение
нормативов
при
приеме
-
передаче
радиограмм
флагами.
2
4
6
15
€ветовая сигнализация.
Выполнение нормативов
при
приеме
-
передаче
радиоrрамм
с
использованием сигнального,
прожектора
типа
кПроблеск
-
М)).
2
4
6
16
Радиотелеграфный
код
кАзбуки
Морзе>.
Прием
-
передача
цифровоrо
и
буквенного
текстов.
Выполнение
нормативов.
4
8
L2
L7
Радиоприемник:
назначение,
ТТД,
основные
характеристики.
Струкryрная
схема
РПУ.
4
18
Характеристика
антенных
устройств
корабля
z
z
19
Якорные
и
швартовые
устройства
2
2
2о
Такелажное оснащение
4
21
Морские
узлы
4
4
8
22
Стрелковая подготовка.
Автомат
ДК-47,
АК-74:
назначение,
TTflu
основные харакгеристики.
Неполная
разборка
и
сборка
автомата.
2
2
4
2з
Радиационная,химическая,
бактериологическая
защита
8
2
10
24
Устройство
парусного корабля
6
6
25
Правила
установления радиосвязи
2
6
8
26
Работа
в
радиосети
4
10
t4
27
Оформление PflO
2
2
4
28
Ведение
вахтенной
документации
радиостанции
2
2
4
Итого
100
44
144
П
рограммное
содержа
н ие
1.
История
образования
и
развития флота
России.
Историческиедаты. Первые
флотоводцы
России.
2.
Общая
струкryра
Вооруженных
Сил
ВС
РФ
на
современном
этапе ее
реформирования.
Основные составляющие
формирования
разнородных
сил
ВМФ:
Подводные
и
надводные
корабли,
морская
авиация,
морская
пехота,
береговые
войска,
части
обеспечения
и
тыла.
3.
Определение
и
понятие
корабельной организации,
боевой подготовки
кораблей
ВМФ,
обязанности
должностных
лиц
корабля,
а
также
повседневная
служба
,
военно
-
морские
риryалы
и
правила несения
службы
корабельньlх нарядов.
4.
Определение общих
прав
и
обязанностей военнослужащих
Вооруженных
Сил
и
взаимоотношения
мех{ду
ними, обязанносги
основных
должностных
лиц
сущность воинской
дисциплины
и
обязанности военнослужащих
по
ее
соблюдению, обязанности
военнослужащих
перед
построением
и
в
строю
и
требования
к их
строевому
обучению.
5.
Назначение, основные
параметры
и
харакгерисгики,
устроЙсгво
надводного
корабля ВМФ. Маневренные
элементы
(cKopofib
хода,
инерция
,поворотливосгь}
и
уп
равляемосгь
корабля.
о
Вооружение надводного корабля ВМФ:
.
назначение
и
основные
характеристики противокорабельных
ракетных
комплексов;
.
назначение
и
основные
характеристики
зенитных
комплексов;
.
назначение
и
основные
характеристики противолодочных комплексов;
о
назначение
и
основные
характеристики артиллерийских
систем;
о
Радиотехническое
и
rидроакустическое вооружение
корабля;
6.
Определение борьбы
за
живучесгь корабля
,
оружия
и
технических средств.
Элементы
живучести
корабля
:
.
взрывопожаробезопасность,
.
непотопляемость,
.
живучесть
оружия
и
технических
средств,
о
заrцищенность личного состава.
о
Назначение
аварийных
партий на корабле.
Маркировка горловин
цистерн.
flействия
личного
состава
корабля
по
сигналу
кАварийная
тревогаD.
7
.
Назначение
,
основные
параметры
и
характеристиkи
,
усгройство
подводноЙ
лодки
ВМФ:
о
водоизмещение:
надводное
и
подводное;
о
глубина погружения:
рабочая
и
предельная;
.
главные
размерения
корпуса
:длина, ширина
и
осадка;
.
скоростьхода
:надводная
и
подводная;
о
дальность
плавания:
в
надводном положении
в
подводном
положении;
.
автономность.
8.
Вооружение
подводных лодок ВМФ:
.
назначение
и
основные
характеристики противокорабельных
ракетных
комплексов;
о
назначение
и
основные
характеристики
ударных
ракетных
комплексов;
о
назначение
и
основные
характеристики противолодочных комплексов;
.
Радиотехническое
и
гидроакустическое вооружение
подводных лодок;
9.
