Напоминание

Курс внеурочной деятельности "Почувствуй ритм"


Автор: Лапина Ксения Денисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Курс внеурочной деятельности
Тема: Курс внеурочной деятельности "Почувствуй ритм"
Раздел: начальное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 14 им. В.Г. Короленко»

603000, город Нижний Новгород, пер. Холодный, д. 15А, т/ф 433 37 93, sk

14

nn

@

mail

.

ru

Утверждаю

Директор МБОУ «Школа № 14 им. В.Г. Короленко»

М.М. Кравец___________

Курс внеурочной деятельности

«Почувствуй ритм»

Возраст обучающихся: 6,5 – 8,5 лет

Срок реализации: 1 год (начальный год обучения)

Автор-составитель Лапина К. Д.

Учитель начальных классов

Нижний Новгород - 2019

Пояснительная записка

Образовательная программа курса внеурочной деятельности «Почувствуй

ритм» призвана развить в детях духовно-нравственные, музыкальные,

социальные навыки.

Актуальность данной программы обусловлена повышенным интересом среди

детей в последнее время к танцевальному искусству.

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает

своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов

искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно

связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько

тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец

возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось

ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы

древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые

балеты.

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XXI

век

принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и

новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем

красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец

раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность

ценить

красоту,

совершенство

мира

природы

и

гармонично

взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец

есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам

свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от

искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная

связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства.

Танец - искусство многогранное, объединяющее пластику тела с музыкой,

художественными образами, произведениями литературы.

Содержание

программы

разработано

в

соответствии

с

требованиями

программ ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный

маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать

самые разнообразные образовательные области.

По

данной

программе

могут

заниматься

дети

с

разным

уровнем

хореографической подготовки и дети с физическими недостатками. Все

занятия программы и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с

учётом специализации программы по хореографии.

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим

поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие

которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной

действовать

универсально,

владеющей

культурой

социального

самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов

деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.

Учитывая требования современного дополнительного образования, был

создан данный курс внеурочной деятельности «Почувствуй ритм».

Данный курс призван развить в детях не только музыкальность, гибкость и

ритмичность, но и развить скрытый творческий потенциал ребёнка.

Программа предназначена для детей 6,5-8,5 летнего возраста и рассчитана на

1 год обучения.

Цель:

формирование

целостной,

духовно-нравственной,

гармонично

развитой личности.

Задачи:

- развивать мотивацию детей к познанию и творчеству;

-содействовать

личностному

и

профессиональному

самоопределению

обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

-приобщать подрастающее поколение к ценностям мировой культуры и

искусству;

- способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни;

- способствовать сохранению и охране здоровья детей.

Необходимо создание условий для выполнения задач:

В области хореографии:

-расширять знания в области современного хореографического искусства;

-способствовать

выражению

собственных

ощущений,

используя

язык

хореографии, литературы, изобразительного искусства;

-формировать умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

-содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;

- развивать чувства гармонии, чувства ритма;

- совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические

потребности.

В области физической подготовки:

-развивать гибкость, координацию движений;

-развивать

психофизические

особенности,

способствующие

успешной

самореализации;

-укреплять физическое и психологическое здоровье.

В

программе

использованы

приоритетные

формы

занятий:

интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, уроки-

беседы, репетиционно - постановочные занятия, выступления.

В хореографическое объединение приходят дети с 6,5 лет. Наполняемость

группы составляет 10-20 человек. Дети занимаются 45 минут один раз в

неделю. Всего учебных занятий рассчитано на 30 часов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества

обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

программного материала.

У учащихся будут сформированы:

понимание необходимости личного участия в формировании

собственного здоровья;

навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;

знания о способах профилактики заболеваний и перенапряжения;

ответственное отношение к учению, готовность

и способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию

на

основе

мотивации к познанию;

готовность к личностному самоопределению;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой

деятельности;

этические

чувства

доброжелательности,

толерантности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

положительные

качества

личности,

умение

управлять

своими

эмоциями, проявлять уважительное отношение к иному мнению;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в

достижении поставленных целей;

развитое

эстетическое

сознание,

чувства

прекрасного,

навыки

творческого подхода в решении различных задач, к работе на

результат.

