Автор: Муратова Людмила Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом творчества"
Населённый пункт: д. Новопокасьма, Кемеровская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Сочиним экологическую сказку вместе
Раздел: дополнительное образование
Мастер – класс «Сочиним экологическую сказку вместе!»
Основная цель: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в
окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него
эмоционально чувственного и литературного опыта средствами
экологической сказки.
Образовательные задачи: ознакомление детей с элементарными
экологическими представлениями через экологические сказки, формирование
у детей представлений о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся
героями сказки, условиями среды обитания и другими живыми существами.
Воспитательные задачи: создание условий для формирования
положительно - эмоционального отношения к экологической сказке;
воспитание осознанно — правильного отношения к природе в целом,
стремления не причинять ей вреда; воспитание радостных переживаний от
нравственно положительных поступков.
Развивающие задачи: развить способность творческого использования
элементов литературного опыта, выражать свое отношение к сказочным
объектам природы; социальная компетентность в мотивационном,
когнитивном и поведенческом аспектах (желание детей заботиться и
помогать живым существам, понимать их потребности, умение видеть
изменения, освоение опыта общения сказочных персонажей и умение
включиться: интеллектуальная инициативность (стремление ребенка найти
альтернативное решение при постановке проблемных задач); - креативность
(развитие мышления, фантазии, воображения); - самостоятельность (умение
реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и
действиям сказочных героев)
Оборудование: газета «Лесные вести», книжка-раскладушка со сказочными
выражениями, короны сказочных героев (зверей и птиц), поделка из
природного материала «Елка», шляпа, Лесовичка, следы зверей, звоночек, 2
медали, мешочек с шишками, листовки.
Методы, используемые для мастер-класса: метод нахождения и разрешения
противоречий и сходства (изобретательские задачи); метод фокальных
объектов (совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого
объекта); - метод синектики (постановка себя на место кого (чего) – либо).
Форма –игра - сказка
Возраст: младший школьный
Количество участников: 7 человек.
Актуальность выбранной темы.
Мир детства полон сказок и чудес. Для педагога дополнительного
образования важно создать и сохранить положительный эмоциональный
настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию
их творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из
эффективных методик работы с учащимися в данном аспекте является
сочинение сказок. Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и
самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в
реальности волшебство и чудеса…Сказка может стать заветной волшебной
палочкой в руках педагога.
В.А. Сухомлинский не представлял обучения не только без слушания, но и
без создания сказок. Сказка, по его словам, - это радость мышления: создавая
сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.
Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети
упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для
себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.
Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра,
только игра в воображении. Ребенку гораздо проще объяснить с помощью
сказок многие сложные для его возраста вещи. А то, что он усвоил в детстве
останется с ним и во взрослой жизни.
Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка
ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка. Интерес детей к экологической
сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных
персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль
играют и следующие факторы: доступность материала, занимательная форма
повествования с элементами загадочности.
Создание сказок – увлекательное занятие. Вначале педагог принимает
активное участие в сочинении сказок, направляет ход мыслей детей,
объясняет принципы построения сказочных произведений. Далее
роль педагога уменьшается, а активность и самостоятельность детей
увеличивается. Тем не менее задача педагога остается очень важной:
· определить тематику;
· дать слова-подсказки или задать вопросы-подсказки, которые должны
помочь детям сочинять сказочные истории;
· поощрять фантазию;
· помогать придумывать действия внутри сказки, не выходя за рамки
экологической темы;
· подводить к завершению сюжета.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит
мечтать, заставляет творчески мыслить. Сложная картина жизни
представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся
принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой
действительности.
Ход мастер – класса.
Педагог в шляпе Лесовичка : «Друзья, вы узнали меня?
Да, я старичок Лесовичок, живу в сказочном лесу!» «А вы
любите сказки? Я тоже люблю, там царят волшебство и
чудеса! Давайте вместе сочиним сказку! Оказывается, до
сказки всего несколько шагов (по очереди выкладывается
алгоритм сказки по следам лесных обитателей: Следы: 1-
белки, 2 – зайца, 3 – медведя, 4 – рыси, 5 – лося, 6 –
кедровки, 7 – глухаря, 8 – филина.)
