Напоминание

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ


Автор: Мошина Лариса Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Набережночелнинская школа № 68 для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании детей с

ОВЗ

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных

школ

на

Федеральные

государственные образовательные стандарты

(ФГОС) перед учителями ставится задача формирования

знаний

в

соответствии

с

новыми

стандартами,

универсальных

действий,

обеспечивающих все учебные предметы, т.е. компетенций, позволяющих

ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-

деятельностный подход в обучении и воспитании.

Учащиеся

коррекционных

школ

в

различных

видах деятельности

работают

в

соответствии

со

своими

возможностями, участвуют в

равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в

решении

разных учебных и воспитательных задач. Данная технология требует от

обучающихся

умения

высказывать

свое

мнение,

обосновывать

его,

выстраивать цепочку логических рассуждений.

Одной из успешных форм работы с детьми с ОВЗ является театрализованная

деятельность, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра.

Целью ролевой игры

является осуществляемая деятельность, так как

именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь

моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в

общении.

И именно в этой

позиции

она

выполняет мотивационно-

побудительную

функцию.

Воспитательная

функция

ролевой

игры

заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина,

взаимопомощь, активность,

готовность

включаться

в

разные

виды

деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения,

проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у детей с ОВЗ способность играть роль другого

человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Таким образом,

ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию. Дети стремятся к

общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.

Большую

помощь

в

воспитании

школьников

оказывает

участие

в

общешкольных мероприятиях - коллективных творческих делах.

Их

подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени, а

участие в них делает детей более раскованными в общении.

Многие

раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика

другие. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются

нравственные представления и понятия. В коллективных творческих делах

обычно

участвуют

все

ученики,

все

учителя,

родители.

Каждому

предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и

ответственности. В процессе общей работы происходит взаимодействие

возрастов, старшие помогают младшим, сильные слабым, учатся друг у

друга. Преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно

позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить,

сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения,

коллективной самооценки, роста группового и личного

самосознания.

Отсутствие

официального

соревнования, баллов,

мест

снимает

напряжение

конкуренции.

Процесс

самосравнения,

лишенный

отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится

механизмом

совершенствования

коллектива.

В

результате такого подхода эти

коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными,

личностно значимыми. Анализируя результаты воспитательной работы в

классе за последние годы, мы пришли к выводу, что применение

технологии системно-деятельностного подхода способствует созданию

условий для формирования у учащихся с ограниченными возможностями

здоровья готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую

систему знаний и систему воспитательных ценностей.

В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа –

дело очень не простое, а формирование у детей с ограниченными

возможностями здоровья умений определять цели, выбирать их средства

достижения,

отслеживать

результаты

кажется

вообще

чем-то

невыполнимым. Нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание –

процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что наша работа будет

с успехом продолжаться и

принесёт свои плоды.



В раздел образования