Автор: Маслова Наталья Мустафовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский края
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Работа с ансамблем в ДМШ и ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры и архивного дела Приморского края
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 8 им. А.В.Воробьёва» г. Владивосток»
Отделение народных инструментов
Методическая работа
«Работа с ансамблем в ДМШ и ДШИ»
Методическая работа преподавателя:
Масловой Н.М.
г.Владивосток
2020
Введение
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место
отводится
коллективным
видам
музицирования:
ансамблю
и
оркестру.
В
последние
годы
увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже
приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных
инструментов
широко
распространяются
в
школьной
учебной
практике,
так
как
не
во
всех
музыкальных
образовательных
учреждениях
имеются
большие
классы
струнных
народных
инструментов, составляющих основу оркестра. Успешный опыт смешанных ансамблей должен
основываться
на
творческих
контактах
руководителя
коллектива
с
преподавателями
по
специальности.
Цель – комплексное развитие личности учащихся посредством игры в ансамбле.
Задачи:
научить исполнять свою партию в ансамбле в соответствии с художественной
трактовкой произведения в целом;
сформировать представление о выразительных средствах в музыкальном искусстве,
о жанровом разнообразии музыкальных произведений;
научить применять и закреплять навыки и знания, полученные в инструментальных
классах.
Для организации ансамбля в ДШИ и ДМШ важное значение имеет:
материальная база школы (наличие инструментов и др.);
количество учащихся
специалистов струнников или количество учащихся народного
отделения;
нотная и методическая литература
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
возраста учащихся;
их индивидуальных способностей;
от состава ансамбля;
от количества участников ансамбля
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются
следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).
Предложенные
методы
работы
с
ансамблем
народных
инструментов
в
рамках
предпрофессиональной
образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными
при
реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках
и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств – дуэты,
трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д. Ансамбли могут быть составлены как из однородных
инструментов, (только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп
инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.
Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.
I.
Проблемы организации ансамблей в ДШИ и ДМШ
Среди
важнейших
задач
образовательных
и
досуговых
учреждений,
государственных
региональных и муниципальных органов культуры, является приобщение детей к народному
искусству. А как это воплотить в жизнь, вот вопрос.
Считаю, что необходимо усилить обучение на исконно русских инструментах.
А это
возможно
лишь
при
правильной
и
целенаправленной
их
пропаганде.
Способствовать
этому
должны органы управления культурой, и, конечно же, не только педагоги, но и руководители
детских
образовательных
учреждений.
Известно,
что
от
руководителя
учреждения
и
его
понимания проблем, зависит решение многих вопросов, по воспитанию и образованию детей.
Анализируя состояние и перспективы развития детского коллективного исполнительства в
Приморском
крае,
мы
видим:
что
усилиями
педагогов
учебных
заведений,
учреждений
дополнительного образования, социально-культурных учреждений, формируется система освоения
детьми основ народной культуры, Данная система еще до конца не сформировалась и содержит
определенные, проблемы и недостатки. А это:
отсутствие и недостаточная укомплектованность материально – технической базы
учреждений;
недостаточность методической и нотной литературы.
II. Методика работы с ансамблем
2.1.Роль ансамблевой игры в формировании музыканта
Обучение
игре
в
ансамбле
является
составной
частью
профессиональной
подготовки
музыкантов – исполнителей. Оно предусматривает развитие навыков ансамблевого музыцирования
в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве артиста оркестра
или ансамбля.
В классе ансамбля приобретаются многообразные навыки совместного исполнительства,
расширяется музыкальный кругозор; формируется художественный вкус, понимание стиля, формы
и
содержания
исполняемого
произведения,
воспитывается
слуховой
самоконтроль
и
исполнительская
ответственность
учащихся.
При
этом
создается
творческая
атмосфера,
необходимая
в
совместной
работе,
умение
слышать
и
трактовать
свою
партию
как
часть
совместного исполняемого произведения. Вместе с тем, развиваются и закрепляются навыки
чтения нот с листа.
Наряду
с
развитием
практических
навыков
в
задачи
предмета
входит
воспитание
у
учащихся творческой воли, стремления к совершенствованию: знакомство с лучшими образцами
русской и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов.
Исскуство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять
свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приёмы с
индивидуальностью, стилем, приёмами исполнения партнёров, что обеспечивает слаженность и
стройность исполнения в целом.
Одно
из
важнейших
требований
при
работе
с
ансамблем
–
учёт
индивидуальных
особенностей каждого учащегося при комплектовании составов ансамблей.
Психологи установили три основных типа взаимоотношений между участниками любого
коллектива :
Авторитарный;
Либеральный;
Коллегиальный
Авторитарный
характеризуется
максимальным
влиянием
одного
из
музыкантов
и
бесприкословным
выполнением
его
требованием
другими.