Это следы лесных зверей и птиц, значит придумывать будем
экологическую сказку, в которой взаимодействуют растения
животные и человек. 1.Разбудите свое воображение –
умение видеть необычное в обычном. 2. Придумайте
главного героя. Вокруг него вертятся события и чудеса! А
вот и подсказка – газета «Лесные вести». Внимание!
Приближается Новый год! Елочка- красавица в опасности!
Кто в нашей сказке может быть главным героем? Елочка-
зеленая иголочка. 3. Характеристика персонажей
(распределение корон, вещей героев и краткая
характеристика). Способности героев, предметы тоже
подсказка для применения в сказке. 4. Начало истории
(Кто? Где? Когда?) Жила - была Елочка в лесу. Ее любили и
берегли звери и птицы. Особенно близкие друзья Белка и
Заяц. 5.Происшествие (От кого пришла угроза? Причина?
Появление старика с топором) 6.Преодоление трудностей
(Помощники Лесовичка: Сорока, Мудрый Филин, Топтыгин
действуют исходя из способностей.)7. Вывод
(Высказывание героев о значении елки. Жизненное правило
от царя Берендея) 8. Название сказки.
А сейчас расскажем и покажем сказку, используя сказочные
подсказки.
Сказка о том, как Елочку спасли или о лесной дружбе.
В Природном царстве в Лесном государстве жили – были елки
и лесные обитатели, для которых лес – родной дом. Лесовичок –
хранитель леса знал каждую елочку, защищал птиц и зверей от
лесных разбойников.
А между тем Новый год приближался все ближе и ближе. Как
-то старуха выгнала старика, чтобы тот привез из леса самую
красивую елочку для внучки. Старик не посмел ослушаться,
взял сани, топор и побрел в лес. На пригорке увидел зеленую
красавицу. « Ни в сказке сказать, ни пером описать!» Взял топор,
размахнулся и тут же повалился в сугроб.
Сверху посыпались шишки – это Белочка защищала любимую
елочку. «Вот тебе, злой старик!» А Заяц побежал за помощью в
чащу леса. «Человек с топором хочет нашу Елочку погубить!»
Сорока – недремлющее око, пролетая: «Заяц, неужто ты опять кросс
сдаешь?» Заяц: «Елочка в опасности!» Сорока полетела разносить
тревожную весть: «Всем! Всем! Елочка в опасности!» и бросала
листовки.
В ту же минуту, словно из-под земли, показался старичок –
Лесовичок. Разгневался он на злого человека за недобрые дела,
зазвенел в колокольчик. Засвистела вьюга, замела все пути-
дороги. Позвал хранитель леса своего верного помощника –
Мудрого Филина. «Филин, не оставь внучку без елочки, ты ведь
мастер на все руки!» Долго размышлял Филин. Но утро вечера
мудренее, а мысли светлее. Наконец, надумал. «Покрашу
шишки, хвойной краской и полью смолой». «Диво дивное!»
Отблагодарил Старик Мудрого Филина за волшебный подарок
и повернул домой.
Долго-ли, коротко шел Старик да сбился с дороги.
Пригорюнился дед, призадумался. Сел под дерево отдохнуть.
Зазвенел в колокольчик Лесовичок. Вышел в дозор Мороз. Он
щипал нос, уши, забирался в шубу, рукавицы, бедняге - старику.
А тут и зимний сон подкрался к замерзающему Старику.
Очнулся Старик, перед ним неведомый великан «Не бойся, я –
Топтыгин, лесной спасатель. Ты заблудился? Сейчас погреешься в
моей берлоге!» Поведал старик Медведю о своем горе, о том, что
подарок Филина потерял и Елочку не срубил.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Решил
Топтыгин: помочь бедному Старику нужно сообща. Тут сорока -
недремлющее око созвала всех на Большой совет друзей.
Лесные жители огорчились, узнав, что Елочке грозит
опасность. Белочка: «Елочка- мой самый лучший друг. Зимой в
дупле тепло и в кладовой гостинцев до весны хватает.» «А мы,
зайцы живы-здоровы, пока Елочка укрывает нас своими
пушистыми ветками от злого Волка и хитрой Лисы.» Сорока: «Наш
зеленый добрый дом и накормит и приютит, и гнезда защитит!»