Назначение коллективных
и
индивидуальных
спасательных
средств
и
их
основные
характеристики:
о
Корабельные плавсредсгва
(баркасы,
катера, вельботы,
ялы);
о
Коллективные
спасательные
средства
(спасательные
плоты типа
псн-10,
спасательные
шлюпки);
.
индивидуальные
спасательные средства
{спас.
жилеты,
спас.
нагрудники,
спас.
круги, спас. буйки).
10.
Понятие
радиоволн
и
радиочастот.
Понятие просгранственноЙ
и
поверхностноЙ
волны. Характеристики
диапазонов
радиоволн
(CflВ,
ДВ,
СВ,
КВ,
УКВ},Особенности
распросгранения радиоволн
на
CflB,
ДВ,
СВ,
КВ,
и
УКВ.
]-1.
Основные требования
к
радиосвязи:
(надежность,
бысгрота
,
скрытность).
Способы
орrанизации
связи
в
радиосети
и
радионаправлении.
Состав
корабельных
средсгв
связи.
Использование корабельной
связи
по каналам:
12.
Корабельные
средства связи
(
назначение,
состава
,
и
боевые
возможности).
Порядок использования корабельных
средств:
о
в
радиосвязи;
о
в
радиорелейной
связи;
.
в
звукоподводной
связи;
.
в
проводной
связи;
о
в
зрительной
связи.
13.
Назначение
и
порядок использования зрительной
связи
и
сигнализации:
.
предметными
средствами
{сигнальные
флаги,
сигнальные
фиryры, флажный
семафор}
о
Световыми средствами
(сигнальные
фонари,
прожекторы, клотиковые
огни)
о
Пиротехническими средствами
(ракеты
и
морские
сигнальные
факелы).
14.
Понятие
флажной
сигнализации
и
флажного
семафора.
Порядок подьем
и
передачи
сиrналов однофлажным
сводом
.
Репетование
сиrналов.
Русская
семафорная азбука.
].5.
Понятие световой
сигнализации.
Назначение
и
ос"о"*ь,е
характеристики
сигнальных
и
световых
прожекторов
типа.кПроблеск
-
М,
МНСП-125, МНСП-
250>.Порядок
передачи
РпЩО
и
сиrналов
с
помощью сигнальных
прожекторов.
16.
Методика освоения
знаков
радиотелеграфной
азбуки МОР3Е
в
приеме
на
слух
буквенного
и
цифрового
текстов, передаче вертикальным
ключом
и
ffKM.
Ведение
парного
обмена.
].7.
Назначение,
основные
характеристики
радиоприемника:
(диапазон
частот,
чувствител
ьность,
и
зби
рател
ьность,
электро
п
ита
н
ие). Струкryр
ная
схема
радиоприемника.
TTfi
основных
типов РПУ,
применяемых
В
ВМФ
(Р-680,
Р-682,Р-
68з)
18.
.Назначение
и
основные
характеристики
передающих
и
приемных
антенн корабля-
Типы корабельных
антенн
:
t<Ш-10>,
t<Ш-6>l,
ВГД,
НЛ.
].9.
назначение
и
требования,
предъявляемые
к
якорным
устройствам.
Типы якореЙ
(типа
адмиралтейских,
типа
Мартина
,
типа
Холла).
Назначение
швартоВнЫх
устройств
корабля
{швартовов,
клюзов,
киповых
планок,
кнехтов,
битенгоВ}.
20.
Назначение
такелажного
оснащения
корабля.
Предметы
такелажного
снабжения
(
блоки,
гаки,
скобы,
обухи,
рымы,
коуши,
такелажные
цепи).
21.
Назначение
морских
узлов
.
Порядок
вязания
некоторых
морских
у3лоВ
:
(прямого
узла, рифового
узла,
штыка
прямого
и
с
двумя
шлагами,
плоского
узла,
гачного
узла,
стопорного
узла,
шлюпочного
узла).
22.Видьl
стрелкового
оружия.
Усгройство
и
ТТХ
автомата
АК-47,
АК-74.Неполная
разборка
и
сборка
автомата.
Организация
проведения
учебных
сrрельб.
Меры
безопасности
при
обращении
со
стрелковым
оружием-
23.
Определение
ядерного
взрыва.
Поражающие
факторы
ЯВ.
3ащита
от
оружия
массового
поражения,
комплекс
мер принимаемых
мя
защиты
воЙсЦ
населеНИЯ
И
объе
кгов
на
родного
хозя йства.,Ще
газа
ция,
дезактива
ция,
дези
нфекция.