В
стабильных
творческих
содружествах,
добившихся
больших
художественных
успехов
и
широкого
общественного
признания,
авторитарный
тип
взаимоотношений,
ограничивающий
права,
инициативу
и
творческий поиск ведомого, наблюдается не часто; особенно малоэффективен он в проблемных
ситьуациях, требующих максимальной активности и отдачи от каждого из партнёров.
Либеральный тип взаимоотношений, напротив, характиризуется отсутствием музыканта,
способного возглавить ансамбль и повести за собой к намеченной цели – такие ансамбли чаще
встречаются лишь в учебной практике и после прохождения ансамбля обычно прекращают своё
существование. Здесь совместная деятельность музыкантов заключается лишь в в освоении новых
произведений, знакомстве с самой практикой профессионального ансамблевого исполнительства.
Коллегиальный тип взаимоотношений представляется наиболее прогрессивным, так как
даёт
возможность
каждому
из
ансамблистов
наиболее
полно
реализовать
свой
творческий
потенциал. Партнёры, ставшие единомышленниками в результате дискуссии,всестороннего обмена
мнениями, творческого спора, продуктивно работают в проблемных ситуациях, взаимодополняют
друг друга.
Совместное
исполнение
в
ансамбле
требует
одинакового
понимания
идейно
–
художественного
замысла
и
стилистических
особенностей
произведения,
единых
темпов,
динамики, штрихов. Участники ансамбля должны уметь, основываясь на фактуре произведения,
ясно определять роль и значение исполняемой партии в каждом конкретном эпизоде. Инерция
солировать, нередко присуща начинающему ансамблисту, замыкает его в пределах собственной
партии и затрудняет тем самым охват произведения в целом. Процесс ансамблевого исполнения
требует
постоянной
взаимной
координации,
которая
тесно
связана
с
основами
совместного
музыцирования: ритмической устойчивостью и согласованностью, динамическим равновесием,
единством фразировки.
На занятиях по ансамблю еще большее значение, чем в сольном исполнительстве, имеют
также необходимые качества, как личная ритмическая дисциплина, умение правильно и точно
читать и воспроизводить нотный текст. Следует обращать внимание учащихся на необходимость
точного выполнения указаний в тексте в отношениях темпа, нюансировки, штрихов, пауз и т.д.
2.2. Качества необходимые руководителю ансамбля
Музыкальная
педагогика
требует
большой
глубины
и
обширности
познаний.
Работа
педагога – это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение
исследователя, выдвигая перед ним всё новые задачи.
Настоящий педагог должен многое знать и много уметь. Прежде всего, он должен хорошо
владеть
своим
инструментом,
однако
прямая
зависимость
между
исполнительским
и
педагогическим мастерством существует далеко не всегда. Не каждый педагог исрполнитель
может стать таким же хорошим педагогом. Педагогика требует особых способностей.
Играющий педагог постоянно растёт, ищет новые пути к художественному и техническому
совершенствованию исполнения. Но наряду с этим, педагог должен обладать педагогическим, и, в
частности, дидактическими способностями, умением передавать свои знания ученикам.
Педагог должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии, акустике и психологии,
социологии и других областях. Педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое
значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость,
справедливость
и
принципиальность,
сильная
воля
и
целеустремлённость,
выдержка,
настойчивость, организаторские способности.
Для
успешной
работы
с
ансамблем
руководителю
необходимо
владеть
способами
настройки
и
разыгрывания
музыкантов
–
духовиков,
знать
закономерности
репетиционного
процесса. Занимаясь с ансамблем, особое внимание следует уделять работе над культурой звука,
единообразием штрихов и артикуляции, а так же над ансамблевой согласованностью, звуковым
балансом и фразировкой.
Смысл игры в ансамбле заключается в строго согласованных действиях всех музыкантов,
направленных на достижение единого результата. От каждого участника ансамбля требуется
максимум усилий для достижения общей цели.
Особая ответственность ложиться на педагога, занимающегося с детьми. С первых занятий
с детским ансамблем руководитель объясняет учащимся, что нужно ежедневно заниматься на
инструменте, а во время репетиций быть предельно собранными и внимательными. Ребята должны
понять, что каждый музыкант в ответе за общее дело, за хорошее звучание ансамбля.
Не следует читать детям «лекции» об этике поведения, строгой дисциплине, а в живой
повседневной
работе,
без
лишних
нравоучений
прививать
практические
навыки
правильного
поведения. Хороший ансамбль – это, прежде всего хороший, здоровый коллектив.
Нужно неустанно воспитывать сознательную дисциплину, объясняя молодым музыкантам,
что дисциплина здесь просто необходима – без нее не может быть коллективного исполнения
музыки. Умелая постановка руководителем конкретной задачи и ее выполнение участниками
ансамбля делают осязаемым их собственный творческий рост, приносят радость преодоления
трудностей.
На репетициях и выступлениях постоянно должны царить атмосфера доброжелательности.
Преподавателю
важно
сочетать
свою
требовательность
с
уважением
к
личности
молодого
музыканта.
