Автор: Сташенко Ксения Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №392
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в начальной школе
Раздел: начальное образование
Статья на тему «Современный урок в начальной школе».
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает
сотрудничество и взаимопонимание, атмосферу радости.
Успех современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его
профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального
подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи
учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на
уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и тяжелый материал
учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны
присутствовать на современном уроке.
Как я считаю, то современный урок должен быть, прежде всего актуальным и
интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть
компьютером и пользоваться Интернетом. Заниматься самообразованием. Нельзя
забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом
зависит от профессиональных качеств учителя. Учитель и ученик - это единое целое.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в
условиях введения федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому
чрезвычайно
важным
и
актуальным
является
качественное
методическое
сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
В нынешнее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного
ученика
должны
быть
сформированы
универсальные
учебные
действия,
обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности .
Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение,
1
направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором
важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог ;
-создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. .
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться;
учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой
деятельности, направленной на самостоятельное приобретение новых знаний.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока
на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его
построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и
тренинга. Каждый учитель должен умело подойти к подготовке урока.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность
учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему
качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом
определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической
наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно
высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его
своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно
любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так,
чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых
невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей
искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Урок как целостная система
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-
урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина,
"урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы
учебных занятий.
2
В современной педагогической литературе встречается различные определения
понятия
«урок».
Самое
полное
и
верное
по-нашему
мнению
определение
предложенное В.А. Сластёниным: Урок - это организационная форма обучения, при
которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной
коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся
(класса) с учетом особенностей каждого из них.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают
современным требованиям к образованию.
Каковы же особенности современного урока
Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный,
компетентностный .
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим,
характеризующимся
порядком,
проверенной
дисциплиной,
исполнительностью
учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики
которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям
педагога, выстраивающего свободный урок.
Выделяет три постулата современного урока:
«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной
деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться
на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть
открытым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке
остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в
роли средства».
Урок - это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение
ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
3
К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых
повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической
литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим
систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [3]:
Требования к структуре говорят о необходимости:
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его
значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные
в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и
продумываются оптимальные средства ее достижения);
Выбрать тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока
должны быть взаимосвязаны друг с другом);
Данный урок связать с предыдущими и последующими уроками;
Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового
материала;
Обеспечить разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
Найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к
следующим:
Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику
безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы
уроков по данной теме;
Своевременно
подготовить
к
каждому
уроку
демонстрационный
и
дидактический материал;
Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
Создать
возможность
для
учащихся
часть
знаний
на
уроке
получать
самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
Урок должен быть воспитывающим;
4
Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
На уроке следует воспитывать любовь к природе;
Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения
учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны
включать элементы творческого поиска;
В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в
достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д. .
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:
логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала
в учебнике;
используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим
и наиболее подготовленным ученикам;
соблюдены нормы педагогической этики;
темп урока оптимален для данного коллектива детей;
в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов
деятельности;
соблюдены гигиенические условия учебного труда;
созданы условия для формирования навыков делового общения и для
активизации внимания детей;
дидактическая задача урока решена.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия
для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и
обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не
теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача
современного учителя.
Цели современного урока:
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности
ребёнка и формирование УУД; предметные цели
Цели деятельности учащихся
Виды УУД:
5
- личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение
им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои
поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть
нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое
значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что
уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность
выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с
заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в
нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты
своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно
усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например,
распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации,
принимать решение, брать
ответственность на себя.
6
Познавательные:
включают
действия
исследования,
поиска
и
отбора
необходимой
информации,
ее
структурирования;
моделирования
изучаемого
содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Типология современных учебных занятий
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.
Контрольный урок.
Коррекционный урок.
Комбинированный урок.
Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед
собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а
пытается научить ученика учиться всю жизнь. Главная задача педагога в этом случае –
помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и
усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование
универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня
начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности
ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять,
реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные
действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна
обеспечить
познавательную
мотивацию
и
интересы
учащихся,
готовность
и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и
одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Важным
условием
развития
детской
любознательности,
потребности
самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и
7
инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной
среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение
разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны
быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.
Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль
ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов
нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые,
ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и
методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу
проектов.
Уже в первом классе мы начали выполнять простейшие проекты. Такие,
например,« Осенний листопад», « Моя школа» ,« Моя семья», и другие.
Нетрадиционные виды уроков
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в
музей», «турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд»,
«телемост», «круглый стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-, видеоуроки
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
6. Модульный урок
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
8
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Список литературы:
1.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении».
Москва,2003год.
2. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит»
2003г.
3.Г.К.Селевко
«Педагогические
технологии
на
основе
активизации,
интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий.
2005г.
4.Г.К.Селевко
«Педагогические
технологии
на
основе
активизации,
интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий.
2005г.
9