оказание бескорыстной помощи окружающим.

учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и

способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в

том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия

результатов

требованиям

конкретной

задачи,

на

понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Метапредметные

результаты - характеризуют

уровень

сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые

проявляются в познавательной и практической деятельности.

Учащийся научится:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя

новые задачи, развивать интересы своей познавательной деятельности

в танцевальной области;

планировать,

контролировать

и

объективно

оценивать

свои

физические, учебные и практические действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации;

работать индивидуально, с партнёром и в команде во время занятий,

находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на

основе согласования различных позиций;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение

вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной

деятельности;

В результате освоения материала курса учащиеся научатся:

составлять

комплексы

упражнений

для утренней

зарядки

и

физкультминуток;

соблюдать правила техники безопасности при выполнении физических

упражнений;

организовывать рабочее пространство для занятий: подбирать одежду,

обувь и инвентарь;

использовать

практические

навыки

измерения

индивидуальных

показателей длины и массы тела, показатели развития физических

качеств;

развивать пространственные представления и применять умения

ориентации в пространстве;

соблюдать правила и условия проведения подвижных игр, выполнять

двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр;

выполнять базовую технику движений хореографии, гимнастики,

акробатики;

описывать

технику

разучиваемых

движений

и

упражнений;

самостоятельно проводить разминку, приводить примеры простых

разминочных упражнений, воздействующих на определённые части

тела;

использовать воображение при выполнении заданий на импровизацию;

контролировать величину нагрузки при выполнении упражнений на

развитие физических качеств;

выполнять простые танцевальные движения и связки на середине зала,

простые движения под музыку и без нее (под счет);

использовать

теоретические

знания

о

понятиях

такта,

ритма,

музыкальная фраза, музыкальное предложение практически, применять

правила музыкального выполнения движений;

использовать

различные

способы

развития

физических

качеств,

выявлять особенности выполнения упражнений, способствующих

совершенствованию танцевальных и спортивных данных;

выполнять акробатические и гимнастические упражнения (кувырки,

стойки, перекаты);

умело пользоваться терминологией изученных движений;

владеть

практическими

навыками

выразительного

исполнения

танцевальных комбинаций.

Содержание изучаемого курса

Материал программы делится на несколько разделов, которые органично

связаны между собой, но в, то, же время имеют свое конкретное содержание

и свои определенные цели и задачи.

Раздел 1. Знания о физической культуре (1 час)

Базовые понятия физической культуры.

Вводное занятие.

Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -

хореографией

и

содержанием

программы.

Рассказывает

о

правилах

поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования

техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

Физическая культура человека. Режим дня обучающегося и его значение.

Правила предупреждения травматизма во время занятий АРР: организация

мест занятий по АРР, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Комплекс упражнений для развития физических качеств на основе

танцевальных элементов.

Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности (3

часа)

Организация и проведение занятий

Подготовка

места

для

занятий.

Составление

и

выполнение

индивидуальных комплексов для утренней зарядки.

Упражнения для

формирования правильной осанки и ее коррекции. Выбор и разучивание

упражнений, движений и комплексов движений.

Оценка эффективности занятий

Оценка выполнения технических элементов и движений, способы

выявления и устранения типичных и нетипичных ошибок в технике

выполнения упражнений и комплексов.

Танцы народов мира.

Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:

Бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк.

Народные танцы - русские народные, испанские танцы, танцы Казахстана,

Китая, Африки, Индии.

Особенности восточного танца - Турция, Сирия, Египет.

Классический танец

- история балетного искусства, танец - как вид

искусства, искусство миллионов.

Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы,

джазовые танцы, твист, танец модерн.

Танец сегодня.

Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с

новыми

веяниями

в

хореографическом

искусстве,

рассказывают

о

выдающихся танцорах нашего времени.

Игровые технологии.

Игровые технологии программы:

- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры

для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на

развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие

слуха,

чувства

ритма:

«Звук

настанет

и

удары

ладош».