К каждому участнику ансамбля нужно найти правильный индивидуальный подход, для
чего необходимо знать детскую психологию, уметь наблюдать и, конечно же, любить детей. Одним
руководитель
помогает
укрепить
свою
волю,
стать
более
настойчивым
в
занятиях,
другим
разъясняет, как преодолеть замкнутость, застенчивость. Формы и
методы индивидуального
подхода меняются в зависимости от возраста свойств нервной системы ребёнка.
В воспитании детского ансамбля огромную роль играет личность руководителя, и прежде
всего – как педагога и воспитателя. Для того чтобы всесторонне воспитывать молодого человека, а
именно к этому должен стремиться каждый педагог, руководителю ансамбля необходимо обладать
высокими
гражданскими
качествами
и
особыми
чертами
характера,
которые
давали
бы
ему
моральное право и силу влиять на учащихся, вести их за собой, формировать их идеалы и
интересы, чувства и характер. Дети всегда стремятся подражать взрослым – своим наставникам и
педагогам, но для этого нужно завоевать их симпатии и доверие. Черты характера педагога, манера
поведения, внешний вид – всё имеет большое значение в воспитательной работе. Руководитель
коллектива должен стремиться овладеть основами педагогического мастерства, развивать в себе
основы
организатора
и
педагога,
быть
компетентным
в
своей
деятельности.
Руководитель
ансамбля должен чувствовать ответственность не только за техническое, но и за эстетическое
развитие своих воспитанников. Главную роль в этом плане играет разучиваемый и исполняемый
репертуар. В выборе его находят отражение творческие позиции руководителя.
2.3. О репертуаре ансамбля
Репертуар ансамбля должен быть интересным и разнообразным, должен соответствовать
возможностям музыкантов и включать произведения композиторов разных эпох и стилей, как
серьёзного, так и развлекательного характера.
Огромное
значение
для
работы
в
классе
ансамбля
имеет
правильный
подбор
разностилевого
концертного
репертуара,
который
служит
воспитанию
музыкально
–
художественного вкуса исполнителей. Наряду с подбором концертных сочинений композиторов
различных эпох в обязанность педагога входит научить подопечного использовать те средства
выражения. С помощью которых адекватно будут раскрыты стиль и содержание музыки Баха и
Моцарта, Бетховена и Вагнера, Глинки и Скрябина…. При этом не следует забывать, что наряду со
стилями художественно – исторических эпох существуют индивидуальные композиторские стили.
Каждому
из
них
присуща
мелодическая
и
штриховая
специфика,
характерная
фразировка
и
динамика. При выборе штриха, динамики, фразировки следует исходить также из индивидуальных
стилевых особенностей того тли иного композитора.
При выборе произведений следует учитывать также и отношение учащегося к избранному
сочинению. Мы всегда должны спрашивать у учеников: «А что бы вы хотели сыграть?» Ответы
бывают самыми разными. Одни называют сочинения, которые хотели бы выучить, другие же,
наоборот, готовы играть то, что им предложено педагогом.
Выбирая произвыедение, которое вызывает у учащихся интерес и желание заниматься, мы
решаем педагогическую задачу. Однако если подготовленность кучеников недостаточна, то не
следует давать сочинений, с которыми они наверняка не справятся. «Никогда не следует ставить
перед учеником невыполнимых задач, - справедливо отмечает Н.Платонов в статье «Методика
обучения игре на флейте». – Такие задачи подрывают веру в свои силы и снижают творческий
энтузиазм, необходимый в работе ….В тоже время всегда целесообразны задания, требующие
труда
и
настойчивости.
Без
этого
развитие
исполнителя
будет
замедленным.
Трудности
необходимы, но они должны быть преодолимы».
Репертуар ансамбля должен быть тесно связан со всей системой учебно – воспитательной
работы и спланирован на год-два вперёд. Выбор произведений зависит подчас от конкретных
учебных задач (подготовка к конкурсу, фестивалю и др.)
Переложения
Переложения, если они хороши, возрождают к жизни множество сочинений, которые в
оригинальной
аранжировке
пролежали
долгие
десятилетия
на
библиотечных
полках
в
виде
мертвых памятников ушедших стилевых эпох. В защиту транскрипции на концертной эстраде
можно
привести
пример
с
оркестром
русских
народных
инструментов,
добрую
половину
репертуара которого составляют переложения. Наиболее существенным вопросом при исполнении
переложения
является
вопрос
редакций,
поскольку
вся
редакторская
работа
в
этом
случае
осуществляется аранжировщиками - ведь в музыке барокко, а тем более эпохи классицизма
авторские
ремарки
минимальны.
Исполнители
обладают
моральным
правом
вносить
свои
коррективы и пометки редактора - аранжировщика, если редакция представляется неубедительной,
нелогичной. Однако прежде необходимо тщательно вникнуть в замысел редактора и понять, в чем
та
или
иная
редакция
противоречит
авторскому
замыслу.
