Напоминание

Сочиним экологическую сказку вместе


Автор: Муратова Людмила Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом творчества"
Населённый пункт: д. Новопокасьма, Кемеровская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Сочиним экологическую сказку вместе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер – класс «Сочиним экологическую сказку вместе!»

Основная цель: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в

окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него

эмоционально чувственного и литературного опыта средствами

экологической сказки.

Образовательные задачи: ознакомление детей с элементарными

экологическими представлениями через экологические сказки, формирование

у детей представлений о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся

героями сказки, условиями среды обитания и другими живыми существами.

Воспитательные задачи: создание условий для формирования

положительно - эмоционального отношения к экологической сказке;

воспитание осознанно — правильного отношения к природе в целом,

стремления не причинять ей вреда; воспитание радостных переживаний от

нравственно положительных поступков.

Развивающие задачи: развить способность творческого использования

элементов литературного опыта, выражать свое отношение к сказочным

объектам природы; социальная компетентность в мотивационном,

когнитивном и поведенческом аспектах (желание детей заботиться и

помогать живым существам, понимать их потребности, умение видеть

изменения, освоение опыта общения сказочных персонажей и умение

включиться: интеллектуальная инициативность (стремление ребенка найти

альтернативное решение при постановке проблемных задач); - креативность

(развитие мышления, фантазии, воображения); - самостоятельность (умение

реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и

действиям сказочных героев)

Оборудование: газета «Лесные вести», книжка-раскладушка со сказочными

выражениями, короны сказочных героев (зверей и птиц), поделка из

природного материала «Елка», шляпа, Лесовичка, следы зверей, звоночек, 2

медали, мешочек с шишками, листовки.

Методы, используемые для мастер-класса: метод нахождения и разрешения

противоречий и сходства (изобретательские задачи); метод фокальных

объектов (совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого

объекта); - метод синектики (постановка себя на место кого (чего) – либо).

Форма –игра - сказка

Возраст: младший школьный

Количество участников: 7 человек.

Актуальность выбранной темы.

Мир детства полон сказок и чудес. Для педагога дополнительного

образования важно создать и сохранить положительный эмоциональный

настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию

их творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из

эффективных методик работы с учащимися в данном аспекте является

сочинение сказок. Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и

самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в

реальности волшебство и чудеса…Сказка может стать заветной волшебной

палочкой в руках педагога.

В.А. Сухомлинский не представлял обучения не только без слушания, но и

без создания сказок. Сказка, по его словам, - это радость мышления: создавая

сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.

Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети

упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для

себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра,

только игра в воображении. Ребенку гораздо проще объяснить с помощью

сказок многие сложные для его возраста вещи. А то, что он усвоил в детстве

останется с ним и во взрослой жизни.

Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка

ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка. Интерес детей к экологической

сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных

персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль

играют и следующие факторы: доступность материала, занимательная форма

повествования с элементами загадочности.

Создание сказок – увлекательное занятие. Вначале педагог принимает

активное участие в сочинении сказок, направляет ход мыслей детей,

объясняет принципы построения сказочных произведений. Далее

роль педагога уменьшается, а активность и самостоятельность детей

увеличивается. Тем не менее задача педагога остается очень важной:

· определить тематику;

· дать слова-подсказки или задать вопросы-подсказки, которые должны

помочь детям сочинять сказочные истории;

· поощрять фантазию;

· помогать придумывать действия внутри сказки, не выходя за рамки

экологической темы;

· подводить к завершению сюжета.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит

мечтать, заставляет творчески мыслить. Сложная картина жизни

представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся

принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой

действительности.

Ход мастер – класса.

Педагог в шляпе Лесовичка : «Друзья, вы узнали меня?

Да, я старичок Лесовичок, живу в сказочном лесу!» «А вы

любите сказки? Я тоже люблю, там царят волшебство и

чудеса! Давайте вместе сочиним сказку! Оказывается, до

сказки всего несколько шагов (по очереди выкладывается

алгоритм сказки по следам лесных обитателей: Следы: 1-

белки, 2 – зайца, 3 – медведя, 4 – рыси, 5 – лося, 6 –

кедровки, 7 – глухаря, 8 – филина.)