Индивидуальные
и
коллективные
средства
защиты
органов
дыхания
и
кожи.
24.
Назначение
парусных
судов.
Сосгавные
части
парусного
корабля
:корпус,
рангоУт,
такелаж
и
парусное
вооружение.
t(лассификация
парусных
судов:
.
больttlие
парусные
суда;
о
малые
парусные
суда.
25.
определение
установления
радиосвязи.
Понятие
:
оперативныЙ
и
маскирующиЙ
радиообмен.
Способы
радиосвязи:
о
Квитанционныйспособ;
о
Бесквитанционныйспособ;
о
Способ
обратной
проверки.
о
Категории
срочности
сигналов
и
радиограмм
{кМонолит>t,<<Воздухrr,
<<PaKeTarr,
<<Самолетrr,
<<Обыкновенная>).Порядок
установления
радиосвязи-
26.
Порядок
работы
в
радиосети:
установление
радиосвязи,
проведение
паролирования,
передача
PflO
и
сигналов,
проведение
запросов
и
исправлениЙ.
27.
Сосгавление
заголовка
и
текста
радиограммы:
о
оформление
заrоловка
pff,o;
о
Выбор
из
Т,ЩР
категории
срочности
PflO;
о
оформление
отличительной
и
служебной
групп;
о
Порядок
подсчета
групп
текста.
28.
Гlорядок
ведения
вахтенного
журнала
радиостанции:
о
Правила
ведения
вахтенного
журнала
радиостанции;
о
организация
приема-передачи
дежурства
по
радиостанции;
о
оформлениеустановлениясвязи;
о
Порядок
оформления
в
журнале
запроса
пароля;
.
оформление
передачи
Рflаи
получения квитанции;
о
оформление
в
журнале
времени
и
характеристики
применяемых
в
радиосети
радиопомех;
.
оформление
проведениятехническогообслуживания
аппаратуры
связи.
По
окончании
L
курса
юнги
должньl
знать
и
уметь:
a
3нать
струкryру
Вооруженных
Сил
ВС
РФ
и
ВМФ;
о
3нать
общие положения
общевоинских
Усгавов
ВС
РФ;
r
Уметь
выполнять cTpoeвble
приемы
в
движении
и на
месте;
о
Знать
общее
устройство
и
вооружение
Нк
ипл;
о
3нать
разновидности
и
устройсгво
парусttых
кораблей;
о
3нать
основы
борьбы
за
живучесгь
корабля;
о
3натьосновы
распространения
радиоволн
и
особенности
их
распространения
на
С,ЩВ,rЩВ,СВ,КВ
и
УКВ
радиочастотах;
о
3нать
и
уметь
передавать
радиотелеграфную
азбуку
Морзе
буквенного
и
цифрового
текстов;
о
3нать
великих
флотоводцев
России;
о
3нать
и
уметь
оформлять
pflo
и
сиrнальu
о
3нать
и
уметь
вязать
морские
узльч
о
Уметь
вести
обмен телеграммами
с
использованием
флажного
семафора;
э
Уметь
вести
обмен
Р.що
и
сигналами
с
использованием
световых
и
сигнальных прожекторов
ти
па
к
П
роблеск-М
>,
к
М
НСП-].25,
250>;
о
Уметь
работать
в
радиосети
по
приему
и
передаче
Рдо
и
сиfналOв;
о
Уметь
вести
вакгенный
журнал
радиостанции.
1з
l
ll.уч
ЕБно_тЕмАтичЕскиЙ
плАн
2
КУРСА
ВПШ
((МАКАРОВЕЦ)
1
блок:
Военно
-
патриотическое
образование.
п/Ns
Содержание
занятий
Кол-во
теор.часов
Кол-во
практ.часов
Всего
часов
t
История
ВМФ
6
6
2
Великие
флотоводцы
6
6
3
История
судостроения
6
6
4
Устройство
парчсного
судна
4
4
5
Такелаж,рангоут,
паруса
6
6
6
Морские
узлы
4
4
8
7
надводные корабли
4
4
8
Подводные
лодки
4
4
9
Боевые части
корабля
10
10
10
Вспомогательные суда
2
2
11
Вооружение кораблей
2
2
tz
Авиация
z
2
13
Общевоинские
уставы
ВС
РФ
16
j.6
з2
1,4
Стрчкryра
Воорчженных
сил
РФ
6
6
15
Стрелковая подготовка
6
4
10
16
3ащита
от
оружия массового поражения
6
6
!2
17
медицинская
подготовка
6
8
1,4
18
Азбука Морзе,цветовая,флажная
сигнализация
10
30
40
19
П
равила
радиосвязи,оформлен
ие
Р.ЩО,ведение
докyментации,корабельные
средства связи
10
16
30
2о
организационно-подготовительная
работа
].6
16
2L
Итого
116
100
z1"6
14
П
рограммное
содержа
н ие
1.