Лишь
после
этого,
руководствуясь
стилистическими закономерностями музыки определенной эпохи, исполнители вправе взять на
себя редакторский труд. Для этого вначале необходимо разобрать форму сочинения в целом, а
также отдельных его частей. Затем следует работа над динамическими оттенками. Нюансировка
каждой части должна быть продумана, четко установлена, и в дальнейшем следует на каждой
репетиции
добиваться
неукоснительного
ее
выполнения.
Всякие
экспромты
в
ансамблевом
исполнительстве чреваты оплошностями на концертной эстраде.
Важнейшей особенностью исполнительства является тщательнейшая отделка и шлифовка
деталей; в музицировании нет мелочей, нет малозначительного материала, который мог бы пройти
мимо внимания исполнителей.
Дальнейший
этап
работы
над
редакцией
-
подробное
изучение
штрихов.
Наиболее
сложный
случай
представляется
в
музыке
классического
стиля,
когда
редактор
-
издатель
переносит авторский текст без изменения, поскольку композиторы XVIII столетия, по принятой
тогда
традиции,
почти
не
выписывали
штрихов
в
своих
партитурах,
оставляя
этот
труд
на
усмотрение исполнителей. Подчеркну главное: работа над штрихами должна осуществляться
очень скрупулезно. Не выставленные в партитуре штрихи вырабатываются исполнителями на
основе внимательного анализа нотного текста, затем унифицируются в ансамблевом исполнении.
Унифицированные штрихи фиксируются карандашом в нотном тексте и затем отрабатываются на
репетициях.
При работе над той или иной редакцией существенного внимания требуют мелизмы:
форшлаги, морденты, трели. При исполнении двумя и более инструментами в терцию, сексту,
октаву
в
параллельном
движении
мелизмы
должны
исполняться
совершенно
синхронно;
идентичности
требуют
мелизмы
исполняющиеся
инструментами
поочередно.
Особенно
это
касается
трелей
и
группетто,
в
которых
допускаются
различные
варианты
расшифровки
и
исполнения.
Ансамблевая
практика
требует,
чтобы
мелизмы
были
расшифрованы
абсолютно
определенно
и
ясно,
чтобы
каждая
трель
имела
зафиксированную
протяженность
и
ясное,
убедительное
завершение,
всякое
группетто
-
определенную
ритмическую
структуру,
зафиксированную на протяжении всех части произведения.
2.4. Планирование репетиционного процесса
Подготовительная
работа
руководителя
ансамбля
начинается
с
подбора
музыкального
произведения.
Любое
сочинение
независимо
от
его
жанра
должно
нести
учебную
и
художественную нагрузку, быть доступным пониманию юных музыкантов.
Исполнение произведения на высоком художественном уровне требует от руководителя
тщательного
предварительного
изучения
ансамблевой
партитуры
и
правильной
организации
репетиционного процесса. Ознакомление с партитурой сочинения и уяснение его эмоционально-
образного
строя
помогает
руководителю
в
формировании
собственной
исполнительской
концепции.
На
основе
целостного
представления
о
произведении
руководитель
намечает
план
репетиционной работы, определяет продолжительность и количество репетиций. Необходимо ясно
представить себе задачи, которые нужно решить в процессе работы с ансамблем на каждом
конкретном занятии. Если работа над пьесой только начинается, то нужно подготовить небольшую
информацию о композиторе, о содержании и особенностях 7 сочинения. Если произведение уже
изучалось
ранее,
нужно
четко
представить,
чему
посвятить
предстоящую
репетицию,
какие
сложности преодолеть.
При разучивании нового произведения исполнители могут встретиться с целым рядом
трудностей, которые руководитель ансамбля должен предвидеть заранее и наметить пути их
преодоления.
Вот
некоторые
из
них:
высокий
или
низкий
регистр
инструментов,
не
совсем
удобные
штрихи
и
нюансы,
затруднительное
и
технически
сложное
место,
на
правильное
исполнение которого может быть затрачено много репетиционного времени. Могут добавить
немало хлопот и такие чисто ансамблевые трудности как совместное ускорение, замедление,
начало и прекращение звучания и т. д.
Составляя
план
предстоящей
репетиции,
руководителю
полезно
прохронометрировать
каждый вид занятий: настройку, игру гамм и упражнений, работу над пьесами.
Участники
ансамбля,
включив
в
свой
репертуар
новое
сочинение,
на
первых
порах
пытаются охватить его в целом, получить самое общее представление об эмоционально-образном
содержании.
Воспроизведение
авторских
ремарок
в
некоторой
степени
будет
носить
еще
формальный характер, так как партнеры не обрели чувства меры в выполнении этих указаний.
В процессе углубления работы над произведением будет возникать все большее понимание
образного
содержания
исполняемого.
Соответственно,
станут
более
идентичными
артикуляционные
средства,
синхронность
метроритма
и
темпа,
соблюдение
динамического
и
тембрового баланса, единого исполнительского почерка при сохранении самых существенных черт
индивидуальности каждого из ансамблистов - словом, всего, что входит в понятие «ансамблевая
техника».