Это следы лесных зверей и птиц, значит придумывать будем

экологическую сказку, в которой взаимодействуют растения

животные и человек. 1.Разбудите свое воображение –

умение видеть необычное в обычном. 2. Придумайте

главного героя. Вокруг него вертятся события и чудеса! А

вот и подсказка – газета «Лесные вести». Внимание!

Приближается Новый год! Елочка- красавица в опасности!

Кто в нашей сказке может быть главным героем? Елочка-

зеленая иголочка. 3. Характеристика персонажей

(распределение корон, вещей героев и краткая

характеристика). Способности героев, предметы тоже

подсказка для применения в сказке. 4. Начало истории

(Кто? Где? Когда?) Жила - была Елочка в лесу. Ее любили и

берегли звери и птицы. Особенно близкие друзья Белка и

Заяц. 5.Происшествие (От кого пришла угроза? Причина?

Появление старика с топором) 6.Преодоление трудностей

(Помощники Лесовичка: Сорока, Мудрый Филин, Топтыгин

действуют исходя из способностей.)7. Вывод

(Высказывание героев о значении елки. Жизненное правило

от царя Берендея) 8. Название сказки.

А сейчас расскажем и покажем сказку, используя сказочные

подсказки.

Сказка о том, как Елочку спасли или о лесной дружбе.

В Природном царстве в Лесном государстве жили – были елки

и лесные обитатели, для которых лес – родной дом. Лесовичок –

хранитель леса знал каждую елочку, защищал птиц и зверей от

лесных разбойников.

А между тем Новый год приближался все ближе и ближе. Как

-то старуха выгнала старика, чтобы тот привез из леса самую

красивую елочку для внучки. Старик не посмел ослушаться,

взял сани, топор и побрел в лес. На пригорке увидел зеленую

красавицу. « Ни в сказке сказать, ни пером описать!» Взял топор,

размахнулся и тут же повалился в сугроб.

Сверху посыпались шишки – это Белочка защищала любимую

елочку. «Вот тебе, злой старик!» А Заяц побежал за помощью в

чащу леса. «Человек с топором хочет нашу Елочку погубить!»

Сорока – недремлющее око, пролетая: «Заяц, неужто ты опять кросс

сдаешь?» Заяц: «Елочка в опасности!» Сорока полетела разносить

тревожную весть: «Всем! Всем! Елочка в опасности!» и бросала

листовки.

В ту же минуту, словно из-под земли, показался старичок –

Лесовичок. Разгневался он на злого человека за недобрые дела,

зазвенел в колокольчик. Засвистела вьюга, замела все пути-

дороги. Позвал хранитель леса своего верного помощника –

Мудрого Филина. «Филин, не оставь внучку без елочки, ты ведь

мастер на все руки!» Долго размышлял Филин. Но утро вечера

мудренее, а мысли светлее. Наконец, надумал. «Покрашу

шишки, хвойной краской и полью смолой». «Диво дивное!»

Отблагодарил Старик Мудрого Филина за волшебный подарок

и повернул домой.

Долго-ли, коротко шел Старик да сбился с дороги.

Пригорюнился дед, призадумался. Сел под дерево отдохнуть.

Зазвенел в колокольчик Лесовичок. Вышел в дозор Мороз. Он

щипал нос, уши, забирался в шубу, рукавицы, бедняге - старику.

А тут и зимний сон подкрался к замерзающему Старику.

Очнулся Старик, перед ним неведомый великан «Не бойся, я –

Топтыгин, лесной спасатель. Ты заблудился? Сейчас погреешься в

моей берлоге!» Поведал старик Медведю о своем горе, о том, что

подарок Филина потерял и Елочку не срубил.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Решил

Топтыгин: помочь бедному Старику нужно сообща. Тут сорока -

недремлющее око созвала всех на Большой совет друзей.

Лесные жители огорчились, узнав, что Елочке грозит

опасность. Белочка: «Елочка- мой самый лучший друг. Зимой в

дупле тепло и в кладовой гостинцев до весны хватает.» «А мы,

зайцы живы-здоровы, пока Елочка укрывает нас своими

пушистыми ветками от злого Волка и хитрой Лисы.» Сорока: «Наш

зеленый добрый дом и накормит и приютит, и гнезда защитит!»