Организация
развития флота
России.
Исторические
даты.
Петр l,Ф.Ф.Ушаков,
С.О.Макаров,
П.С.Нахимов
2.
Создание Российского
военного
флота,
развитие
военного
искусства,
деятельности
русских
флотоводцев
по
вопросам
взаимодействия
флота
и
армии.
3.
Исrория
зарождения
и
развития
флота
и
мореплавания
на
Руси.
4.
5.
Виды
такелажа.
Стоячий, беryчий.
Выполняемые
виды
работ.
Рангор,
шпангоуг.
Виды
и
назначение
парусов.
6.
Разновидностьузлов
и
методы
их
применения.
7
.
Виды. Классы.
Оперативно-тактические
возможности.
Сложное
пла8учее
инженерное сооружение предназначенное
для
учасгия
в
боевых
действиях.
8.
Виды.
Классы.
Оперативно-тактические
возможности.
Мифы
легенды,
опыты,
первые
подводные корабли
(XVll-
XlX
вв)
9.
Основы корабельной организации
и
подготовки
корабля.
0.
Виды.
}fuассы.
Оперативно-тактические
возможности.
Вспомогательный
флот,
предназначенный
ддrя
обеспечения боевой
и
повседневной
деятельносги
ВМФ
РФ
11.
Ударное
ракетное
оружие, зенитное
управляемое
оружие, артиллерийское
вооружение, противолодочное
вооружение,
радиоэлектронное
вооружение,
авиация,
система
помех.
12.
История
развития
авиации
и
воздухоплавания
с
1912
года
по 2000
г.
13.
Определение
общих
прав
и
обязанносгей
военнослужаlцих Вооруженных
Сил
и
взаимоотношения
между
ними,
обязанносги
основных
должностных
лиц,
а
также
правила
внугреннеrо
порядка.
].4.
Основные
составляющие
формирования
разнородных
сил
ВМФ
и
объединения
в
данную
струкryру.Подводные
и
надводные корабли, морская
авиация,
морская
пехота,
береговая
оборона,
чаfiи
тыла.
15.
Виды сrрелкового
оружия.
Устройство
и
ТТХ
автомата
ДК-47,
АК-74.
,
16.
3ащита
от
оружия массового поражения,
комплекс
мер принимаемых
д/пя
заtциты
_,j
воЙск,
населения
и
объектов
народноrо
хозяЙства.,Щегазация,
дезактивация,
дезинфекция.
.-
17.
Определение, оказание
первой
медицинс*ой
поrо,ци.
Ранения, ожоги,
переломы,
кровотечения.
18.
Цифровая
и
буквенная передача информациинабольlшие
расстояния.
].9.
Установление
слцовой
радиосвязи,
запрос
пароля, передача
радиограмм
.
,Щальность,
радиосеть,ретранслятор,
Использование
Системы
Шумоподавления.
Соста
вление текста
радиограммы.
20.Орrа
н
иза
цион
но-подготовител
ьная
работа.
15
По окончани
и
2
курса
юнги
должньl
знать
и
уметь:
о
3нать
положения
и
основы
УВС
РФ
о
Уметь
выполнять
строевые
приемы
в
движении
и на
месте.
о
Знать
великих
флотоводцев
России;
о
3натьструкrуру
Воору*<енныхсил
РФ
о
3нать
основы
Корабельного
усtава
ВМФ
РФ
о
3нать
устройство
парусного
судна
о
Вязать
морские
узлы
о
3нать
основы борьбы
за
живучесть
корабля
о
Знать
и
уметь
передавать
радиотелеграфную
азбуку
Морзе
буквенноrо
и
цифрового
текстов;
16
lv.уч
ЕБно_тЕмАтичЕски
й
плдн
З
КУРСА
ВПШ
кМАКАРОВЕЦ))
Военно
-
патриотическое
образование.
