Автор: Лапина Ксения Денисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Курс внеурочной деятельности
Тема: Курс внеурочной деятельности "Почувствуй ритм"
Раздел: начальное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 14 им. В.Г. Короленко»
603000, город Нижний Новгород, пер. Холодный, д. 15А, т/ф 433 37 93, sk
14
nn
@
.
ru
Утверждаю
Директор МБОУ «Школа № 14 им. В.Г. Короленко»
М.М. Кравец___________
Курс внеурочной деятельности
«Почувствуй ритм»
Возраст обучающихся: 6,5 – 8,5 лет
Срок реализации: 1 год (начальный год обучения)
Автор-составитель Лапина К. Д.
Учитель начальных классов
Нижний Новгород - 2019
Пояснительная записка
Образовательная программа курса внеурочной деятельности «Почувствуй
ритм» призвана развить в детях духовно-нравственные, музыкальные,
социальные навыки.
Актуальность данной программы обусловлена повышенным интересом среди
детей в последнее время к танцевальному искусству.
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает
своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов
искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно
связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько
тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец
возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось
ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы
древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые
балеты.
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XXI
век
принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и
новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем
красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец
раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность
ценить
красоту,
совершенство
мира
природы
и
гармонично
взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец
есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам
свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от
искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная
связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»
Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства.
Танец - искусство многогранное, объединяющее пластику тела с музыкой,
художественными образами, произведениями литературы.
Содержание
программы
разработано
в
соответствии
с
требованиями
программ ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный
маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать
самые разнообразные образовательные области.
По
данной
программе
могут
заниматься
дети
с
разным
уровнем
хореографической подготовки и дети с физическими недостатками. Все
занятия программы и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с
учётом специализации программы по хореографии.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим
поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие
которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов
деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
Учитывая требования современного дополнительного образования, был
создан данный курс внеурочной деятельности «Почувствуй ритм».
Данный курс призван развить в детях не только музыкальность, гибкость и
ритмичность, но и развить скрытый творческий потенциал ребёнка.
Программа предназначена для детей 6,5-8,5 летнего возраста и рассчитана на
1 год обучения.
Цель:
формирование
целостной,
духовно-нравственной,
гармонично
развитой личности.
Задачи:
- развивать мотивацию детей к познанию и творчеству;
-содействовать
личностному
и
профессиональному
самоопределению
обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
-приобщать подрастающее поколение к ценностям мировой культуры и
искусству;
- способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни;
- способствовать сохранению и охране здоровья детей.
Необходимо создание условий для выполнения задач:
В области хореографии:
-расширять знания в области современного хореографического искусства;
-способствовать
выражению
собственных
ощущений,
используя
язык
хореографии, литературы, изобразительного искусства;
-формировать умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
-содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;
- развивать чувства гармонии, чувства ритма;
- совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические
потребности.
В области физической подготовки:
-развивать гибкость, координацию движений;
-развивать
психофизические
особенности,
способствующие
успешной
самореализации;
-укреплять физическое и психологическое здоровье.
В
программе
использованы
приоритетные
формы
занятий:
интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, уроки-
беседы, репетиционно - постановочные занятия, выступления.
В хореографическое объединение приходят дети с 6,5 лет. Наполняемость
группы составляет 10-20 человек. Дети занимаются 45 минут один раз в
неделю. Всего учебных занятий рассчитано на 30 часов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программного материала.
У учащихся будут сформированы:
понимание необходимости личного участия в формировании
собственного здоровья;
навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
знания о способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
ответственное отношение к учению, готовность
и способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию
на
основе
мотивации к познанию;
готовность к личностному самоопределению;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой
деятельности;
этические
чувства
доброжелательности,
толерантности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
положительные
качества
личности,
умение
управлять
своими
эмоциями, проявлять уважительное отношение к иному мнению;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
развитое
эстетическое
сознание,
чувства
прекрасного,
навыки
творческого подхода в решении различных задач, к работе на
результат.