Главное здесь заключается в том, что ансамблист должен не только свободно владеть всеми
исполнительскими
средствами,
присущими
сольному
музицированию,
но
также
и
искусно
сочетать индивидуальные приемы игры с манерой игры своих партнеров. Лишь в этом случае
возникнет
подлинная
синхронность
ансамблевого
звучания,
обеспечивающая
максимальную
согласованность партий. Необходимо возникновение органичного единства, когда ощущение «я»
каждого ансамблиста сливается в монолитное ощущение «мы». Синхронность звучания возникает
в результате единого понимания партнерами темпа, метра и ритма. В процессе работы над
произведением музыканты должны найти тот темп, который наиболее точно выражает характер
художественного
образа
и
в
то
же
время
способствует
выявлению
индивидуальных
черт,
свойственных именно данному творческому содружеству.
2.5. Методика репетиционной работы
Важнейшими объектами репетиции в достижении хорошего ансамбля являются: чистота
интонирования,
синхронность
и
сбалансированность
звучания
по
вертикали
и
горизонтали,
точность
метроритма,
а
также
уравновешенность
динамики,
выразительность
фразировки,
артикуляции и штрихов, общность исполнительского дыхания, выявление рельефа и фона.
Работа над ансамблевой слаженностью предполагает достижение единого понимания и
воплощения эмоционально-образного содержания музыки.
Настройка
Для
настройки
ансамбля
следует
применять
выстроенный
по
камертону
инструмент,
например, рояль или пианино. Предварительная настройка начинается с приведения инструментов
к чистому унисону.
Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного разыгрывания. Система
упражнений
для
разыгрывания
включает
в
себя
мажорные
и
минорные
гаммы,
арпеджио,
мелодические
интервалы,
фразы
и,
наконец,
мелодии.
Важным
элементом
в
разыгрывании
ансамбля является исполнение интервалов, аккордов, гармонических последовательностей.
Разыгрывание часто заканчивают исполнением несложного фрагмента какого-либо хорошо
знакомого музыкантам произведения в замедленном темпе. При этом уточняют строй отдельных
звуков в аккордах или общий строй инструментов. Проверку строя нужно производить и во время
репетиции, после проигрывания гамм и арпеджио, а также в ходе работы над пьесами, проверяя
чистоту
звучания
унисонов.
Не
следует
спешить
с
настройкой
инструмента,
внесенного
в
помещение с холода. Предварительно инструмент нужно согреть.
С первых занятий нужно привить нетерпимое отношение к фальшивой, нестройной игре.
Нужно помочь каждому музыканту узнать «характер» своего инструмента, его индивидуальные
особенности. Ведь часто бывает, что у хорошего в целом инструмента могут фальшиво звучать
отдельные звуки. При должном слуховом контроле и прилежном отношении к своим обязанностям
музыканту
не
составляет
большого
труда
напряжением
губ
и
дыхания,
а
также
подбором
соответствующей аппликатуры исправить интонационные погрешности инструмента. К плохому
строю может привести также небрежное хранение инструмента.
Точное вступление
Очень важно развивать у участников ансамбля умение вместе и точно начать произведение.
Вступление должен показывать один из исполнителей легким движением головы или туловища
(этот жест сродни дирижерскому ауфтакту). Если произведение начинается с сильной доли, то
жестом показывают затакт, если со слабой, - то отмечают сильную долю. Показ вступления
обязательно должен быть в темпе исполняемого произведения. Умение ясно и четко показать
вступление проявляется не сразу и требует соответствующей тренировки. Поначалу, перед показом
вступления рекомендуется мысленно отсчитывать пустой такт. Показ вступления необходим не
только в начале произведения, но также после пауз и в особенности после фермат.
Темп, ритмическая дисциплина, агогика
Выразительность
игры
и
убедительность
музыкального
образа
зависят
от
верно
найденного темпа. При выборе темпа произведения следует, прежде всего, ориентироваться на
авторские указания. Однако нельзя не признать, что словесные обозначения темпов довольно
условны и допускают различное смысловое наполнение. Слишком медленный темп, по сравнению
с авторским, нередко приводит к вялому звучанию, а чрезмерно быстрый придает ему суетливый и
невнятный характер. Вместе с тем авторские или редакторские метрономические координаты,
несмотря на конкретность, нередко вызывают у исполнителей внутренний дискомфорт. Более того,
техническое
подстраивание
партнеров
к
бездушному
пульсу
метронома
лишает
исполнение
живого дыхания. Поэтому естественным и органичным является лишь тот темп, который, будучи
ориентирован на авторские указания, услышан и прочувствован участниками ансамбля «изнутри».
Наряду с внезапной или постепенной сменой темпа в исполнительской практике часто
применяются
небольшие
ускорения
или
замедления.
Такие
едва
заметные
отклонения
от
установленного темпа и метра, подчиненные целям художественной выразительности, относятся к
агогике. Агогические оттенки требуют тщательной проработки, поскольку они могут привести к
нарушению слаженности в ансамбле.