п/Ns
Содержание
занятий
Кол-во
теор.часов
Кол-во
практ.часов
Всего
часов
1
История
ВМФ
4
4
z
надводные
корабли
4
4
3
подводные лодки
4
4
4
Авиация
2
2
5
Вспомогательные
суда
2
2
6
Борьба
за
живччесть
8
8
7
Теория,
устройство
корабля
и
энергетических
установок
18
18
8
Боевые части корабля
и
службы
16
16
9
ВоорVжение
ВМФ
4
4
10
Общевоинские
уставы
ВС
РФ
16
16
зz
11
Корабельный
устав
ВМФ
10
10
t2
Струкryра
Вооруженных
сил
6
6
1з
стрелковая
подготовка
2
6
8
14
3ащита
от
оружия
массовоrо поражения
6
6
t2
15
Медицинская
подготовка
8
8
16
16
Азбука
Морзе,цветовая,флажная сигнализация
6
34
40
t7
Якорные
и
швартовые
устройства
4
4
18
оФормление РДо
2
8
10
19
организационно-подготовительная
работа
16
16
2о
\22
94
23,6
2t
17
П
рограммное
содержа
ние
1.
Орrанизация
развития флота
России.
Исторические
даты.
Петр l,Ф.Ф.Ушаков,
С.О.Макаров,
П.С.Нахимов
2.
Создание
Российского военного
флота,
развитие
военного
искусства,
деятельности
русских
флотоводцев
по
вопросам взаимодействия
флота
и
армии.
3.
История
зарождения
и
развития
флота
и
мореплавания
на
Руси.
4.
5.
Виды такелажа. Стоячий,
бегрий.
Выполняемьlе
виды
работ.
Рангоуг,
шпангоуr.
Виды
и
назначение
парусов.
6.
Разновидностьузлов
и
методы
их
применения.
7.
Виды. Классы.
Оперативно-тактические
возможности.
С-ложное
плавучее
инженерное
сооружение
предназначенное
для
участия
в
боевых
дейсrвиях.
8.
Виды.
}fuассы.
Оперативно-тактические
возможности. Мифы
легенды,
опыть1,
первые подводные
корабли
{XVll
-
XlX
вв)
9.
Основы корабельной организации
и
подготовки
корабля.
10.
Виды.
Классы.
Оперативно-тактические
возможности.
Вспомогательный
флот,
предназначенный
для
обеспечения
боевой
и
повседневной
деятельности
ВМФ
РФ
11.
Ударное
ракетное
оружие,
зенитное
управляемое
оружие,
артиллерийское
вооружение, противолодочное вооружение,
радиоэлектронное
вооружение,
авиация.
система
помех.
12.
Исгория
развития
авиации
и
воздухоплавания
с 1912
года
по
2000
г.
1З.
Определение общих
прав
и
обязанностей
военнослужаlцих
Вооруженных
Сил
и
взаимоотношения
между
ними,
обязанности
основных
должностных
лиц,
а
также
правила
внугреннего
порядка.
].4.
Основные составляющие
формирования разнородных
сил
ВМФ
и
объединения
в
данную
сгрукryру.Подводные
и
надводные корабли, морская
авиация,
морская
пехота,
береговая
оборона,
части
тыла.
15.
Виды
стрелкового
сружия.
УстроЙство
и
Тfi
автомата АК-47,
АК-74.
16.
3ащита
от
оружия
массового поражения, комплекс
мер
принимаемых
мя
защиты
войск,
населения
и
объектов
народного
хозяйства.
ýегазация, дезактивация,
дезинфекция.
17.
Определение,0казание
первой
медицинской помощи.
Ранения,
ожоги,
переломы,
кровотечения.
18.
Цифровая
и
буквенная
передача информации
на
большие
расстояния.
].9.
Установление
слцовой
радиосвязи,
запрос
пароля,
передача
радиоrрамм.
ýальносгь, радиосеть,ретранслятор,
Использование
Системы
Шумоподавления.
Составление
текста
радиограммы.
2
0.
Ор
га
н
и
за
цио
н
н
о-
п
одrото
в
ител
ьн
а
я
ра
бота.