«Пропоем,

прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты».

«Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»

Раздел 3. Физическое совершенствование (14 часов)

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Комплексы упражнений для развития физических качеств.

Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической

культуры. Комплексы дыхательной гимнастики. Комплексы упражнений для

коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического

развития обучающихся.

Правила и условия проведения подвижных игр. Взаимодействие в парах

и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Освоение универсальных физических упражнений

Гимнастика -

овладение элементами художественной и балетной

гимнастики для развития гибкости, ловкости, растяжки, координации

движений.

Простые акробатические упражнения: упоры (присев); простые седы;

группировка из положения, лежа и раскачивание в плотной группировке (с

помощью); кувырок вперед; мост из положения, лежа на спине; прыжки со

скакалкой.

Простые акробатические комбинации.

Базовая подготовка -

овладение основами танцевальной техники,

изучение техники выполнения простых танцевальных движений, базовых

танцевальных позиций и фигур. Упражнения на выработку осанки,

координацию движений, расслабление мышц.

Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами

(флажки, мячики, ленты).

Ритмика

«Ритмика»

включает

ритмические

упражнения,

музыкальные

игры,

музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки,

поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является

основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения

этого

раздела

должны

способствовать

развитию

музыкальности:

формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных

средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь,

следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в

полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним

относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке,

определять

ее

характер,

метроритм,

строение

и,

особенно,

умение

согласовывать музыку с движением.

На

занятиях

«Ритмика»

учащиеся

слушают

классические

мелодии,

современную

музыку,

музыку

для

души,

анализируют,

разбирают

музыкальные произведения.

Хореографическая и музыкальная подготовка – развитие двигательных

возможностей для занятий хип-хопом; повышение качества исполнительской

культуры; воспитание эмоциональности и красоты движений, воспитание

музыкального слуха, чувства ритма, понимания взаимосвязи музыки и

движений.

Знакомство с основами хореографии,

ее видами и жанрами.

Разучивание простых элементов классического экзерсиса с музыкальным

сопровождением и без него. Общеукрепляющие упражнения. Развитие

гибкости,

координации

движений,

выносливости,

укрепление

опорно-

двигательного аппарата.

Изучение танцевальных постановок: «Диско»,

«Вальс», простых танцевальных элементов на основе хип-хопа.

Раздел

4.

Спортивно-оздоровительная

деятельность

с

общеразвивающей направленностью (2 часа):

Физическая

подготовка–

комплекс

упражнений

для

развития

координации и равновесия (руки, подъем колена, подъем на полупальцы).

Упражнения на развитие силы рук и спины – стойка на руках, с опорой ног за

станок.

Элементы классической хореографии и современной хореографии.

Полуакробатические

упражнения

-

простые

упражнения,

подготавливающие к акробатическим элементам, кувырки, перекаты, колесо.

Раздел

5.

Спортивно-оздоровительная

деятельность

общеразвивающей направленностью с

использованием танцевальных

навыков (10 часов):

Акробатические упражнения - одно из средств совершенствования

физических и волевых качеств человека. Они способствуют развитию силы,

ловкости, гибкости, развитию реакции. Особую ценность представляют

вращательные движения, которые хорошо развивают вестибулярный аппарат

и улучшают навыки ориентации в пространстве.

Простые акробатические упражнения - на ковриках (кувырки вперёд,

«колесо»,, акробатические упражнения на скамейке.

Элементы хип-хопа - упражнения для подготовки к исполнению:

движения ногами, перемещения по полу акцентированными шагами, кач,

широкие руки.

Исходные движения рук (напряжение и расслабление). Позиции рук и

ног: открытая и закрытая.

Простейшие танцевальные элементы (приставные шаги).

Репетиционно - постановочная работа

Данная работа включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку

сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции. Показ

танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время

выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению

и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с

актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы.

В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-

творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.

Итоговые занятия и досуговые мероприятия

В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-

концерт, викторина «Путешествие в мир танца», игровые программы.