Единое понимание темпа - важнейшая предпосылка общего ощущения метра и ритма.
Слышание
и
отражение
в
музыке
мерного
чередования
сильных
и
слабых
долей
позволяет
партнерам
контролировать
синхронность
звучания
через
равные
промежутки
времени,
в
зависимости
от
избранной
единицы
метрической
пульсации.
Ощущение
единой
метроритмической пульсации играет чрезвычайно важную роль в ансамблевом музицировании. С
одной стороны, оно позволяет ансамблистам точно фиксировать атаку, ведение и завершение
каждого звука. С другой - придает исполнению устойчивость, стройность, внутреннюю упругость.
Большие трудности в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием ритмической
дисциплины, выражающейся, прежде всего, в колебаниях темпа.
Отклонения от темпа обычно наблюдаются:
- при изменении динамики (так, f и crescendo вызывают ускорение, р и diminuendo -
замедление);
- при смене построений с различным характером музыки (оживленные фрагменты нередко
исполняются быстрее; напевные, лирические - медленнее);
-
при
переходе
от
одного
ритмического
рисунка
к
другому
(смене
более
крупных
длительностей
мелкими,
например,
восьмых
шестнадцатыми,
часто
сопутствует
ускорение,
наоборот же — мелких длительностей более крупными — замедление);
-
при
неточном
выдерживании
паузы
или
нот
большой
длительности
(целые
и
половинные); при исполнении пунктирного ритма;
-
при
недостаточности
исполнения
залигованных
нот,
из
которых
вторая
часто
передерживается.
Трудными для исполнения являются фрагменты произведений, где выдержан одинаковый
ритмический рисунок в нескольких партиях. Чтобы сохранить единое движение, здесь требуется
особое взаимное внимание.
При различном ритмическом рисунке в целях большой ритмической устойчивости следует
ориентироваться на партию с более мелкими длительностями. Это дает возможность сыграть их
ровно, «не комкая». Кроме того, такая ориентировка сообщает определенную устойчивость и
другой партии.
При
разновременном
вступлении
также
возможны
неточности.
Учащийся
часто,
не
реагируя
на
уже
установившийся
темп,
вступает
в
своем,
несколько
ином
темпе,
поэтому
необходимо следить за тем, чтобы учащийся во время пауз не терял единого движения.
Достижению ансамблевого единства в значительно мере способствует визуальный контакт
между исполнителями.
Динамическое равновесие
Умелое пользование динамикой помогает раскрыть общий характер музыки, передать ее
эмоциональное
содержание,
показать
конструктивные
особенности
формы.
Народные
инструменты обладают неплохим динамическим диапазоном, от тончайшего рр до мощного ff;
однако
уровень
профессиональной
культуры
ансамбля
всегда
можно
определить
по
умению
добиваться выразительного, одухотворенного звучания на рр. Если ансамбль владеет тончайшей
звукописью
тихих
звучностей,
ему
наверняка
будет
подвластно
и
мощное
f.
Не
случайно
выдающийся композитор и пианист Н. Метнер неоднократно подчеркивал: «потеря рiаnо есть
потеря fortе и обратно».
Вопрос динамического равновесия является одним из важных в работе с ансамблем. С
первых же уроков следует обращать внимание на согласование силы звучания с тем, чтобы
достаточно ясно слышны были все партии.
Необходимо,
чтобы
каждый
из
участников
ансамбля
ясно
представлял
значение
исполняемой им партии в данном конкретном эпизоде. В зависимости от роли и значения партии
возникают
и
различные
«планы»
исполнения.
Первый
план
(рельеф)
-
основной,
ведущий
материал; второй план (фон) - подчиненный, сопровождающий материал. Первый план должен
быть ярким, рельефным, а второй - более мягким, сдержанным. Довольно распространенными
недостатком является перегрузка звучности второго плана. Этот недостаток проявляется чаще
всего при игре форте и фортиссимо.
Однако нельзя примириться и с примитивным толкованием различных планов исполнения,
так как каждый план может воплощать самые различные традиции. Следует также помнить о том,
что звучание всех планов ансамбля взаимосвязано и требует равновесия и слитности.
Баланс в ансамбле постоянно меняется в зависимости от фактуры. В процессе исполнения
необходимо находить наиболее выразительное соотношение всех голосов, как по вертикали, так и
по горизонтали. Особое внимание при этом уделяется слиянию аккордов, их согласованности.
В любом ансамбле существует два способа дифференциации голосов; указание нюансов,
индивидуальное для каждой
партии и единое для всех партий. Обозначение единого нюанса
подразумевает, что сами исполнители определят, кому играть громче, а кому тише. Казалось бы,
первый способ позволяет исполнителям точнее выявить иерархию фактурных линий. Однако в
арсенале условных динамических символов далеко не всегда можно отыскать те оттенки, которые
бы отвечали определенным требованиям исполнителей, их внутреннему слышанию. Поэтому чаще
всего указывается общий динамический нюанс, на основе которого голоса, в зависимости от их
функций, распределяются в различных динамических градациях. Определяющим в выборе тех или
иных средств является эмоционально-образное содержание сочинения и его принадлежность к
тому или иному стилю.