15
По
окончании
3
курса
юнги
должньl
знать
и
уметь:
r
Историю
развития
ВМФ
России
о
3нать
основные положения
УВС РФ
о
3нать
основные
положения Корабельного
устава
ВМФ
РФ
о
Уметь
выполнять
строевые приемы
в
движении
и на
месте.
l
Знать
струкryру Вооруженных
сил РФ
о
3нать
устройство
парусного судна
о
3нать
основы
борьбы
за
живучесть
корабля
о
Вязать
морские
узлы
о
3нать
основы борьбы
за
живучесть
корабля
о
3нать
и
уметь
передавать
радиотелеrрафную
азбуку
Морзе буквенного
и
цифрового
текстов
о
3нать
назначение
ихарактеристики
вооружения
подводныхлодок
и
надводных кораблей
19
МЕТОДИItЕСКОЕ
ОБЕСIIЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
ДОIIОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗ
ОВАНИЯ
ВПШЮ
(MAKAPOBEI}>:
Все программы
подготовки
(спортивной,
военно-патриотической
и
т.
д.)
ВПIШЮ
(МАКАРОВЕЦ>,
кроме
проведениrI
лекций, предусматривает
подготовку
и tIроведение
экскурсий
(по
кораблям
,подводным
лодкам
и
береговым частям
ВМФ РФ),
конкурсов
(на
определение
<<Лучшего
специ€tпистa>)
по приему
и
передаче
на
скорость
радиотелеграфной
азбуки
'=
-
(МОРЗЕ>),
по
приему
и передаче
на
скоростъ
телеграмм
с.исполъзованием
сигнапъного
прожектора
типа
(ПРОБЛЕСК-М)
и
флажного
семафора.
Следует отметить
,
что
этому
предшествует
теоретическая
подготовка
юнг
по
из)п{ению
устройства
корабля
и
подводной
лодки
.
Экскурсии на
действующие
боевые корабли
ВМФ
РФ
позвоJuIют
закрепить
их знания и
увидеть
боевую
и
повседневную
организацию
корабля
и
ознакомитъся
с
их
вооружением
и
оснащением
,
а
проведение
конкурсов
-*-
освоить
практические
навыки
по
ряду
специапьностей
ВмФ
(радиотелеграфиста,
сигн€tпьщика,
радиомеханика).
Из1..rение
основ
психологии
человека;
требований
,
rrредъявJulемых
к
военнослужащим,
проведение
псlD(ологиtrеского
тестирования
юнг
ВыПУскньlх2
3
курсов
,
позвоJutют
вьuIвить
особенности
каждого
из
них
и
скорректировать
в
дшrьнейшем
их
откJIонения.
Занятия
по
физической
подготовке
(бег
на
100
,
1.000
и 3.000
метров,
выполнение
спортивЕых
угrражнений
на
перекJIадине,
силовые
упражнения),
проведение
походов по пересеченной
местности
для
привития
выносливости,
проведения
спортивньIх
состязаЕий
по
выполнению
нормативов
по
физической
подготовке
позволяет
приобrrдить
юнг
к
спорту и подготовить
их
Приморского
края
и
Тихоокеанского
Флота,
у{аствовать
во
встречах
с
веТеранами
ВОВ
,
)лIастниками
блокады Ленинграда
)
ветеранами
лок€uIьЕъIх
войн
(Афганистан
,
Чечня)
,что
создает
условия
для
военно
-
патриотического
воспитания
;соци€lльного,
культурного
и
профессионzLпьного
самоопределения
личности
;умственного
и
духовного
р€Iзвития
юнг.
Список
литераryрьl:
З..
Воинские
рнryвльl.-ýД.:
Вэеннss
издательство.1986
Z.
Книга
0 якооях.
Тпанспоот.lq7?
З"
Корабельный
Устав
Военнс-Морсн*го
Фдота"-М-:
Вс>енное
издательство.2002
4"
Х*раблев*яtд*ние.
ВСК
SМФ
"L975
_н.:
5.
Методика
начального
всенного
обучения.
Просвешение.
1987
6.
Наставление
пý
физической
подгатовк*..М":
Вtэ*нное
издательство.2000
7.
Начальная
gоЁхная
пOдrотовха.*ful,:
Просвещанне"
1985
8.
0бщевgинские
Уставы
Вооруженных
сил
Российской
Федерациит-М
.
]
Военное
издател
ьств*.
2S05
9,
Руководство
по
борьбе
за
живуч€етьrМ.,.Военное
издательство.1982
18.СправýчЁин
вахтенного
вфицера.
Boer*xоe
издатель{тяс.
М0
СССР.
11.Торпедное
оружиезМ.:
Военное
издательство.
1984
].
2.Уч
ебк0-
метOдич€ское
пособие
ýs
вgен
но-медицинскоЙ
подгФтсвхе.
-
hЛ.
:
В*еннФ*
издательство-
1966