Автор: Мошина Лариса Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Набережночелнинская школа № 68 для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании детей с
ОВЗ
В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных
школ
на
Федеральные
государственные образовательные стандарты
(ФГОС) перед учителями ставится задача формирования
знаний
в
соответствии
с
новыми
стандартами,
универсальных
действий,
обеспечивающих все учебные предметы, т.е. компетенций, позволяющих
ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-
деятельностный подход в обучении и воспитании.
Учащиеся
коррекционных
школ
в
различных
видах деятельности
работают
в
соответствии
со
своими
возможностями, участвуют в
равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в
решении
разных учебных и воспитательных задач. Данная технология требует от
обучающихся
умения
высказывать
свое
мнение,
обосновывать
его,
выстраивать цепочку логических рассуждений.
Одной из успешных форм работы с детьми с ОВЗ является театрализованная
деятельность, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра.
Целью ролевой игры
является осуществляемая деятельность, так как
именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь
моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в
общении.
И именно в этой
позиции
она
выполняет мотивационно-
побудительную
функцию.
Воспитательная
функция
ролевой
игры
заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина,
взаимопомощь, активность,
готовность
включаться
в
разные
виды
деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения,
проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Ролевая игра формирует у детей с ОВЗ способность играть роль другого
человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Таким образом,
ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию. Дети стремятся к
общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.
Большую
помощь
в
воспитании
школьников
оказывает
участие
в
общешкольных мероприятиях - коллективных творческих делах.
Их
подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени, а
участие в них делает детей более раскованными в общении.
Многие
раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика
другие. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются
нравственные представления и понятия. В коллективных творческих делах
обычно
участвуют
все
ученики,
все
учителя,
родители.
Каждому
предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и
ответственности. В процессе общей работы происходит взаимодействие
возрастов, старшие помогают младшим, сильные слабым, учатся друг у
друга. Преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно
позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить,
сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения,
коллективной самооценки, роста группового и личного
самосознания.
Отсутствие
официального
соревнования, баллов,
мест
снимает
напряжение
конкуренции.
Процесс
самосравнения,
лишенный
отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится
механизмом
совершенствования
коллектива.
В
результате такого подхода эти
коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными,
личностно значимыми. Анализируя результаты воспитательной работы в
классе за последние годы, мы пришли к выводу, что применение
технологии системно-деятельностного подхода способствует созданию
условий для формирования у учащихся с ограниченными возможностями
здоровья готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую
систему знаний и систему воспитательных ценностей.
В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа –
дело очень не простое, а формирование у детей с ограниченными
возможностями здоровья умений определять цели, выбирать их средства
достижения,
отслеживать
результаты
кажется
вообще
чем-то
невыполнимым. Нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание –
процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что наша работа будет
с успехом продолжаться и
принесёт свои плоды.