Единство фразировки.
Единство
фразировки
также
является
одним
из
обязательных
условий
ансамблевого
исполнения. Но это условие не всегда выполняется начинающими ансамблистами: нередко один и
тот же мотив или фраза исполняется партнерами по-разному (например, штрих «стаккато» может
выполняться одновременно остро и мягко, окончание лиг может быть различным и т.д.).
Единство фразировки должно сохраняться не только при параллельном проведении, но
также и «на расстоянии», при поочередном проведении одного и того же материала.
Требования
ритмической
согласованности,
динамического
равновесия,
единства
фразировки должны служить надежным первичным критерием при оценке успехов начинающих
ансамблистов,
так
как
без
этих
основных
и
специфических
моментов
ансамблевого
исполнительства
немыслим
полноценный
ансамбль.
В
целях
достижения
наиболее
высоких
результатов работы необходимо предусматривать время для самостоятельных занятий ансамбля.
I.6.
Работа над концертным репертуаром
При разучивании какого-либо произведения следует пользоваться схемой: «проигрывание -
детальная проработка - проигрывание».
После
предварительного
ознакомления
сочинение
проигрывается,
желательно
без
остановок, чтобы не нарушать целостность восприятия. Исключение делается для трудных мест,
которые поначалу можно опустить. После ознакомительного проигрывания можно приступить к
работе над отдельными трудными местами. В этом разделе репетиции следует обратить внимание
на следующие важные моменты:
Объяснение сути поставленной перед учащимися задачи и способов ее решения;
Практическое освоение прорабатываемого эпизода;
Аналитический разбор ошибок, а также удачных моментов исполнения. Выявление
причин неудачи;
Определение круга задач для самостоятельной работы.
Когда время репетиции, отведенное на пьесу, подходит к концу, необходимо проиграть все
произведение или часть, над которой велась работа, обратив внимание музыкантов на успехи и
недостатки в исполнении, наметить задачи на будущее. При проведении репетиций преподавателю
следует руководствоваться следующими правилами.
1. Неуклонно требовать от участников ансамбля соблюдения дисциплины. Например, сохранять
молчание и не играть во время пауз, слушать указания, если даже они адресованы другому;
2. Вести репетицию ровно, спокойно, без раздражения, но и без заискивания и панибратства. Ни в
коем
случае
нельзя
оскорблять
достоинство
молодого
музыканта,
даже
если
он
и
в
чем-то
провинился;
3. Настойчиво добиваться намеченной цели, диктовать свою волю, но вместе с тем не требовать
невозможного, учитывать специфику возраста и степень профессиональной подготовленности;
4. Требовать точного выполнения всех указаний, содержащихся в нотах. Еще А. Рубинштейн
говорил, что при разучивании произведения должны быть слышны «верные ноты и все ноты»;
5. Серьезное внимание на каждой репетиции уделять чистоте строя, четкости, однообразию атаки
звука
и
одновременному
прекращению
звучания,
выравниванию
силы
звука
в
аккордах
и
унисонах, фразировке и правильному дыханию;
6. Не работать долго с одним исполнителем или даже с группой — это расхолаживает других и
рассеивает внимание;
7. Прерывать проигрывание только в самых необходимых случаях, обязательно объясняя при этом
причину остановки. Частые остановки нарушают творческую атмосферу репетиции, утомляют
ребят
и
рассеивают
внимание.
Особенно
сложные
места
лучше
учить
вне
репетиции
в
индивидуальном порядке;
8. Добиваться правильного исполнения технически трудного места сначала в медленном темпе,
уделяя должное внимание аппликатуре, исподволь, постепенно наращивая темп. Обычно работа
над
концертным
произведением
длится
значительное
время,
тщательно
отрабатываются
как
отдельные
места,
так
и
все
произведение
целиком,
что,
безусловно,
способствует
исполнительскому росту коллектива.
2.7. Выступление ансамбля
Сложный
подготовительный
процесс
работы
над
музыкальными
произведениями
завершается,
как
правило,
публичным
выступлением.
Такое
событие
-
праздник
для
всех
участников, но вместе с тем и экзамен на творческую зрелость.
Программу концерта руководитель составляет на основе имеющегося репертуара. При
составлении программы выступления руководитель ансамбля учитывает возраст слушателей, их
музыкальный опыт, а также общие законы восприятия музыки.
Восприятие музыки слушателями зависит не только от объективных качеств самой музыки,
но также от их жизненного и слухового музыкального опыта. Составляя программу, следует
учитывать
общий
характер
музыки,
громкость
и
степень
напряженности
звучания.