Досуговые

мероприятия

это

вечера

отдыха

и

игровые

программы,

выступления.

В программе обучения танцу практическая деятельность учащихся

опирается на теорию исполнения движений. Единство теории и практики

обеспечивается системами тренировочных упражнений.

Курс состоит из доступных для данного возраста тренировочных

упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.

Постепенно

вводятся

задания

творческого

характера,

задания

предполагающие

элементы

импровизации.

Задания

построены

таким

образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и

формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это

позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Основными видами деятельности на занятиях танца первого года

обучения являются игровая, познавательная, творческая и спортивно-

оздоровительная деятельность, которая предполагает:

изучение основных позиций и элементов классического, русского

народного и современного танцев, учатся правильно разогревать

мышцы, освоение тренировочных танцевальных упражнений;

разучивание танцевальных движений, комбинаций;

участие в постановочной работе;

просмотр и анализ выступлений (собственных и своих товарищей),

коллективное обсуждение результатов творческих работ,

степени

решения поставленных учебных или творческих задач;

индивидуальная и коллективная работа по устранению выявленных

ошибок в технике исполнения движений, рисунке танца, передаче

художественного образа;

выполнение заданий на импровизацию, сочинение танцевальных

движений и небольших комбинаций;

решение игровых и творческих задач;

участие в подвижных играх с элементами соревнований;

просмотр, анализ и обсуждение фильмов с лучшими образцами

хореографического искусства;

знакомятся с основами танцевального этикета и демонстрируют их на

практике.

Схема занятий:

1.

Вводная часть

.

-организационный момент;

-постановка познавательной задачи;

-расстановка детей в зале;

-разминка.

2. Основная часть.

- повторение домашнего материала

-подведение итогов группового занятия

- показ новых элементов танца

-отработка и закрепление

-подведение итогов

3. Подведение общих итогов.

Тематическое планирование

п/п

Содержание курса

Кол-во

часов

Дата

1)

Базовые понятия физической культуры

1

2)

Танцы народов мира

1

3)

Танец сегодня

1

4)

Игровые технологии

1

5)

Правила и условия проведения подвижных игр

1

6)

Освоение универсальных физических упражнений

1

7)

Гимнастика (теория)

1

8)

Гимнастика практика. Показательный номер

1

9)

Учимся копировать и исполнять

1

10)

Простые акробатические упражнения

1

11)

Простые акробатические комбинации. Развитие

ловкости

1

12)

Овладение основами танцевальной техники.

Показательный номер

1

13)

Упражнения на выработку осанки

1

14)

Базовые танцевальные позиции

1

15)

Музыка – основа танца

1

16)

Учимся слышать и слушать музыку

1

17)

Движения под музыку (чувствуем характер

мелодии). Показательное занятие

1

18)

Гибкость, координация движений, выносливость

1

19)

Комплекс упражнений для развития равновесия,

силы рук и спины

1

20)

Полуакробатические упражнения (перекаты,

кувырки, стойки)

1

21)

Развитие навыка ориентации в пространстве

1

22)

Простые акробатические упражнения

1

23)

Элементы хип-хопа (подготовительный этап)

1

24)

Элементы хип-хопа (старая и новая школа).

Показательное занятие

1

25)

Изучение хореографии в стиле хип-хоп

1

26)

Повторение хореографии

1

27)

Групповое занятие (почувствуй партнера)

1

28)

Творческая лаборатория. Постановка мини-номера

детьми

1

29)

Постановка танца

1

30)

Выступление. Подведение итогов. Обобщение

1

Способы проверки результатов обучения

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является

важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с

принципами систематичности, последовательности и прочности обучения

должна

осуществляться

в

течение

всего

периода

обучения.

Этим

обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.

-

наблюдение за работой обучающихся

.

Этот метод позволяет учителю

составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они

воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в

какой мере они проявляют сообразительность , каковы их

склонности,

интересы и способности.

-тестирование. Этот метод позволяет наглядно, быстро и точно

отследить приобретённые навыки и умения.

-выступление. Этот метод полностью раскрывает ученика и показывает

его успехи в танцевальной сфере.



В раздел образования