Напоминание

"Гений Прокофьева"


Автор: Семина Елена Геннадьевна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: Республика Коми, г. Печора
Наименование материала: Сценарий
Тема: "Гений Прокофьева"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

« Детская школа искусств г. Печора»

Сценарий

для музыкального салона

« Гений Прокофьева »

Подготовила: Семина Елена Геннадьевна

МАУ ДО «ДШИ г. Печора»

Преподаватель теоретических дисциплин

г. Печора, 2016 г.

Музыкальный салон «Гений Прокофьева»

посвящённый 125-летию со дня рождения

С.С. Прокофьева.

( фоном звучит музыка: 3-й концерт для фортепиано с оркестром)

1 Ведущий: Добрый вечер. Мы рады приветствовать гостей в нашем

музыкальном салоне. Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве С.С.

Прокофьева. Его имя известно сейчас во всем мире и никто не сомневается, что

этот человек – один из выдающихся композиторов современности, классик

русской музыки 20 века.

«Прокофьев – светлый гений, веселый гений русской музыки. Любой жанр, за

который брался Прокофьев, является в его руках необычным» - так писал о

таланте композитора его друг, музыковед Борис Асафьев. Современники тоже

отдают должное таланту музыканта, поэтому 2016 год объявлен годом

Прокофьева.

2 Ведущий: Сергей Сергеевич Прокофьев относится к тем счастливым

творческим людям, сохраняющим всю свою жизнь память о радостях детских

лет, а встав взрослыми, они умеют возвращаться в светлый мир детства и это

придает их искусству особую душевную чистоту.

Такими были Л. Толстой, написавший «Детство», М.Горький. В музыке детские

сцены не раз изображали П.И.Чайковский, М.П. Мусоргский, Р. Шуман. Но

никому из композиторов не довелось написать целую книгу о своем детстве,

книгу о том, как из забавного озорника рождался большой и мудрый музыкант.

А Прокофьев свои воспоминания о детстве и юности записал в

«Автобиографии», где раскрылся еще и его литературный талант.

1 Ведущий: За время нашей встречи мы перелистаем несколько страниц этого

сочинения, а пока давайте обратимся к музыке С.С. Прокофьева. Способность и

умение композитора показать искренний, радостный мир детства проявилась в

цикле пьес для фортепиано « Детская музыка». Вот как он сам вспоминал.

3 Ведущий (ученик, изображающий Сергея Прокофьева в детстве): «Летом я

жил в Поленове, сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя

старая любовь к сонатинности. К осени их набралась целая дюжина».

2 Ведущий: В каждой пьесе этого цикла Прокофьев находит особые приемы

выразительности. Например, в пьесе «Дождь и радуга» он изображает

падающие капельки, использует смелые звуковые «кляксы», чтобы передать

удивление детей при виде яркого явления природы.

Приглашаем Граматчикову Дарью. Исполняется «Дождь и радуга»

1 Вед.: Следующая пьеса из цикла « Детская музыка» передает настроение

бодро шагающих ребят.

Марш. Исполняет Давыдов Дмитрий.

Мир детских грез и фантастики раскрывается в пьесе «Сказочка», но здесь нет

ничего страшного, это добрая, мягкая сказочка - повествование.

«Сказочка». Исполняет Чаплина Алина.

2 Вед.: А в пьесе « Прогулка» Прокофьев создает образ беззаботно

подпрыгивающего ребенка, но при этом, которому надо все успеть увидеть,

ничего не пропустить.

Послушайте ансамбль в составе Лапиной Арины и Пякшиной Ксении.

Звучит «Прогулка»

Как же прошло детство самого композитора.

Сергей Прокофьев родился в украинском селе Сонцовка, где его отец Сергей

Алексеевич был ученым агрономом, управляющим имением. Мать, Мария

Григорьевна, вместе с отцом обучала сына различным наукам, прививала

любовь к труду, чтобы ни один день не пропадал зря.

1 Вед.: Впоследствии об удивительной работоспособности и точности

Прокофьева ходили легенды. Он писал фантастически быстро и мог работать

сразу над несколькими произведениями. И если он обещал режиссеру, что к 12

часам следующего дня музыка будет написана, так оно и происходило.

Мать была и первой учительницей музыки. Вот как вспоминал сам композитор.

3 Вед.: От рождения я слышал Бетховена и Шопена. Мать добивалась лучшего

исполнения разучиваемых вещей и интересовалась серьезной музыкой… Она

незаметно старалась направить меня и объяснить как надо пользоваться

инструментом. Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели

к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески.

2 Вед.: Однажды, маленький Сережа явился с листом бумаги, как вспоминала

мать, и заявил: «Вот я сочинил рапсодию Листа». Пришлось ей объяснять, что

сочинить рапсодию Листа нельзя, потому что рапсодия есть пьеса, а Лист – тот

человек, который ее сочинил.

В пять лет Сережа сочинил фортепианную пьесу «Индийский галоп».