Общей
кульминацией концерта может стать последнее музыкальное произведение, способное вызвать
наибольший эмоциональный отклик слушателей.
Количество
исполняемых
произведений,
их
подбор,
порядок
исполнения
и
общую
продолжительность выступления коллектива можно назвать тактикой составления концертной
программы,
от
которой
зависят
полнота
восприятия
музыки
и,
в
конечном
итоге,
успех
выступления.
Руководитель
должен
подготовить
ансамбль
к
выступлению
не
только
с
чисто
художественной
точки
зрения,
но
также
и
с
психологической.
Перед
выступлением
очень
желательно в концертном зале провести акустическую репетицию. Перед концертом участников не
следует утомлять длительной репетицией, помня о том, что концертные выступления требуют
большого
расхода
физических
сил
и
нервной
энергии.
Во
время
концерта
кроме
владения
исполнительскими навыками от учащихся потребуется развитый самоконтроль и дисциплина, а
также волевые качества для преодоления сценического волнения.
Любой публичный показ нужно вести четко, без суеты и нервозности. Очень внимательно
следует отнестись к внешнему виду участников ансамбля и культуре поведения на сцене.
Как известно, дирижер воздействует на оркестр не только мануальной техникой, но и
взглядом,
мимикой,
движением
головы
или
корпуса.
Отчасти
данные
факторы
могут
быть
заимствованы и ансамблистами. Например, при необходимости вместе начать произведение один
из партнеров должен дать ауфтакт едва заметным, но четким движением головы точно в том темпе,
в котором будет звучать пьеса, аналогичный прием может быть целесообразным и в момент
завершения
музыкального
сочинения,
снятия
последнего
звука
или
аккорда.
Необходимость
визуальных контактов при игре в ансамбле обусловлена самой музыкой, в которой обычно много
диалогов, «разговоров» и «общения голосов».
Исходным ориентиром в выборе тех или иных исполнительских приемов всегда должно
быть эмоционально-образное содержание музыки. Техничен, по нашему мнению, тот коллектив,
который способен в звуке воплотить свои творческие намерения.
Успешное концертное или любое другое публичное выступление играет исключительно
большую роль в росте самосознания молодых музыкантов, да и в формировании творческого
коллектива в целом. Учащихся радует общественное признание, у них появляется ощущение
полезности своего дела, растет уверенность в собственных силах и стремление подняться еще на
одну ступеньку исполнительского мастерства.
После каждого выступления, на ближайшей репетиции необходимо сделать краткий анализ
концертного
выступления,
отметить
достоинства
и
недостатки
исполнения,
при
этом
дать
возможность высказаться и самим ребятам, в тактичной форме пожурить учеников, допустивших
ошибки и отметить лучших.
Заключение
Методика ансамблевой игры актуальна на сегодняшний день. История возникновения
струнных
народных
инструментов
рассказывает
о
том,
что
еще
в
древности
инструменты
использовалась для совместной игры в ансамблях малых форм.
Педагогическая ценность ансамблевого музицирования недостаточно познана. Этот вид
работы
не
получил
практического
освещения
в
методической
литературе.
Нет
методики
ансамблевой
игры
как
формы
учебной
работы
на
начальном
этапе
музыкальной
подготовки
учащихся. Вместе с тем ансамблевое музицирование способно повысить развивающий эффект
обучения и позволит реализовать идеи педагогики сотрудничества. Игра в ансамбле – это вид
совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и
на любом уровне владения инструментом, занимаются и поныне. Хотя о пользе ансамблевой игры
для развития учащихся известно с давних пор. Повышенный интерес к разнообразным ансамблям
сделал особенно актуальной задачу воспитания музыкантов-ансамблистов.
Эта задача, решать которую необходимо на всех стадиях обучения, начиная с самой
ранней, заставляет по-новому взглянуть на возможность хотя бы дуэтного музицирования.
Ансамблевая
игра
представляет
собой
форму
деятельности,
открывающую
самые
благоприятные
возможности
для
всестороннего
и
широкого
ознакомления
с
музыкальной
литературой.
Перед
музыкантом
проходят
произведения
различных
художественных
стилей
исторических эпох. Иными словами ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых
восприятий,
впечатлений,
«открытий»,
интенсивный
приток
богатой
и
разнохарактерной
музыкальной информации.
Список литературы
1.
А.Александров «Школа игры на трёхструнной домре» Москва. Музыка.1990 г.;
2.
Т.А.Гайдамович «Музыкальное исполнительство и педагог)ика» Москва (Музыка) 1991 г.;
3.
В.Круглов «Совершенствование техники игры на трёхструнной домре» Москва 1997 г.;
4.
А.Потапов «Домра с азов» Санкт – Петербург (Композитор) 2003 г.;
5.
В.Мироманов «Домра с азов» Саект-Петербург (Композитор), 2003 г.
6.
Составитель Франио Г.С., Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре. JL, 1984 г.;
7.
Б.В. Асафьев «О музыкальном исполнительстве», Музыка, 1983 г.