оказание бескорыстной помощи окружающим.
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи,
на
понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Метапредметные
результаты - характеризуют
уровень
сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые
проявляются в познавательной и практической деятельности.
Учащийся научится:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя
новые задачи, развивать интересы своей познавательной деятельности
в танцевальной области;
планировать,
контролировать
и
объективно
оценивать
свои
физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
работать индивидуально, с партнёром и в команде во время занятий,
находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
основе согласования различных позиций;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение
вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
В результате освоения материала курса учащиеся научатся:
составлять
комплексы
упражнений
для утренней
зарядки
и
физкультминуток;
соблюдать правила техники безопасности при выполнении физических
упражнений;
организовывать рабочее пространство для занятий: подбирать одежду,
обувь и инвентарь;
использовать
практические
навыки
измерения
индивидуальных
показателей длины и массы тела, показатели развития физических
качеств;
развивать пространственные представления и применять умения
ориентации в пространстве;
соблюдать правила и условия проведения подвижных игр, выполнять
двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр;
выполнять базовую технику движений хореографии, гимнастики,
акробатики;
описывать
технику
разучиваемых
движений
и
упражнений;
самостоятельно проводить разминку, приводить примеры простых
разминочных упражнений, воздействующих на определённые части
тела;
использовать воображение при выполнении заданий на импровизацию;
контролировать величину нагрузки при выполнении упражнений на
развитие физических качеств;
выполнять простые танцевальные движения и связки на середине зала,
простые движения под музыку и без нее (под счет);
использовать
теоретические
знания
о
понятиях
такта,
ритма,
музыкальная фраза, музыкальное предложение практически, применять
правила музыкального выполнения движений;
использовать
различные
способы
развития
физических
качеств,
выявлять особенности выполнения упражнений, способствующих
совершенствованию танцевальных и спортивных данных;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения (кувырки,
стойки, перекаты);
умело пользоваться терминологией изученных движений;
владеть
практическими
навыками
выразительного
исполнения
танцевальных комбинаций.
Содержание изучаемого курса
Материал программы делится на несколько разделов, которые органично
связаны между собой, но в, то, же время имеют свое конкретное содержание
и свои определенные цели и задачи.
Раздел 1. Знания о физической культуре (1 час)
Базовые понятия физической культуры.
Вводное занятие.
Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -
хореографией
и
содержанием
программы.
Рассказывает
о
правилах
поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования
техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
Физическая культура человека. Режим дня обучающегося и его значение.
Правила предупреждения травматизма во время занятий АРР: организация
мест занятий по АРР, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Комплекс упражнений для развития физических качеств на основе
танцевальных элементов.
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности (3
часа)
Организация и проведение занятий
Подготовка
места
для
занятий.
Составление
и
выполнение
индивидуальных комплексов для утренней зарядки.
Упражнения для
формирования правильной осанки и ее коррекции. Выбор и разучивание
упражнений, движений и комплексов движений.
Оценка эффективности занятий
Оценка выполнения технических элементов и движений, способы
выявления и устранения типичных и нетипичных ошибок в технике
выполнения упражнений и комплексов.
Танцы народов мира.
Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:
Бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк.
Народные танцы - русские народные, испанские танцы, танцы Казахстана,
Китая, Африки, Индии.
Особенности восточного танца - Турция, Сирия, Египет.
Классический танец
- история балетного искусства, танец - как вид
искусства, искусство миллионов.
Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы,
джазовые танцы, твист, танец модерн.
Танец сегодня.
Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с
новыми
веяниями
в
хореографическом
искусстве,
рассказывают
о
выдающихся танцорах нашего времени.
Игровые технологии.
Игровые технологии программы:
- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры
для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на
развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие
слуха,
чувства
ритма:
«Звук
настанет
и
удары
ладош».
«Пропоем,
прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты».
«Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»
Раздел 3. Физическое совершенствование (14 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Комплексы упражнений для развития физических качеств.
Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической
культуры. Комплексы дыхательной гимнастики. Комплексы упражнений для
коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического
развития обучающихся.
Правила и условия проведения подвижных игр. Взаимодействие в парах
и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Освоение универсальных физических упражнений
Гимнастика -
овладение элементами художественной и балетной
гимнастики для развития гибкости, ловкости, растяжки, координации
движений.
Простые акробатические упражнения: упоры (присев); простые седы;
группировка из положения, лежа и раскачивание в плотной группировке (с
помощью); кувырок вперед; мост из положения, лежа на спине; прыжки со
скакалкой.
Простые акробатические комбинации.
Базовая подготовка -
овладение основами танцевальной техники,
изучение техники выполнения простых танцевальных движений, базовых
танцевальных позиций и фигур. Упражнения на выработку осанки,
координацию движений, расслабление мышц.
Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами
(флажки, мячики, ленты).
Ритмика
«Ритмика»
включает
ритмические
упражнения,
музыкальные
игры,
музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки,
поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является
основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения
этого
раздела
должны
способствовать
развитию
музыкальности:
формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных
средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь,
следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в
полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним
относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке,
определять
ее
характер,
метроритм,
строение
и,
особенно,
умение
согласовывать музыку с движением.
На
занятиях
«Ритмика»
учащиеся
слушают
классические
мелодии,
современную
музыку,
музыку
для
души,
анализируют,
разбирают
музыкальные произведения.
Хореографическая и музыкальная подготовка – развитие двигательных
возможностей для занятий хип-хопом; повышение качества исполнительской
культуры; воспитание эмоциональности и красоты движений, воспитание
музыкального слуха, чувства ритма, понимания взаимосвязи музыки и
движений.
Знакомство с основами хореографии,
ее видами и жанрами.
Разучивание простых элементов классического экзерсиса с музыкальным
сопровождением и без него. Общеукрепляющие упражнения. Развитие
гибкости,
координации
движений,
выносливости,
укрепление
опорно-
двигательного аппарата.
Изучение танцевальных постановок: «Диско»,
«Вальс», простых танцевальных элементов на основе хип-хопа.
Раздел
4.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
с
общеразвивающей направленностью (2 часа):
Физическая
подготовка–
комплекс
упражнений
для
развития
координации и равновесия (руки, подъем колена, подъем на полупальцы).
Упражнения на развитие силы рук и спины – стойка на руках, с опорой ног за
станок.
Элементы классической хореографии и современной хореографии.
Полуакробатические
упражнения
-
простые
упражнения,
подготавливающие к акробатическим элементам, кувырки, перекаты, колесо.
Раздел
5.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
общеразвивающей направленностью с
использованием танцевальных
навыков (10 часов):
Акробатические упражнения - одно из средств совершенствования
физических и волевых качеств человека. Они способствуют развитию силы,
ловкости, гибкости, развитию реакции. Особую ценность представляют
вращательные движения, которые хорошо развивают вестибулярный аппарат
и улучшают навыки ориентации в пространстве.
Простые акробатические упражнения - на ковриках (кувырки вперёд,
«колесо»,, акробатические упражнения на скамейке.
Элементы хип-хопа - упражнения для подготовки к исполнению:
движения ногами, перемещения по полу акцентированными шагами, кач,
широкие руки.
Исходные движения рук (напряжение и расслабление). Позиции рук и
ног: открытая и закрытая.
Простейшие танцевальные элементы (приставные шаги).
Репетиционно - постановочная работа
Данная работа включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку
сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции. Показ
танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время
выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению
и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с
актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы.
В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-
творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.
Итоговые занятия и досуговые мероприятия
В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-
концерт, викторина «Путешествие в мир танца», игровые программы.
Досуговые
мероприятия
это
вечера
отдыха
и
игровые
программы,
выступления.
