Напоминание

Современный урок в начальной школе


Автор: Сташенко Ксения Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №392
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему «Современный урок в начальной школе».

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает

сотрудничество и взаимопонимание, атмосферу радости.

Успех современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его

профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального

подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи

учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на

уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и тяжелый материал

учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны

присутствовать на современном уроке.

Как я считаю, то современный урок должен быть, прежде всего актуальным и

интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть

компьютером и пользоваться Интернетом. Заниматься самообразованием. Нельзя

забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом

зависит от профессиональных качеств учителя. Учитель и ученик - это единое целое.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в

условиях введения федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому

чрезвычайно

важным

и

актуальным

является

качественное

методическое

сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

В нынешнее время все более актуальным в образовательном процессе

становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения

самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать

гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного

ученика

должны

быть

сформированы

универсальные

учебные

действия,

обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности .

Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение,

1

направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором

важным является

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог ;

-создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и

оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат

деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. .

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться;

учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой

деятельности, направленной на самостоятельное приобретение новых знаний.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока

на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его

построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и

тренинга. Каждый учитель должен умело подойти к подготовке урока.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность

учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему

качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом

определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической

наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно

высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его

своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно

любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так,

чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых

невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей

искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-

урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина,

"урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы

учебных занятий.

2

В современной педагогической литературе встречается различные определения

понятия

«урок».

Самое

полное

и

верное

по-нашему

мнению

определение

предложенное В.А. Сластёниным: Урок - это организационная форма обучения, при

которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной

коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся

(класса) с учетом особенностей каждого из них.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают

современным требованиям к образованию.

Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный,

компетентностный .

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим,

характеризующимся

порядком,

проверенной

дисциплиной,

исполнительностью

учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики

которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям

педагога, выстраивающего свободный урок.

Выделяет три постулата современного урока:

«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной

деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться

на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть

открытым ко всем проявлениям жизни.

«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке

остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в

роли средства».

Урок - это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение

ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

3

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых

повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической

литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим

систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [3]:

Требования к структуре говорят о необходимости:

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его

значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные

в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и

продумываются оптимальные средства ее достижения);

Выбрать тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока

должны быть взаимосвязаны друг с другом);

Данный урок связать с предыдущими и последующими уроками;

Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового

материала;

Обеспечить разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к

следующим:

Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику

безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы

уроков по данной теме;

Своевременно

подготовить

к

каждому

уроку

демонстрационный

и

дидактический материал;

Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;

Создать

возможность

для

учащихся

часть

знаний

на

уроке

получать

самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

Урок должен быть воспитывающим;

4

Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;

На уроке следует воспитывать любовь к природе;

Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения

учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны

включать элементы творческого поиска;

В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в

достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д. .

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала

в учебнике;

используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим

и наиболее подготовленным ученикам;

соблюдены нормы педагогической этики;

темп урока оптимален для данного коллектива детей;

в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов

деятельности;

соблюдены гигиенические условия учебного труда;

созданы условия для формирования навыков делового общения и для

активизации внимания детей;

дидактическая задача урока решена.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия

для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и

обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не

теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача

современного учителя.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности

ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

5

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение

им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои

поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть

нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое

значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что

уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность

выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с

заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в

нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты

своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно

усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например,

распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации,

принимать решение, брать

ответственность на себя.

6

Познавательные:

включают

действия

исследования,

поиска

и

отбора

необходимой

информации,

ее

структурирования;

моделирования

изучаемого

содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Типология современных учебных занятий

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения

новыми предметными умениями.

Урок применения предметных ЗУНов и УУД.

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.

Контрольный урок.

Коррекционный урок.

Комбинированный урок.

Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед

собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а

пытается научить ученика учиться всю жизнь. Главная задача педагога в этом случае –

помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и

усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование

универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня

начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности

ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять,

реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные

действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна

обеспечить

познавательную

мотивацию

и

интересы

учащихся,

готовность

и

способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и

одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего

отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Важным

условием

развития

детской

любознательности,

потребности

самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и

7

инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной

среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение

разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны

быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и

оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат

деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.

Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль

ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов

нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые,

ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и

методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу

проектов.

Уже в первом классе мы начали выполнять простейшие проекты. Такие,

например,« Осенний листопад», « Моя школа» ,« Моя семья», и другие.

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в

музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд»,

«телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

6. Модульный урок

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI - век открытий,

Век инноваций, новизны,

8

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Список литературы:

1.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении».

Москва,2003год.

2. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит»

2003г.

3.Г.К.Селевко

«Педагогические

технологии

на

основе

активизации,

интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий.

2005г.

4.Г.К.Селевко

«Педагогические

технологии

на

основе

активизации,

интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий.

2005г.

9



В раздел образования