Авторы: Оксана Васильевна Тимофеева, Тимофеева Оксана Васильевна
Должность: Учитель ИЗО
Учебное заведение: ГБОУ Школа N 581
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Внеурочная работа по Изобразительному искусству с использованием элементов преподавания английского языка для школьников младших классов
Раздел: начальное образование
Внеурочная работа по Изобразительному искусству с
использованием элементов преподавания английского языка для
школьников младших классов
Drawing and Painting Learning English
Новый подход к изучению английского языка младшими
школьниками через изобразительное и декоративно-прикладное
искусство во время внеурочной деятельности
Изучение английского языка через изобразительное или декоративно-прикладное
искусство относится к разряду дидактических игр.
Большинство современных зарубежных авторов, таких, как Г. Хайд, Джозеф Ф. Каллахан,
Дж. Оллер, Стивен П. Крашен, К. Ливингстоун выделяют следующие свойства
дидактических (еще их называют обучающими) игр:
а) дидактические игры открыты, т.е. исход игры нельзя предугадать; путем создания
изображений можно развивать творческое мышление ребенка не только визуально, но и
через сочинительство/storytelling
б) они повторяемы, игру можно в любое время прервать и начать заново;
в) дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть изменены
участниками игры;
г) дидактические игры должны приносить удовлетворение и радость.
Дидактическая игра — это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее
значение шире. По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки
активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической
деятельности в целом.
Значения:
-Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество,
коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы
и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.
-Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память,
речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, моторику, эмпатию,
рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения.
А.Н.Леонтьев считал, что "игра — свобода личности и воображения, иллюзорная
реализация нереализуемых интересов".
-Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к
условиям определенной среды, обучающие общению.
По определению Л.С.Выготского: "Игра — пространство внутренней социализации
ребенка, средство усвоения социальных установок".
автоматизацию.
В данном случае к дидактическим играм, в которые входят языковые и речевые навыки,
целью которых является формирование соответствующих навыков, можно отнести:
-ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой
применяются знания реального учебного предмета;
-ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым
участником игры или в группе; в данном случае каждый ребенок выступает и художником,
отображающим действительность, так и режиссером собственной истории
Использование художественно-игрового метода делает учебно-воспитательный процесс
более содержательным и более качественным, так как:
игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося;
обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся,
носящий характер особого вида художественной практики, в процессе которой
усваивается до 90% информации, в том числе путем визуализации;
игра- это свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения,
самоопределения и саморазвития для ее участников;
в игре всегда есть некое таинство, неполученный ответ, что активизирует мыслительную
деятельность ученика, толкает на поиск ответа и сочинительство;
Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это
объясняется следующими особенностями.
Использование художественно-игрового метода обучения способствует выполнению
важных методических задач, таких как:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового
материала на примере собственных рисунков;
- минимизация стресса
Таким образом, данный подход предполагает:
- необходимость задействовать на уроке такие сферы учащихся, как эмоциональную,
когнитивную и психомоторную;
- отсутствие страха и напряжения в атмосфере урока, культ эстетики, скрытый характер
контроля.
Подобная иммерсивная форма подачи материала обучения в значительной степени
мобилизует психическую активность учащихся, а именно: вызывает интерес к занятиям
языком, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, расширяет объем
усваиваемого материала, снимает утомление.
И, наконец, самое главное – у детей развивается творческое мышление, тренируется
творческое воображение, облегчается весь процесс научения, повышается мотивация
обучения иностранному языку.
Частичное переключение учащихся с занятий английским языком на занятия
художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия
художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное
психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное
другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка. Что особенно важно во время
внеурочной деятельности.
Примеры тем, которые можно изучать с детьми посредством изобразительного
искусства в виде иллюстраций/комиксов
How much ?
What color is it?
What is it ?
Задание: на примере заданной темы изобразить жанровую иллюстрацию или комикс
Emotions (веселый, грустный, недовольный, удивленный).
House, Room and Furniture (комнаты и их назначение, мебель в разных комнатах (стол,
стулья, диван, кресло, кровать))
We go to the Zoo: Animals and Birds (ознакомление с названиями видов животных и птиц,
уточнение среды их обитания)
We go to the Supermarket/Food (овощи, фрукты, ягоды и другие продукты питания, цвет,
форма, размер, вкус)
We go Shopping: my Clothes (сезонная одежда и обувь)
My Body Части тела (голова, туловище, ноги, руки, пальцы рук и ног, шея, спина, талия,
локти, колени, ступни)
Sports (виды спорта и их названия)
Психоделические игры-раскраски во время изучения темы Colors
Задание: выполнить рисунок заданного предмета или объекта в виде мозаики, используя
различные материалы (масляная пастель, восковые мелки, акварель, гуашь и пр)
Fish painted with wax pencils and watercolors :
«Сложи узор», «Палитра», «Разноцветные узоры»
Список литературы
1. Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении
иностранным языкам. // Иностранные языки в школе – 1969. – № 6. – С. 54 -
61.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.//
Вопросы психологии. – 1996. – 536 с.
3. Выготский Л.С. Из записок конспекта Л.С. Выготского к лекциям
по психологии детей дошкольного возраста//Психология игры. – 1999. – №2– С.293.
5. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2006. – 336 c.
6. Горошко Е. И., Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента
(монография). — Харьков: Ра-Каравелла, 2013. – 320 с. ᴨ
7. Жирнова Е.В. Влияние раннего обучения иностранному языку на
развитие детей.// Вестник Московского государственного областного университета. –
2014. – №2. – C.61 – 64.
8. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language
Teaching // Oxford University Press – 2008. – P. 107 – 119.
9. Wright A. Storytelling with Children. – Oxford University Press,
2009. – P. 220
10. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. —
Минск: ООО "Лексис", 2003.
11. Пучкова Ю.А. игры на уроках английского языка, М., ACT Астрель, 2005.
12. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома.— М.: Новая школа, 1993.
13. Спиваковский А. С. Игра—это серьезно. — М., 1992.
14. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. М.,
Вако, 2007