В программе обучения танцу практическая деятельность учащихся
опирается на теорию исполнения движений. Единство теории и практики
обеспечивается системами тренировочных упражнений.
Курс состоит из доступных для данного возраста тренировочных
упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.
Постепенно
вводятся
задания
творческого
характера,
задания
предполагающие
элементы
импровизации.
Задания
построены
таким
образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и
формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Основными видами деятельности на занятиях танца первого года
обучения являются игровая, познавательная, творческая и спортивно-
оздоровительная деятельность, которая предполагает:
изучение основных позиций и элементов классического, русского
народного и современного танцев, учатся правильно разогревать
мышцы, освоение тренировочных танцевальных упражнений;
разучивание танцевальных движений, комбинаций;
участие в постановочной работе;
просмотр и анализ выступлений (собственных и своих товарищей),
коллективное обсуждение результатов творческих работ,
степени
решения поставленных учебных или творческих задач;
индивидуальная и коллективная работа по устранению выявленных
ошибок в технике исполнения движений, рисунке танца, передаче
художественного образа;
выполнение заданий на импровизацию, сочинение танцевальных
движений и небольших комбинаций;
решение игровых и творческих задач;
участие в подвижных играх с элементами соревнований;
просмотр, анализ и обсуждение фильмов с лучшими образцами
хореографического искусства;
знакомятся с основами танцевального этикета и демонстрируют их на
практике.
Схема занятий:
1.
Вводная часть
.
-организационный момент;
-постановка познавательной задачи;
-расстановка детей в зале;
-разминка.
2. Основная часть.
- повторение домашнего материала
-подведение итогов группового занятия
- показ новых элементов танца
-отработка и закрепление
-подведение итогов
3. Подведение общих итогов.
Тематическое планирование
№
п/п
Содержание курса
Кол-во
часов
Дата
1)
Базовые понятия физической культуры
1
2)
Танцы народов мира
1
3)
Танец сегодня
1
4)
Игровые технологии
1
5)
Правила и условия проведения подвижных игр
1
6)
Освоение универсальных физических упражнений
1
7)
Гимнастика (теория)
1
8)
Гимнастика практика. Показательный номер
1
9)
Учимся копировать и исполнять
1
10)
Простые акробатические упражнения
1
11)
Простые акробатические комбинации. Развитие
ловкости
1
12)
Овладение основами танцевальной техники.
Показательный номер
1
13)
Упражнения на выработку осанки
1
14)
Базовые танцевальные позиции
1
15)
Музыка – основа танца
1
16)
Учимся слышать и слушать музыку
1
17)
Движения под музыку (чувствуем характер
мелодии). Показательное занятие
1
18)
Гибкость, координация движений, выносливость
1
19)
Комплекс упражнений для развития равновесия,
силы рук и спины
1
20)
Полуакробатические упражнения (перекаты,
кувырки, стойки)
1
21)
Развитие навыка ориентации в пространстве
1
22)
Простые акробатические упражнения
1
23)
Элементы хип-хопа (подготовительный этап)
1
24)
Элементы хип-хопа (старая и новая школа).
Показательное занятие
1
25)
Изучение хореографии в стиле хип-хоп
1
26)
Повторение хореографии
1
27)
Групповое занятие (почувствуй партнера)
1
28)
Творческая лаборатория. Постановка мини-номера
детьми
1
29)
Постановка танца
1
30)
Выступление. Подведение итогов. Обобщение
1
Способы проверки результатов обучения
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является
важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с
принципами систематичности, последовательности и прочности обучения
должна
осуществляться
в
течение
всего
периода
обучения.
Этим
обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.
-
наблюдение за работой обучающихся
.
Этот метод позволяет учителю
составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они
воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в
какой мере они проявляют сообразительность , каковы их
склонности,
интересы и способности.
-тестирование. Этот метод позволяет наглядно, быстро и точно
отследить приобретённые навыки и умения.
-выступление. Этот метод полностью раскрывает ученика и показывает
его успехи в танцевальной сфере.