Страж порядка Топтыгин: «Мы –одна большая семья. Не дадим в
обиду Елочку!» Лесовичок: « Слышал, человек: пока лес жив,
живы-здоровы и мы все! А лес наш волшебный. В нем царят
доброта и справедливость! Оглашаю указ лесного царя Берендея:
Лес – наше главное сокровище. Кто со злым умыслом в лес войдет,
тот должен из него выйти с добрыми мыслями!»
Услышал эти слова Старик, рассудил по-умному, по -
разумному: «Я не ведал, как она всем здесь нужна. Сколько у нее
настоящих друзей! Теперь и мы будем вашими друзьями!» И
выбросил топор в сугроб.
Обрадовались лесные звери и закружились все в дружном
хороводе вокруг любимой Елочки.
«Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
В чудеса надо просто верить,
Добрым быть, в других поверить,
А еще понять, сберечь –
Вот об этом в сказке речь!
Пусть эти сказочные герои всегда напоминают всем, что мы –
верные друзья природы!»
Поклон.
Белка.
1.
Елочка- мой самый лучший друг. Зимой в дупле тепло и в
кладовой гостинцев до весны хватает. (на Большом совете)
2.
Хоровод друзей.
Заяц.
1.
«А мы, зайцы живы-здоровы, пока Елочка укрывает нас
своими пушистыми ветками от злого Волка и хитрой
Лисы.» (на Большом совете, после Белки)
2.
Хоровод друзей.
Сорока.
1.«Наш зеленый добрый дом и накормит и приютит, и гнезда
защитит!» ( на Большом совете, после Зайца)
2. Хоровод друзей.
Филин.
1.Полистаем нашу сказку. Вот место, где добро побеждает зло!
(читаешь)
2. Хоровод друзей.
Медведь Топтыгин
1.
«Мы –одна большая семья. Не дадим в обиду Елочку! (на
Большом Совете)
2.Хоровод друзей.
Старик.
1. «Я не ведал, как она всем здесь нужна. Сколько у нее
настоящих друзей! Теперь и мы будем вашими друзьями!»
(после Лесовичка на Большом совете) и бросает топор.
2.Хоровод друзей.
Лесовичок.
1. « Слышал, человек: пока лес жив, живы-здоровы и мы все! А
лес наш волшебный. В нем царят доброта и справедливость!
Оглашаю указ лесного царя Берендея: Лес – наше главное
сокровище. Кто со злым умыслом в лес войдет, тот должен из
него выйти с добрыми мыслями!» ( на Большом Совете, после
Медведя)
3.Хоровод друзей.
.Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
В чудеса надо просто верить,
Добрым быть, в других поверить,
А еще понять, сберечь –
Вот об этом в сказке речь!
Пусть эти сказочные герои всегда напоминают всем, что мы –
верные друзья природы!
Поклон.
Характеристика сказочных героев.
Заяц – длинные уши, быстрые ноги, чтоб
убегать от Волка не по лесной дороге.
Белка – с кисточками ушки, от Елки орешки
в кармашке.
Медведь – сильный, справедливый, слабых
защищает, в лесу покой охраняет.
Сорока – недремлющее око, новости все
знает, разбрасывает, когда летает.
Филин – острый слух, умная голова, лесной
писатель, изобретатель.
Лесовичок – хранитель леса, про все знает,
неожиданно возникает. Метель, мороз
вызывает.
Старик – исполнительный мужик, все
понимает, мирно дело решает.
Елочка – зеленая иголочка, накормит,
приютит, воздух освежит!
Атрибуты одежды.
Заяц – длинные уши, медаль «Чемпион по бегу»
Белка – ушки с кисточками, орешки в кармашке.
Медведь – ушки, медаль «Лучшему спасателю леса!»
Сорока – корона с листовками.
Филин – корона, сказочная книжка, поделка елки с
мешочком
Лесовик – шляпа, звоночек.
Старик – шапка, варежки, топор.
Елочка – большая поделка.
1.Разбудите свое воображение –
умение видеть необычное в обычном.
2. Придумайте главного героя.
Вокруг него вертятся события и чудеса.
3. Краткая характеристика
сказочных героев.
4. Начало истории (Кто? Где? Когда?)
5.Происшествие.
6.Преодоление трудностей.
1. Вывод (жизненное правило)
8. Название сказки.
.