Страж порядка Топтыгин: «Мы –одна большая семья. Не дадим в

обиду Елочку!» Лесовичок: « Слышал, человек: пока лес жив,

живы-здоровы и мы все! А лес наш волшебный. В нем царят

доброта и справедливость! Оглашаю указ лесного царя Берендея:

Лес – наше главное сокровище. Кто со злым умыслом в лес войдет,

тот должен из него выйти с добрыми мыслями!»

Услышал эти слова Старик, рассудил по-умному, по -

разумному: «Я не ведал, как она всем здесь нужна. Сколько у нее

настоящих друзей! Теперь и мы будем вашими друзьями!» И

выбросил топор в сугроб.

Обрадовались лесные звери и закружились все в дружном

хороводе вокруг любимой Елочки.

«Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

В чудеса надо просто верить,

Добрым быть, в других поверить,

А еще понять, сберечь –

Вот об этом в сказке речь!

Пусть эти сказочные герои всегда напоминают всем, что мы –

верные друзья природы!»

Поклон.

Белка.

1.

Елочка- мой самый лучший друг. Зимой в дупле тепло и в

кладовой гостинцев до весны хватает. (на Большом совете)

2.

Хоровод друзей.

Заяц.

1.

«А мы, зайцы живы-здоровы, пока Елочка укрывает нас

своими пушистыми ветками от злого Волка и хитрой

Лисы.» (на Большом совете, после Белки)

2.

Хоровод друзей.

Сорока.

1.«Наш зеленый добрый дом и накормит и приютит, и гнезда

защитит!» ( на Большом совете, после Зайца)

2. Хоровод друзей.

Филин.

1.Полистаем нашу сказку. Вот место, где добро побеждает зло!

(читаешь)

2. Хоровод друзей.

Медведь Топтыгин

1.

«Мы –одна большая семья. Не дадим в обиду Елочку! (на

Большом Совете)

2.Хоровод друзей.

Старик.

1. «Я не ведал, как она всем здесь нужна. Сколько у нее

настоящих друзей! Теперь и мы будем вашими друзьями!»

(после Лесовичка на Большом совете) и бросает топор.

2.Хоровод друзей.

Лесовичок.

1. « Слышал, человек: пока лес жив, живы-здоровы и мы все! А

лес наш волшебный. В нем царят доброта и справедливость!

Оглашаю указ лесного царя Берендея: Лес – наше главное

сокровище. Кто со злым умыслом в лес войдет, тот должен из

него выйти с добрыми мыслями!» ( на Большом Совете, после

Медведя)

3.Хоровод друзей.

.Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

В чудеса надо просто верить,

Добрым быть, в других поверить,

А еще понять, сберечь –

Вот об этом в сказке речь!

Пусть эти сказочные герои всегда напоминают всем, что мы –

верные друзья природы!

Поклон.

Характеристика сказочных героев.

Заяц – длинные уши, быстрые ноги, чтоб

убегать от Волка не по лесной дороге.

Белка – с кисточками ушки, от Елки орешки

в кармашке.

Медведь – сильный, справедливый, слабых

защищает, в лесу покой охраняет.

Сорока – недремлющее око, новости все

знает, разбрасывает, когда летает.

Филин – острый слух, умная голова, лесной

писатель, изобретатель.

Лесовичок – хранитель леса, про все знает,

неожиданно возникает. Метель, мороз

вызывает.

Старик – исполнительный мужик, все

понимает, мирно дело решает.

Елочка – зеленая иголочка, накормит,

приютит, воздух освежит!

Атрибуты одежды.

Заяц – длинные уши, медаль «Чемпион по бегу»

Белка – ушки с кисточками, орешки в кармашке.

Медведь – ушки, медаль «Лучшему спасателю леса!»

Сорока – корона с листовками.

Филин – корона, сказочная книжка, поделка елки с

мешочком

Лесовик – шляпа, звоночек.

Старик – шапка, варежки, топор.

Елочка – большая поделка.

1.Разбудите свое воображение –

умение видеть необычное в обычном.

2. Придумайте главного героя.

Вокруг него вертятся события и чудеса.

3. Краткая характеристика

сказочных героев.

4. Начало истории (Кто? Где? Когда?)

5.Происшествие.

6.Преодоление трудностей.

1. Вывод (жизненное правило)

8. Название сказки.

.



В раздел образования