1 Вед.: Сереже было девять лет, когда его привезли в Москву, и он впервые

попал в оперный театр, побывал на балете «Спящая красавица», опере «Фауст».

И как композитор сам вспоминал:

3 Вед.: «В Сонцовку я возвратился с богатым запасом впечатлений». Фантазия

потекла по двум направлениям – во-первых, я стал играть в театр. Мы с

ребятами выдумывали пьесу и разыгрывали ее родителям. А во-вторых, я явился

к матери и заявил: «Мама, я хочу написать свою оперу!». И в 1901 году опера

«Великан» была сочинена и поставлена в доме его дяди.

2 Вед.: Заметив музыкальные способности своего сына, мать добивается, чтобы

его прослушал профессор Московской консерватории Сергей Иванович Танеев.

Тот, в свою очередь, направляет к Прокофьевым молодого композитора

Рейнгольда Морицевича Глиэра. Живые, интересные занятия оказали большое

влияние на развитие композиторского таланта Сережи.

Давайте послушаем еще одну из детских пьес Прокофьева.

«Песня без слов». Исполняют Акундинова М. С., Ворошилова С. А.

В 13 лет Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию.

3 Вед.: «Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали 4 оперы,

2 сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!»

- сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен.

1 Вед.: В 1909 году он окончил консерваторию с золотой медалью как

композитор и через пять лет – как пианист, и за отлично сыгранный выпускной

экзамен, получил премию – настоящий концертный рояль.

Прокофьев продолжает сочинять, выступать с концертами. Уже ранние

сочинения поражают слушателей необычной яркостью образов и музыкальных

гармоний

3 Вед.: «Мне надоели все эти… «песенки» с симметричным построением,

хотелось сочинить что-нибудь размашистое».

1 Вед.: В 1917 году Прокофьев заканчивает цикл пьес под названием

«Мимолетности». Пьесы были написаны под впечатлением от стихов

Константина Бальмонта

«В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры».

«Мимолетность» №1 исполнит Чурсанова Яна.

2 Вед.: Революционные события 1917 года сначала обрадовали Прокофьева, как

все новое. «И я, и те круги, в которых я вращался, радостно приветствовали

революцию» - вспоминал он. В то время, и намного позже Прокофьев стремился

отобразить в произведениях веяния новой жизни, нового человека той эпохи.

Послушайте в исполнении Куличевой Алины пьесу «Пионерский сбор»,

аккомпанирует Ворошилова С.А.

2 Вед.: Но затем, посчитав, что в России сейчас не до музыки, выезжает за

границу с концертами. Но вместо нескольких месяцев, как думал Прокофьев,

пребывание там растянулось на 15 лет.

1 Вед.: Он побывал в разных странах. И в 1921 году в Америке, в Чикаго

состоялась премьера оперы « Любовь к трем апельсинам», написанное по

мотивам одноименной сказки Карло Гоцци. В ней рассказывалось о принцах,

королях, добрых магах и злых ведьмах и о том, как важно не впадать в уныние.

Кирмишова Т. А. и Толстикова С. В. исполнят Марш из оперы «Любовь к 3

апельсинам»

1 Вед.: Как видите, творчество Прокофьева многогранно. Его музыка поражает

богатством образов – это и русская история (кантата «Александр Невский»), и

современность, ожившая сказка и даже трудные для постановок шекспировские

трагедии.

«Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта». Исполняют

Бурдельная А. В. и Смирнова Настя.

2 Вед.: Через все творчество композитора проходит «сказочная линия» - от

ранней фортепианной пьесы «Сказка» и симфонической сказки «Петя и волк»

до «Сказа о каменном цветке» - последнего балета Прокофьева. Звучные и не на

что не похожие, загадочно прекрасные мелодии « Каменного цветка» дали

музыкальную жизнь не менее необычным и ни на что не похожим уральским

сказам П.П. Бажова.

Послушайте «Русский танец» из балета «Сказ о каменном цветке». Исполняет

Грачева Юлия.

2 Вед.: Еще одно произведение, написанное на сказочный сюжет, где Прокофьев

создает замечательные музыкальные портреты героев известной сказки. Это

балет «Золушка». И хотя, произведение было написано в тяжелые годы Великой

Отечественной войны, музыка получилась светлой и жизнерадостной.

В исполнении Кирмишовой Т. А. и Толстиковой С. В. прозвучит Вальс из балета

«Золушка».

1 Вед.: Прокофьев создавал музыку простую и сложную, в чем-то очень

близкую ушедшему «золотому веку» классики, а в чем-то далекую, даже

диссонансную. Он всегда искал новое, делал звучание ни на что не похожим.

Прокофьев оставил огромное музыкальное наследство.

Сегодня мы лишь немного прикоснулись к его творчеству и надеемся, что в

дальнейшем вы захотите продолжить знакомство с ним.

До новых встреч!



В раздел образования